Решение по делу № 2а-653/2020 от 11.08.2020

Дело № 2а-653/2020                                                                   

                                                

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 сентября 2020 года                                                                                               г. Шарья

Шарьинский районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Карповой С.В., при секретаре Лелиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации городского округа город Шарья Костромской области к судебному приставу исполнителю Межрайонного ОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП по Костромской области - Карповой О.А., Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Костромской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

у с т а н о в и л:

Администрация городского округа г.Шарья Костромской области действуя через своего представителя, обратилась в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу исполнителю Межрайонного ОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП по Костромской области - Карповой О.А., УФССП России по Костромской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей установленного постановлением СПИ МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области Карповой О.А. от 29.07.2020 года по исполнительному производству №000-ИП. В обоснование административного искового заявления указала, что решением Шарьинского районного суда Костромской области от 04.12.2019 года по делу №2-695/2019 удовлетворен иск Шарьинского межрайонного прокурора о возложении на администрацию городского округа г.Шарья Костромской области обязанности предоставить К.В.С. на основании договора найма специализированного жилого помещения с учетом нормы предоставления жилого помещения благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, изолированное жилое помещение из муниципального специализированного жилищного фонда на территории городского округа г.Шарья Костромской области.

Постановлением СПИ МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области от 03.03.2020г. на основании исполнительного листа №2-695/2019 было возбуждено исполнительное производство №000-ИП. Указанным постановлением администрации установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Постановлением СПИ МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области Карповой О.А. от 29.07.2020 года с Администрации взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей. Постановление о взыскании исполнительского сбора получено администрацией 03 августа 2020 года.

Ссылаясь на ч.7 ст.112 Закона об исполнительном производстве установлено право суда освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства. Указывают, что освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Таким образом, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.

Администрация считает, что ею предпринимались все зависящие от неё меры для надлежащего исполнения обязательства.

В связи с тем, что бюджет на 2020 год городского округа город Шарья, утверждённый решением Думы городского округа город Шарья от 24.12.2019 года № 58-ДН, на начало года имел дефицит бюджета, а дополнительные денежные средства на обеспечение полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей помимо предусмотренных областных субвенций на исполнение указанных государственных полномочий не содержало, исполнение решений суда в интересах указанной категории лиц могло осуществляться в 2018-2019 годах исключительно за счет направленных областью субвенций.

Администрацией принимаются меры по организации приобретения жилых помещений для исполнения решений судов. Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа город Шарья на официальном сайте государственных закупок в сети «Интернет» размещен план закупок на 2020 год, в соответствии с которым запланировано на 2020 год проведение аукционов на предмет приобретения жилых помещений для детей сирот.

В январе 2020 года с целью исполнения решений Шарьинского районного суда о предоставлении жилых помещений между Администрацией городского округа г.Шарья и Департаментом строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области было заключено соглашение о предоставлении из бюджета Костромской области бюджету городского округа г.Шарья Костромской области субвенций на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений №000 от ДД.ММ.. Таким образом субвенциями предусмотрено 18 039 524 рублей.

Уже в настоящее время Администрацией городского округа г.Шарья в связи с субвенциями из областного бюджета Костромской области запланировано к приобретению 22 жилых помещения, но по результатам работы Администрацией было успешно приобретено 24 жилых помещения путем проведения электронных аукционов в рамках Федерального закона №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013г. №44-ФЗ.

Таким образом, администрация считает, что в течение установленного срока реальное исполнение решения суда о возложении обязанности предоставить К.В.С. жилого помещения было невозможно вследствие объективных обстоятельств, а следовательно - отсутствует вина администрации в неисполнении судебного решения в установленный срок.

Помимо вышеперечисленного, администрация считает, что уплата органом местного самоуправления исполнительского сбора является нецелесообразной, в связи с тем, что денежные средства при уплате исполнительского сбора в указанном случае переходят из одного бюджета в другой внутри одной бюджетной системы, что является нерациональным и не способствует решению вопросов местного значения, так как средства, которые могли бы быть направлены на фактическое исполнение судебных решений, будут взысканы в виде исполнительского сбора.

Администрация считает, что приняла все меры для надлежащего исполнения обязательств при той степени заботливости и осмотрительности, какая от неё требовалась исходя из существа правоотношения.

Определением суда от 11 августа 2020 года в качестве административного соответчика по делу привлечено УФССП России по Костромской области (л.д. 2).

Представитель административного истца Фэрэмэ К.С. в судебном заседании не участвовала, направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие (л.д.65).

В судебном заседании административный ответчик судебный пристав - исполнитель МОСП по ОВИП УФССП по Костромской области Карпова О.А. не участвовала, направила в суд ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие (л.д.54). Указала, что с заявленными требованиями не согласна. Просит отказать в удовлетворении административного иска.

Управление Федеральной службы судебных приставов по Костромской области в судебное заседание своего представителя не направило, надлежащим образом уведомлено о времени и месте рассмотрения дела (л.д.50).

Заинтересованное лицо К.В.С. в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом о рассмотрении дела (л.д.52).

Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 2 ФЗ от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

В силу частей 1 и 2 ст. 5 вышеуказанного Федерального закона, принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.

Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 6 данного Федерального закона, законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

В силу ст. 30 этого же Федерального закона, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона (ч. 11).

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 12).

Судебный пристав-исполнитель не устанавливает срок для добровольного исполнения исполнительного документа в случаях возбуждения исполнительного производства при последующих предъявлениях исполнительного документа (подпункт 2 части 14).

Согласно п. 13 ч. 1 ст. 64 ФЗ "Об исполнительном производстве" в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор.

В соответствии со ст. 105 вышеуказанного Закона, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Из содержания вышеуказанных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.

При рассмотрении дела установлено, что решением Шарьинского районного суда от 04.12.2019 года, вступившим в законную силу 26.02.2020 года на администрацию городского округа город Шарья Костромской области возложена обязанность предоставить К.В.С., ДД.ММ. года рождения, на основании договора найма специализированного жилого помещения, с учётом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, изолированное жилое помещение из муниципального специализированного жилищного фонда на территории городского округа _________ (л.д.21-27).

На основании исполнительного листа №2-695/2019 судебным приставом-исполнителем 09.07.2020г. было возбуждено исполнительное производство №000-ИП в отношении должника администрации городского округа г.Шарья Костромской области (л.д.58) которое направлено в должнику - администрации городского округа г.Шарья 09.07.2020 (л.д.55-56).

В установленный пятидневный срок после получения постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении указанного исполнительного производства решение исполнено не было.

Постановлением СПИ МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области Карповой О.А. от 29.07.2020 года №000 с Администрации взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей (л.д.17).

В соответствии с положениями статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа (часть 1).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 г. N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

Согласно п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).

По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Решением Шарьинского районного суда от 04.12.2019 года, вступившим в законную силу 26.02.2020 года на администрацию городского округа город Шарья Костромской области возложена обязанность предоставить К.В.С., на основании договора найма специализированного жилого помещения, с учётом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, изолированное жилое помещение из муниципального специализированного жилищного фонда на территории городского округа город Шарья Костромской области.

Распределение денежных средств, являющихся доходами бюджета, является компетенцией представительного органа местного самоуправления - Думы городского округа город Шарья.

Согласно Соглашения №6 от 17.04.2020 года о предоставлении из бюджета Костромской области бюджету городского округа г.Шарья Костромской области субвенций на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений заключенного между Администрацией городского округа г.Шарья Костромской области и Департаментом строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области, предусмотрено выделение субвенций на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений в размере 18 039 524 рублей в 2020 году, 18 039 524 - в 2021 году, 18 039 524 - в 2022 году (л.д.38-41).

Председателем Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа город Шарья утвержден план-график закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, в котором предусмотрено приобретение жилого помещения для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из их числа которые подлежат обеспечению жилым помещением на территории городского округа город Шарья Костромской области (л.д. 15-15оборот).

Согласно справка Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа город Шарья Костромской области от 06.08.2020 г. № 2366 согласно которой по состоянию на 06.08.2020 г. в муниципальном специализированном жилищном фонде администрации городского округа город Шарья Костромской области отсутствуют свободные жилые помещения, предназначенные для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 9).

Согласно решения Думы городского округа город Шарья «О бюджете городского округа город Шарья Костромской области на 2020г. и на плановый период 2021 и 2022 годов» от 24.12.2019 г. бюджет на начало 2020 года имеет дефицит бюджета в сумме 29 562,2 тысяч рублей (л.д.19).

По мнению суда, администрацией городского округа город Шарья представлены доказательства, свидетельствующие о принятии мер с учетом отсутствия необходимых денежных средств для надлежащего исполнения содержащихся в исполнительном документе требований. В течение установленного пятидневного срока реальное исполнение решения суда о предоставлении жилого помещения было невозможно.

При данных обстоятельствах, наличии объективных причин, препятствующих исполнению решения суда, отсутствии виновного противоправного бездействия должника - администрации городского округа город Шарья в неисполнении решения суда в установленный судебным приставом-исполнителем 5-дневный срок, заявление об освобождении от взыскания исполнительского сбора подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Административный иск Администрации городского округа город Шарья Костромской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора - удовлетворить.

Освободить Администрацию городского округа город Шарья Костромской области от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного ОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Костромской области Карповой О.А. от ДД.ММ. №000 в рамках исполнительного производства №000-ИП.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Шарьинский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                                                                                        Карпова С.В.      

2а-653/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация городского округа г. Шарья Костромской области
Ответчики
Судебный пристав-исполнитель по ОВИП УФССП по Костромской области Карпова Ольга Александровна
Управление Федеральной службы судебных приставов по Костромской области
Другие
Копылов Виталий Сергеевич
Суд
Шарьинский районный суд Костромской области
Судья
Карпова С.В.
Дело на сайте суда
sharinsky.kst.sudrf.ru
11.08.2020Регистрация административного искового заявления
11.08.2020Передача материалов судье
11.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
11.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.09.2020Судебное заседание
02.09.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее