11RS0001-01-2021-016083-05 Дело № 2-535/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Колосовой Н.Е.,
с участием представителя истца Климовой Л.А.,
представителя ответчика Комаровой Е.В.,
при секретаре Онок М.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 3 октября 2022 года дело по иску администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» к Непраш Татьяне Владимировне о возложении обязанности выполнить мероприятия по инженерной защите земельного участка, встречному иску Непраш Татьяны Владимировны к администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» о возложении обязанности,
у с т а н о в и л :
Администрация МО ГО «Сыктывкар» обратилась в суд с иском к Непраш Т.В. о возложении обязанности выполнить мероприятия по инженерной защите земельного участка, расположенного по адресу: ..., с кадастровым номером №..., направленные на комплексное предотвращение негативного воздействия на окружающую среду от оползневых процессов, наложении запрета возводить объекты капитального строительства на указанном земельном участке до выполнения мероприятий по инженерной защите. В обоснование заявленных требований указано, что Непраш Т.В. является владельцем земельного участка по адресу: ..., с кадастровым номером №.... При планировании этого земельного участка, подверженного оползневым процессам, Непраш Т.В., без предварительной инженерной подготовки, в отсутствие обустроенной системы отвода грунтовых вод, организовала отсыпку грунтом, чем вызвала оползневые процессы, таким образом, допустила порчу земель, прилегающих к восточной границе участка с кадастровым номером №....
В ходе судебного разбирательства администрация МО ГО «Сыктывкар» направила уточнения к иску, просит возложить на Непраш Т.В. обязанность выполнить мероприятия по инженерной защите земельного участка расположенного по адресу: ..., направленные на предотвращение негативного воздействия от оползневых процессов на земельный участок, государственная собственность на которые не разграничена, на склоне в восточном направлении в сторону реки Вычегды, а так же запретить Непраш Т.В. возводить объекты капитального строительства на указанном земельном участке до выполнения мероприятий по инженерной защите.
В ходе судебного разбирательства Непраш Т.В. предъявила встречный иск к администрации МО ГО «Сыктывкар» о возложении обязанности провести инженерные изыскания, подготовку проектной и рабочей документации по инженерной защите склона земельного участка, прилегающего к земельному участку с кадастровым номером №... в целях осуществления противооползневых мероприятий в отношении склона-земельного участка №..., прилегающего к земельному участку с кадастровым номером №...; осуществить противооползневые мероприятия в отношении склона земельного участка №..., прилегающего к земельному участку с кадастровым номером №....
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми Кузнецова Н.А., Колегов С.Н., для дачи заключения - Управление Роспотребнадзора по ....
Представитель истца Климова Л.А. требования поддержала.
Ответчик Непраш Т.В. участия не приняла, извещена надлежаще.
Представитель ответчика Комарова Е.В. требования не признала.
Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, дела Тентюковского судебного участка г. Сыктывкара №... №..., суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Судом установлено, что в 2008 году в адрес администрации МО ГО «Сыктывкар» поступили заявки от физических лиц по выделению земельных участков под индивидуальное жилищное строительство по ул. ... г. Сыктывкара, в районе дома № ....
** ** ** информация о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельных участков ориентировочной площадью 1500 кв.м, для индивидуального жилищного строительства по ул. ... (в районе здания №...) была опубликована в газете «...».
В 2009 году на основании заявлений администрацией МО ГО «Сыктывкар» подготовлено обоснование размещения объекта: «Группа индивидуальных жилых домов», расположенных по ул. ... г. Сыктывкара (в районе ...). При этом учтено, что на данных земельных участках действуют градостроительные ограничения в виде оползня, уклона и II пояс санитарной охраны источников от НС 1 Эжвы.
Данное обоснование согласовано с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, сетевыми организациями (МУП «Сыктывкарский Водоканал», Тр-т Сыктывкармежрайгаз», ОАО «СЗТ», филиал ОАО «ТГК-9 Сыктывкарские теплосети»), с ГИБДД.
В 2009 году физическим лицам на праве аренды сроком на 10 лет предоставлены земельные участки с кадастровыми номерами: №..., №..., №...,№..., №...,№....
На каждый обособленный земельный участок был подготовлен и утвержден градостроительный план земельного участка.
** ** ** земельный участок, площадью 1162 кв.м., с кадастровым номером №... администрация МО ГО «Сыктывкар» предоставила ФИО5 в аренду, сроком на 10 лет, для строительства индивидуального жилого дома, по ул. ..., утвержден градостроительный план земельного участка, в котором указано, что на участке действуют ограничения: оползни и уклоны.
В 2016 году в адрес администрации МО ГО «Сыктывкар» поступили обращения граждан по вопросу законности деятельности по отсыпке земельных участков, а также повреждения зеленых насаждений, сталкивания грунта с участков вниз по склону.
В 2016 году в адрес пользователей земельных участков, выполняющих строительные работы по отсыпке грунта на арендованных земельных участках, направлены письма о прекращении указанных работ в связи с угрозой жизни и здоровью граждан в следствии подвижек грунта.
Распоряжением администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** ** №... создана комиссия по установлению причин возникновения (образования) оползня вдоль ул. ... г. Сыктывкара в районе МОУ «...» и ГБУ РК «...» в границах склона второй надпойменной террасы р. Вычегда, на заседании которой был рассмотрен вопрос по установлению причин возникновения процессов по смещению грунта на земельном участке, расположенном по адресу: ..., в районе дома № ... а также предотвращения дальнейшего схода земляных масс.
** ** ** в администрации МО ГО «Сыктывкар» состоялось совещание по вопросу возникновения (образования) смещения грунта на земельном участке в районе дома № ... по ул. ..., на котором обсуждался вопрос смещения грунта с земельных участков в связи с их отсыпкой.
** ** ** в адрес администрации МО ГО «Сыктывкар» поступило письмо Управления Росприроднадзора по Республике Коми о выявленном оползневом процессе в районе склона надпойменной террасы р. Вычегда, в котором указывалось на необходимость проведения мероприятий по муниципальному земельному контролю.
** ** ** управлением Росприроднадзора по Республике Коми в ходе обследования территории к востоку от ограждения ..., расположенной по адресу: ..., на склонах надпойменной террасы реки Вычегды выявлены опасные природные явления - оползни.
** ** ** администрация МО ГО «Сыктывкар» в адрес арендатора земельного участка с кадастровым номером №... направила уведомление о том, что в градостроительном плане земельного участка №..., утвержденном постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** ** №... прописаны ограничения, действующие на земельном участке, в том числе и оползни, в связи с чем арендатору необходимо принять меры по недопущению распространения оползневых явлений.
Согласно отчету «Определение устойчивости склона между домом №... по ул. ... и протокой ... в г. Сыктывкаре Республики Коми», выполненного ООО «ГеоГидроПроект» №..., предметом исследования являлось определение устойчивости склона между домом №... по ул. ... и протокой ... в г. Сыктывкаре. Геологические данные позволяют отнести склон как оползневой, неоднородный, наличие выходов грунтовых вод на склоне характеризуют склон как неустойчивый, с поверхностью скольжения по границе суглинков и водонасыщенных песков, а следы произошедших ранее оползней, саблевидный вид деревьев, поваленные деревья вместе с грунтом и корневой системой, подтверждают основания для отнесения склона к категории неустойчивых. Разработка и перемещение грунта, доставка больших объемов строительных отходов, их перемещение на склон при строительстве жилых домов, вызвали усиление оползневых явлений, появлению трещин и отрывов грунта в верхней части склона. Естественный почвенный покров верхней части склона был нарушен при планировке территории и строительстве индивидуальных жилых домов, в том числе при доставке грунта, строительных отходов и перемещением их на склон. Необходимо ограничение работ по склону, проведение мониторинга.
Пользователям земельных участков администрацией МО ГО «Сыктывкар» повторно направлены письма об угрозе возникновения оползневых явлений, необходимости предусмотреть и провести мероприятия по укреплению склона на своем земельной участке и провести мероприятия по ограждению земельного участка с целью недопущения нахождения на нем посторонних лиц.
** ** ** и ** ** ** администрацией МО ГО «Сыктывкар» рассмотрены обращения ФИО6 по вопросу принятия мер по ликвидации негативных экологических последствий от оползневых процессов в районе земельных участков, уничтожения зеленых насаждений, а также выполнения мероприятий по инженерной защите территории в районе склона надпойменной террасы р. Вычегда от оползневых процессов.
Уведомлением от ** ** ** администрация МО ГО «Сыктывкар» согласовала Непраш Т.В. строительство индивидуального жилого дома.
С ** ** ** Непраш Т.В. является собственником этого земельного участка.
** ** ** представителями Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО «Сыктывкар» на основании обращения Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми произведено обследование территории, примыкающей к земельному участку с кадастровым номером №..., в ходе которого выявлен факт сползания грунта с участка вниз по склону, повлекшего повреждение 20 зеленых насаждений. Согласно акту натурного осмотра зеленых насаждений, оползень произошел в результате проведения работ по отсыпке земельного участка с кадастровым номером №....
** ** ** Сыктывкарская природоохранная межрайонная прокуратура внесла представление, в котором указала, что в период с 2016 года по настоящее время в районе вышеназванных земельных участков регулярно нарушаются требования земельного законодательства, а именно: почвенный покров за пределами земельных участков уничтожается в результате его перекрытия насыпью с размещаемого на участках грунта, перемешанного со строительными отходами; в результате оседания данного грунта на территорию надпойменной террасы р. Вычегда загрязнению подвергается акватория водного объекта. При этом должностным лицам администрации МО ГО «Сыктывкар» данные факты на протяжении всего времени были известны, что подтверждается актами осмотров, проводимыми администрацией совещаниями, поступающими обращениями, информациями иных органов. Перечисленные нарушения образуют признаки составов административных правонарушений, предусмотренных статьями 8.1, 8.2, 8.6. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Минприроды Республики Коми ** ** ** возбуждено дело №... об административном правонарушении в отношении неустановленного лица по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ и проведено административное расследование, по результатам которого в отношении гражданки Непраш Т.В., арендатора земельного участка №..., составлен протокол об административном правонарушении №... от ** ** ** по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.
Дело об административном правонарушении рассмотрено мировым судьей Тентюковского судебного участка г. Сыктывкар: постановлением от ** ** ** по делу №... гражданка Непраш Т.В. привлечена к административной ответственности в виде штрафа в размере 1 тыс. руб. Постановлением установлены факты сброса (размещения) Непраш Т.В. на почву отходов производства и потребления на территории вышеуказанного земельного участка, данные обстоятельства также подтверждены в ходе осмотра от ** ** **.
** ** ** гражданин ФИО6 обратился в Минприроды Республики Коми о том, что застройщик земельного участка с кадастровым номером №... при возведении деревянного здания сбрасывает на склон второй надпойменной террасы реки Вычегда образующиеся от строительства дома отходы.
Как следует из протокола осмотра №... от ** ** **, составленного старшим государственным инспектором Республики Коми в области охраны окружающей среды на территории Республики Коми ФИО7, севернее земельного участка №... расположен земельный участок с кадастровым номером №.... На восточной границе данного земельного участка расположено деревянное сооружение (одноэтажное строение), служащее, предположительно, укреплением при отсыпке грунтом указанного земельного участка. На территории, прилегающей к земельному участку №... с восточной стороны, от точки с координатами ... до укрепления на протяжении примерно 20 м зафиксированы навалы грунта, боя бетонных и железобетонных изделий, древесных отходов, ветвей, сучьев; также на обследуемой территории обнаружено несколько пней от раскорчевки деревьев (фото №...). Территория, прилегающая к земельному участку №... с северной стороны, от укрепления до точки с координатами ... отсыпана грунтом, лом бетона и железобетона, древесными отходами (фото №...).
В ходе судебного разбирательства судом назначена геолого-геодезическая экспертиза. Как следует из экспертного заключения Института Геологии имени академика Н.П. Юшкина ФИЦ Коми НЦ УрО РАН, в ходе геолого-геодезической экспертизы земельного участка, расположенного по адресу: ..., с кадастровым номером №..., были идентифицированы два активных оползня. Земельный участок с кадастровым номером №... подвержен оползневым процессам. Временем проявления оползневых процессов на восточном и северном склонах земельного участка с кадастровым номером 11№... можно считать период с ** ** ** по ** ** **. В результате полученных данных было выяснено, что планировка участка, доставка и перемещение грунта и строительного мусора на склон вызвали активизацию оползневых процессов, что привело к нарушению естественного почвенного покрова верхней части склона земельных участков с кадастровыми номерами №... и №.... Работы по противооползневой защите земельного участка должны отвечать требованиям охраны окружающей среды и, при необходимости, включать разработку комплекса мероприятий, предусматривающих непревышение допустимого уровня антропогенного вмешательства в природную среду и гарантирующих предотвращение развития в ней негативных процессов для природной среды. В связи с отсутствием достаточного количества информативных данных, меры по ликвидации оползневых процессов восточного склона земельного участка с кадастровым номером №... могут нести лишь рекомендательный характер. Приведенные ниже рекомендации по проведению противооползневых мероприятий рассмотрены с точки зрения технико-экономической целесообразности. Предотвращение оползневых проявлений на границах склонов, прилегающих к земельному участку возможно путем принятия ряда противооползневых мер по инженерной защите территории:
1. изменение рельефа склона в целях повышения его устойчивости;
2. регулирование стока поверхностных вод с применением вертикальной планировки территории и устройством системы поверхностного водоотвода соблюдая нормы гидротехнического строительства;
3. предотвращение инфильтрации воды в грунт и развитии эрозионных процессов;
4. закрепление грунтов (в том числе армированием) на земельных участках №... и №...;
5. устройство удерживающих сооружений и конструкций.
Поскольку основания не доверять выводам экспертизы у суда отсутствуют, экспертиза назначена и проведена в соответствии с нормами действующего законодательства, выводы экспертов не содержат противоречий, эксперты не являются заинтересованными лицами, предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, суд полагает, что заключение экспертов является достоверным, относимым и допустимым доказательством.
Эксперт ФИО9 при рассмотрении дела суду пояснил, что необходимо проводить работы по укреплению как инженерной защиты склона, так и участка, принадлежащего Непраш Т.В. Перед проведением инженерной защиты слона земельного участка необходимо осуществить разработку проектной и рабочей документации.
Доводы представителя ответчика о том, что самостоятельное привлечение экспертной организацией специалиста по топосъемке является существенным процессуальным нарушением, не состоятельны. Привлечение специалиста по топосъемке не может повлечь отказ в иске администрации МО ГО «Сыктывкар», так как заключение экспертизы является лишь одним и доказательств, тогда как факт отсыпки владельцем земельного участка №... грунтом, а также сброса на склон строительных материалов, повлекших в совокупности оползневые процессы, подтверждается совокупностью доказательств. Кроме того, выполнение сторонней организацией топосъемки земельного участка не могло повлиять на выводы экспертов, обладающих специальными познаниями в области геодезии и геологии, о причинах образования оползневых процессов склона.
Нарушений при производстве экспертизы, которые бы свидетельствовали о неполноте, недостоверности и недопустимости заключения экспертизы и неправильности сделанных выводов не установлено.
Управлением Роспотребнадзора по Республике Коми суду дано заключение с разъяснением положений СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14 марта 2002 г. № 10).
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд полагает, что нашел свое подтверждение тот факт, что деятельность Непраш Т.В. в период с ** ** ** по ** ** ** по планировке участка с кадастровым номером №..., доставка и перемещение грунта и строительного мусора на склон, вызвали активизацию оползневых процессов, что привело к нарушению естественного почвенного покрова верхней части склона земельных участков с кадастровыми номерами №... и №....
Согласно п. 1 и п. 2 ст. 72 Земельного кодекса Российской Федерации муниципальный земельный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с положением, утверждаемым представительным органом муниципального образования.
Предметом муниципального земельного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами обязательных требований земельного законодательства в отношении объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством предусмотрена административная ответственность.
Согласно п. п. 18.3 п. 44 Устава МО ГО «Сыктывкар» Администрация МО ГО «Сыктывкар» осуществляет муниципальный земельный контроль в границах городского округа (за исключением территории Эжвинского района).
Как предусмотрено ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов:
-охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
-учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
-приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;
-допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;
-обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов;
-запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;
-участие граждан, общественных объединений и некоммерческих организаций в решении задач охраны окружающей среды.
На основании п. 1 и п. п. 2 п. 2 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:
использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;
соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности;
не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В соответствии с абзацем 3 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пересечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно ст. 304 ГК РФ, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Статья 1082 ГК РФ предусматривает, что удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15).
Из приведенных норм следует, что Непраш Т.В. как собственник земельного участка с кадастровым номером 11:05:0103010:237, расположенного на территории, подверженной оползневым процессам, обязана при эксплуатации участка соблюдать требования земельного законодательства и законодательства об охране окружающей среды, в том числе предпринимать меры по инженерной защите принадлежащих ей земельных участков с целью предотвращения как разрушения самих земельных участков, так и отрицательного воздействия на прилегающие к земельным участкам объекты окружающей природной среды в результате оползневых процессов.
Доказательств, опровергающих тот факт, что в активизации оползневых процессов вина Непраш Т.В. отсутствует, ответчик не предоставила.
Таким образом, следует обязать Непраш Т.В. осуществить разработку проектной и рабочей документации по инженерной защите склона и выполнить мероприятия по инженерной защите земельного участка с кадастровым номером №..., расположенного по адресу: ..., направленные на предотвращение негативного воздействия от оползневых процессов на земельный участок, государственная собственность на которые не разграничена, на склоне в восточном направлении в сторону реки Вычегды, в соответствии с требованиями СП 47.13330.2016, СП 116.13330. Запретить Непраш Т.В. возводить объекты капитального строительства на указанном земельном участке до выполнения мероприятий по инженерной защите.
Доводы стороны ответчика о неосведомленности ограничений земельного участка в виде оползней, суд признает несостоятельными, учитывая рельеф участка, его место расположения, при должной степени заботливости и осмотрительности, Непраш Т.В. имела возможность предпринять меры для предотвращения активизации оползневого процесса.
Одновременно суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований Непраш Т.В. к администрации МО ГО «Сыктывкар» о проведении инженерных изысканий, подготовки проектной и рабочей документации по инженерной защите склона земельного участка, осуществлении противооползневых мероприятий в отношении склона земельного участка №..., прилегающего к земельному участку с кадастровым номером №..., поскольку не установлено причинно-следственной связи между какими-либо действиями администрации МО ГО «Сыктывкар» и оползневыми процессами на склоне.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Непраш Татьяну Владимировну осуществить разработку проектной и рабочей документации по инженерной защите склона и выполнить мероприятия по инженерной защите земельного участка расположенного по адресу: ..., направленные на предотвращение негативного воздействия от оползневых процессов на земельный участок, государственная собственность на которые не разграничена, на склоне в восточном направлении в сторону реки Вычегды, в соответствии с требованиями СП 47.13330.2016, СП 116.13330.
Запретить Непраш Татьяне Владимировне возводить объекты капитального строительства на указанном земельном участке до выполнения мероприятий по инженерной защите.
Отказать Непраш Татьяне Владимировне в удовлетворении исковых требований к администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» о проведении инженерных изысканий, подготовки проектной и рабочей документации по инженерной защите склона земельного участка, осуществлении противооползневых мероприятий в отношении склона земельного участка №..., прилегающего к земельному участку с кадастровым номером №....
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
...
Судья - Н.Е. Колосова