Решение по делу № 3а-676/2021 от 23.08.2021

КОПИЯ

Дело № 3а-676/2021

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Нижний Новгород 22 сентября 2021 года

Нижегородский областной суд в составе:

председательствующего судьи Буруновой С.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Шкариной Т.Н.,

с участием представителя административного истца ФИО9,

представителя административного ответчика ФИО6,

прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области ФИО7,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 о признании недействующим в части Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год,

УСТАНОВИЛ:

19 ноября 2020 года Министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области издан приказ № 326-13-631667/20 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год» (далее также - приказ от 19 ноября 2020 года № 326-13-631667/20, Перечень 2011).

Приказ от 19 ноября 2020 года № 326-13-631667/20 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области.

Административный истец ФИО2 обратился в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими со дня принятия пункта 628 раздела «городской округ [адрес]» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 19 ноября 2020 года № 326-13-631667/20.

В обоснование иска административный истец, ФИО2 указал следующее: является собственником недвижимого имущества - нежилого помещения, кадастровый [номер], расположенный по адресу: [адрес]

Нежилое помещение, кадастровый [номер], площадью 980,8 кв.м., имеет наименование «нежилое встроенное помещение», назначение – «нежилое», расположено в многоквартирном жилом доме с кадастровым номером [номер] по адресу: [адрес] который в свою очередь расположен на земельном участке с кадастровым номером [номер], с видом разрешенного использования – «эксплуатация многоквартирного дома со встроенным помещением; для многоэтажной жилой застройки»; согласно техническому паспорту, составленному ГП НО «Нижтехинвентаризация» (Дзержинский филиал) по состоянию на 03.12.2012 г., помещения в указанном здании для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения не предназначены; из экспликации площади помещений, содержащейся в техническом паспорте, усматривается, что в помещении по адресу: [адрес] расположены: подвал – подвал (12 помещений), 1 этаж – торговый зал (1) площадью 31,2 кв.м., материальная (1), кабинеты (4), кабинеты врача (10), кабинеты персонала (3), кабинет бухгалтерии (1), операционная (1), послеоперационная (1), процедурный (2), санитарная (4), палата (1), умывальник (1), уборная (2), санузел (5), коридоры (6), тамбур (6), котельная (1), гардеробная (2); при этом площадь торгового зала составляет 3,18% от общей площади помещения, что менее 20%; таким образом, назначение и наименование помещений согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, а также документах технического (инвентаризационного) учета, однозначно не свидетельству, что данный объект недвижимости предусматривает размещение в нем торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, офисов; мероприятия по определению вида фактического использования объекта недвижимости на момент его включения в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год не проводились; помещение используется по назначению ООО «Поликлиника «ЮНА», основным видом деятельности которой является вид деятельности 86.10 «Деятельность больничных организаций», имеет лицензию ЛО-52-01-003170 от 13.06.2013 на «Медицинскую деятельность, осуществляемую организациями муниципальной и частной системы здравоохранения, за исключением деятельности по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи» и лицензию ЛО-52-01-006832 от 13.06.2013 на «медицинскую деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), выданные министерством здравоохранения Нижегородской области.

Административным ответчиком, Министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области, представлен письменный отзыв на административное исковое заявление.

В судебном заседании представителя административного истца поддержал доводы и требования административного искового заявления.

Представитель административного ответчика в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в письменном отзыве.

Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить административное исковое заявление, обсудив доводы административного искового заявления и возражений на него, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Решением городской Думы города Дзержинска от 25 ноября 2014 года № 821 «О налоге на имущество физических лиц» (ред. от 23.06.2020) установлены ставки налога в зависимости от кадастровой стоимости объекта налогообложения в следующих размерах:

для объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации – 2 процента;

для прочих объектов налогообложения – 0,5 процента.

В судебном заседании установлено, что ФИО2 является собственником нежилого помещения, кадастровый [номер], общей площадью 980,8 кв.м., расположенного по адресу: [адрес]

Указанный объект недвижимости включен в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, утв. приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 19 ноября 2020 года № 326-13-631667/20 (пункт 628 раздела «<данные изъяты>»).

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что ФИО2 является надлежащим административным истцом.

В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Пунктом 1 статьи 38 Устава Нижегородской области предусмотрено, что Правительство Нижегородской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти области, руководит работой органов исполнительной власти области и контролирует их деятельность.

Согласно постановлению Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2014 года № 61 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации» Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области определено уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области, в том числе по определению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 16 октября 2015 года № 666 «Об утверждении положения о Министерстве инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области», Министерство является правопреемником Министерства инвестиционной политики Нижегородской области и Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области. Пунктами 4.31 и 4.32 Положения о Министерстве предусмотрено, что Министерство для осуществления возложенных на него функций имеет право издавать в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации распоряжения и приказы, в том числе совместно с другими органами исполнительной власти. Акты иных наименований (инструкции, правила, положения, указания и другие) утверждаются приказами Министерства. Издавать приказы, обязательные для исполнения всеми государственными предприятиями, учреждениями, организациями и органами исполнительной власти Нижегородской области, а также решения и распоряжения по имущественным вопросам в пределах компетенции Министерства, а также издавать приказы, принимать решения и распоряжения во исполнение распоряжений Губернатора и Правительства Нижегородской области.

Согласно Указу Губернатора Нижегородской области от 15 января 2018 года № 6 «Об утверждении структуры органов исполнительной власти Нижегородской области», функции по развитию инвестиционной политики и соответствующие штатные единицы из Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области переданы в Министерство экономики и конкурентной политики Нижегородской области. Министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области переименовано в Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области.

Задачи, функции, права Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области отражены в Положении о Министерстве имущественных и земельных отношений Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 22 марта 2018 года №183, в том числе: издавать в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации распоряжения и приказы, в том числе совместно с другими органами исполнительной власти. Акты иных наименований (инструкции, правила, положения, указания и другие) утверждаются приказами Министерства. Издание актов в виде писем и телеграмм не допускается (п.4.30); издавать приказы, обязательные для исполнения всеми государственными предприятиями, учреждениями, организациями и органами исполнительной власти Нижегородской области, а также решения и распоряжения по имущественным вопросам в пределах компетенции Министерства, а также издавать приказы, принимать решения и распоряжения во исполнение распоряжений Губернатора и Правительства Нижегородской области (п.4.31).

Постановлением Правительства Нижегородской области от 30 июня 2018 года №557, в пункт 1 постановления Правительства Нижегородской области от 06 февраля 2014 года №61 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации» внесены изменения, слова «Министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области» заменены словами «Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области».

Согласно статье 5 Закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 года №8 «О нормативных актах Нижегородской области», действующие в области нормативные правовые акты образуют единую, целостную и дифференцированную нормативную правовую систему (законодательство области), основанную на принципе верховенства нормативных правовых актов, обладающих большей юридической силой. Нормативные правовые акты области подразделяются на законодательные нормативные правовые акты и иные нормативные правовые акты. В систему законодательных нормативных правовых актов области входят Устав области и законы области. В систему иных нормативных правовых актов области входят:

1) нормативные правовые акты Законодательного Собрания области;

2) нормативные правовые акты Губернатора области;

3) нормативные правовые акты Правительства области;

4) нормативные правовые акты министерств и иных органов исполнительной власти области.

Пунктом 1 статьи 6 указанного Закона установлены формы нормативных правовых актов области, из которого следует, что нормативные правовые акты Министерств и иных органов исполнительной власти области издаются в форме приказов (за исключением случаев, когда в соответствии с федеральным законодательством в положении об органе исполнительной власти предусмотрена иная форма издаваемого акта).

Проанализировав указанные положения НК РФ во взаимосвязи с нормами Устава Нижегородской области, Закона Нижегородской области от 5 ноября 2014 года №140-З «О применении с 1 января 2015 года на территории Нижегородской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» (далее – Закон №140-З), Закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 года № 8-З «О нормативных правовых актах Нижегородской области», Закона Нижегородской области от 3 октября 2007 года № 129-З «О Правительстве Нижегородской области», постановления Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2014 года № 61 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации», постановления Правительства Нижегородской области от 2 октября 2015 года № 635 «Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения» (далее - Порядок), постановления Правительства Нижегородской области от 20 февраля 2006 года № 50 «Об утверждении Положения о Министерстве государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области», Положения о Министерстве, постановления Правительства Нижегородской области от 16 октября 2015 года № 666 «Об утверждении Положения о Министерстве инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области», постановления Правительства Нижегородской области от 22 марта 2018 года № 183 «Об утверждении Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Нижегородской области», Положения о Министерстве, суд приходит к выводу о том, что приказ Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области № 326-13-631667/20 19.11.2020, являющийся нормативным правовым актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принят как в пределах полномочий Нижегородской области, так и в соответствии с компетенцией уполномоченного на то органа, с соблюдением требований законодательства к форме и виду, процедуре принятия и правилам введения в действие. Данный приказ размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области, Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Административным истцом компетенция Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области на издание указанного нормативного правового акта не оспаривалась.

Проверив приказ № 326-13-631667/20 19.11.2020 в оспариваемой части на предмет соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

В силу положений пункта «ж» статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов налогообложения в Российской Федерации.

Статьей 15 и пунктом 1 статьи 399 НК РФ предусмотрено, что налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса. Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Согласно статье 1 Закона № 140-З на территории Нижегородской области порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, применяется с 1 января 2015 года.

Статьей 378.2 НК РФ предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности, установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.

Так, согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении, следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Понятие административно-делового центра и торгового центра (комплекса), основания отнесения к ним отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений), а также фактическое использование зданий (строений, сооружений) и помещений в них для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания определены пунктами 3-5 статьи 378.2 НК РФ.

Согласно пункту 5 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Постановлением Правительства Нижегородской области от 02.10.2015г. №635 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения.

В соответствии с пунктом 3 названного Порядка уполномоченный орган осуществляет организационно-техническую работу по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений.

Пунктами 4 и 6 постановления Правительства Нижегородской области от 02 октября 2015 года №635 предусмотрено, что уполномоченный орган на конкурсной основе привлекает организацию для установления вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений с целью подготовки Перечня, а также что Перечень формируется на основе данных, полученных от организации, с указанием вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений и обозначением источника получения информации о данном виде фактического использования.

В соответствии с пунктом 5 Порядка для определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений с целью составления Перечня используются:

- сведения государственного кадастра недвижимости и Единого реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (сведения Единого государственного реестра недвижимости, - в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 14.12.2017 № 910).

В целях уточнения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений дополнительно используются:

- документы технического учета (инвентаризации);

- иные документы органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области, собственников объектов недвижимого имущества;

- информация об объектах недвижимости из открытых источников, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В силу ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений. В соответствии с п.3 ч.2 ст.62 КАС РФ лицо, обратившееся в суд, обязано подтвердить факты, на которые ссылается как на основание своих требований.

В соответствии с частью 9 статьи 213 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, в том числе, соответствует ли оспариваемый нормативный правовой акт или его часть нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

В ходе рассмотрения настоящего дела установлено следующее:

нежилое помещение, кадастровый [номер], общей площадью 980,8 кв.м., расположенное по адресу: [адрес], имеет назначение и наименование «нежилое помещение»; расположено в многоквартирном доме с кадастровым номером [номер] по адресу: [адрес] данное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером [номер], который имеет вид разрешенного использования «эксплуатация многоквартирного дома со встроенным нежилыми помещениями».

Земельный участок с кадастровым номером [номер], на которых находится здание с кадастровым номером [номер], в котором, в свою очередь, расположено спорное помещение, имеет вид разрешенного использования «эксплуатация многоквартирного дома со встроенным нежилыми помещениями», что не предполагает размещение на нем зданий административно-делового или коммерческого назначения, а также объектов общественного питания, бытового обслуживания или офисных помещений.

