Решение по делу № 2-2608/2016 от 01.06.2016

Дело № 2-2608/2016 г.

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

30.06.2016          г. Первоуральск

Первоуральский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Злобина В.А.,

при секретаре Насибуллиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бесчаснова Александра Юрьевича к Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (Департамент имущественных отношений) о признании права собственности на земельный участок, взыскании судебных расходов

УСТАНОВИЛ:

    Бесчаснов А.Ю., обратился в суд с иском к Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, и взыскании понесенных им судебных расходов по уплате госпошлины в размере <данные изъяты> руб.

В обоснование заявленных требований Бесчаснов А.Ю., указал, что ДД.ММ.ГГГГ общим собранием военнослужащих и служащих в/ч <данные изъяты> было учреждено садоводческое товарищество, зарегистрированное в настоящее время как «Садоводческое некоммерческое товарищество № 67» (далее по тексту - СНТ № 67). Решением главы Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ войсковой части <данные изъяты> было выдано Свидетельство о праве постоянного пользования на землю площадью <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ с указанием разрешенного использования - для коллективного садоводства. В результате расформирования в/ч <данные изъяты> в <данные изъяты> г. указанный земельный участок был передан в собственность Российской Федерации. Данный земельный участок состоит на кадастровом учете с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв. м. Категория земель - земли сельскохозяйственного назначения. Разрешенное использование - для коллективного садоводства. Истец является членом СНТ № 67 с ДД.ММ.ГГГГ. За ним закреплен земельный участок , с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м. Он и СНТ № 67 обращались к Министерству обороны Российской Федерации с заявлениями о предоставлении занимаемого земельного участка в собственность, в чем СНТ № 67 было отказано со ссылкой на запрет, установленный Постановлением Правительства РФ от 03.04.2008 № 234 «Об обеспечении жилищного и иного строительства на земельных участках, находящихся в федеральной собственности». На его заявление ответ не был получен. Предусмотренных законом оснований для ограничения оборота спорного земельного участка не имеется. Запрет на предоставление спорного участка в собственность федеральным законом не установлен.

    Истец Бесчаснов А.Ю., настаивал на удовлетворении исковых требований по доводам, изложенным в исковом заявлении.

    Ответчик Министерство обороны Российской Федерации (Департамент имущественных отношений) своего представителя в судебное заседание не направил.

Третье лицо – садоводческое некоммерческое товарищества № 67 своего представителя в судебное заседание не направило, возражений относительно заявленных исковых требований не представило.

Третьи лица - Федеральное государственное казенное учреждение «Приволжско- Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, и Федеральное государственное казенное учреждение «Центральное региональное управление правового обеспечения министерства обороны Российской Федерации» своих представителей в судебное заседание не направили. ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации представило возражения, в которых указало, что СНТ № 67 незаконно пользуется земельным участком, предоставленным войсковой части <данные изъяты>, так как земельные участки, предоставленные в пользование Министерству обороны запрещается занимать под садовые участки.

Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.

    Предоставление членам садоводческих некоммерческих объединений граждан земельных участков в собственность на день обращения истца к ответчику осуществлялось в порядке, предусмотренном ст. 28 Закона РФ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15.04.1998 № 66-ФЗ (далее по тексту Закон № 66-ФЗ).

    С 01.03.2015 г. предоставление членам садоводческих некоммерческих объединений граждан земельных участков в собственность производится на основании п. 2.7. ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"

Согласно пунктам 4, 6 ст. 28 Закона РФ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. К данному заявлению прилагаются следующие документы:

описание местоположения границ такого земельного участка, подготовленное этим гражданином;

заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения границ такого земельного участка местоположению границ земельного участка, фактически используемого гражданином.

В случае, если ранее ни один из членов данного некоммерческого объединения не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанный орган вправе запросить дополнительно следующие документы:

удостоверенная правлением данного некоммерческого объединения копия правоустанавливающего документа на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения;

выписка из единого государственного реестра юридических лиц, содержащая сведения о данном некоммерческом объединении.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующего земельного участка, в двухнедельный срок с даты получения заявления и необходимых документов в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи обязан принять решение о предоставлении в собственность такого земельного участка либо об отказе в его предоставлении.

Основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность.

Аналогичные положения содержатся и в п. 2.7. ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ, согласно которому: до 31 декабря 2020 года члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:

земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение;

по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения;

земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.

В случае, если указанные в абзаце втором или пятом настоящего пункта земельные участки являются зарезервированными для государственных или муниципальных нужд либо ограниченными в обороте, они предоставляются члену садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан или этому объединению в аренду без проведения торгов.

Согласно п. 2.8 ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ в случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя.

Согласно п. 2.10 ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, в течение четырнадцати дней с даты получения указанных в пункте 2.8 или 2.9 настоящей статьи заявления и документов обязан принять решение о предоставлении в собственность указанного в пункте 2.7 настоящей статьи земельного участка либо об отказе в его предоставлении.

Основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность

Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ общим собранием военнослужащих и служащих в/ч <данные изъяты> было учреждено садоводческое товарищество, зарегистрированное в настоящее время как «Садоводческое некоммерческое товарищество № 67».

Решением исполкома Первоуральского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован Устав коллективного сада войсковой части № <данные изъяты>, на основании которого зарегистрирован Коллективный сад № 67 военнослужащих и служащих войсковой части № <данные изъяты>, правопреемником которого является Садоводческое некоммерческое товарищество № 67.(л.д. 16-22).

Постановлением Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ проведена перерегистрация землепользования войсковой части № <данные изъяты> площадью <данные изъяты> га под коллективный сад № 67 в постоянное пользование. На основании названного постановления войсковой части № <данные изъяты> выдано свидетельство от ДД.ММ.ГГГГ о праве постоянного пользования земельным участком площадью <данные изъяты> га для коллективного садоводства. (л.д. 23).

В результате расформирования в/ч <данные изъяты> в <данные изъяты> г. указанный земельный участок был передан в собственность Российской Федерации и снят с учета Екатеринбургской КЭЧ.

Как следует из кадастрового паспорта земельного участка, свидетельства о государственной регистрации права собственником земельного участка, право постоянного бессрочного пользования которым закреплено за войсковой частью № <данные изъяты> указанным свидетельством от ДД.ММ.ГГГГ, является РФ, земельный участок поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, он полностью относится к категории земель «Земли сельскохозяйственного назначения» и имеет разрешенное использование «для коллективного садоводства». (л.д. 24-27).

Истец Бесчаснов А.Ю., является членом СНТ № 67 с ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 29, 61). За ним закреплен земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м.

Истец, как член СНТ № 67 обращался к исполнительному органу государственной власти (в данном случае - Министерство обороны РФ) с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении ему в собственность земельного участка, приложив к заявлению документы, предусмотренные Федеральным законом N 137-ФЗ. Однако решение ни об отказе, ни в предоставлении земельного участка в собственность истцу не было принято.

При таких обстоятельствах, обращение истца, полагающего, что ответчик нарушил его право на приобретение земельного участка в собственность, в суд с требованием о признании права собственности на земельный участок является правомерным и соответствует ниже приведенным положениям закона.

Так, в соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется различными способами, среди которых - путем признания права.

Статья 59 Земельного кодекса РФ устанавливает, что признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке.

ДД.ММ.ГГГГ от имени СНТ № 67 направлено заявление в Департамент имущественных отношений МО РФ об оформлении прав СНТ № 67 выделенный в/ч <данные изъяты> земельный участок.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Министерство обороны Российской Федерации (Департамент имущественных отношений) отказало в удовлетворении заявления по причине запрета, установленного Постановлением Правительства РФ 03.04.2008 г. № 234 «Об обеспечении жилищного и иного строительства земельных участках, находящихся в федеральной собственности». (л.д. 30-31)

ДД.ММ.ГГГГ от имени СНТ № 67 и членов СНТ № 67 в том числе и от истца направлено заявление в Департамент имущественных отношений МО РФ об оформлении прав СНТ № 67 и членов СНТ № 67 на выделенный в/ч <данные изъяты> земельный участок и направлены кадастровые паспорта на земельные участки членов СНТ № 67. (л.д. 42-44)

Ответным письмом от ДД.ММ.ГГГГ, Департамент отложил принятие решения приватизации испрашиваемых участков. (л.д. 47).

Суд полагает, что предусмотренных федеральным законом оснований для отказа истцу в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность у ответчика не имелось.

В соответствии со ст. 56 Земельного кодекса РФ ограничения прав на землю могут устанавливаться федеральными законами, а также принятыми на их основании актами исполнительных органов государственной власти.

Из Постановления Правительства РФ от 03.04.2008 № 234, на которое сослался ответчик, не следует, на основании какого федерального закона оно принято.

Согласно преамбуле названного Постановления, оно принято в целях обеспечения жилищного и иного строительства на земельных участках, находящихся в федеральной собственности и не используемых для реализации полномочий Российской Федерации, определенных федеральными законами. Данным Постановлением установлен для федеральных органов запрет на согласование сделок, связанных с распоряжением земельными участками, находящимися в федеральной собственности.

Между тем, спорный земельный участок находится на землях сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием - для коллективного садоводства, что соответствует положениям ст.ст. 77, 78 Земельного кодекса РФ, согласно которым землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей; земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, в том числе гражданами, ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.

Таким образом, в силу закона осуществление жилищного и иного строительства на землях сельскохозяйственного назначения невозможно. Согласно ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации для застройки жилыми зданиями, в том числе для индивидуальной жилой застройки, предназначены земельные участки в составе жилых зон из земель населенных пунктов.

Применение запрета, установленного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2008 № 234, возможно только во взаимосвязи с федеральными законами, устанавливающими основания ограничения использования земель.

Статья 27 Земельного кодекса РФ содержит перечень оснований для полного либо частичного ограничения оборота земель.

Как следует из материалов дела и ответчиком доказательств обратного не представлено, спорный земельный участок не занят объектами, перечисленными в п. 4 ст. 27 Земельного кодекса РФ, не входит в состав и территорию земель, названных в п. 5 указанной статьи, на спорный земельный участок не распространяется запрет, установленный пп. 14 п. 4, п. 8 ст. 27 Земельного кодекса РФ, что, в частности, подтверждается ответом Министерства природных ресурсов Свердловской области, согласно которому испрашиваемый земельный участок находится за пределами береговой полосы реки <данные изъяты>, следовательно, вне границ территории общего пользования, на территории данного земельного участка пруды и обводненные карьеры отсутствуют.

Спорный земельный участок для целей обороны никогда не использовался и не используется, был предоставлен войсковой части для организации коллективного сада и именно с этой целью используется до настоящего времени, что подтверждается правоустанавливающим документами, кадастровым паспортом.

Земельный участок истца, не выходит из границ территории садоводческого товарищества (является частью земельного участка с кадастровым номером ) и фактически используется истцом в садоводческих целях, что подтверждается кадастровым паспортном земельного участка истца, из которого следует, что границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Истцом были представлены ответчику все необходимые (предусмотренные законом) документы, которые позволяли решить вопрос о предоставлении ему спорного земельного участка в собственность.

Таким образом, предусмотренные каким-либо федеральным законом основания для отказа в предоставлении истцу испрашиваемого земельного участка в собственность отсутствуют, в связи с чем, отказ ответчика в таком предоставлении только лишь со ссылкой на запрет, установленный Постановлением Правительства РФ от 03.04.2008 № 234, является неправомерным, так как спорный земельный участок для целей обороны никогда не использовался и не используется, был предоставлен войсковой части для организации коллективного сада, его целевое использование не изменилось

Как следует из материалов дела, начальником Главного квартирно-эксплуатационного управления Минобороны РФ 03.06.1999 была принята директива , согласно которой командующим войсками военных округов (в том числе, командующему войсками Уральского военного округа) в целях упорядочения учета и рационального использования земель, предоставленных в пользование Минобороны РФ, предлагалось произвести снятие с учета всех дачно-строительных кооперативов и садоводческих товариществ, земельные участки которых переданы решением заместителя Министра обороны РФ в народное хозяйство.

Согласно ответа, данного и.о. руководителя ФГУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны РФ ФИО3, земельный участок с кадастровым номером , на основании указанной выше директивы был снят с учета Екатеринбургской КЭЧ и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на балансе ФГУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России (правопреемник Екатеринбургской КЭЧ) не числится. (л.д. 28)

Факт того, что указанный земельный участок, юридически находящийся в пользовании войсковой части № <данные изъяты>, фактически находится в пользовании СНТ № 67 подтверждается и тем, что именно СНТ № 67 (а не войсковая часть № <данные изъяты>) ДД.ММ.ГГГГ заключило с МУП «Кадастровое бюро г. Первоуральска» договор на выполнение работ по межеванию спорного земельного участка и оплатило указанные работы. (л.д. 39).

С учетом изложенного, поскольку испрашиваемый земельный участок был предоставлен истцу как члену СНТ № 67, находится в границах земельного участка, предоставленного в <данные изъяты> г. для целей садоводства войсковой части № <данные изъяты>, при которой был организован коллективный сад, истец обратился к соответствующему исполнительному органу государственной власти с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, представив все необходимые по закону документы, установленного федеральным законом запрета на предоставление спорного земельного участка в собственность не имеется, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.

В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Министерство обороны РФ является государственным органом, в силу чего освобождено от уплаты государственной пошлины.

Следовательно, расходы истца на оплату государственной пошлины в размере 300 руб. не подлежат взысканию с Министерство обороны РФ, и в данной части иска следует отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск Бесчаснова Александра Юрьевича удовлетворить частично.

    Признать за Бесчасновым Александром Юрьевичем право собственности на земельный участок № с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>.

    В удовлетворении остальной части иска – отказать.

    Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Первоуральский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение суда в окончательной форме составлено 04.07.2016.

Судья: подпись. В.А. Злобин

Копия верна. Судья: В.А. Злобин

2-2608/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Бесчаснов А.Ю.
Ответчики
Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации ( Департамент имущественных отношений)
Другие
Садоводческое некоммерческое товарищество № 67
ФГУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны РФ
Суд
Первоуральский городской суд Свердловской области
Дело на сайте суда
pervouralsky.svd.sudrf.ru
01.06.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.06.2016Передача материалов судье
03.06.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.06.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.06.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.06.2016Судебное заседание
04.07.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.07.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее