Решение по делу № 2-493/2024 от 22.01.2024

№ 2-493/2024

УИД: 76RS0023-01-2024-000116-58

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 марта 2024 года                                                                                                  г. Ярославль

Красноперекопский районный суд города Ярославля в составе

судьи Донцовой Н.С.

при секретаре Ким П.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Ярославля в интересах неопределенного круга лиц к мэрии города Ярославля о возложении обязанности,

                                                                     у с т а н о в и л:

    Прокурор города Ярославля в порядке статьи 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к мэрии города Ярославля, указывая, что прокуратурой города Ярославля проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства при постановке на учет бесхозяйных недвижимых объектов. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 №131-Ф3 к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона №131-Ф3 органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В силу части 3 статьи 7 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» от 31.03.1999 № 69-ФЗ организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами. Основы безопасной эксплуатации газораспределительных сетей определены Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Порядок определения границ охранных зон газораспределительных сетей, условия использования земельных участков, расположенных в их пределах, и ограничения хозяйственной деятельности, которая может привести к повреждению газораспределительных сетей, определение прав и обязанностей эксплуатационных организаций в области обеспечения сохранности газораспределительных сетей при их эксплуатации, обслуживании, ремонте, а также предотвращении аварий на газораспределительных сетях и ликвидации их последствий регламентирован Правилами охраны газораспределительных сетей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 № 878. В силу пункта 5 названных Правил охраны газораспределительных сетей, в соответствии с законодательством Российской Федерации газораспределительные сети относятся к категории опасных производственных объектов, что обусловлено взрыво- и пожароопасными свойствами транспортируемого по ним газа. В силу пункта 4 Правил охраны газораспределительных сетей, в состав газораспределительных сетей, в числе прочего, входят наружные подземные, наземные и надземные распределительные газопроводы, межпоселковые газопроводы, газопроводы - вводы с установленной на них запорной арматурой; отдельно стоящие газорегуляторные пункты, расположенные на территории и за территорией населенных пунктов, промышленных и иных предприятий, а также газорегуляторные пункты, размещенные в зданиях, шкафах или блоках. В соответствии со статьей 7 Устава г. Ярославля, принятого решением муниципалитета г. Ярославля от 16.10.1995 № 42 (далее - Устав), структуру органов городского самоуправления составляет, в том числе, местная администрация г. Ярославля (исполнительно-распорядительный орган) -мэрия г. Ярославля. Согласно статье 98 Устава к полномочиям мэрии города по вопросам управления муниципальным имуществом относится в том числе осуществление от имени города права собственника в отношении муниципального имущества в порядке, установленном муниципалитетом города. В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Согласно пункту 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитута, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами. В соответствии с пунктом 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Согласно пункту 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Согласно пункту 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований. Установлено, что на территории города Ярославля имеются объекты недвижимости (участки газопроводов) - подземный газопровод протяженностью 15,9 м и надземный газопровод протяженностью 84,9 м, расположенные по адресу: АДРЕС. Указанные объекты поставлены на учет как бесхозяйные ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. Финансирование ремонта и содержания бесхозяйных участков газопроводов бюджетом города не предусмотрено. Данные участки сети газоснабжения обеспечивают коммунальной услугой неопределенный круг лиц. При этом право собственности на данные бесхозяйные объекты газоснабжения до настоящего времени не зарегистрировано, что может привести к отсутствию контроля за состоянием их работоспособности, создать угрозу бесперебойному снабжению ресурсами и (или) чрезвычайной ситуации, тем" самым нарушить права неопределенного круга граждан и юридических лиц. Кроме того, из статьи 2 Федерального закона «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 № 35-ФЗ следует, что противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах законности, обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина и приоритета мер предупреждения терроризма. В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 35-ФЗ противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. Газоснабжение, в отличие от других коммунальных услуг, сопряжено с повышенным риском возникновения аварий, большинство из которых сопровождается человеческими жертвами.

Просит:

- обязать мэрию города Ярославля в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу организовать передачу объектов недвижимости (участки газопровода) - подземный газопровод протяженностью 15,9 м и надземный газопровод протяженностью 84,9 м, расположенные по адресу: АДРЕС, - организациям, осуществляющим эксплуатацию инженерных сетей, по договорам, предусмотренным действующим законодательством, на содержание и ремонт до признания права собственности на указанные объекты.

Представитель истца в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил ходатайтсво с просьбой рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель ответчика мэрии г. Ярославля в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представители третьих лиц КУМИ мэрии г. Ярославля, Департамента городского хозяйства мэрии г. Ярославля, филиала АО «Газпром газораспределение Ярославль» в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

    Суд, изучив письменные материалы дела, оценив все в совокупности, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: статья 12 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

        В силу пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

        В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона № 131-ФЗ ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.     Согласно абзацу 3 статьи 7 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

        В соответствии со статьей 98 Устава города Ярославля мэрия города Ярославля осуществляет от имени города права собственника в отношении муниципального имущества в порядке, установленном муниципалитетом города; организует в границах города электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение, снабжение населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

        В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитута, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

        Согласно пунктам 1, 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

        Согласно пункту 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приложением к приказу Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (приложение N 1 к настоящему Порядку): органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

        Установлено, что на территории города Ярославля имеются объекты недвижимости (участки газопроводов) – подземный газопровод протяженностью 15,9 м. и надземный газопровод протяженностью 84,9 м., расположенные по адресу АДРЕС

    Согласно перечня объектов газораспределительной системы объекты недвижимости (участки газопроводов) – подземный газопровод протяженностью 15,9 м., и надземный газопровод протяженностью 84,9 м. по адресу: АДРЕС поставлены на учет как бесхозяйные – ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА

    Судом установлено, что финансирование ремонта и содержания бесхозяйных участков газопроводов бюджетом города не предусмотрено. Право собственности на данные бесхозяйные объекты газоснабжения до настоящего времени не зарегистрировано, что может привести к отсутствию контроля за состоянием их работоспособности, создать угрозу для бесперебойного снабжения ресурсами и (или) чрезвычайной ситуации.

        Таким образом, имеются основания для удовлетворения исковых требований прокурора г. Ярославля в полном объеме.

Доказательств, для иного вывода суду не представлено. Обязанность ответчика, которую суд возлагает на него по требованию истца, возникла в силу названных в настоящем решении суда правовых норм. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                      р е ш и л:

    Мэрии города Ярославля (НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН) в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу организовать передачу объектов недвижимости (участки газопровода) - подземный газопровод протяженностью 15,9 м и надземный газопровод протяженностью 84,9 м, расположенные по адресу: АДРЕС - организациям, осуществляющим эксплуатацию инженерных сетей, по договорам, предусмотренным действующим законодательством, на содержание и ремонт до признания права собственности на указанные объекты.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Красноперекопский районный суд г. Ярославля в течение 1 месяца.

Судья Н.С. Донцова

2-493/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Заместитель прокурора города Ярославля в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
Мэрия города Ярославля
Другие
филиал АО "Газпром газораспределение Ярославль"
Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии г.Ярославля
Департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля
Суд
Красноперекопский районный суд г. Ярославль
Судья
Донцова Наталья Семеновна
Дело на сайте суда
krasnoperekopsky.jrs.sudrf.ru
22.01.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.01.2024Передача материалов судье
23.01.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.02.2024Судебное заседание
11.03.2024Судебное заседание
11.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее