Решение по делу № 33-2472/2024 от 13.02.2024

Судья: Белобородова Е.Ю.                                 Дело № 33-2472/2024 (2-1534/2023)

Докладчик: Ельмеева О.А.                             УИД 42RS0013-01-2023-001750-12

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 марта 2024 года                                                                           г. Кемерово

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:

    Председательствующего Молчановой Л.А.

    судей: Ельмеевой О.А., Сумарокова С.И.

    при секретаре Марченко Ю.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Ельмеевой О.А. гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Междуреченского городского округа

на решение Междуреченского городского суда Кемеровской области от 17 августа 2023 года

по иску Дерюшевой Татьяны Павловны к администрации Междуреченского городского округа, Муниципальному унитарному предприятию «Междуреченская управляющая компания» о признании действий администрации незаконными,

УСТАНОВИЛА:

Дерюшева Т.П. обратилась с иском к ответчикам о признании действий администрации незаконными.

    Требования мотивированы тем, что Дерюшева Т.П. является собственником ? доли квартиры № 5 в многоквартирном доме, расположенном по <адрес>. Управляющей компанией данного МКД является Муниципальное унитарное предприятие «Междуреченская управляющая компания», на основании постановления администрации Междуреченского городского округа от 06.08.2020 № 1388-п «Об определении управляющей организации для управления многоквартирным домом по адресу: <адрес>, в отношении которого собственникам не выбран способ управления таким домом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации», с утвержденным размером платы за содержание жилого помещения из расчета 15,70 руб. за 1 кв.м., во исполнение которого также 06.08.2020 был заключен договор управления МКД, сроком на один год со дня его подписания.

До настоящего времени собственниками помещений МКД не выбран способ управления им, при этом администрация МГО без проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления МКД издала постановление от 30.01.2023 № 143-п «Об определении управляющей организации для управления многоквартирным домом по адресу <адрес>, в отношении которого собственниками не выбран способ управления таким домом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации» (с учетом дополнений, изменений), определив управляющей организацией МУП «МУК» и с утверждением платы за содержание жилого помещения в размере 16,37 руб. за 1 кв.м.

Не согласившись с действиями администрации МГО, истец посредством сети интернет на официальный сайт администрации МГО направила заявление ответчику о признании указанного выше постановления недействительным, и перерасчете платы за услуги и работы по содержанию общего имущества из расчета 15,70 руб. за 1 кв.м. с 01.02.2023; обращение к ответчику было продублировано и 01.05.2023.

22.05.2023 администрация МГО уведомила истца о том, что оспариваемое им постановление от 30.01.2023 №143-п 05.05.2023 постановлением администрации МГО № 1102-п «О признании утратившим силу постановлений администрации Междуреченского городского округа» было признано утратившим силу, в связи с чем перерасчет платы будет произведен с 05.05.2023.

Просила признать действия администрации Междуреченского городского округа незаконными, а постановление администрации от 30.01.2023 № 143-п (с учетом дополнений, изменений) недействительным с даты его издания; обязать управляющую организацию МУП «МУК» произвести перерасчёт размера платы за услуги и работы по содержанию общего имущества из расчета 15,70 руб. за 1 кв.м. с 01.02.2023 в отношении квартиры № 5 в многоквартирном доме по адресу <адрес> взыскать с администрации Междуреченского городского округа в пользу истца компенсацию морального вреда за нарушение права потребителя коммунальных услуг на начисление платы за услуги и работы по содержанию общего имущества многоквартирного дома.

Решением Междуреченского городского суда Кемеровской области от 17 августа 2023 года постановлено:

«Исковые требования Дерюшевой Татьяны Павловны к Администрации Междуреченского городского округа, Муниципальному унитарному предприятию «Междуреченская управляющая компания» удовлетворить частично.

Постановление администрации Междуреченского городского округа от 30.01.2023 № 143-п и действия администрации Междуреченского городского округа по применению данного постановления до 05.05.2023 признать незаконными.

В удовлетворении требований истца о взыскании с администрации Междуреченского городского округа компенсации морального вреда в сумме 10000 рублей отказать».

Дополнительным решением Междуреченского городского суда Кемеровской области от 27 декабря 2023 года постановлено:

«Принять по настоящему делу дополнительное решение.

Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Междуреченская управляющая компания» произвести перерасчёт размера платы за услуги и работы по содержанию общего имущества из расчета 15,70 руб. за 1 кв.м. с 01.02.2023 в отношении квартиры № 5, расположенной в многоквартирном доме по адресу: <адрес>».

В апелляционной жалобе администрация Междуреченского городского округа, в лице представителя Минаевой А.В., действующей на основании доверенности от 09.01.2023, просит решение суда отменить, принять новое решение.

Указывает, что оплата за содержание жилого помещения применялась в размерах тарифа, указанного в Постановлении администрации Междуреченского городского округа от 30.01.2023 № 143-п. Данное Постановление содержит и устанавливает тариф, принятый Решением Совета народных депутатов Междуреченского городского округа от 04.07.2022 № 241 «Об утверждении размера платы населения за жилое помещение», которым с 01.07.2022 определен размер 16,37 руб. за кв.м. для 5-ти этажного дома без лифта, каким является дом истца.

Приказ Минстроя России от 06.04.2018 № 213/пр «Об утверждении Методических рекомендаций по установлению размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, а также по установлению порядка определения предельных индексов изменения размера такой платы» определяет порядок определения тарифа за содержание жилого помещения. Определено, что предельный индекс изменения размера платы за удержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, рекомендуется определять равным индексу потребительских цен.

Решение Совета народных депутатов Междуреченского городского округа от 04.07.2022 № 241 «Об утверждении размера платы населения за жилое помещение» принято в соответствии с указанными методическими рекомендациями, соответственно установленный тариф, содержащийся в Постановление администрации Междуреченского городского округа 30.01.2023 № 143-п должен применяться и после отмены данного постановления, так как собственники МКД не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения.

Более того, до принятия постановления администрации Междуреченского городского округа 30.01.2023 № 143-п собственники МКД не принимали такого решения начиная с 2020 г., по указанному дому жильцы не принимали тариф, в связи с чем не основано на законе применение тарифа, установленного постановлением администрации Междуреченского городского округа от 06.08.2020 № 1388-п в размере 15,70 за 1 кв.м., так как в законе прямо указанно на необходимость применения действующего тарифа.

Относительно доводов апелляционной жалобы Дерюшевой Т.П. поданы письменные возражения.

Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, не возражают против рассмотрения дела в их отсутствие, в связи с чем судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие на основании ст. 327, п. 3, 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене или изменению обжалуемого решения.

Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями (часть 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации на собственников помещений в многоквартирном доме возложена обязанность выбрать один из способов управления многоквартирным домом (часть 2). Если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано орган местного самоуправления проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации (часть 4).

Управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном названным Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации (часть 17). Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, но не более одного года. Орган местного самоуправления в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения об определении управляющей организации, предусмотренного настоящей частью, письменно уведомляет всех собственников помещений в многоквартирном доме о принятии указанного решения, об условиях договора управления этим домом и об условиях прекращения договора управления с данной управляющей организацией. Договор управления многоквартирным домом между управляющей организацией и собственниками помещений в многоквартирном доме считается заключенным со дня принятия органом местного самоуправления решения об определении управляющей организации.

В случае, если решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проведенного в соответствии с требованиями части 4 настоящей статьи, о выборе способа управления таким домом не принято или не реализовано либо общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, проведение которого орган местного самоуправления обязан инициировать в соответствии с частью 4 настоящей статьи, не проведено или не имело кворума, орган местного самоуправления в течение трех дней со дня проведения данного общего собрания или по истечении указанного в части 4 настоящей статьи срока обязан объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации и провести этот конкурс в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в соответствии с частью 4 статьи 161 настоящего Кодекса в течение одного месяца со дня объявления о проведении этого конкурса (ч.5 ст. 200 ЖК РФ).

Правила определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2018 г. № 1616.

Данными Правилами предусмотрено определение управляющей организации решением уполномоченного органа, в частности - органа местного самоуправления, путем выбора из перечня управляющих организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация (пункты 2, 5, 8). Осуществление управления многоквартирным домом управляющей организацией, определенной решением об определении управляющей организации, не является основанием для непроведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом в случаях, для которых проведение такого конкурса предусмотрено Жилищным кодексом Российской Федерации (пункт 4).

Как следует из материалов дела, Дерюшева Т.П. является собственником ? доли в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: <адрес> что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 9).

Постановлением Администрации Междуреченского городского округа от 06.08.2020 № 1388-п МУП «МУК» определена управляющей организацией для МКД, находящегося по адресу: <адрес> на период выбора собственниками помещений в МКД способа управления или до заключения договора управления с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в МКД или по результатам конкурса, предусмотренного ч. 5 ст. 161 ЖК РФ, но не более одного года, а также установлена плата за содержание жилого помещения в размере 15,70 руб. (л.д. 11-12, 104-110).

Также 06.08.2020 заключен договор управления МКД, расположенным по адресу: <адрес> управляющей организацией МУП «МУК» (л.д. 115-129).

В силу п. 5.1. договор вступает в силу со дня его подписания обеими сторонами. Договор заключен сроком на один год (л.д. 123).

Постановлением Администрации Междуреченского городского округа от 30.01.2023 № 143-п МУП «МУК» определена управляющей организацией для МКД, находящегося по адресу: <адрес> на период выбора собственниками помещений в МКД способа управления или до заключения договора управления с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в МКД или по результатам конкурса, предусмотренного ч. 5 ст. 161 ЖК РФ, но не более одного года, а также установлена плата по содержанию жилого помещения в размере 16,37 рублей (л.д. 13-14, 111-114).

В данное Постановление № 629-п от 17.03.2023 внесены изменения в части ссылки на решение Совета народных депутатов (л.д. 16,17).

Истец полагает, что указанное Администрации Междуреченского городского округа издано с нарушением норм права, поскольку не было проведено открытого конкурса.

Разрешая спор и частично удовлетворяя требования истца, суд исходил из того, что Постановление № 629-п от 17.03.2023 Администрации Междуреченского городского округа издано с нарушением положений части 17 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, без проведения открытого конкурса, в связи с чем является незаконным.

Поскольку Постановление № 629-п от 17.03.2023 Администрации Междуреченского городского округа признано судом незаконным, дополнительным решением суд обязал МУП «МУК» произвести перерасчет размера платы за услуги и работы по содержанию общего имущества из расчета 15,70 руб. за кв.м., исходя из Постановления от 06.08.2020 № 1888-п, действующего до принятия обжалуемого постановления, в период с 01.02.2023 (с момента принятия обжалуемого постановления).

Оснований не согласиться с выводами суда не имеется.

Как следует из материалов дела, по жалобе истца ГЖИ Кузбасса проводилась проверка, которой установлено, что Администрацией МГО мероприятий по проведению открытого конкурса для определения управляющей организации МКД, собственниками которого не избран способ управления МКД, не проводилось, что подтверждается сообщением указанного органа в адрес истца (л.д. 15,43 т.1); аналогичная проверка проводилась прокуратурой г. Междуреченска, которой также установлено, что Администрацией МГО мероприятий по проведению открытого конкурса для определения управляющей организации МКД, собственниками которого не избран способ управления МКД, не проводилось (л.д. 18,44, 80 т.1); факт непроведения ответчиком открытого конкурса для определения управляющей организации МКД, собственниками которого не избран способ управления МКД, также установлен управлением Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (л.д. 19,45 т.1).

В письменном ответе администрации МГО в адрес прокуратуры г. Междуреченска указано, что мероприятия по проведению открытого конкурса проводятся с апреля 2023 (л.д. 49-51 т.1).

Кроме того, представляя информацию УФАС по Кемеровской области ответчик прямо уведомил контролирующий орган о том, что в отношении МКД по <адрес> открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления МКД не проводился (л.д. 103 т.1).

Установив указанные обстоятельства, УФАС по Кемеровской области вынесло ответчику администрации МГО предупреждение, которым обязало устранить допущенное нарушение действующего законодательства путем отмены постановления от 30.01.2023 № 143-п (л.д. 131-134 т.1).

Администрацией МГО в письменных возражениях также указано, что мероприятия по проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления МКД по <адрес> проводились только с апреля 2023 (л.д. 140 т.1), т.е. значительно позднее даты издания оспариваемого постановления.

Таким образом, поскольку установлено, что Постановление администрации Муниципального городского округа № 143-п от 30.01.2023 издано с нарушением обязательной процедуры, установленной законом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о его незаконности и подлежащем отмене.

Поскольку Постановление администрации Муниципального городского округа № 143-п от 30.01.2023 является незаконным, следовательно оно не влечет правовых последствий для указанных в нем лиц, в том числе в части установления тарифов по оплате в иных размерах, чем указаны в Постановлении от 06.08.2020 № 1388-п, и не может является основанием для начислении платы по тарифам, указанным в нем.

На основании изложенного суд обоснованно возложил на управляющую компанию МУП «МУК» обязанности произвести перерасчет размера платы за услуги и работы по содержанию общего имущества из расчета тарифа, указанного в Постановлении от 06.08.2020 № 1888-п (15,70 руб. за 1 кв.м), начиная с 01.02.2023.

Доводы апелляционной жалобы отклоняются как необоснованные.

Как следует из ответа администрации Междуреченского городского округа, начисление платы за содержание жилого помещения в новом размере осуществлялось на основании и в период действия оспариваемого постановления (л.д. 22 т.1).

Поскольку суд пришел к выводу о незаконности оспариваемого постановления, также пришел к обоснованному выводу о незаконности и его применения до 05.05.2023.

Доводы апелляционной жалобы о применении установленного Решением Совета народных депутатов Междуреченского городского округа от 04.07.2022 №241 «Об утверждении размера платы населения за жилое помещение» размера платы за содержание жилого помещения независимо от отмены Постановления администрации Муниципального городского округа № 143-п от 30.01.2023, также несостоятельны.

Определенный Решением Совета народных депутатов Междуреченского городского округа от 04.07.2022 №241 размер платы должен быть учтен при формировании конкурсной документации по выбору управления организации и должен быть применен после заключения нового договора управления. В то время как до избрания новой Управляющей компании действует заключенный в 2020 г. договор управления.

Установление Решением Совета народных депутатов Междуреченского городского округа от 04.07.2022 №241 тарифа за содержание жилого помещения с соблюдением требований приказа Минстроя России от 06.04.2018 №213/пр «Об утверждении Методических рекомендаций по установлению размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, а также по установлению порядка определения предельных индексов изменения размера такой платы», не свидетельствует о законности Постановления администрации Междуреченского городского округа от 30.01.2023 №143-п.

Судом установлены нарушения процедуры назначения управляющей организации. Апелляционная жалоба ответчика не содержит доводов, опровергающих указанные выводы суда, следовательно, оспариваемое Постановление не подлежит применению со дня его принятия.

Доводы апелляционной жалобы правильности выводов суда первой инстанции не опровергают, направлены на изложение правовой позиции, которая явилась предметом надлежащей оценки судом первой инстанции.

Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы суда не противоречат материалам дела, значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было. Оснований для отмены или изменения обжалуемого решения, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ч. 1 ст. 327.1, статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Междуреченского городского суда Кемеровской области от 17 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Междуреченского городского округа без удовлетворения.

Председательствующий:                                                    Л.А. Молчанова

Судьи:                                                                                  О.А. Ельмеева

                                                                                             С.И. Сумароков

33-2472/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Дерюшева Татьяна Павловна
Ответчики
Администрация Междуреченского городского округа
МУП Междуреченская управляющая компания
Другие
Государственная жилищная инспекция Кузбасса
Суд
Кемеровский областной суд
Судья
Ельмеева Ольга Анатольевна
Дело на сайте суда
oblsud.kmr.sudrf.ru
14.02.2024Передача дела судье
14.03.2024Судебное заседание
20.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.03.2024Передано в экспедицию
14.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее