КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судья Жулидова Л.В. Дело № 33-5511/2016
А-26
27 апреля 2016 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Гаус Т.И.
судей Тихоновой Т.В., Потехиной О.Б.
при секретаре Виноградовой О.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Потехиной О.Б.
гражданское дело по иску Авдеевой Н.В. к МБОУ «Ужурская СОШ № 3» об обязании школы обеспечить рабочими тетрадями ученика
по апелляционной жалобе Авдеевой Н.В.
на решение Ужурского районного суда Красноярского края от 11 февраля 2016 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований Авдеевой Н.В. к МБОУ «Ужурская СОШ № 3» об обязании предоставить ее дочери ФИО, рабочие тетради по истории России, истории Нового времени, обществознанию, атлас по географии для обучения по программе «Школа России» - отказать».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Авдеева Н.В. обратилась в суд с иском к МБОУ «Ужурская СОШ № 3» об обязании школы обеспечить рабочими тетрадями ученика.
Требования мотивированы тем, что с <дата> г. дочь истца- ФИО в МБОУ «Ужурская СОШ № 3», расположенной по адресу: <адрес> Обучение ребенка проходит по программе «Школа России», однако в процессе обучения истцу стало известно, что для изучения некоторых предметов необходимы рабочие тетради, а именно: по истории России, истории нового времени, обществознанию, атлас по географии. Истец обратилась к директору МБОУ «Ужурская СОШ № 3» Шабалиной О.А. с просьбой обеспечить ребенка данными рабочими тетрадями бесплатно в соответствии с п.п. 1,2 ст. 35 ФЗ-273 «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 года. Из ответа директора школы следует, что в учебно-методический комплекс, утвержденный директором на 2015-2016 учебный год и используемый в МБОУ «Ужурская СОШ № 3», не входят рабочие тетради по истории и географии, истцу предложено приобрести рабочие тетради на добровольной основе для самостоятельной работы дочери.
Истец полагает, что рабочие тетради являются учебным пособием, обязательным для освоения учебного материала, автоматически утверждаются при утверждении учебно–методического комплекса, при этом, директор школы не уполномочен исключать из курса школьной программы составляющие, которые обязательны для освоения учебного материала.
Просила суд обязать МБОУ «Ужурская СОШ № 3» предоставить ее дочери ФИО, рабочие тетради: по истории России, истории нового времени, обществознанию, атлас по географии для обучения по программе «Школа России».
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Авдеева Н.В. просит отменить решение, настаивает на удовлетворении заявленных требований. Ссылается на дискриминационный характер самостоятельного приобретения учебного пособия и законодательное закрепление обязанности образовательных учреждений предоставлять учащимся в пользование на время образования все учебные пособия за счет бюджетных средств.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу директор МБОУ «Ужурская СОШ №3», представитель МКУ «Управление образования Ужурского района», выражая несогласие с ее доводами, просят оспариваемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Авдеева Н.В., представители МБОУ «Ужурская СОШ № 3», МКУ «Управление образования Ужурского района» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения были извещены надлежащим образом и своевременно, о чем в материалах дела имеется извещение, об отложении дела слушанием не просили. Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте апелляционного рассмотрения дела.
Проверив законность и обоснованность решения суда по правилам апелляционного производства в пределах доводов апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327-1 ГПК РФ), обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ч. ч. 1 и 2 ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
Аналогичные положения закреплены в ч. ч. 1, 3 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования.
В силу п. п. 3, 8 ст. 2 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни; федеральные государственные требования - обязательные требования к минимуму содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам, утверждаемые в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям).
Согласно ч. 1 ст. 28 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с рассматриваемым Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.
К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами (п. 2 ч. 3 ст. 28 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».), а также определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ.
Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 года № 1897 утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, в силу п. 26 которого учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования должно обеспечивать в том числе укомплектованность учебниками, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы основного общего образования на определенных учредителем организации, осуществляющей образовательную деятельность, языках обучения и воспитания. Норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется исходя из расчета: не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основной образовательной программы основного общего образования; не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основной образовательной программы основного общего образования. Фонд дополнительной литературы должен включать: отечественную и зарубежную, классическую и современную художественную литературу; научно-популярную и научно-техническую литературу; издания по изобразительному искусству, музыке, физической культуре и спорту, экологии, правилам безопасного поведения на дорогах; справочно-библиографические и периодические издания; собрание словарей; литературу по социальному и профессиональному самоопределению обучающихся.
Приведенные нормы корреспондируют статье 35 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», согласно которой обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.
Буквальное толкование данной нормы свидетельствует о праве обучающегося получить в пользование бесплатно на время получения образования учебники и учебные пособия в четко установленных пределах.
Согласно ГОСТу 7.60-2003 собственно учебное пособие - это учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания. В свою очередь, рабочая тетрадь определена как учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета.
Согласно СанПиН 2.4.7.1166-02 в зависимости от функционального назначения в процессе обучения издания подразделяются на:
- учебник;
- учебное пособие;
- практикум.
Учебные издания нового поколения - учебник-тетрадь, индивидуальная рабочая тетрадь, книга для самостоятельной работы учащихся, альбом-задачник, тетрадь для творческих заданий и т.п. - следует относить к практикумам.
Таким образом, и ГОСТ 7.60-2003, и СанПиН 2.4.7.1166-02 выделяют рабочую тетрадь в самостоятельный раздел («рабочая тетрадь» и «практикум» соответственно), поскольку она используется только для индивидуальной самостоятельной работы.
Рабочие тетради являются самостоятельным видом учебного издания. Их использование в образовательном процессе направлено на качественное преподавание учебной дисциплины, оказание помощи учителю в планировании и подготовке к урокам, повышение методического уровня преподавания. Кроме того, такие тетради способствуют повышению познавательной активности ребенка, формированию и развитию его интеллектуальной деятельности, успешному и творческому освоению знаний и служат хорошим подспорьем для закрепления и повторения пройденного материала (Письмо Министерства образования Российской Федерации от 13 июня 1997 года № 740/14-12).
Так, согласно ч. 4 ст. 18 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ выбирают:
1) учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;
2) учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Педагогическими работниками школы в образовательном процессе могут использоваться различные методики обучения, которые позволяют достичь освоения учащимися образовательной программы и без использования рабочих тетрадей.
Судом установлено и следует из материалов дела, что дочь истца- ФИО является ученицей <данные изъяты> МБОУ «Ужурская СОШ №3» в 2015-2016 учебном году.
На обращение в МБОУ «Ужурская средняя общеобразовательная школа № 3» истцу было разъяснено, что рабочие тетради по истории и географии, которые Авдеева Н.В. просила предоставить своей дочери, не входят в учебно-методический комплекс, и могут быть приобретены для самостоятельной работы на добровольной основе.
Согласно учебно-методическому комплексу МБОУ «Ужурская СОШ №3» на 2015-2016 года, рабочие тетради, атласы не предусмотрены учебными программами школы в качестве обязательного учебного издания.
Разрешая спор, суд первой инстанции, проанализировав представленные в дело доказательства, пришел к выводу об отсутствии оснований для возложения на ответчика обязанности обеспечить каждого учащегося рабочими тетрадями и атласами, и для удовлетворения заявленных исковых требований.
При этом суд исходил из того, что рабочие тетради и географические атласы не являются составной частью учебника, не дополняют или заменяют его, а действующее законодательство не содержит нормы, предусматривающей обеспечение учащегося всем комплексом учебной литературы и вспомогательным материалом.
Кроме того, учитывая, что рабочие тетради не предназначены для многократного использования, поскольку ученики работают непосредственно в данных тетрадях, суд первой инстанции обоснованно указал, что они не могут использоваться на возвратной основе, являться предметом заказа и входить в состав библиотечного фонда школьной библиотеки.
Оснований не согласиться с данными выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку они мотивированы, соответствуют вышеприведенным нормам материального права и представленным в дело доказательствам, оценка которым дана по правилам ст. 67 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно отвергнуты им по мотивам, приведенным в оспариваемом решении, в целом сводятся к переоценке установленных судом фактических обстоятельств дела, и не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку этим доводам уже дана надлежащая оценка судом при исследовании доказательств в ходе судебного разбирательства, что отражено в решении. Оснований для иных выводов судебная коллегия не усматривает.
Таким образом, судом всесторонне и объективно исследованы все фактические обстоятельства дела, верно применены нормы материального и процессуального права и вынесено законное решение.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, не установлено.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 11 ░░░░░░░ 2016 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░: