Решение по делу № 2а-238/2020 от 15.05.2020

                                                              РЈР˜Р” в„–74RS0033-01-2019-000490-25                                                                                          

                                                                                           Р”ело в„– 2Р°-238/2020 Рі.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СЃ. Фершампенуаз                                                                   16 РёСЋРЅСЏ 2020 РіРѕРґР°

Нагайбакский районный суд Челябинской области в составе председательствующего судьи Бикбовой М.А., при секретаре Юдиной И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административный иск администрации Нагайбакского муниципального района Челябинской области к районному отделу судебных приставов Нагайбакского района Челябинской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области об уменьшении размера исполнительского сбора,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация Нагайбакского муниципального района обратилась в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю Нагайбакского РОСП УФССП России по Челябинской области, Нагайбакскому РОСП, Управлению ФССП России по Челябинской области об уменьшении размера взыскиваемого с должника исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ № до <данные изъяты>.

В обоснование требований административный истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела - старшим судебным приставом-исполнителем Нагайбакского РОСП Алищевым К.А. было вынесено постановление о возбуждении в отношении администрации Нагайбакского муниципального района Челябинской области исполнительного производства №- ИП, которым был установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Предмет исполнения - предоставление Киртьяновой Д.А. по договору найма специализированного жилого помещения, отдельного благоустроенного жилья, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям и учетным нормам предоставления площади жилого помещения на территории Нагайбакского муниципального района Челябинской области, за счет средств Челябинской области. Указанное постановление направлено в адрес должника ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Нагайбакского РОСП Бугубаевой Л.Г. было вынесено постановление о взыскании с администрации Нагайбакского <адрес> исполнительского сбора в размере <данные изъяты>, в связи с неисполнением исполнительного документа в срок.

Копия постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора вручена администрации Нагайбакского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ).

В установленный законом срок - 5 дней для исполнения в добровольном порядке исполнительного документа в адрес судебного пристава-исполнителя Бугубаевой Л.Г. была направлена информация о невозможности исполнить требование в силу объективных причин.

Так, приобретение жилых помещений, в том числе для детей сирот осуществляется в рамках Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд», который устанавливает порядок и сроки осуществления закупки. Эти сроки существенно отличаются от сроков, предусмотренных Федеральным законом от 02 октября 2007 года № 229 ФЗ «Об исполнительном производстве» для добровольного исполнения.

Кроме того, приобретенное жилое помещение (для детей сирот), предоставляется на основании решения комиссии, исходя из даты постановки сироты на очередь, а не срока выставления требования.

Административный истец считает, что указанные обстоятельства объективно исключают возможность исполнить требование исполнительного документа в установленный законом пятидневный срок.

В судебное заседание представитель административного истца не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.

Представитель административного ответчика Нагайбакского РОСП, старший судебный пристав-исполнитель Алищев К.А. не возражал против уменьшения размера взыскиваемого исполнительского сбора

Представитель УФССП по Челябинской области на судебное заседание не явился, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Заинтересованное лицо Киртянова Д.А. возражала против удовлетворения требований. По её мнению административный истец не пытается никак обеспечить её жильем длительное время. Объективных причин не зависящих от администрации она не усматривает. Варианты поиска жилья административный истец не ищет, отписываясь от исполнения обязательств какими-то бездоказательными доводами.

Суд, выслушав мнения участников процесса, исследовав материалы дела, пришел к следующим выводам.

Как установлено статьей 2 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Федеральный закон «Об исполнительном производстве») задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

В соответствии со ст. ст. 218-219 КАС РФ, с ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления, действия (бездействие) судебного пристава -исполнителя могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием).

Пункт 6 статьи 112Закона N 229-ФЗ предоставляет должнику в случае несогласия с решением о взыскании с него исполнительского сбора право в установленном данным законом порядке обратиться в суд или с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, или с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания либо об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

На основании заявления Киртяновой Д.А. от ДД.ММ.ГГГГ и представленного ею исполнительного листа, выданного Нагайбакским районным судом от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу №2-240/2018 г. судебным приставом -исполнителем Нагайбакского РОСП вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении исполнительного производства №-ИП. Предмет исполнения - обязать администрацию Нагайбакского муниципального района предоставить Киртяновой Д.А. по договору найма специализированное жилое помещение, отдельное благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям и учетным нормам предоставления площади жилого помещения на территории Нагайбакского муниципального района, за счет средств Челябинской области. В указанном постановлении должник предупрежден о необходимости добровольно исполнить решение суда в течении 5 дней с момента получения копии постановлении и возможности взыскания исполнительского сбора в случае неисполнения документа в срок предоставленного для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств.

ДД.ММ.ГГГГ вручено должнику предупреждение, вынесенное начальником отдела, старшим судебным приставом-исполнителем ФИО6 К.А. о необходимости исполнения вступившего в законную силу решения суда.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес РОСП Нагайбакского района направлено письмо с администрации района, где сообщалось, что исполнить решение в установленные законом пятидневный срок не представляется возможным в силу объективных причин приобретение жилых помещений, в том числе для детей сирот осуществляется в рамках Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд», который устанавливает порядок и сроки осуществления закупки. Эти сроки существенно отличаются от сроков, предусмотренных Федеральным законом от 02 октября 2007 года № 229 ФЗ «Об исполнительном производстве» для добровольного исполнения.

Кроме того, приобретенное жилое помещение (для детей сирот), предоставляется на основании решения комиссии, исходя из даты постановки сироты на очередь, а не срока выставления требования.

ДД.ММ.ГГГГ администрации района вручено требование судебного пристава-исполнителя Нагайбакского РОСП Бугубаевой Л.Г. в срок до ДД.ММ.ГГГГ предоставить сведения об исполнении решения суда. Должник вновь предупрежден, что неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора влечет административную ответственность по ст. 17.15 КоАП РФ.

От администрации в адрес РОСП Нагайбакского района, поступило сообщение от ДД.ММ.ГГГГ о невозможности исполнения решения суда в связи с тем, что сроки в законодательстве об исполнительном производстве разнятся со сроками, предусмотренными в законодательстве «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд».

В связи с отсутствием доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения судебным приставом-исполнителем ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с администрации Нагайбакского муниципального района в размере <данные изъяты> по исполнительному производству №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ об обязательстве администрации Нагайбакского муниципального района предоставить Киртяновой Д.А. по договору найма специализированное жилое помещение отдельное благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям и учетным нормам предоставления площади жилого помещения на территории Нагайбакского муниципального района, за счет средств Челябинской области.

Из письма главы района ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ адресованное РОСП Нагайбакского района следует, что администрацией района постоянно проводится работа по закупке жилых помещений. С ДД.ММ.ГГГГ было объявлено 37 аукционов по приобретению жилья для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей. 27 аукционов признаны несостоявшимися в виду отсутствия заявок от участников. По 8 аукционам идет прием заявок. По 2 аукционам определены победители и куплены 2 квартиры. Указывает в том, что данная ситуация происходит на территории Нагайбакского района не от недостаточности денежных ассигнований, а из-за отсутствия рынка жилья.

Согласно ч.1 ст. 112 Закон об исполнительном производстве исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника организации устанавливается в размере 50 000 рублей (часть 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).

Вновь судебным приставом-исполнителем выставлено требование -исполнить решение суда до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ № главы района ФИО11 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведено 45 аукционов по приобретению жилья для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них 43 признаны несостоявшимися. Денежные средства были выделены. В дальнейшем были получены уведомления об изменении межбюджетноготрансферта и выделенная сумма уменьшена с <данные изъяты> рублей до <данные изъяты> рублей.

До настоящего времени решение суда не исполнено.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).

Как разъяснено в п. 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Согласно ч. 2 ст. 112 названного Закона исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Непреодолимая сила, как чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства определена в положениях п. 1 ч.1 ст. 202 ч. 3 ст.401 Гражданского кодекса Российской Федерации, регламентирующих соответственно основания приостановления течения срока исковой давности и основания ответственности за нарушение обязательства.

Администрация Нагайбакского муниципального района Челябинской области длительное время не исполняет решение суда, чем нарушает права Киртяновой Д.А.

Доказательств наличия чрезвычайных, непредотвратимых обстоятельств, повлиявших на длительное неисполнение решения суда, заявителем в нарушение не представлено. В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П указано, что правоприменитель обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительных документов вызвано чрезвычайными непреодолимыми причинами.Такая возможность заявителю была предоставлена.

Ссылка на отсутствие предложений на рынке жилья, не является чрезвычайными, непредотвратимыми обстоятельствами и непреодолимыми препятствиями, находившиеся вне контроля должника. Какие-либо конкретные действия со стороны администрации Нагайбакского района для предоставления квартиры непосредственно Киртяновой Д.А. во исполнение решения суда не производились, доказательства об этом суду не представлены. Указаны общие причины, затрудняющие приобретение жилья для детей -сирот и детей оставшихся без попечения родителей и лицам из их числа.

Административный истец ссылается на то, что приобретенное жилое помещение (для детей сирот), предоставляется на основании решения комиссии, исходя из даты постановки сироты на очередь, а не срока выставления требования судебного пристава-исполнителя. В связи с чем суд считает необходимым напомнить, что в соответствии с ч. 2 ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Согласно ч. 3 ст. 13 ГПК РФ неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.

Суд, оценив представленные доказательства, что уважительных причин для неисполнения решения суда у административного истца не имеется, а значит и не имеется оснований для уменьшения размера, взыскиваемого исполнительского сбора.

Кроме того, в силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Административному истцу о вынесенном постановлении о взыскании исполнительского сбора стало известно ДД.ММ.ГГГГ, что следует из штампа о принятии входящей корреспонденции в самом постановлении. Административное исковое заявление об уменьшении размера исполнительского сбора подано в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть за истечением срока установленных законом для подачи административного иска.

Согласно ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.

Заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока подается в суд, в котором надлежало совершить процессуальное действие, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В заявлении должны быть указаны причины пропуска процессуального срока. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие уважительность этих причин. Заявление рассматривается без извещения лиц, участвующих в деле. С учетом характера и сложности процессуального вопроса суд вправе вызвать лиц, участвующих в деле, в судебное заседание, известив их о времени и месте его проведения.

Одновременно с подачей заявления о восстановлении пропущенного процессуального срока должно быть совершено необходимое процессуальное действие (поданы жалоба, заявление, представлены документы) (ч.2,ч.3 ст. 95 КАС РФ).

Однако, заявлений о восстановлении пропущенного срока административным истцом не подано. Административный истец, представитель при надлежащем извещении на судебные заседания не является, у суда не имеется возможности установить причины пропуска процессуального срока для подачи административного иска, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований административного истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. ст. ст. 175-180 Кодекса административного производства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении административного искового заявления администрации Нагайбакского муниципального района Челябинской области к начальнику Нагайбакского районного отдела судебных приставов Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Челябинской области, старшему судебному приставу-исполнителю Алищеву К.А., районному отделу судебных приставов Нагайбакского района Челябинской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области взыскиваемого с должника исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ № до <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд, в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Нагайбакский районный суд.

Председательствующий:

      РњРѕС‚ивированная часть решения изготовлена 20 РёСЋРЅСЏ 2020 РіРѕРґР°

2а-238/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
администарция Нагайбакского муниципального района
Ответчики
Управление УФССП России по Челябинской области
Судебный пристав-исполнитель Нагайбакского РОСП Бугубаева Л.Г.
Нагайбакский РОСП УФССП России по Челябинской области
Другие
Киртянова Дарья Александровна
Суд
Нагайбакский районный суд Челябинской области
Судья
Бикбова Мария Архиповна
Дело на сайте суда
nagaib.chel.sudrf.ru
26.05.2020[Адм.] Регистрация административного искового заявления
26.05.2020[Адм.] Передача материалов судье
26.05.2020[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
26.05.2020[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.05.2020[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.05.2020[Адм.] Судебное заседание
04.06.2020[Адм.] Судебное заседание
23.06.2020[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.06.2020[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.06.2020[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее