Решение от 14.12.2020 по делу № 3а-340/2020 от 17.08.2020

УИД 61OS0000-01-2020-000348-44

дело № 3а-340/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 декабря 2020 года                 г. Ростов-на-Дону

    Ростовский областной суд в составе судьи Рудневой О.А.,

при ведении протокола помощником судьи Борозненко Л.Р., секретарем Дроздовой Н.А.,

с участием:

прокурора Потоцкой Ю.А.,

представителей административного истца Федерального агентства лесного хозяйства Ли Ф.А., Андриасьяна С.Р.,

представителя административного ответчика Собрания депутатов Семикаракорского городского поселения Бандурина В.Е.,

представителей заинтересованных лиц:

Администрации Семикаракорского района Ростовской области – Поповой А.Н., Администрации Семикаракорского городского поселения – Студеникина И.А., Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области – Лосевой Е.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ростовского областного суда административное дело по административному иску Федерального агентства лесного хозяйства о признании не действующим в части решения Собрания депутатов Семикаракорского городского поселения Семикаракорского района Ростовской области от 29 сентября 2011 года № 117 «Об утверждении генерального плана Семикаракорского городского поселения» (в редакции решения от 12 ноября 2015 года № 142),

у с т а н о в и л :

Решением Собрания депутатов Семикаракорского городского поселения Семикаракорского района Ростовской области от 29 сентября 2011 года № 117 утвержден генеральный план Семикаракорского городского поселения. Решением того же органа от 12 ноября 2015 года № 142 утверждены изменения в генеральный план.

Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании указанного нормативного правового акта в части. После уточнения требований в порядке, предусмотренном статьей 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Рослесхоз просит признать не действующим со дня принятия решение Собрания депутатов Семикаракорского городского поселения от 29 сентября 2011 года № 117 (с учетом изменений от 12 ноября 2015 года) в части включения в генеральном плане поселения в границы населенного пункта – города Семикаракорск земель лесного фонда Семикаракорского участкового лесничества Семикаракорского лесничества Ростовской области общей площадью 81 416 кв.м: квартал 16, части выделов 17, 18, 20, 21, 26, 29; квартал 33, части выделов 2-5; квартал 34, части выделов 2, 9, 12, 13; квартал 46, часть выдела 21 (том 1 л.д. 85-91).

В ходе судебного разбирательства представители административного истца Ли Ф.А., Андриасьян С.Р. поддержали указанные требования.

Представитель административного ответчика Собрания депутатов Семикаракорского городского поселения (далее – Собрание депутатов) Бандурин В.Е., представитель заинтересованного лица Администрации Семикаракорского городского поселения Студеникин И.А. не признали административный иск, ссылаясь на то, что на момент разработки генерального плана поселения у органов местного самоуправления отсутствовала информация о том, что в границы населенного пункта входят земельные участки из земель лесного фонда.

Представитель заинтересованного лица Администрации Семикаракорского района Попова А.Н. также просила отказать в удовлетворении требований, указывая, что 24 марта 2011 года органами местного самоуправления получено сводное заключение Администрации Ростовской области о согласовании проекта генерального плана Семикаракорского городского поселения.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области Лосева Е.Ф. просила удовлетворить административный иск Рослесхоза.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные отзывы, письменные доказательства, заслушав заключение прокурора, участвующего в деле, Потоцкой Ю.А., полагавшей необходимым удовлетворить заявленные требования, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 8, пункту 2 части 1 статьи 18, части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункту 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», частью 17 статьи 18 Областного закона Ростовской области от 14 января 2008 года № 853-ЗС «О градостроительной деятельности в Ростовской области» (здесь и далее нормы законодательства указаны в редакциях, действовавших на дату принятия оспариваемого акта) утверждение генерального плана поселения, который является документом территориального планирования муниципального образования, относится к вопросам местного значения поселения. Генеральный план поселения, по общему правилу, утверждается муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления поселения.

Таким образом, решение от 29 сентября 2011 года № 117 об утверждении генерального плана Семикаракорского городского поселения, равно как и решение об утверждении изменений в генеральный план от 12 ноября 2015 года № 142, приняты представительным органом местного самоуправления – Собранием депутатов этого поселения в пределах компетенции.

Названные акты приняты в соответствии со статьями 25, 50 Устава муниципального образования «Семикаракорское городское поселение», утвержденного решением Собрания депутатов от 15 июня 2011 года № 103, Регламентами Собрания депутатов, утвержденными решениями этого органа от 14 декабря 2009 года № 36, от 28 декабря 2011 года № 128, в надлежащей форме – в форме решений, на заседаниях Собрания депутатов, правомочным составом депутатов, при наличии кворума (том 2 л.д. 153-163, 255-261).

Проект генерального плана Семикаркорского городского поселения, включая текстовую и графическую части, был опубликован для ознакомления населения, заинтересованных лиц в общественно-политической газете Семикаракорского района «Семикаракорские вести» 1 февраля 2011 года в номере 11 (10972) (специальный выпуск «Семикаркорск официальный») (том 3, л.д. 225-228).

24 марта 2011 года получено сводное заключение № 38 о согласовании Администрацией Ростовской области проекта генерального плана Семикаракорского городского поселения.

Принятию базового решения № 117 об утверждении генерального плана и решения о внесении изменений в генеральный план № 142 предшествовали публичные слушания, проведенные в целом с соблюдением установленных требований.

Публичные слушания по проекту генерального плана назначены постановлением главы Семикаракорского городского поселения от 30 июня 2011 года № 157. Информация об этом опубликована в газете «Семикаракорские вести» 5 июля 2011 года в номере 77 (11038). 5 августа 2011 года проведены публичные слушания, о чем составлены протокол и заключение о результатах публичных слушаний. Последнее, в соответствии с муниципальными правовыми актами, обнародовано путем размещения на информационных стендах в период с 9 по 22 сентября 2011 года, что подтверждено заключением от 23 сентября 2011 года (том 3 л.д. 200-222, том 4 л.д. 221).

14 июля 2015 года в газете «Семикаракорские вести» (№ 79 (11656)) опубликовано постановление главы Семикаркорского городского поселения от 6 июля 2015 года № 299 о подготовке предложений о внесении изменений в генеральный план поселения. Постановлением от 14 сентября 2015 года № 445 назначены публичные слушания по данному вопросу; постановление опубликовано в упомянутой выше газете № 113 (11689). 12 октября 2015 года состоялись публичные слушания, что подтверждено соответствующим протоколом. Заключение, составленное по итогам публичных слушаний по внесению изменений в генеральный план от 2 ноября 2015 года, официально опубликовано в газете 10 ноября 2015 года в номере 130 (11706) (том 3 л.д. 230-241).

Статья 47 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в соответствующей редакции предусматривала, что муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

В соответствии со статьей 52 Устава муниципального образования, постановлением Администрации Семикаракорского городского поселения от 3 ноября 2009 года № 19 «Об определении мест и печатного издания для опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов» для вступления в силу нормативных муниципальных правовых актов в Семикаракорском городском поселении допускается в равной мере либо официальное опубликование их текстов в газете «Семикаракорские вести» либо официальное обнародование на информационных стендах, установленным в общедоступных местах по определенным адресам в течение не менее 14 дней, с последующей передачей документа в библиотеку для хранения с возможностью граждан беспрепятственно бесплатно знакомиться с содержанием акта.

Пунктом 2 решения от 29 сентября 2011 года № 117 и пунктом 2 решения от 12 ноября 2015 года № 142 установлено, что эти решения вступают в силу после их официального обнародования на информационных стендах в здании Администрации Семикаракорского городского поселения и библиотеках, расположенных на территории поселения.

Решения от 29 сентября 2011 года № 117 и от 12 ноября 2015 года № 142 с соблюдением приведенных выше норм обнародованы в установленном порядке путем размещения в период с 30 сентября по 14 октября 2011 года и с 13 по 27 ноября 2015 года соответственно на информационных стендах и в библиотеках, что подтверждено заключениями главы поселения от 15 октября 2011 года и от 27 ноября 2015 года (том 3 л.д. 3, 4).