Из совокупного толкования положений п. п 1,.2 ч.1 ст. 378.2 НК РФ, п.1 ч.3 ст. 378.2 НК РФ, п.1 ч.4 ст. 378.2 НК РФ и п.1 ч.7 ст. 378 НК РФ следует, что такой критерий как вид разрешенного использования земельного участка (предусматривающий размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, либо размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания), на котором расположено здание, в качестве основания включения соответствующего здания в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, предусмотрен только в отношении зданий, относящихся к административно-деловым центрам и торговым центрам (комплексам) и помещениям в них.

Объект недвижимого имущества: с кадастровым номером [номер], являющийся многоквартирным домом, не может быть отнесен к административно-деловым центрам и торговым центрам (комплексам).

Из экспликации площади помещения, содержащейся в техническом паспорте, представленном как административным истцом, так и КП НО «Нижтехинвентаризация – БТИ Нижегородской области», составленном по состоянию на 03.12.2012 г., следует, что в спорном помещении расположены: подвал – подвал (12 помещений), 1 этаж – торговый зал (1) площадью 31,2 кв.м., материальная (1), кабинеты (4), кабинеты врача (10), кабинеты персонала (3), кабинет бухгалтерии (1), операционная (1), послеоперационная (1), процедурный (2), санитарная (4), палата (1), умывальник (1), уборная (2), санузел (5), коридоры (6), тамбур (6), котельная (1), гардеробная (2).

Таким образом, площадь торгового зала (31,2 кв.м.) в составе спорного помещения общей площадью 980,8 кв.м. составляет 3,18% от общей площади помещения, что менее 20%.

Исходя из изложенного назначение, разрешенное использование или наименование нежилого помещения с кадастровым номером [номер] в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, а также документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости не предусматривает размещение офисов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, при этом площадь торгового объекта менее 20% общей площади помещения.

Доказательств с достоверностью подтверждающих факт использования спорного объекта недвижимости под цели, указанные в ст.378.2 НК РФ, материалы дела не содержат.

Судом установлено, что мероприятия по определению вида фактического использования объектов недвижимости на момент их включения в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год не проводились.

Федеральный законодатель, устанавливая с 01 января 2014 года особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества исходя из их кадастровой стоимости, в статье 378.2 НК РФ предусмотрел отдельные требования к процедуре принятия нормативного правового акта, регулирующего отношении в названной сфере, обязав уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определять на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи, обязав устанавливать вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 этой статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 1 пункта 7, пункт 9).

Таким образом, исходя из системного анализа взаимосвязанных положений статьи 378.2 НК РФ, включение в Перечень спорного здания по его фактическому использованию является правомерным при условии, если обследование проводилось в строгом соответствии с региональными правилами и акты содержат конкретные сведения, подтверждающие использование конкретных помещений для размещения объектов торговли, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, офисов и что их общая площадь превышает 20 процентов от общей площади спорного здания.

Кроме того, суд учитывает, что согласно пункту 2 статьи 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 01 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 данного Кодекса.

Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ определено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 данной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации.

Таким образом, по смыслу указанных норм определение перечня объектов недвижимого имущества, подлежащих включению и проведение обследования таких объектов должно проводиться до начала налогового периода, на который уполномоченным органом определяется перечень объектов недвижимого имущества, т.е. в данном случае, соответственно, до 01.01.2021 г.

Из объяснений стороны административного истца следует, что помещение используется по назначению ООО «Поликлиника «ЮНА», основным видом деятельности которой является вид деятельности 86.10 «Деятельность больничных организаций», имеет лицензию ЛО-52-01-003170 от 13.06.2013 на «Медицинскую деятельность, осуществляемую организациями муниципальной и частной системы здравоохранения, за исключением деятельности по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи» и лицензию ЛО-52-01-006832 от 13.06.2013 на «медицинскую деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), выданные министерством здравоохранения Нижегородской области.

В подтверждение вышеуказанных объяснений фактического использования спорного объекта недвижимости представлены договор аренды нежилого помещения 02/21-ИП от 29.12.2020 г. с актом приема передачи, заключенный между ИП ФИО2 и ООО Поликлиника «ЮНА», уведомление о страховом тарифе на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний филиала №25 ГУ – НРО ФССР РФ в адрес страхователя ООО Поликлиника «ЮНА», в соответствии с заявленным видом деятельности 86.10 «Деятельность больничных организаций»

Также стороной административного истца представлены фотоматериалы спорного нежилого помещения, из которых усматривается, что на фасаде здания имеется вывеска «Поликлиника «ЮНА», в помещении находится медицинское оборудование.

В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что в отношении вышеназванного объекта недвижимости проводились мероприятия по обследованию с целью определения вида их фактического использования на момент включения в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст.84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что объект недвижимого имущества - нежилое помещение, кадастровый [номер], общей площадью 980,8 кв.м., расположенное по адресу: [адрес], исходя из его назначения, наименования в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, документах технического (инвентаризационного) учета, при отсутствии доказательств фактического использования объекта в качестве офисного, торгового, как объекта бытового обслуживания или общественного питания, не относилось к видам недвижимого имущества, признаваемыми объектами налогообложения, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, следовательно, не подлежало включению в Перечень.

Суд полагает, что административным ответчиком по настоящему делу не представлено доказательств того, что оспариваемый приказ Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области № 326-13-631667/20 от 19.11.2020 в части включения нежилого помещения с кадастровым номером [номер], в пункт 628 раздела «городской округ [адрес]» Перечня на 2021 год принят в соответствии с действующим законодательством, имеющим большую юридическую силу, а именно, положениями статьи 378.2 НК РФ и Закона № 140-З.

Учитывая, что обязанность по уплате налога на имущество физических лиц за 2021 год и возможность его взыскания существуют, суд считает, что оспариваемое административным истцом положение подлежит судебной проверке в рамках судебного нормоконтроля, поскольку могут быть применены к административному истцу ФИО2, как к плательщику налога на имущество физических лиц.

Исходя из изложенного, административное исковое заявление ФИО2 подлежит удовлетворению.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим, суд исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Суд принимает во внимание, что ФИО2 является плательщиком налога на имущество физических лиц в 2021 году, и поскольку оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия (на 2021 год), признание отдельных его положений с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Следовательно, пункт 628 раздела «городской округ [адрес]» Перечня на 2021 год подлежит признанию недействующим со дня принятия приказа Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области № 326-13-631667/20 от 19.11.2020.

Согласно пункту 5.6 раздела 5 Постановления Правительства Нижегородской области от 14 февраля 2006 года № 41 «О Реестре нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области» нормативный акт органа исполнительной власти размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте органа исполнительной власти Нижегородской области.

В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2014 года № 61 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации», Министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области (переименовано в Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области) является уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области по направлению перечня в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области.

Соответственно, сведения об изменениях, внесенных в Перечни, в том числе, вследствие принятых судом судебных актов, также подлежат направлению Министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области в Управление Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области.

В силу положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивную часть решения подлежит включению указание о возложении на Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области обязанности разместить сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу на официальном сайте административного ответчика, и направить сообщение о решении суда в Управление Федеральной налоговой службы по Нижегородской области.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

    

Административное исковое заявление ФИО2 о признании недействующим в части Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, удовлетворить.

Признать недействующими пункт 628 раздела «городской округ [адрес]» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утв. Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области № 326-13-631667/20 от 19.11.2020, со дня принятия.

Возложить обязанность на Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу разместить сообщение о решении на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-коммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области.

Возложить обязанность на Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу направить настоящее решение суда в Управление Федеральной налоговой службы по Нижегородской области.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции через Нижегородский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

П.П. Судья областного суда Бурунова С.В.: подпись

Решение в окончательной форме принято 04 октября 2021 года.

Судья областного суда Бурунова С.В.: подпись

КОПИЯ ВЕРНА.

Судья областного суда С.В. Бурунова

3а-676/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Пожелаев Юрий Александрович
Ответчики
Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области
Другие
Прокуратура Нижегородской области
Раскина Лидия Ивановна
Суд
Нижегородский областной суд
Судья
Бурунова Светлана Валерьевна
Дело на сайте суда
oblsud.nnov.sudrf.ru
23.08.2021Регистрация административного искового заявления
24.08.2021Передача материалов судье
25.08.2021Решение вопроса о принятии к производству
25.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.09.2021Судебное заседание
22.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее