Дело №2-286/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 июня 2018 года город Псков
Псковский городской суд Псковской области в составе:
судьи Лукьяновой Л.В.
при секретаре Душевской К.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Аниной Ю.Е. к Государственному финансовому управлению Псковской области о взыскании убытков, судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Анина Ю.Е. обратилась в суд с иском к Государственному финансовому управлению Псковской области о взыскании убытков и судебных расходов.
В обоснование иска указала, что ей на основании заключенного **.**.2010 договора купли-продажи на праве собственности принадлежит земельный участок с КН **, площадью 2500 кв.м., категория земель «земли населенных пунктов» с разрешенным видом использования «для индивидуального жилищного строительства», расположенный в д. Р. СП «Т.» П. района П. области. Участок приобретался для осуществления строительства на нем жилого дома и хозяйственных построек, что соответствовало виду его разрешённого использования. При приобретении земельного участка не было выявлено каких-либо ограничений в его использовании и обременений земельного участка. В ГКН отсутствовали сведения о наложенных ограничениях или обременениях в отношении земельного участка на день совершения сделки.
**.**.2016 Анина Ю.Е. обратилась с заявлением в Администрацию МО «Псковский район» о выдаче градостроительного плана земельного участка с КН ** для строительства одноэтажного деревянно-кирпичного дома с мансардой.
**.**.2016 распоряжением Администрации Псковского района №225-р утвержден градостроительный план земельного участка с КН **.
**.**.2016 Анина Ю.Е. обратилась в Государственный комитет Псковской области по охране объектов культурного наследия с заявлением о согласовании индивидуального жилищного строительства одноэтажного деревянно-кирпичного дома на земельном участке с КН **.
**.**.2017 Комитет отказал в согласовании строительства индивидуального жилого дома по тем основаниям, что в соответствии со схемой границы территории объекта культурного наследия, утвержденной Приказом Государственного комитета Псковской области по охране объектов культурного наследия от 14.03.2014 №151 земельный участок находится в зоне природного и историко-культурного ландшафта, поэтому строительство объектов капитального строительства на земельном участке с КН ** запрещено.
Истец полагает, что неисполнение (бездействие) органом исполнительной власти субъекта - Государственным комитетом Псковской области по охране объектов культурного наследия, функций по осуществлению государственного контроля в области сохранения, использования и охране объектов культурного наследия, издание им вышеуказанного Приказа, повлекло ограничение ее прав, как собственника земельного участка, невозможность его использования в соответствии с целями приобретения, видом разрешенного использования и причинению ей убытков, подлежащих возмещению в полном размере, а именно в сумме 776060 рублей, которые она просила взыскать с ответчика. Также просит взыскать с ответчика судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 25000 рублей, расходы за проведение экспертизы 5000 рублей, расходы по уплате госпошлины в сумме 10961 руб.
В судебное заседание истец Анина Ю.Е. не явилась, извещена о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, воспользовалась правом ведения дела через представителя.
Представитель истца Вильбой И.М. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске и дополнении к нему. Пояснила, что о нарушении своих прав истец узнала после получения письма Государственного комитета Псковской области по охране объектов культурного наследия от 16.08.2016, из которого следовало, что использование земельного участка с КН ** по его целевому назначению невозможно вследствие наличия ограничений, установленных Приказом от 14.03.2014 №151.
Представитель ответчика Государственного финансового управления Псковской области в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, представил в суд заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В письменном отзыве на иск требования не признавал, указывая, что Управление не является надлежащим ответчиком по делу в силу ст.ст. 6 и 158 БК РФ. Также полагал, что истцом не доказана незаконность действий или бездействия госкомитета, в связи с чем оснований для взыскания убытков не имеется. Указывал на пропуск истицей процессуального срока для обращения в суд, поскольку права на земельный участок были ограничены с момента издания Приказа Госкомитета Псковской области по культуре №296 от 26.06.2013, а также Распоряжением Администрации области от 17.12.1997 и Постановлением ПОСД от 30.01.1998 №542.
В судебном заседании представитель третьего лица – Государственного комитета Псковской области по охране объектов культурного наследия Смирнова И.В. возражала против удовлетворения заявленных требований, поддержала позицию ответчика. Также указала, что зоны охраны и объединенная зона охраны в отношении объекта культурного наследия регионального значения «Погост Выбуты – родина святой равноапостольной княгини Ольги (в составе Церковь Ильи Пророка, Ольгинская церковь, курганная группа, селище, Ольгина часовня, Ольгин камень, д. Выдра – место рождения княгини Ольги, Ольгинский ключ, д. Будник – место рождения князя Владимира)» установлены еще Распоряжением Администрации Псковской области от 17.12.1997 № 778-р «Об установлении зон охраны памятников истории и культуры». Указанным распоряжением утверждены границы и режим использования зон охраны Памятника истории, а также границы и режим использования объединенной зоны охраны Памятника истории. В 1996 году Памятник истории был внесен в список выявленных объектов культурного наследия, которые подлежали государственной охране в порядке, предусмотренном действующим законодательством об охране памятников истории и культуры. Впоследствии Памятник истории был включен в список объектов культурного наследия местного значения в соответствии с постановлением Псковского областного Собрания депутатов от 30.01.1998 № 542 «Об утверждении государственного списка недвижимых памятников истории и культуры, подлежащих охране как памятники местного значения» (пункт 108 Приложения № 3 к постановлению Псковского областного Собрания депутатов от 30 января 1998 г. № 542). Администрацией Псковского района распоряжением от 26.03.1997 №90-р «Об утверждении проектов зон охраны памятников истории и культуры» утверждены проекты зон охраны памятников истории и культуры в д. Будник Ядровской волости и д. Выбуты Тямшанской волости, а также указано главам этих волостей совместно с Комитетами по земельным ресурсам и землеустройству района, по охране окружающей природной среды и архитектором района учесть зоны охраны памятников истории и культуры при отводе земельных участков вблизи данных деревень.
В настоящее время на основании положений части 3 статьи 64 Федерального закона № 73-ФЗ от 25.06.2002 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» Памятник истории отнесен к объектам культурного наследия регионального значения. Таким образом, спорный земельный участок находился в границах зон охраны до издания Приказа от 14.03.2014 №151. Кроме того, Приказ №151 был официально опубликован в газете «Псковская правда» 02.07.2013 года, соответственно истец имела возможность узнать информацию о наличие обременений в отношении земельного участка, в связи с чем просила в иске отказать в полном объеме.
Представители третьих лиц - Администрации Псковской области, Администрации Псковского района, Администрации сельского поселения «Тямшанская волость», Управления Росреестра по Псковской области, Государственного комитета Псковской области по имущественным отношениям, Государственного комитета Псковской области по культуре в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных истцом требований в части.
Судом установлено, что на основании договора купли-продажи земельного участка от **.**.2010 №102 Анина Ю.Е. является собственником земельного участка КН **, общей площадью 2500 кв.м., расположенного по адресу: П. область, П. район, СП «Т.», д. Р. (л.д. 12 том 1).
Право собственности истца на землю зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 26.11.2010 (л.д.11 том 1).
Согласно выписке из ЕГРН земельный участок с КН ** имеет следующие характеристики: категория земель – «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» (л.д. 13 том 1).
Как установлено материалами дела, при приобретении истцом земельного участка он продавался без каких-либо ограничений и обременений, установленных в отношении него. В государственном кадастре недвижимости такие сведения отсутствовали.
**.**.2016 Анина Ю.Е. обратилась с заявлением в Администрацию Псковского района о выдаче градостроительного плана земельного участка с КН ** для строительства одноэтажного деревянно-кирпичного дома с мансардой, общей площадью 150 кв.м. (л.д. 20 том 1).
Распоряжением Администрации Псковского района от 14.07.2016 №225-р утвержден градостроительный план земельного участка с КН **, расположенного по адресу: Псковская область, д. Раздолье.
Согласно пункта 2.1 Градостроительного плана земельный участок имеет основной вид разрешенного использования: код вида зоны Ж2, что подразумевает в том числе размещение индивидуальных жилых домов. Земельный участок расположен в границах территории объекта культурного наследия регионального значения – «Погост Выбуты – родина Святой равноапостольной княгини Ольги» (согласно приказу Государственного комитета Псковской области по охране объектов культурного наследия от 14.03.2014 №151). В границе территории объекта культурного наследия регионального значения устанавливаются следующие режимы использования земель и земельных участков: в населенных пункта, границы которых установлены в предусмотренном законом порядке, для земельных участков, полностью или частично расположенных в границе памятника истории, за исключением земельных участков расположенных в зоне природного и историко-культурного ландшафта, согласно схеме границы памятника истории запрещается проектирование и проведение строительных работ без согласования с государственным органом исполнительной власти, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объекта культурного наследия (л.д. 21-24 том 1).
В связи с необходимостью согласования работ по строительству на земельном участке, Анина Ю.Е. обратилась в Государственный комитет Псковской области по охране объектов культурного наследия.
**.**.2016 в адрес Аниной Ю.Е. Государственный комитет Псковской области по охране объектов культурного наследия направил письмо, в котором указал, что земельный участок с КН ** с местоположением Псковская область, д. Раздолье, расположен в границе территории объекта культурного наследия регионального значения «Погост Выбуты и его окрестности – места, связанные с именем Святой Равноапостольной княгини Ольги». Границы территории объекта культурного наследия, правовые режимы использования земельных участков в границах территории объекта культурного наследия утверждены приказом Государственного комитета Псковской области по охране объектов культурного наследия от 14.03.2014 №151. В соответствии со схемой границы территории объекта культурного наследия, утвержденной приказом Комитета, указанный земельный участок находится в зоне природного и историко-культурного ландшафта. В соответствии с пунктом 2 пункта 1 раздела VI, установленного для земельных участков, расположенных в зоне природного и историко-культурного ландшафта в границах населенных пунктов, а также за границами территорий поселений, садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединений граждан, объектов археологического наследия объекта культурного наследия федерального значения «Церковь Ильи Пророка», ХV в., строительство объектов капитального строительство запрещено. В связи с изложенным, Комитет отказал в согласовании строительства индивидуального жилого дома на указанном земельном участке, так как это противоречит установленным режимам использования земельного участка в границах территории объекта культурного наследия (л.д. 16 том 1).
Таким образом, истец не имеет возможности использовать земельный участок по его целевому назначению и в соответствии с разрешенным видом использования.
Заявляя требования о возмещении причинённых убытков, истец указывает на бездействие государственного органа субъекта Российской Федерации по надлежащему, в соответствии с требованиями закона, установлению границ объекта культурного наследия, не позволившее своевременно выявить наличие установленных ограничений в отношении принадлежащего ей земельного участка.
В соответствии со ст.263 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ) собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
Статьей 12 ГК РФ установлено, что защита гражданских прав осуществляется путем, в том числе, возмещения убытков.
Согласно положениям статьи 16.1 ГК РФ в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, ущерб, причиненный личности или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица правомерными действиями государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, а также иных лиц, которым государством делегированы властные полномочия, подлежит компенсации.
Судом установлено, что распоряжением Администрации Псковской области от 17.12.1997 № 778-р в целях охраны объекта культурного наследия, в соответствии со статьями 33, 34, 39 Закона Российской Советской Федеративной Республики от 15.12.1978 «Об охране и использовании памятников истории и культуры», статьями 19, 21 Закона СССР «Об охране и использовании памятников истории и культуры», установлены зоны охраны и объединенная охранная зона охраны, границы и режим использования зон охраны в отношении объекта культурного наследия «Погост Выбуты - родина святой равноапостольной княгини Ольги (в составе Церковь Ильи Пророка, Ольгинская церковь, курганная группа, селище, Ольгина часовня, Ольгин камень, д. Выдра - место рождения княгини Ольги, Ольгинский ключ, д. Будник - место рождения князя Владимира)», расположенного по адресу: Псковская область, Псковский район, от д. Кузнецово Тямшанской волости до д. Бабаево и д. Волженец Ядровской волости до д. Будник по берегам реки Великой (далее - Памятник истории).
Постановлением Псковского областного Собрания депутатов от 30.01.1998 № 542 «Об утверждении государственного списка недвижимых памятников истории и культуры, подлежащих охране как памятники местного значения» выявленный объект культурного наследия «Погост Выбуты и его окрестности - места, связанные с именем Святой Равноапостольной княгини Ольги» (местоположение: от деревни Покрутище Тямшанской волости по левому берегу реки Великой через деревни Кузнецово, Раздолье, Бабаево Тямшанской волости, через садоводство "Великорецкое 2" до садоводства "Великорецкое 1", через реку Великую и далее по правому берегу реки Великой от деревни Высоцкое Ядровской волости, через деревни Ерусалимка, Паничьи Горки, Волженец, Пятоново Ядровской волости и далее по берегу реки Великой и через реку Великую до деревни Покрутище Тямшанской волости) был включен в список объектов культурного наследия местного значения.
До издания указанных актов об утверждении охранных зон памятника истории и культуры, в 1996 году вышеуказанный объект культурного наследия уже был внесен в список выявленных объектов культурного наследия, которые подлежали государственной охране в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
В распоряжении Администрации Псковской области от 17.12.1997 № 778-р Администрации Псковского района было предписано обеспечить контроль за сохранностью памятников истории и памятников культуры, находящихся в границах зон охраны, установленных распоряжением.