Генеральный план в соответствующих редакциях также размещен на официальном сайте Семикаракорского городского поселения (http://www.semikarakorsk-adm.ru).

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что возможность ознакомления с оспариваемым актом граждан обеспечена, порядок официального опубликования (обнародования) нормативного правового акта (в базовой и измененной редакциях), порядок вступления его в законную силу соблюдены.

Указанные обстоятельства предметом оспаривания в настоящем процессе не являлись.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов. При установлении или изменении границ населенных пунктов в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, осуществляется перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности (пункт 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации). Нарушение установленного Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием для признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (пункт 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации).

Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения и особенности его согласования предусмотрены статьями 24 и 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Проект генерального плана подлежит обязательному согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в установленном порядке, в том числе в случае, когда предусматривается включение в соответствии с указанным проектом генерального плана в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения земельных участков из земель лесного фонда (пункт 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласование проекта генерального плана с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти осуществляется в трехмесячный срок со дня поступления в эти органы уведомления об обеспечении доступа к проекту генерального плана и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования (часть 7 статьи 25 ГрК РФ).

Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере лесного хозяйства, в силу Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 736, является Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз), которое осуществляет рассмотрение проектов схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и подготовку заключений в пределах своей компетенции.

Пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 736 было установлено, что Федеральное агентство лесного хозяйства до 1 января 2015 года согласовывает включение земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов.

В период подготовки проекта генерального плана Семикаракорского городского поселения действовало Положение о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 года № 178, которое до 13 марта 2012 года применялось и в отношении проектов генеральных планов поселений.

В силу пунктов 2, 5-7, 10 названного Положения организацию согласования проекта документа территориального планирования должен был обеспечить орган местного самоуправления - заказчик разработки проекта документа территориального планирования. В случаях, указанных части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации на заказчика возлагалась обязанность направить проект на согласование в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере градостроительства. Уполномоченный орган в сфере градостроительства в течение 3 рабочих дней с даты получения проекта документа территориального планирования направлял его копии в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности, для рассмотрения и представления заключений в части вопросов, входящих в компетенцию этих уполномоченных отраслевых органов. Уполномоченный отраслевой орган по результатам рассмотрения проекта документа территориального планирования готовил заключение в течение 30 дней с даты получения проекта от уполномоченного органа в сфере градостроительства. Уполномоченный орган в сфере градостроительства осуществлял подготовку сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений уполномоченных отраслевых органов.

Из выписки Единого государственного реестра недвижимости, копии свидетельства о государственной регистрации права от 18 июня 2004 года следует, что 15 января 2004 года в кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке (едином землепользовании) с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН (ранее кадастровый (условный) номер НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН), местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир земли Семикаракорского лесхоза, почтовый адрес ориентира: Ростовская область, район Семикаракорский, категория земель – земли лесного фонда, вид разрешенного использования - лесное хозяйство (ранее значился как леса первой группы, категория защитности - противоэрозионные леса). На момент регистрации права собственности Российской Федерации в 2004 году площадь участка составляла 52 650 000 кв.м, в данное время площадь названного объекта равна 47 645 018 кв.м.

Как установлено судом на основании представленных доказательств, генеральным планом Семикаркорского городского поселения, утвержденным решением Собрания депутатов поселения от 29 сентября 2011 года № 117, в границы г. Семикаракорск включены лесные участки, расположенные на землях лесного фонда Семикаракорского участкового лесничества Семикаракорского лесничества Ростовской области общей площадью 81 416 кв.м: квартал 16, части выделов 17, 18, 20, 21, 26, 29; квартал 33, части выделов 2-5; квартал 34, части выделов 2, 9, 12, 13; квартал 46, часть выдела 21.

Данное обстоятельство подтверждено материалами лесоустройства (приложение у делу), копии которых представлены по запросу суда Минприроды области, приказами Рослесхоза об установлении границ лесничества (том 5), заключением ФГБУ «Рослесинфорг» от 9 сентября 2020 года (том 1 л.д. 75-77, увеличенные фрагменты карты – т. 1 л.д. 138-140) о наложении границ земель населенного пункта на земли лесного фонда, находящиеся в собственности Российской Федерации.

