Судья: Бойчаров Р.А. дело № 33-14252/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Савельева А.И.,
судей Шинкаревой Л.Н., Шмелева А.Л.,
при секретаре Цепилове А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании от 25 мя 2016 года апелляционные жалобы Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области, Комитета по управлению имуществом Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области
на решение Солнечногоского городского суда Московской области от 02 февраля 2016 года по делу по иску Калашникова Дмитрия Васильевича к Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области, Комитету по управлению имуществом Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области, Министерству имущественных отношений Московской области об оспаривании отказа в заключении договора аренды земельного участка, заслушав доклад судьи Шмелева А.Л., объяснения представителя Калашникова Дмитрия Васильевича – Коростылевой К.С.,
УСТАНОВИЛА:
Калашников Д.В. предъявил иск к Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области, Комитету по управлению имуществом Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области, Министерству имущественных отношений Московской области об оспаривании отказа в заключении договора аренды земельного участка. Иск мотивировал тем, что в ноябре 2012 года обратился к Главе администрации муниципального Солнечногорского района с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка № 45А площадью 745 кв.м. по <данные изъяты> под индивидуальное жилое строительство. Земельный участок был сформирован под заявленные цели и поставлен на кадастровый учет. 20 декабря 2013 года было опубликовано информационное сообщение о предоставлении спорного земельного участка в местном печатном издании «Сенеж», по итогам опубликования заявителю Комитетом по управлению имуществом выдана справка о том, что Калашников Д.В. является единственным заявителем. 24 июня 2014 года истец, собрав полный пакет документов, обратился в Комитет по управлению имуществом с заявлением о заключении с ним договора аренды земельного участка, однако ответ получил только в сентября 2015 года, согласно которому истцу было отказано в согласовании проекта договора аренды земельного участка в Министерстве имущественных отношений МО со ссылкой на нарушение процедуры опубликования извещения. В этой связи истец просит суд признать отказ в заключении договора аренды земельного участка незаконным и обязать ответчиков заключить договор аренды земельного участка сроком на 20 лет.
Представитель администрации Солнечногорского муниципального района Московской области и Комитета по управлению имуществом администрации Солнечногорского района против удовлетворения иска возражал.
Представитель ответчика - Министерства имущественных отношений Московской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Решением Солнечногоского городского суда Московской области от 02 февраля 2016 года исковые требования удовлетворены.
Администрация Солнечногорского муниципального района Московской области, Комитет по управлению имуществом Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области в апелляционных жалобах просят решение отменить, как незаконное и необоснованное.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В силу статьи 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Постановленное по делу решение указанным требованиям не отвечает.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции сослался на положения ст. 29, п. 3 ст. 30.1 ЗК РФ и исходил из того, что 28 ноября 2012 года Калашников Д.В. обратился к Главе Солнечногорского района о предоставлении земельного участка площадью 745 кв.м по <данные изъяты> для индивидуального жилого строительства, выполнил работы по сформированию земельного участка, подготовил схемы расположения земельного участка в целях его образования для проведения аукциона по продаже участка или аукциона на право заключения договора аренды. После утверждения схемы, испрашиваемый участок был сформирован и поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового № 50:09:0080401:1656. 20 декабря 2013 года в местном периодическом печатном издании «Сенеж» опубликовано информационное сообщение о предоставлении спорного земельного участка.
Указанное, по мнению суда, является достаточным для удовлетворения иска.
С данным выводом судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
Статьей 34 Федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" N 171-ФЗ от 23 июня 2014 года установлено, что в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления в соответствии с пунктом 3 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) опубликовано сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее 1 января 2018 года.
В силу положений статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.03.2015 г.) органы местного самоуправления вправе решать вопросы относительно использования находящихся в их ведении земель.
Согласно пункту 1 статьи 28 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015 г.) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду.
Частью 3 статьи 30.1 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015 г.) предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданами в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.
В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
В силу п. 3 ст. 31 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 01 марта 2015 г.) органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
По смыслу данной нормы оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетание интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ).
Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе и возможных претендентов на земельный участок.
Опубликование сообщения о передаваемом в аренду земельном участке в средствах массовой информации является обязательной процедурой, по итогам которой орган местного самоуправления определяет дальнейший порядок предоставления земельного участка.
Передача земельных участков без информирования населения через средства массовой информации, и как следствие, невыявление иных претендентов и рассмотрения их заявок противоречит земельному законодательству.
Судебная коллегия полагает, что содержащаяся информация в газетной публикации не может быть воспринята, как ориентированное на неопределенный круг лиц предложение о приобретении свободного земельного участка в аренду.
Согласно п. 4. ст. 30 Земельного Кодекса РФ информирование органами местного самоуправления о возможном предстоящем предоставлении земельного участка имеет целью получение наибольшего числа заявок и проведения торгов с участием всех желающих приобрести его лиц, т.е. оно должно одновременно обеспечивать возможность участия в торгах всем желающим и максимально выгодные условия заключения договора собственнику.
Суд первой инстанции не принял во внимание, что опубликованное сообщение содержало информацию о намерении предоставления в аренду конкретного земельного участка, однако объект, указанный в газете, не конкретно индивидуализирован, точное место нахождения земельного участка не известно, опубликованное сообщение не информировало население о возможности и порядка подачи заявок на предоставление указанного земельного участка, что не способствует получению наибольшего числа заявок, тем самым нарушает процедуру сдачи недвижимого имущества в аренду.
Указанная публикация не свидетельствует о соблюдении органом местного самоуправления требований о надлежащем информировании о предстоящем предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, так как в нем не определены способ и порядок подачи заявлений о предоставлении участка, отсутствовали сведения о принятии и решения о проведении торгов или о приеме заявлений о предоставлении земельного участка без проведения торгов.
Постановлением Правительства Московской области от 26.12.2014 г. N 1154/51 в подпункте 2 пункта 3 определено, что Министерство имущественных отношений Московской области является уполномоченным центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, предоставляющим согласие органам местного самоуправления муниципальных районов Московской области и городских округов Московской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, городского округа Московской области. Согласие уполномоченного органа на предоставление земельного участка в аренду не получено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения иска не имелось.
С учётом изложенного, решение Солнечногоского городского суда Московской области от 02 февраля 2016 года нельзя призанть законным и обоснованным, оно подлежит отмене, с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Солнечногоского городского суда Московской области от 02 февраля 2016 года отменить.
Принять по делу новое решение, в удовлетворении иска Калашникова Дмитрия Васильевича к Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области, Комитету по управлению имуществом Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области, Министерству имущественных отношений Московской области об оспаривании отказа в заключении договора аренды земельного участка – отказать.
Председательствующий:
Судьи: