Судья Шафоростов В.А. УИД: 61RS0051-01-2022-000759-92
дело № 33-11550/2023
№2-111/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
5 июля 2023 года г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Кушнаренко Н.В.,
судей Головнева И.В., Боровлевой О.Ю.,
при секретаре Димитровой В.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Заветинского района Ростовской области к Правительству Ростовской области, Управлению ветеринарии Ростовской области об обязании принять меры к постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости сибиреязвенного захоронения № 4, обязании выполнить мероприятия по обеспечению его безопасности, по апелляционным жалобам Правительства Ростовской области, Управления ветеринарии Ростовской области на решение Ремонтненского районного суда Ростовской области от 4 апреля 2023 г.
Заслушав доклад судьи Головнева И.В., судебная коллегия
установила:
прокурор Заветинского района Ростовской области обратился в суд с иском к Правительству Ростовской области, Управлению ветеринарии Ростовской области об обязании принять меры к постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости сибиреязвенного захоронения № 4, обязании выполнить мероприятия по обеспечению его безопасности, ссылаясь на то, что в ходе проведения проверки было установлено, что на территории Заветинского сельского поселения на расстоянии 4,5 км в северном направлении от с. Заветное расположено сибиреязвенное захоронение № 4, которое представляет собой захоронение в землю зольного остатка, полученного от сжигания трупа животного, накрытое бетонной плитой, год захоронения 2005.
В Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о собственниках, иных законных владельцах захоронениях, на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимости они не поставлены.
В нарушение п. 1090 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 4 работы по содержанию в надлежащем санитарном состоянии сибиреязвенных захоронений не осуществляется, санитарно-защитная зона сибиреязвенных захоронений не установлена, доступ на территорию объектов животных и людей не ограничен.
На основании изложенного, уточнив исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, истец просил суд обязать Правительство Ростовской области принять меры к постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта сибиреязвенное захоронение № 4, расположенное на расстоянии 4,5 км в северном направлении от с. Заветное Заветинского района Ростовской области; обязать Управление ветеринарии Ростовской области обеспечить выполнение мероприятий по обеспечению безопасности, а именно установить санитарно-защитную зону вокруг сибиреязвенного захоронения № 4.
Решением Ремонтненского районного суда Ростовской области от 4 апреля 2023 г. исковые требования прокурора Заветинского района Ростовской области удовлетворены в полном объеме.
С указанным решением не согласилось Правительство Ростовской области, которое в своей апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов жалобы апеллянт ссылается на то, что Правительство Ростовской области не обязано принимать меры к постановке на учет в качестве бесхозяйных объектов сибиреязвенные захоронения, поскольку органы государственной власти субъекта Российской Федерации не вправе распоряжаться денежными средствами областного бюджета для содержания имущества, которое не является собственностью субъекта Российской Федерации.
Апеллянт ссылается на то, что исполнительными органами принимаются меры, направленные на устранение выявленных нарушений закона, а также на то, что Постановлением Правительства Ростовской области от 10.02.2020г. № 70 Управление ветеринарии Ростовской области было определено органом, ответственным за организацию мер по обеспечению безопасности сибиреязвенных захоронений в соответствии с санитарными правилами, которое совместно с ГБУ РО «Ростовская областная станция по борьбе с болезнями животных с противоэпизоотическим отрядом» разработали поэтапный план мероприятий для устранения выявленных нарушений.
По мнению апеллянта, обжалуемое решение суда является заведомо неисполнимым, поскольку привести его в исполнение с момента вступления в законную силу невозможно.
Апеллянт указывает на то обстоятельство, что при вынесении обжалуемого решения суд ссылался на закон, утративший силу.
Также с указанным решением не согласилось Управление ветеринарии Ростовской области, которое в своей апелляционной жалобе, повторяя доводы, изложенные в апелляционной жалобе Правительства Ростовской области, просит его отменить.
В заседании суда апелляционной инстанции представители Правительства Ростовской области – Пилипеева Н.Л., Минимущества Ростовской области – Гаричян О.К., Управления ветеринарии Ростовской области – Пушков И.В. просили отменить решение суда по основаниям, изложенным в апелляционных жалобах.
Прокурор отдела прокуратуры Ростовской области – Кравець Е.В. просила отказать в удовлетворении апелляционных жалоб, полагая решение законным и обоснованным.
Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие представителя ГБУ РО «Ростовская областная станция по борьбе с болезнями животных с противоэпизоотическим отрядом», извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, о чем имеется в материалах дела уведомление.
Рассмотрев материалы дела в пределах доводов апелляционных жалоб, выслушав лиц участвующих в деле, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных положениями ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, во исполнение поручения прокуратуры Ростовской области от 21.10.2022 № 07/2-26206-22 прокуратурой Заветинского района проведена проверка исполнения законодательства в области обращения с отходами животноводства.
Согласно акта обследования сибиреязвенного захоронения № 4 от 15.11.2022 установлено, что на территории Заветинского сельского поселения на расстоянии 4,5 км в северном направлении от с. Заветное расположено сибиреязвенное захоронение № 4, которое представляет собой захоронение в землю зольного остатка полученного от сжигания трупа животного (свиньи) в 2005 году. Захоронение накрыто бетонной плитой размером 4,10х2м. Вблизи захоронения не имеется предупредительной надписи. Захоронение не имеет ограждения, санитарно-защитная зона не установлена. Захоронение является бесхозяйным, собственник либо балансодержатель захоронения не определен.
В нарушение п. 1090 СанПин 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 работы по содержанию в надлежащем состоянии сибиреязвенного захоронения не осуществляются, контроль за недопущением использования территорий, находящихся в санитарно-защитной зоне сибиреязвенного захоронения, для проведения какой-либо хозяйственной деятельности (в том числе организации пастбищ, пашни, огородов, водопоев, работ, связанных с выемкой и перемещением грунта, строительства жилых, общественных, промышленных или сельскохозяйственных зданий и сооружений), не обеспечивается.
Согласно ответа Управления Росреестра по Ростовской области от 09.11.2022 в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о собственниках, иных законных владельцах захоронения, на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимости спорное захоронение не поставлено.
24.11.2022 в адрес главы администрации Заветинского сельского поселения прокурором района внесено представление, которое исполнено не было.
Согласно журнала учета сибиреязвенных захоронений ГБУ РО «Заветинская райСББЖ» данное сибиреязвенное захоронение стоит на учете в ветеринарной службе, на данный объект заведена Ветеринарная санитарная карточка на сибиреязвенное захоронение, в которых имеется отметка как бесхозяйный объект.
Ветеринарной службой производилось обследование вышеуказанного объекта недвижимости, по результатам которого были составлены Акты от 18.03.2020, 19.05.2020, 22.09.2020, 14.04.2021, 18.10.2021, 10.03.2022, 15.11.2022, в которых также отражены вышеуказанные нарушения законодательства.
Невыполнение мероприятий по обеспечению безопасности сибиреязвенных захоронений в соответствии с санитарными правилами является нарушением интересов неопределенного круга лиц и гарантированного каждому конституционного права на благоприятную окружаю среду, что является основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Принимая обжалуемое решение, суд, установив факт нарушения действующего законодательства в области обращения с отходами животноводства, исходя из того, что принимаемые меры прокурорского реагирования в ситуации создания реальной угрозы жизни и здоровья населению бесхозяйственными сибиреязвенными захоронениями явились безрезультатными, пришед к выводу о возложении на Правительство Ростовской области и Управление ветеринарии Ростовской области обязанности устранения выявленных нарушений.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда и оценкой исследованных доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Из конституционных положений следует, что осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. «з» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации).
Скотомогильник - определенный в соответствии с природоохранными, санитарными и ветеринарными требованиями законодательства земельный участок, имеющий ограждение, специально оборудованный земляными ямами (траншеями) и (или) биотермическими ямами (ямами Беккари) для захоронения биологических отходов (пункт 3 Единых ветеринарных (ветеринарно-санитарных) требований, предъявляемых к объектам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), утвержденных решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13.02.2018 № 27).
В соответствии с п. СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021г. N 4 (далее – Требования СП 3.3686-21), сибирская язва (Anthrax) представляет собой острую особо опасную зоонозную бактериальную инфекционную болезнь, возбудитель которой относится ко II группе патогенности.
В силу п. 1008 Требований СП 3.3686-21 при планировании противоэпидемических и профилактических мероприятий выделяют, в том числе места захоронения трупов животных, павших от сибирской язвы (сибиреязвенные захоронения - земляные ямы, скотомогильники, биотермические ямы), случайно образованные почвенные очаги (ограниченные по площади и связанные с местами падежа и прирезки заболевших сибирской язвой животных) (далее - почвенный очаг). Почвенные очаги также включают поля без определенных границ, на которых ранее наблюдался массовый падеж животных, связанный с сибирской язвой (далее - моровые поля).
Из системного анализа указанных Требований СП 3.3686-21 следует, что сибиреязвенные захоронения является отдельным объектом профилактики, который должен иметь санитарно-защитную зону и ограждения в местах с достоверно установленными границами захоронений трупов животных, павших от сибирской язвы.
Судом верно установлено, что надлежащими ответчиками по настоящему иску являются Правительство Ростовской области и Управление ветеринарии Ростовской области.
В судебном порядке, с учетом положений Требований СП 3.3686-21, установлено длящееся на протяжении многих лет незаконное бездействие этих уполномоченных публичных органов, выразившееся в непринятии мер к постановке на учет в качестве бесхозяйных объектов сибиреязвенные захоронения, невыполнении мероприятий по обеспечению безопасности сибиреязвенных захоронений в соответствии с санитарными правилами, в связи с чем суд обоснованно пришел к выводам об удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия не может согласиться с доводами жалоб о том, что Правительство Ростовской области не обязано принять меры к постановке на учет в качестве бесхозяйных объектов сибиреязвенные захоронения.
В силу статей 5 и 6 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации: осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды - расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами.
В соответствии с п. 92 ч. 1 ст. 44 Федеральныого закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» решение вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации, относит к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Таким образом, исходя из анализа правовых норм, данные вопросы законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.
Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии» к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относятся, в том числе, организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению, защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
В силу ст. 1 Областного закона «О Правительстве Ростовской области» от 01.08.2011г. № 635-ЗС Правительство Ростовской области является высшим постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной власти Ростовской области общей компетенции. Правительство Ростовской области возглавляет систему органов исполнительной власти Ростовской области.
Согласно ч. 1 ст. 7 Областного закона от 01.08.2011№ 635-ЗС Правительство Ростовской области, в том числе управляет и распоряжается государственной собственностью Ростовской области в соответствии с областными законами, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление Ростовской области в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
С учетом указанных обстоятельств судебная коллегия полагает, что установление балансодержателя (собственника) биологически опасного объекта, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, приведет к эффективному обеспечению реализации гарантированных государством конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду (статья 42 Конституции Российской Федерации) и на охрану здоровья (статьи 7, 41 Конституции Российской Федерации), в связи с чем, обязанность принять меры по постановке объекта на учет подлежит возложению на уполномоченный орган исполнительной власти субъекта – Правительство Ростовской области.
Исходя из ч. 1 ст. 4 Областного закона Ростовской области от 15.01.2001 № 125-ЗС «О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Ростовской области» право государственной собственности Ростовской области возникает в порядке и на условиях, предусмотренных гл. 14 Гражданского кодекса Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Процедура возникновения права государственной собственности Ростовской области на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества как сибиреязвенные захоронения должна осуществляться в соответствии со ст. 225 ГК РФ, приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей».
В соответствии с п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Аналогичный порядок установлен п. 5 приказа Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных, недвижимых вещей».
Поскольку сибиреязвенные захоронения являются объектами недвижимости, требующими соблюдения ветеринарно-санитарных правил, установления санитарно-защитной зоны, осуществления мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий; данные объекты не подлежат приватизации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации, Правительство Ростовской области является уполномоченным органом по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйных сибиреязвенных захоронений.
При этом судебная коллегия принимает во внимание, что Постановлением Правительства Ростовской области от 23.12.2011 № 273 утверждено Положение об Управлении ветеринарии Ростовской области, согласно которому Управление ветеринарии Ростовской области (далее - управление ветеринарии) является органом исполнительной власти Ростовской области, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в области ветеринарии, полномочия Ростовской области в области ветеринарии и полномочия по государственному надзору в области обращения с животными.
Согласно пункту 3.1 данного Положения Управление ветеринарии в целях реализации возложенных на него полномочий для решения вопросов, отнесенных к его компетенции, выполняет следующие функции: организует меры по обеспечению безопасности сибиреязвенных захоронений в соответствии с санитарными правилами.
Согласно п. 1090 Требований СП 3.3686-21 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках организации мер по обеспечению безопасности сибиреязвенных захоронений: проводят работы по содержанию в надлежащем санитарном состоянии сибиреязвенных скотомогильников, биотермических ям, отдельных старых захоронений животных, павших от сибирской язвы; принимает мер по обеззараживанию почвы в местах с достоверно установленными границами захоронений трупов животных, павших от сибирской язвы; обеспечивают меры к оборудованию достаточного количества убойных пунктов и площадок с целью исключения в населенных пунктах подворного убоя животных без ветеринарно-санитарной экспертизы; обеспечивают контроль недопущения использования территорий, находящихся в санитарно-защитной зоне сибиреязвенного захоронения, для проведения какой-либо хозяйственной деятельности (в том числе организации пастбищ, пашни, огородов, водопоев, работ, связанных с выемкой и перемещением грунта, строительства жилых, общественных, промышленных или сельскохозяйственных зданий и сооружений); совместно с органами, уполномоченными осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор в субъектах Российской Федерации, с территориальными органами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, а также органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области ветеринарии и подведомственными ему организациями ведут учет стационарно неблагополучных по сибирской язве пунктов и угрожаемых территорий, составляют кадастр стационарно неблагополучных по сибирской язве пунктов и сибиреязвенных захоронений в субъектах Российской Федерации и ежегодно актуализируют данную информацию.
В соответствии с п. 1091 Требований СП 3.3686-21 все выявленные стационарно неблагополучные по сибирской язве пункты и расположенные на их территориях почвенные очаги инфекции (в том числе сибиреязвенные захоронения, места падежа, прирезки, случайные захоронения павших от сибирской язвы животных, моровые поля) наносятся территориальными органами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, на карту местности с обозначением на их места и границ почвенных очагов сибирской язвы, для сибиреязвенных захоронений указываются географические координаты. Копии карт хранятся в журналах учета эпизоотических очагов.
Таким образом, указанные положения прямо возлагают на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасности сибиреязвенных захоронений.
Вопросы по содержанию в надлежащем состоянии сибиреязвенных захоронений, входящие в комплекс мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней, защите населения от болезней, общих для человека и животных, относятся к полномочиям органа государственной власти субъекта Российской Федерации и являются расходным обязательством субъекта Российской Федерации.
При этом, судебная коллегия принимает во внимание, что кадастр сибиреязвенных захоронений в субъекте Российской Федерации – Ростовской области не ведется, выявленное сибиреязвенное захоронение не находятся в чьем-либо ведении, право собственности на него ни за кем не зарегистрировано, в реестрах государственного имущества Ростовской области они не значатся.
В ситуации, когда объекты создают реальную угрозу жизни и здоровью местного населения, поскольку не соответствуют установленным требованиям Ветеринарных правил и являются бесхозяйными сибиреязвенными захоронениями, именно на Правительстве Ростовской области и Управлении ветеринарии Ростовской области лежат установленные судом обязанности по устранению выявленных в судебном порядке нарушений, доводы жалобы об обратном подлежат отклонению, как несостоятельные.
Доводы жалоб о том, что в данном случае исполнительными органами принимаются меры, направленные на устранение выявленных нарушений закона, а также о том, что Постановлением Правительства Ростовской области от 10.02.2020 № 70 Управление ветеринарии Ростовской области было определено органом, ответственным за организацию мер по обеспечению безопасности сибиреязвенных захоронений в соответствии с санитарными правилами и уже принят комплекс мероприятий, не влияет на верные выводы суда первой инстанции об обоснованности и правомерности требований прокурора с учетом положений Требований СП 3.3686-21.
Довод о том, что суд первой инстанции ошибочно ссылался на федеральный закон, утративший законную силу, не принимается, поскольку указанное не привело к принятию неправильного судебного акта по существу заявленных требований.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы о том, что в разумный срок невозможно исполнить решение суда, не могут являться основанием для отмены или изменения правильного по существу судебного акта, поскольку в случае наличия объективной невозможности выполнения возложенной судом обязанности ответчик не лишен права обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта в порядке, предусмотренном ст. 203 ГПК РФ.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для отмены обжалуемого судебного решения, не свидетельствуют о нарушении норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебного акта.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что апелляционные жалобы не содержат доводов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения иного судебного решения.
Суд первой инстанции в полном объеме проверил обстоятельства по делу, исследовал в судебном заседании, дал надлежащую правовую оценку в порядке ст. 67 ГПК РФ собранным по делу доказательствам, пришел к законному и обоснованному выводу.
Оснований к отмене решения суда первой инстанции по доводам апелляционных жалоб судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ремонтненского районного суда Ростовской области от 4 апреля 2023 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы Правительства Ростовской области, Управления ветеринарии Ростовской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 07.07.2023г.