Судья О.А. Евдокимова
Апелляционное дело № 33-799/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Салехард 15 апреля 2021 года
Суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе судьи Дряхловой Ю.А., при секретаре Булатовой Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по частной жалобе Администрации Тазовского района на определение Тазовского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 января 2021 года, которым постановлено:
Произвести замену должника - администрации села Находка по решению Тазовского районного суда от 24 января 2020 года на правопреемника администрацию Тазовского района.
Исследовав материалы дела, суд
У С Т А Н О В И Л:
Вступившим в законную силу решением Тазовского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 января 2020 года исковые требования прокурора Тазовского района в интересах Сатыковой Светланы Еноровны, Сатыкова Вячеслава Михайловича, Сатыкова Александра Михайловича, Сатыковой Кристины Вячеславовны, Сатыковой Агаты Вячеславовны, Басовой Ангелины Ивановны к Администрации села Находка, третье лицо Администрация Тазовского района о предоставлении жилого помещения по договору социального найма удовлетворены. На администрацию села Находка возложили обязанность предоставить Сатыковой Светлане Еноровне благоустроенное жилое помещение в черте села Находка, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам по договору социального найма, равнозначное по общей площади раннее занимаемому жилому помещению, не менее 42,48 кв.м. на состав семьи из шести человек.
По заявлению судебного пристава-исполнителя судом без проведения судебного заседания принято вышеуказанное определение, резолютивная часть которого приведена выше.
В частной жалобе представитель администрации Тазовского района Ямало-Ненецкого автономного округа Козырчикова М.В. просит определение суда отменить, ссылаясь на нарушение судом норм процессуального права.
Лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, суд приходит к следующему.
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае отсутствия в деле протокола судебного заседания в письменной форме, суд апелляционной инстанции переходит к рассмотрению дела по правилам производства в первой инстанции.
Как видно из обжалуемого определения, суд, обосновывая проведение судебного заседания без вызова сторон и составления протокола, сослался на норму, предусмотренную п. 1 ст. 203.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, где определено, что вопросы исправления описок и явных арифметических ошибок, разъяснения решения суда, отсрочки или рассрочки исполнения решения суда, изменения способа и порядка его исполнения, индексации присужденных денежных сумм рассматриваются судом в десятидневный срок со дня поступления заявления в суд без проведения судебного заседания и без извещения лиц, участвующих в деле
Между тем, рассматриваемый вопрос в этот перечень нормой не включен.
Таким образом, заявление судебного пристава-исполнителя подлежало рассмотрению в судебном заседании, что по делу не имело места, а потому это является основанием для перехода к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции в соответствии с ч.ч. 4 и 5 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и отмене определения.
Давая оценку обоснованности заявления, суд исходит из следующего.
Из материалов дела следует, что Вступившим в законную силу решением Тазовского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 января 2020 года исковые требования прокурора Тазовского района в интересах Сатыковой Светланы Еноровны, Сатыкова Вячеслава Михайловича, Сатыкова Александра Михайловича, Сатыковой Кристины Вячеславовны, Сатыковой Агаты Вячеславовны, Басовой Ангелины Ивановны к Администрации села Находка, третье лицо Администрация Тазовского района о предоставлении жилого помещения по договору социального найма удовлетворены. На администрацию села Находка возложили обязанность предоставить Сатыковой Светлане Еноровне благоустроенное жилое помещение в черте села Находка, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам по договору социального найма, равнозначное по общей площади раннее занимаемому жилому помещению, не менее 42,48 кв.м. на состав семьи из шести человек.
Согласно сведениям из ЕГРЮЛ, Администрация села Находка находится в стадии ликвидации, дата внесения записи 28 октября 2020 года.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 27.02.2020 взыскателю выдан исполнительный лист, 09.07.2020 возбуждено исполнительное производство.
Правопреемником Администрации села Находка является Администрация Тазовского района, в связи с чем, принимая во внимание, что обязанность по предоставлению жилого помещения возложена на Администрацию села Находка, а Администрация Тазовского района является исполнителем полномочий Администрации села Находка, заявление судебного пристава-исполнителя о процессуальном правопреемстве подлежит удовлетворению.
Как определено положением статьи 44 ГПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательстве) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.
Правопреемство в силу части 1 статьи 52 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" допускается и на стадии принудительного исполнения судебных актов.
По смыслу вышеуказанных положений закона правопреемство происходит в тех случаях, когда права или обязанности одного из субъектов спорного материального правоотношения в силу тех или иных причин переходят другому лицу.
Согласно Закону ЯНАО № 39-ЗАО от 23 апреля 2020 года «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав муниципального образования Тазовский район, и создании вновь образованного муниципального образования муниципальный округ Тазовский район Ямало-Ненецкого автономного округа», преобразованы муниципальные образования поселок Тазовский, село Антипаюта, село Газ-Сале, село Гыда, село Находка путем их объединения, не влекущего изменения границ иных муниципальных образований, во вновь образованное муниципальное образование с наименованием муниципальный округ Тазовский район Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - муниципальный округ Тазовский район).
В соответствии со статьей 7 приведенного Закона № 39-ЗАО, органы местного самоуправления муниципального округа Тазовский район в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания муниципального округа Тазовский район осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. До урегулирования муниципальными правовыми актами муниципального округа Тазовский район вопросов правопреемства в отношении органов местных администраций, муниципальных учреждений, предприятий и организаций, ранее созданных органами местного самоуправления, которые на день создания муниципального округа Тазовский район осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, или с их участием, соответствующие органы местных администраций, муниципальные учреждения, предприятия и организации продолжают осуществлять свою деятельность с сохранением их прежней организационно-правовой формы.
Согласно пункту 6 статьи 9 приведенного Закона № 39-ЗАО, со дня формирования Администрации Тазовского района прекращаются полномочия местных администраций (исполнительно-распорядительных органов) муниципальных образований поселок Тазовский, село Антипаюта, село Газ-Сале, село Гыда, село Находка и Тазовский район, за исключением полномочий по исполнению бюджетов муниципальных образований поселок Тазовский, село Антипаюта, село Газ-Сале, село Гыда, село Находка и Тазовский район на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов и осуществлению контроля за их исполнением.
В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Закона № 39-ЗАО, со дня вступления в силу настоящего Закона до приведения нормативных правовых актов Ямало-Ненецкого автономного округа в соответствие с настоящим Законом муниципальный округ Тазовский район участвует в бюджетных, налоговых, гражданских и иных правоотношениях, органы местного самоуправления муниципального округа Тазовский район решают вопросы местного значения, осуществляют установленные полномочия и права, соблюдают требования и исполняют предписания законов и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Ямало-Ненецкого автономного округа наравне с городскими округами и органами местного самоуправления городских округов в Ямало-Ненецком автономном округе, если иное не предусмотрено указанными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Ямало-Ненецкого автономного округа.
В силу пунктов 1, 3, 5, 5.4 решения Думы Тазовского района № 1-17-17 от 22 сентября 2020 года «О вопросах правопреемства», Администрация Тазовского района определена правопреемником в отношении с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа, органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами Администрации МО поселок Тазовский. Правопреемником имущественных прав и обязанностей органов местного самоуправления муниципальных образований, в частности, МО п. Тазовский, в том числе, по делам, находящимся в процессе рассмотрения судебных органов, а также по делам, находящимся в стадии исполнения, по исполнительным производствам, стороной по которым являются органы местного самоуправления муниципальных образований, в том числе, с. Находка, выступает Администрация Тазовского района. Указанное решение вступило в силу со дня его официального опубликования.
Доводы заявителя жалобы относительно того обстоятельства, что на момент рассмотрения заявления о процессуальном правопреемстве администрация поселка находилась в стадии ликвидации, сведений об исключении данного лица из ЕГРЮЛ в материалах дела не имеется, ввиду чего, отсутствовали основания для удовлетворения заявления основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального права в силу следующего.
Правовую основу местного самоуправления, являющуюся формой осуществления народом своей власти, составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты (статья 4 Закона № 131-ФЗ). Одним из законов, регулирующих принципы организации местного самоуправления, является Закон N 131-ФЗ, содержащий нормы о преобразовании муниципальных образований, и под которым понимается, в том числе, объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа (часть 1 статьи 13 Закона N 131-ФЗ). При этом преобразование муниципальных образований, как предписывает часть 8 указанной статьи, влечет создание вновь образованных муниципальных образований в случаях, предусмотренных частями 3, 3.1.1, 3.2, 3.3, 4 - 6.1 этой статьи. В соответствии с частью 10 статьи 85 Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, осуществлявших на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации, с даты, начиная с которой указанные органы местного самоуправления приступают к исполнению полномочий в соответствии с положениями части 5 статьи 84 настоящего Федерального закона.
При этом необходимым условием процессуального правопреемства должна являться замена стороны в материальном правоотношении, то есть процессуальное правопреемство означает переход процессуальных прав и обязанностей от одного субъекта соответствующего материального правоотношения к другому, что влечет занятие правопреемником процессуального статуса правопредшественника.
Поскольку в рассматриваемом случае материалами дела подтверждено, что муниципальное образование село Находка в любом случае прекратит существование в связи с преобразованием на основании статьи 13 Закона № 131-ФЗ территорий муниципальных образований, входящих в состав Тазовского района, с образованием нового муниципального образования - муниципальный округ Тазовский район, в силу закона вновь образованное муниципальное образование является правопреемником по обязательствам, возникшим у села Находка, ввиду чего, положения части 9 статьи 63 ГК РФ, как приведено в жалобе, к рассматриваемому процессуальному вопросу не применимы.
В указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции находит заявление подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 330, 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Определение Тазовского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 января 2021 года отменить, разрешить вопрос по существу.
Произвести замену должника - администрации села Находка по решению Тазовского районного суда от 24 января 2020 года на правопреемника администрацию Тазовского района.
Судья Ю.А. Дряхлова