РЕШЕНИЕ
1 ноября 2024 года г.Кимовск Тульской области
Судья Узловского районного суда Тульской области, временно исполняющая обязанности судьи Кимовского районного суда Тульской области Хромова М.Н.,
рассмотрев жалобу лица, привлеченного к административной ответственности – Ануфриева А.В. об отмене постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.12.21.1 КоАП РФ от 22.05.2024 главного государственного инспектора ЦАФАП МТУ Ространснадзора по ЦФО № в отношении Ануфриева А.В.,
установил:
22.05.2024 главным государственным инспектором ЦАФАП МТУ Ространснадзора по ЦФО ФИО1 вынесено постановление № по делу об административном правонарушении, которым Ануфриев А.В. привлечен к административной ответственности по ч.3 ст.12.21.1 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 350 000 рублей.
Как следует из обжалуемого постановления, 03.04.2024 в 15:34:21 на а/д Кашира-Серебряные пруды-Кимовск-Узловая, км 125+0, Тульская область, водитель, управляя тяжеловесным 2-осным транспортным средством ХЕНДЭ VT (HD798), государственный регистрационный знак № в нарушение п. 23.5 Правил дорожного движения РФ, ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановления Правительства РФ от 01.12.2023 г. N 2060 "Об утверждении Правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства», осуществлял движение тяжеловесного ТС без специального разрешения. Специальное разрешение на перевозку тяжеловесных грузов не выдавалось. Собственником транспортного средства на момент фиксации нарушения является Ануфриев А.В.
Не согласившись с указанным постановлением, Ануфриев А.В. подал жалобу на указанное постановление должностного лица, в которой указал, что 03.04.2024 транспортное средство осуществляло перевозку продуктов питания: по транспортной накладной 03.04.2024 были перевезены - продукты питания (суб. продукты) в связи с чем на него распространяются исключения, установленные Приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Тульской области № 23 от 20.02.2024. А также в момент совершения нарушения транспортное средство, принадлежащее Ануфриеву А.В., передано в аренду ФИО2, который, в свою очередь, заключил в установленном порядке договор аренды с Ануфриевым А.В. и получил в пользование транспортное средство, оплачивает арендную плату. Просит постановление должностного лица от 22 мая 2024 года отменить, производство по делу прекратить, поскольку транспортное средство перевозило пищевые продукты и находилось в пользовании ФИО2
Лицо, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении Ануфриев А.В., представитель лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении Ануфриева А.В. – Ларин Д.С., ЦАФАП МТУ Ространснадзора по ЦФО в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 30.6 КоАП РФ, законность и обоснованность вынесенного постановления проверяются на основании как имеющихся в деле, так и дополнительно представленных материалов.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу положений ст. 2.6.1 КоАП РФ, к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.
Собственник (владелец) транспортного средства освобождается от административной ответственности, если в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное в соответствии с частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц.
В соответствии с частью 3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину более 20, но не более 50 сантиметров либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 20, но не более 50 процентов без специального разрешения, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 12.21.5 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на собственника (владельца) транспортного средства в размере трехсот пятидесяти тысяч рублей.
Согласно п. 23.5 Правил дорожного движения РФ, движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, осуществляется с учетом требований Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на десять процентов превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Частью 2 ст. 31 указанного закона определено, что движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями данной статьи.
В соответствии с п.188 Перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или муниципального значения Тульской области, утвержденным постановлением правительства Тульской области от 06.12.2011 №233, автомобильная дорога Кашира-Серебряные пруды-Кимовск-Узловая (идентификационный номер №) относится к автомобильным дорогам общего пользования регионального значения категории III.
По данному делу было установлено, что 22 мая 2024 года постановлением главного государственного инспектора ЦАФАП МТУ Ространснадзора по ЦФО ФИО1 № Ануфриев А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.12.21.1 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 350000 руб.
Указанным постановлением Ануфриев А.В. признан виновным в том, что 03.04.2024 года в 15:34:21 по адресу: автодорога Кашира-Серебряные пруды-Кимовск-Узловая, км 125+0, Тульская область, управляя тяжеловесным транспортным средством ХЕНДЭ VT (HD798), государственный регистрационный знак №, в составе 2-осного тяжеловесного транспортного средства, в нарушение п.23.5 Правил дорожного движения Российской Федерации, ч.1 ст.29 Федерального закона от 08.11.2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2023 года №2060 «Об утверждении Правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства», осуществлял движение тяжеловесного транспортного средства без специального разрешения. Согласно акту № измерения параметров транспортное средство превысило предельно допустимый показатель по осевой нагрузке одиночного транспортного средства на 41,08% (1,643 т) на ось № 2 (погрешность измерения 10%), двигаясь с нагрузкой 5,643 т на ось № 2 при допустимой нагрузке 4,000 т на ось. На автоматический запрос № от 26.04.2024, направленный в ФКУ «Росдормониторинг» о наличии специального разрешения на движение тяжеловесного транспортного средства с ГРЗ №, за период, включающий 03.04.2024, по маршруту, проходящему через автодорогу Кашира-Серебряные пруды-Кимовск-Узловая, км 125+0, Тульская область, получен отрицательный ответ, специальное разрешение не выдавалось.
Собственником транспортного средства ХЕНДЭ VT (HD798), государственный регистрационный знак № является Ануфриев А.В.
Свидетель ФИО2 08.10.2024 в судебном заседании пояснил, что арендует транспортное средством ХЕНДЭ VT (HD798), государственный регистрационный знак № у Ануфриев А.В., согласно договора аренды от 15.02.2024, оплачивает аренду плату Ануфриеву А.В. наличными денежными средствами до 15 числа каждого месяца в размере 15 000 руб. 03.04.2024 на указанном транспортном средстве перевозил субпродукты.
Согласно п.27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 года № 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в соответствии с которыми при фиксации административного правонарушения в области дорожного движения техническим средством, работающим в автоматическом режиме, субъектом такого правонарушения является собственник (владелец) транспортного средства независимо от того, является он физическим либо юридическим лицом (ч.1 ст.2.6.1 КоАП РФ).
В случае несогласия с вынесенным в отношении собственника (владельца) транспортного средства постановлением о назначении административного наказания за правонарушение, выявленное и зафиксированное работающими в автоматическом режиме техническими средствами, при реализации своего права на обжалование данного постановления, он освобождается от административной ответственности при условии, что в ходе рассмотрения жалобы будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц (ч.2 ст.2.6.1, примечание к ст.1.5 КоАП РФ). При этом собственник обязан представить доказательства своей невиновности.
Доказательствами, подтверждающими факт нахождения транспортного средства во владении (пользовании) другого лица, могут, в частности, являться полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в котором имеется запись о допуске к управлению данным транспортным средством другого лица, договор аренды или лизинга транспортного средства, показания свидетелей и (или) лица, непосредственно управлявшего транспортным средством в момент фиксации административного правонарушения. Указанные, а также иные доказательства исследуются и оцениваются по правилам ст.26.11 КоАП РФ.
Доводы жалобы о невиновности Ануфриева А.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.12.21.1 КоАП РФ, со ссылкой на договор аренды грузового автомобиля между физическими лицами от 15 февраля 2024 года между Ануфриевым А.В. и ФИО2; акт о приеме-передаче транспортного средства от 15 февраля 2024 года; страховой полис № обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в котором имеется запись о допуске к управлению данным транспортным средством Ануфриева А.В. и ФИО2; расписки Ануфриева А.В. в получении денежных средств за аренду грузового автомобиля, судья находит несостоятельными.
Представленные вышеперечисленные документы, бесспорно не подтверждают, что транспортное средством ХЕНДЭ VT (HD798), государственный регистрационный знак №, собственником (владельцем) которого является Ануфриев А.В., в момент фиксации административного правонарушения находилось в пользовании ФИО2 на основании договора аренды.
Отклоняя указанные доводы, судья пришел к выводу, что имеющиеся в материалах дела документы не подтверждают исполнение условий договора аренды грузового автомобиля между физическими лицами от 15 февраля 2024 года между Ануфриевым А.В. и ФИО2 на дату фиксации административного правонарушения – 3 апреля 2024 года.
Приказом министерства транспорта и дорожного хозяйства Тульской области от 20.02.2024 № 23 «О временных ограничениях или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального и межмуниципального значения Тульской области в весенний период 2024 года» введены временные ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Тульской области в период с 1 апреля по 30 апреля 2024 года в связи с неблагоприятными природно-климатическими условиями путем установки соответствующих дорожных знаков, ограничивающих нагрузки на оси транспортных средств, за исключением: автомобильной дороги «Тула – Новомосковск»; автомобильной дороги «М-4 «Дон» Москва - Воронеж - Ростов-на-Дону - Краснодар – Новороссийск» - Новомосковск - 4 «Дон» - Новомосковск», установлены в указанный период предельно допустимые нагрузки на оси транспортного средства для проезда по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Тульской области - 4 тонны.
Пунктом 19 Постановления правительства Тульской области от 12.01.2012 №7 «Об утверждении Порядка осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения» предусмотрено, что временное ограничение движения в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий не распространяется: на международные перевозки грузов; на пассажирские перевозки автобусами, в том числе международные; на перевозки продуктов питания, животных, лекарственных препаратов, горюче-смазочных материалов, семенного фонда, удобрений, почты и почтовых грузов; на перевозку грузов, необходимых для предотвращения и (или) ликвидации последствий стихийных бедствий или иных чрезвычайных происшествий; на транспортировку дорожно-строительной и дорожно-эксплуатационной техники и материалов, применяемых при проведении аварийно-восстановительных и ремонтных работ; на транспортные средства федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Согласно товарно-транспортной накладной от 03.04.2024 № транспортное средство ХЕНДЭ VT (HD798), государственный регистрационный знак №, осуществляло перевозку продуктов питания (легкое говяжье, обрезь говяжья, семенники говяжьи, печень говяжья, почки говяжьи, рубец говяжий).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона N 29-ФЗ от 02.01.2000 года "О качестве безопасности пищевых продуктов" пищевые продукты - это продукты животного, растительного, микробиологического, минерального, искусственного или биотехнологического происхождения в натуральном, обработанном или переработанном виде, которые предназначены для употребления человеком в пищу, в том числе специализированная пищевая продукция, питьевая вода, расфасованная в емкости, питьевая минеральная вода, алкогольная продукция (в том числе пиво и напитки на основе пива), безалкогольные напитки, биологически активные добавки к пище, жевательная резинка, закваски и стартовые культуры микроорганизмов, дрожжи, пищевые добавки и ароматизаторы, а также продовольственное сырье.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
Пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Таким образом, прихожу к выводу, что в действиях Ануфриева А.В. отсутствует состав административного правонарушения, поскольку, лицо осуществляло перевозку продуктов питания, то есть перевозило груз, являющийся исключением в соответствии с положением вышеуказанного Приказа министерства транспорта и дорожного хозяйства Тульской области.
При таких обстоятельствах постановление главного государственного инспектора ЦАФАП МТУ Ространснадзора по ЦФО № от 22 мая 2024 года о привлечении Ануфриева А.В. к административной ответственности по ч. 3 ст. 12.21.1 КоАП РФ, подлежит отмене, производство по настоящему делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в действиях лица состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ № ░░ 22 ░░░ 2024 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░. 3 ░░. 12.21.1 ░░░░ ░░, ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░. 2 ░. 1 ░░. 24.5 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░