Администрацией Псковского района распоряжением от 26.03.1997 № 90-р «Об утверждении проектов зон охраны памятников истории и культуры» утверждён проект зон охраны памятников истории и культуры в д. Будник Ядровской волости и д. Выбуты Тямшанской волости, Главам администраций Ядровской и Тямшанской волостей совместно с комитетом по земельным ресурсам и землеустройству района, Государственным комитетом по охране окружающей природной среды района и архитектором района рекомендовано учесть зоны охраны памятников истории и культуры при отводе земельных участков вблизи д. Будник и д. Выбуты.
На основании положений статьи 64 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», объект культурного наследия отнесен к объектам культурного наследия регионального значения.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 05.10.2010 №794 «О внесении изменений в Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» установлено, что до утверждения зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с Положением, указанным в п. 1 настоящего Постановления, сохраняются зоны охраны объектов культурного наследия, установленные в соответствии с законодательством РСФСР.
До 2004 года государственная регистрация ограничений (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающих на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, не производилась.
Данная обязанность была введена Федеральным законом от 29 декабря 2004 года № 196-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», которым пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ был дополнен абзацем: «Ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом».
26.06.2013 Государственным комитетом Псковской области по культуре издан Приказ № 296 «Об утверждении границы территории объекта культурного наследия регионального значения «Погост Выбуты – родина святой равноапостольной княгини Ольги (в составе Церковь Ильи Пророка, Ольгинская церковь, курганная группа, селище, Ольгина часовня, Ольгин камень, д. Выдра – место рождения княгини Ольги, Ольгинский ключ, д. Будник – место рождения князя Владимира)».
На основании данного Приказа и карты (план) от 28.06.2013 ФГБУ «ФКП Росреестра» по Псковской области, в ГКН были внесены сведения о зонах использования земель и земельных участков в границе территории объекта культурного наследия регионального значения «Погост Выбуты – родина Святой равноапостольной княгини Ольги (в составе Церковь Ильи Пророка, Ольгинская церковь, курганная группа, селище), что подтверждается решением Управления Росреестра по Псковской области от 09.08.2013 №60/13-28503, согласно которого внесены в государственный кадастр недвижимости сведения о зоне охраны культурного наследия регионального значения «Погост Выбуты – родина святой равноапостольной княгини Ольги (в составе Церковь Ильи Пророка, Ольгинская церковь, курганная группа, селище, Ольгина часовня, Ольгин камень, д. Выдра – место рождения княгини Ольги, Ольгинский ключ, д. Будник – место рождения князя Владимира)» (л.д. 101 том 2).
Приказом Государственного комитета Псковской области по культуре от 05.08.2013 № 372 были утверждены границы территории объекта культурного наследия регионального значения «Курганная группа» 1 пол. 2 тыс. н.э., расположенного в Псковском районе, погост Выбуты, Тямшанская волость, к 3 от церкви Ильи Пророка.
Приказом Государственного комитета Псковской области по культуре № 61 от 17.03.2014 ранее изданный Приказ № 296 от 26.06.2013 года был признан утратившим силу.
Приказом Государственного комитета Псковской области по охране объектов культурного наследия № 151 от 14.03.2014 утверждены новые границы территории объекта культурного наследия регионального значения «Погост Выбуты и его окрестности – места, связанные с именем Святой Равноапостольной княгини Ольги».
Распоряжение Администрации Псковской области от 17.12.1997 №778-р, Приказ Государственного комитета Псковской области по культуре от 26.06.2013 года N 296, а также Приказ Государственного комитета Псковской области по охране объектов культурного наследия N 151 от 14.03.2014 года изданы в соответствии с действующим законодательством и в пределах предоставленных полномочий.
Установление охранных зон объекта культурного наследия, границ и режима использования зон охраны влечет наложение ограничений в использовании земельных участков, расположенных в данных зонах, что предусмотрено ст. 34 Федерального закона от 25.06.2002 №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в соответствии с которой, в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
Частью 2 указанной нормы предусмотрено, что охранная зона - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, ограничивающий
строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений.
Зона охраняемого природного ландшафта - территория, в пределах которой
устанавливается режим использования земель, запрещающий или ограничивающий хозяйственную деятельность, строительство и реконструкцию существующих зданий и сооружений в целях сохранения (регенерации) природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства, связанные композиционно с объектами культурного наследия.
Судом установлено и, данное обстоятельство не оспаривалось сторонами, что после утверждения новых границ территории объекта культурного наследия правовой режим использования земельного участка, принадлежащего на праве собственности истцу, не изменился.
В соответствии с ч.1 ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Частью 3 указанной статьи предусмотрено, что вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом.
В силу положений п. 1 ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЗК РФ), установлено, что права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным данным кодексом и федеральными законами.
Пунктом 2 ч. 2 ст. 56 ЗК РФ предусмотрено, что могут устанавливаться ограничения прав на землю в виде особых условий охраны памятников истории и культуры, археологических объектов.
Согласно ч.4 данной нормы Закона, ограничения прав на землю устанавливаются бессрочно или на определенный срок.
Также содержанием п. 1 част. 1 ст. 99 ЗК РФ, к землям историко-культурного назначения отнесены земли объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия.
Частью 3 ст.99 ЗК РФ установлено, что земельные участки, отнесенные к землям историко-культурного назначения, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, за исключением случаев, установленных законодательством.
На отдельных землях историко-культурного назначения, в том числе землях объектов культурного наследия, подлежащих исследованию и консервации, может быть запрещена любая хозяйственная деятельность.
Основания для изъятия земельных участков с вышеуказанным правовым режимом использования установлены ст. 54 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» - изъятие в судебном порядке у собственника бесхозяйственно содержимого объекта культурного наследия, включенного в реестр, либо земельного участка, в пределах которого располагается объект археологического наследия, по заявлениям федерального органа охраны объектов культурного наследия, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия либо органа местного самоуправления муниципального образования.
Также изъятие у истца земельного участка не предусматривается содержанием правовых режимов использования земель и земельных участков, установленных распоряжением Администрации Псковской области от 17.12.1997 № 778-р, приказами Государственного комитета Псковской области по культуре № 296 от 26.06.2013 и Государственного комитета Псковской области по охране объектов культурного наследия № 151 от 14.03.2014.
В соответствии с ч.4 ст.99 ЗК РФ в целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель населенных пунктов вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель. Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах охраны, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры.
Исходя из изложенного, установление в отношении принадлежащего истцу земельного участка ограничений (обременений) и запретов в использовании, в соответствии с правовыми режимами использования земель и земельных участков, установленных распоряжением Администрации Псковской области от 17.12.1997 № 778-р «Об установлении зон охраны памятников истории и культуры», приказом Государственного комитета Псковской области по культуре № 296 от 26.06.2013 года и Государственного комитета Псковской области по ОКН № 151 от 14.03.2014 года, не противоречит действующему земельному законодательству.
При этом, в отношении земельного участка, принадлежащего истцу на праве собственности, имеются ограничения и запреты в использовании в соответствии с установленной в отношении данного участка категорией и видом разрешенного использования, что дает основания для возмещения убытков, причиненных ограничением ее прав, как собственника.
До утверждения Приказом Государственного комитета Псковской области по культуре от 14.03.2014 №151 в установленном порядке границ охранной зоны, иных доказательств, достоверно подтверждающих нахождение земельного участка истицы в охранной зоне объекта культурного наследия, позволяющих ей, действуя с достаточной степенью добросовестности и предусмотрительности, установить наличие ограничений в использовании приобретаемого участка, в деле не имеется.
Поскольку в отношении земельного участка истицы имеются ограничения и запреты в использовании в соответствии с установленной в отношении данного участка категорией и видом разрешенного использования, то в силу ст. ст. 15, 1064 ГК РФ, 57 ЗК РФ у нее имеется право на возмещение убытков, причиненных ограничением ее прав, как собственника участка.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.57 Земельного кодекса РФ возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, подлежат убытки, причиненные, в том числе, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
Частью 3 данной статьи установлено, что возмещение убытков осуществляется за счет соответствующих бюджетов или лицами, в пользу которых изымаются земельные участки или ограничиваются права на них, а также лицами, деятельность которых вызвала необходимость установления охранных, санитарно-защитных зон и влечет за собой ограничение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков или ухудшение качества земель.
Порядок возмещения убытков собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков или ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, устанавливается утвержденными Правительством Российской Федерации от 07.05.2003г. №262 Правилами возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц.
В соответствии с пунктом 2 Правил основанием для возмещения убытков собственникам земельных участков является, в том числе, акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ограничении прав собственника земельного участка.
Пунктом 5 Правил установлено, что размер убытков, причиненных собственникам земельных участков, определяется по соглашению сторон и рассчитывается в соответствии с методическими рекомендациями, утверждаемыми Федеральной службой земельного кадастра России по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерством имущественных отношений Российской Федерации.
Указанные методические рекомендации не утверждены.
В соответствии с пунктом 8 Правил при определении размера убытков, причиненных собственникам земельных участков ограничением их прав, учитываются разница между рыночной стоимостью земельного участка без учета ограничений прав и рыночной стоимостью земельного участка с учетом этих ограничений, убытки, которые собственники земельных участков несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, а также расходы, связанные с ограничением прав.
С целью определения указанной разницы между рыночной стоимостью земельного участка, принадлежащего истцу без учета установленных ограничений в использовании и с учетом таких ограничений определением суда от 26.03.2018 года по ходатайству ответчика была назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой было поручено эксперту ООО «Петербургская экспертная компания».
Экспертом ООО «ПЭК» представлено соответствующее экспертное заключение от 01.06.2018, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с КН ** без учета ограничений, установленных Приказом Государственного комитета Псковской области по охране объектов культурного наследия № 151 от 14.03.2014 г. составляет 656000 рублей, а с учетом таких ограничений прав- 0 рублей.
Оснований не доверять выводам представленного экспертного заключения от **.**.2018 года у суда не имеется.
Доказательств, опровергающих выводы эксперта проведенной по делу судебной оценочной экспертизы, сторонами не представлено.
Доводы ответчика относительно то, что ГФУ Псковской области не является надлежащим ответчиком по делу, суд отклоняет, поскольку в силу статьи 57 ЗК РФ, убытки возмещаются за счет соответствующего бюджета.
Положениями части 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию по искам о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
Поскольку требования истца основаны на взыскании убытков в связи с правомерными действиями государственного органа, а доказательств того, что Комитету выделены денежные средства на указанные цели не представлено, то положения ст. 158 БК РФ в данном случае неприменимы.
Относительно доводов ответчика о пропуске истцом срока исковой давности, то суд не находит оснований для его применения, исходя из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 196 ГК РФ, общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
В силу ч. 1 ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В соответствии с ч. 2 ст. 199 ГК РФ, исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Ссылки ответчика о том, что истец узнала о нарушении своего права в связи с изданием приказа Государственного комитета по культуре №296 от 26.06.2013 года, а также при покупке земельного участка в соответствии с распоряжением ПОСД от 30.01.1998 года №542, которыми устанавливаются обеспечение учета и сохранности объектов культурного наследия, судом отклоняются.
Судом установлено, что о невозможности использования земельного участка, с учетом вида его разрешенного использования и необходимости согласования строительства объектов с Государственным комитетом Псковской области по охране объектов культурного наследия, истец узнала из ответа Комитета, направленного в ее адрес **.**.2016.
По мнению суда, именно с момента получения указанного ответа истец узнала о нарушении своих прав, в связи с чем срок исковой давности Аниной Ю.Е. не пропущен.
Оценивая представленные доказательства, с учетом указанных выше норм права, суд приходит к выводу о том, что с ответчика за счет казны Псковской области подлежат взысканию в пользу истца убытки в сумме 656000 рублей.
Частью 1 ст.98 ГПК РФ предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
В соответствии с ч.1 ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Исходя из анализа указанных норм процессуального закона, суд считает, что с ответчика за счет казны Псковской области подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в сумме 9760 рублей (в части удовлетворенных требований), а также, исходя из критериев разумности и справедливости, с учетом степени сложности дела, количества проведенных судебных заседаний, 25 000 рублей – в возмещение расходов по оплате услуг представителя.
Суд не находит оснований для удовлетворения требований о взыскании в пользу истца расходов по оплате услуг эксперта в размере 5000 рублей, поскольку представленное истцом экспертное заключение не было принято судом в качестве надлежащего доказательства по делу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 321 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Аниной Ю.Е. к Государственному финансовому управлению Псковской области о взыскании убытков, судебных расходов, удовлетворить частично.
Взыскать с Государственного финансового управления Псковской области за счет средств казны субъекта РФ – Псковской области в пользу Аниной Ю.Е. убытки в размере 656000 рублей, судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 25000 рублей, расходы по оплате госпошлины в размере 9760 рублей, а всего 690760 (шестьсот девяносто тысяч семьсот шестьдесят) рублей.
В остальной части иска отказать.
Решение в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд.
Судья:Л.В. Лукьянова
Мотивированное решение изготовлено 02.07.2018 года.