В ходе судебного разбирательства административным ответчиком и заинтересованными лицами – органами местного самоуправления ставился под сомнение факт наложения границ населенного пункта на участки земель лесного фонда. Судебное разбирательство неоднократно откладывалось для обоснования и подтверждения указанными лицами своей позиции. Несмотря на то, что бремя доказывания законности и обоснованности принятых актов возложено на административного ответчика, последний не представил суду доказательства в подтверждение своих доводов.

Ссылка представителя Администрации Семикаркорского городского поселения на письмо филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ростовской области от 30 ноября 2020 года о том, что по результатам рассмотрения представленных Рослесхозом в 2019 года сведений о границах лесничества внесенные в ЕГРН границы не имеют наложений и пересечений с земельными участками населенных пунктов, не опровергает того обстоятельства, что при утверждении генерального плана поселения в границы города включены отдельные части выделов лесных кварталов (том 5 л.д. 41-47). Напротив, из названного письма и уведомления, направленного филиалом ФГБУ Рослесхозу 1 июля 2019 года, следует, что орган регистрации при внесении сведении о координатах границ лесничества, выявил наличие таких пересечений, но во исполнение требований частей 15, 16 статьи 34 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» внес их в ЕГРН в измененном виде с учетом содержащегося в ЕГРН описания местоположения границ иных земельных участков.

Информацией Рослесхоза, пояснениями представителей сторон подтверждается, что проект генерального плана на согласование в уполномоченные федеральные органы не направлялся, как не направлялось и уведомление об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе.

Тем самым допущено нарушение порядка согласования и принятия решения об утверждении генерального плана, предусмотренного статьями 24 и 25 ГрК РФ и упомянутыми выше подзаконными актами.

Согласование проекта с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации не подменяет необходимость согласования проекта документа территориального планирования по основаниям, предусмотренным законом, с уполномоченными федеральными органами.

На основании пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает его не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Сведений о том, что в оспариваемой части акт применялся для регулирования правоотношений в соответствующей сфере и на его основе были реализованы права и обязанности граждан и организаций, не имеется, в связи с чем суд считает возможным признать этот акт не действующим в части со дня его принятия.

Во исполнение пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ на административного ответчика возлагается обязанность по опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщения о данном решении в официальном периодическом печатном издании газете «Семикаракорские вести».

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

    ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 29 ░░░░░░░░ 2011 ░░░░ № 117 «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» (░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 12 ░░░░░░ 2015 ░░░░ № 142), ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 81 416 ░░.░:

░░░░░░░ 16, ░░░░░ ░░░░░░░ 17, 18, 20, 21, 26, 29,

░░░░░░░ 33, ░░░░░ ░░░░░░░ 2-5,

░░░░░░░ 34, ░░░░░ ░░░░░░░ 2, 9, 12, 13,

░░░░░░░ 46, ░░░░░ ░░░░░░ 21.

░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░».

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                                        ░.░.░░░░░░░

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 11 ░░░░░░ 2021 ░░░░

░░░░░                         ░.░.░░░░░░░

3а-340/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Федеральное агентство лесного хозяйства
Ответчики
Собрание депутатов Семикаракорского городского поселения Ростовской области
Другие
Прокуратура Ростовской области
Администрация Семикаракорского района
Администрация Семикаракорского городского поселения
Ли Филипп Алексеевич
Министерство природных ресурсов Ростовской области
Суд
Ростовский областной суд
Судья
Руднева Ольга Анатольевна
Дело на сайте суда
oblsud.ros.sudrf.ru
17.08.2020Регистрация административного искового заявления
17.08.2020Передача материалов судье
19.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
17.09.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
17.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.09.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
15.10.2020Предварительное судебное заседание
29.10.2020Судебное заседание
13.11.2020Судебное заседание
24.11.2020Судебное заседание
14.12.2020Судебное заседание
11.01.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.01.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее