Докладчик Иванов П.Д. Апелляционное дело № 33а-1200/2020
Судья Фомина Н.Э.
УИД 21RS0023-01-2019-004506-17
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 марта 2020 года г. Чебоксары
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Евлогиевой Т.Н.,
судей Иванова П.Д. и Ленковского С.В.,
при секретаре судебного заседания Львовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению Николаева Евгения Валерьевича к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары о признании незаконным решения, поступившее по апелляционной жалобе Николаева Е.В. на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 9 января 2020 года,
установила:
Николаев Е.В. обратился в суд с административным исковым заявлением (с последующим уточнением) к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары (далее также ИФНС России по г. Чебоксары) о признании незаконным решения, выраженного в ответе от 3 апреля 2019 года № 09-24/013071 об отказе внесения в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице гаражном обществе «Северное» (далее также ГО «Северное»), зарегистрированном постановлением Канашской городской администрации от 15 июля 1994 года № 430; о возложении обязанности на ИФНС России по г. Чебоксары внести в ЕГРЮЛ сведения о юридическом лице ГО «Северное», зарегистрированном постановлением Канашской городской администрации от 15 июля 1994 года № 430, и сведения о Николаеве Е.В., как о лице, имеющим право действовать без доверенности от имени юридического лица ГО «Северное», зарегистрированного постановлением Канашской городской администрации от 15 июля 1994 года № 430.
В обоснование требований указано, что согласно постановлению главы администрации Канашского района от 18 августа 1992 года № 77/3 было изъято 2 га земли колхоза «Мотор» с согласия землепользователя и передано Канашскому заводу технологической оснастки для строительства индивидуальных гаражей. Постановлением Канашской городской администрации от 15 июля 1994 года № 430 постановлено зарегистрировать гаражное общество «Северное», за каждым членом закреплена в аренду земля по 108 кв.м. и утвержден устав гаражного общества «Северное». 22 декабря 2018 года состоялось общее собрание членов ГО «Северное», председателем ГО «Северное» избран Николаев Е.В. В целях внесения в ЕГРЮЛ сведений о ГО «Северное» как о юридическом лице, зарегистрированном до вступления в силу Федерального закона от 8 августа 2011 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» (до 1 июля 2002 года) Николаев Е.В. обратился с заявлением в ИФНС России по г. Чебоксары. Ответом от 3 апреля 2019 года № 09-24/013071 ИФНС России по г. Чебоксары сообщила, что внести в ЕГРЮЛ сведения о ГО «Северное» не представляется возможным. УФНС России по Чувашской Республике решением от 14 июня 2019 года № 102 жалобу Николаева Е.В. на отказ во внесении сведений о юридическом лице в ЕГРЮЛ оставило без удовлетворения. Полагая, что вышеуказанный ответ ИФНС России по г. Чебоксары является незаконным, Николаев Е.В. обратился в суд с вышеуказанными требованиями.
Решением Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 9 января 2020 года отказано в удовлетворении административного искового заявления Николаева Е.В. к ИФНС России по г. Чебоксары в полном объеме.
С данным решением суда не согласился административный истец Николаев Е.В., на решение суда им подана апелляционная жалоба с требованием об отмене решения суда и принятии нового об удовлетворении его административных исковых требований в полном объеме. В апелляционной жалобе приведены доводы искового заявления, а также указано, что являются необоснованными и не имеющими отношение к ГО «Северное» доводы суда о том, что имелись сведения о снятии с учета 14 октября 2008 года как недействующего юридического лица кооператива «Оснастка», который был зарегистрирован в 1995 году по адресу: <адрес>, в связи с чем доказательства регистрации ГО «Северное» отсутствуют. Каких-либо сведений в отношении кооператива «Оснастка» ни УФНС России по Чувашской Республике, ни администрация г. Канаш Чувашской Республики не представляли в материалы настоящего дела и ранее рассмотренного Ленинским районным судом г. Чебоксары Чувашской Республики дела № 2-273/2018. В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что кооператив «Оснастка» является правопреемником ГО «Северное», зарегистрированного постановлением Канашской городской администрации от 15 июля 1994 года № 430. Ленинский районный суд г. Чебоксары, выйдя за пределы предмета рассмотрения иска, дал оценку сведениям о кооперативе «Оснастка», который был зарегистрирован в 1995 году и снят с учета 2008 году, как доказательствам, свидетельствующим об отсутствии доказательств регистрации ГО «Северное», при этом не указал на основании каких документов ГО «Северное» было преобразовано в кооператив «Оснастка», снятый с учета 14 октября 2008 года. Следуя позиции суда первой инстанции, административный ответчик владел учредительными документами кооператива «Оснастка» как возможного правопреемника ГО «Северное», и скрыл данные документы от административного истца. Также являются необоснованными доводы суда о том, что не принимаются в качестве доказательства о регистрации юридического лица ГО «Северное» решение мирового судьи судебного участка № 3 г. Канаш, которым признано право собственности В.И. Николаева на гараж № 109 в гаражном обществе «Северное». Между тем, как было указано выше, ГО «Северное» значится в качестве юридического лица в администрации г. Канаш Чувашской Республики, поскольку постановлением администрации г. Канаш от 13 апреля 2017 года № 696 объекту «гараж» под номером 109 в соответствии с решением мирового судьи судебного участка № 3 г. Канаш от 27 декабря 2016 года по делу № 2-1030/2016 присвоена адресная нумерация «<адрес>, гаражное общество «Серверное», гараж 109». Решением мирового судьи по делу № 2-1030/2016, а также решением администрации г. Канаш Чувашской Республики установлено создание и существование с 1994 года ГО «Северное». Доказательств того, что ГО «Северное» было преобразовано в ГК «Оснастка» либо в кооператив «Оснастка», либо был ликвидирован, в материалах дела не имеется. Факт невозможности получения подлинников учредительных документов ввиду их непредставления (утраты) по вине должностных лиц администрации г. Канаш подтвержден результатами проверки органов прокуратуры г. Канаш.
В заседании суда апелляционной инстанции административный истец Николаев Е.В. просил удовлетворить апелляционную жалобу.
Представитель административного ответчика ИФНС России по г. Чебоксары Автушенко Е.В. просила апелляционную жалобу Николаева Е.В. оставить без удовлетворения.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела без участия представителя Управления ФНС по Чувашской Республике.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившегося представителя заинтересованного лица, поскольку оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных ст. 150 КАС РФ, не имеется.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно статье 308 КАС РФ, судебная коллегия пришла к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Исходя из положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
В силу п. 1 ст. 51 ГК РФ юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ), настоящий федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей представляет собой акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Абзацем 1 п. 3 ст. 26 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ юридическим лицам, зарегистрированным до вступления в силу данного Федерального закона, предписано в течение шести месяцев со дня вступления в силу этого Федерального закона представить в орган, осуществляющий государственную регистрацию, сведения, предусмотренные подпунктами «а» - «д», «л» п. 1 ст. 5 этого Федерального закона.
Необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяются подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, если иное не установлено настоящим пунктом. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии) (абз. 1 п. 1.2 ст. 9 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ).
Приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 25 января 2012 года № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» утверждена форма № Р17001 – «Сообщение сведений о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года», а также Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган.
Из материалов дела следует, что постановлением Канашской городской администрации № 430 от 15 июля 1994 года постановлено зарегистрировать гаражное общество «Северное» в количестве 111 человек на земельном участке площадью 12000 кв.м. по <адрес>; считать, что за каждым членом гаражного общества «Северное» закреплено в аренду по 108 кв.м. с учетом подъездных путей; утвердить Устав гаражного общества «Северное».
18 июля 2019 года Николаев Е.В., как избранный 22 декабря 2018 года на общем собрании членов гаражного общества «Северное» председателем ГО «Северное», обратился в ИФНС России по г. Чебоксары с заявлением в произвольной форме о внесении в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице – ГО «Северное», созданном до 1 июля 2002 года, на основании Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». К заявлению им были приложены: копия устава гаражного общества «Северное» на 4 листах; копия постановления Канашской городской администрации от 15 июля 1994 года № 430; копия решения от 27 декабря 2016 года по делу № 2-1030/2016; копия постановления администрации г. Канаш от 13 апреля 2017 года; копия ответа УФНС по Чувашской Республике от 30 марта 2017 года № 08-32/04436; копия паспорта Николаева Е.В.; копия протокола общего собрания членов гаражного общества «Северное» от 22 декабря 2018 года; копия списка членов гаражного общества «Северное» (приложение к протоколу общего собрания членов гаражного общества «Северное» от 22 декабря 2018 года).
На указанное заявление Николаева Е.В. ИФНС России по г. Чебоксары направлен ответ от 3 апреля 2019 года № 09-24/013071 о невозможности внесения в ЕГРЮЛ сведений о ГО «Северное» в связи с тем, что документы в отношении ГО «Северное», как о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года, в установленном порядке в Инспекцию не поступали, процедуру государственной перерегистрации ранее созданных юридических лиц с 1 июля 2002 года ГО «Северное» не приходило, уведомление по форме № Р17001 уполномоченным лицом гаражного общества в регистрирующий орган не представлено.
Жалоба Николаева Е.В. на действия ИФНС России по г. Чебоксары, выразившиеся в отказе внести сведения в ЕГРЮЛ о гаражном обществе «Северное», зарегистрированном до 1 июля 2002 года, решением Управления ФНС по Чувашской Республике от 14 июня 2019 года № 102 оставлена без удовлетворения. В решении указано, что документы, поступившие 18 марта 2019 года в регистрирующий орган в отношении ГО «Северное», поданы заявителем с нарушением порядка представления документов для государственной регистрации, установленного статьей 9 Закона 129-ФЗ, содержат противоречивую информацию и не отвечают требованию достоверности включаемых в ЕГРЮЛ сведений, при этом процедуру государственной перерегистрации ранее созданных юридических лиц с 1 июля 2002 года ГО «Северное» в установленном порядке не проходило, в связи с чем отсутствуют правовые основания для внесения в ЕГРЮЛ сведений о ГО «Северное», зарегистрированном до 1 июля 2002 года, действия должностных лиц Инспекции соответствуют требованиям законодательства о государственной регистрации юридических лиц.
Разрешая административные исковые требования Николаева Е.В., суд первой инстанции, установив, что из содержания постановления Канашской городской администрации № 430 от 15 июля 1994 года следует об утверждении Устава ГО «Северное», регистрации гаражного сообщества в количестве 111 человек, однако сам Устав с отметкой об его утверждении и регистрации Канашской городской администрацией не представлен, на территории гаражного кооператива «Северное» был образован гаражный кооператив «Оснастка» с численностью членов кооператива также 111 человек, исковые требования о регистрации права собственности на кирпичный гараж № 109 по адресу: <адрес>, были предъявлены к ГК «Оснастка» и на основании решения мирового судьи от 27 декабря 2016 года постановлением администрации г. Канаш от 13 апреля 2017 года была и присвоена нумерация вышеуказанному гаражу, доказательств того, что ГО «Северное» было зарегистрировано в качестве юридического лица до вступления в силу 1 июля 2002 года Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ, не представлено, а само заявление Николаева Е.В. не отвечало требованиям, установленным Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ, пришел к выводу о законности принятого административным ответчиком решения, недоказанности административным истцом факта нарушения его прав действиями ИФНС России по г. Чебоксары, противоречия оспариваемого решения действующему законодательству и постановил решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления Николаева Е.В.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют установленным обстоятельствам, нормам права, и оснований считать их ошибочными не имеется.
Также судебная коллегия отмечает, что административным истцом в подтверждение нарушения его прав оспариваемым решением административного ответчика не представлено доказательств о членстве самого административного истца, а также лиц, избравших его на общем собрании 22 декабря 2018 года председателем, в гаражном обществе «Северное», что также является основанием для отказа в удовлетворении заявленных административным истцом требований.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы аналогичны тем, что указаны в административном исковом заявлении, в связи с чем по существу направлены на переоценку доказательств, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, и поэтому не могут служить основанием к отмене постановленного по делу решения.
Иных доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено или изменено, апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177, 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ 9 ░░░░░░ 2020 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░: ░.░. ░░░░░░
░.░. ░░░░░░░░░░