50RS0039-01-2020-011170-02
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 декабря 2020 г.
Раменский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Балашовой А.А.,
при секретаре Козловой Ю.С.,
с участием административного ответчика Канунникова Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-6792/2020 по административному иску ООО «Лайт Мани» к <...> РОСП УФССП России по Московской области, судебному приставу – исполнителю <...> РОСП УФССП России по Московской области ФИО4 об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя,
у с т а н о в и л :
ООО «Лайт Мани» обратилось в суд с административным иском к <...> РОСП УФССП России по Московской области, судебному приставу – исполнителю <...> РОСП УФССП России по <адрес> ФИО4, которым просит признать незаконными действия судебного пристава-исполнителя Раменского РОСП УФССП России по Московской области ФИО4, выразившиеся в требовании о предоставлении <дата> в 10 час. 00 мин. транспортного средства Ленд Ровер Рейндж Ровер, <дата> года выпуска, государственный регистрационный знак <...> <номер> в <...> РОСП УФССП России по Московской области для составления акта описи и ареста.
В обоснование административного иска указано, что <дата> между ООО «ЛайтМани» и Блиновым А. С. заключен договор купли-продажи транспортного средства №<номер> предметом которого является передача продавцом Блиновым А.С. в собственность покупателю ООО «ЛайтМани» транспортного средства Land Rover Range Rover, <дата> года выпуска, государственный регистрационный знак <номер> цвет ярко-белый, <номер>. Цена транспортного средства составляет <...> коп. (п. 2.1 договора). Покупатель ООО «ЛайтМани» свои обязательства по договору исполнил в полном объеме, оплатив <дата> продавцу Блинову А.С. стоимость транспортного средства. <дата> транспортное средство передано в собственность покупателю ООО «ЛайтМани», что подтверждается актом приема-передачи транспортного средства.
Постановлением судебного пристава-исполнителя <...> РОСП ГУ ФССП России по Московской области от <дата> возбуждено исполнительное производство <номер>-ИП на основании исполнительного документа - исполнительного листа №ФС <номер> от <дата>, выданного Раменским городским суд Московской области о взыскании с Блинова А.С. в пользу Токарчука С.В. задолженности в размере <...> коп.
Судебным приставом-исполнителем <...> РОСП ГУ ФССП России по Московской области ФИО4 в рамках исполнительного производства вынесено требование без даты в адрес ООО «ЛайтМани» о предоставлении <дата> в 10 час. 00 мин. транспортного средства Ленд Ровер Рейндж Ровер, <дата> года выпуска, государственный регистрационный знак <номер> VIN <номер>, в <...> РОСП ГУ ФССП России по Московской области: <адрес>А. ^
В соответствии с п. 1 ст. 454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
Согласно п. 1 ст. 223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.
При этом отсутствие документов, свидетельствующих о выполнении обязанности по изменению регистрационных данных на транспортное средство Land Rover Range Rover, возложенной на собственника транспортного средства и лицо, за которым оно было зарегистрировано, не может ставить под сомнение переход права собственности на транспортное средство к ООО «ЛайтМани».
В силу положений ст. ст. 64, 69 и 80 Федерального закона от 2 октября 2007г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" меры обеспечения исполнения исполнительного документа в любом случае могут производиться только в отношении имущества, принадлежащего должнику.
Действующее законодательство связывает момент приобретения в собственность движимого имущества только с передачей этого имущества (если иное не предусмотрено договором), а не с его оплатой, снятием прежним собственником или владельцем с регистрационного учета перед заключением договора о прекращении права собственности на транспортное средство, регистрацией его за новым собственником или иными действиями (п. 2 ст. 218, п. 1 ст. 223 ГК РФ).
При таких обстоятельствах собственником транспортного средства Land Rover Range Rover, 2012 года выпуска, государственный регистрационный знак <номер>, цвет ярко-белый, VIN <номер> является административный истец ООО «ЛайтМани». Оспариваемым требованием судебный пристав-исполнитель требует предоставить транспортное средство, принадлежащее ООО «ЛайтМани», что влечет за собой нарушение прав административного истца со стороны судебного пристава-исполнителя. Изъятие принадлежащего обществу автомобиля является незаконным, поскольку общество не является должником по исполнительному производству, предоставление принадлежащего обществу транспортного средства судебному приставу-исполнителю лишает права пользоваться принадлежащим ему имуществом.
Таким образом, требование без даты судебного пристава-исполнителя о предоставлении транспортного средства является незаконным и необоснованным, нарушает права и законные интересы ООО «ЛайтМани», как собственника транспортного средства, не являющегося стороной исполнительного производства, вынесено с нарушением требований п. 2 ст. 218, п. 1 ст. 223 ГК РФ, Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Отчуждение транспортного средства не подлежит государственной регистрации; у лица, приобретшего транспортное средство по договору купли-продажи, право собственности возникает с момента передачи транспортного средства. Таким образом, право собственности Блинова А.С. на транспортное средство Land Rover Range Rover прекратилось со <дата>, то есть, раньше, чем было вынесено оспариваемое требование.
Меры, направленные судебным приставом-исполнителем на изъятие транспортного средства, не могут распространяться на транспортное средство, принадлежащее другому лицу.
ООО «ЛайтМани» и Блинов А.С. являются добросовестными сторонами договора купли-продажи, так как договор заключен ими до вынесения судебным приставом-исполнителем требования о представления транспортного средства, более того, до вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства.
Оспариваемое требование судебного пристава-исполнителя получено представителем ООО «ЛайтМани» <дата>, настоящий административный иск направлен в суд <дата>, в связи с чем, установленный ч. 3 ст. 219 КАС РФ срок обращения с административным иском в суд не пропущен.
Административный истец – ООО «Лайт Мани», извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, своего представителя для участия в деле не направил.
Административный ответчик – представитель <...> РОСП УФССП России по Московской области - судебный пристав-исполнитель <...> РОСП УФССП России по Московской области ФИО4 в судебном заседании просил в удовлетворении заявленных требований отказать по основаниям, изложенных в письменных возражениях.
Административный ответчик – представитель ГУФССП России по Московской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Заинтересованные лица - Блинов А.С., Токарчук С.В. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
В соответствии с ч.6 ст.226 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.
Суд, выслушав доводы административного ответчика, исследовав материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, полагает, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Проверяя обоснованность заявленных требований, суд исходит из следующего.
Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходит из следующих обстоятельств.
Так, исходя из содержания главы 22 КАС РФ, для признания постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя незаконными суду необходимо установить их несоответствие закону и факт нарушения оспариваемыми постановлениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с ч.2 ст.5 ФЗ от 02.10.2007г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" (с изменениями) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что исполнительное производство осуществляется на принципах: 1) законности; 2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; 3) уважения чести и достоинства гражданина; 4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; 5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Согласно ч.1 ст.30 ФЗ от 2.10.2007 №229-ФЗ судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в трехдневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов. (ч.7). Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства. (ч. 8).
В силу ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
В силу ч. 1 ст. 64 Федерального закона N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе совершать различные исполнительные действия, в том числе, вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов; входить в нежилые помещения и хранилища, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов; в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение; запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию; взыскивать исполнительский сбор и налагать штрафы на должника и иных лиц в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом; совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
Из предоставленной суду копии материалов дела исполнительного производства <номер>-ИП следует, что оно возбуждено <дата>. постановлением СПИ <...> УФССП России по Московской области ФИО4 на основании исполнительного листа № <номер>, выданного <дата>. Раменским городским судом Московской области, в отношении должника Блинова А.С. в пользу взыскателя Токарчука С.В., предмет исполнения задолженность по договору в размере <...> руб.
В целях установления имущественного положения должника судебным приставом - исполнителем посредством системы электронного межведомственного взаимодействия направлены запросы в контролирующие и регистрирующие органы, а также банки и иные кредитные организации.
<дата> из ГИБДД был получен ответ из которого следует,. что должник является собственником автомобиля: Ленд Ровер Рейндж Ровер, <дата> г., г/н <номер>.
<дата>. вынесено постановление о запрете на регистрационные действия в отношении транспортных средств, принадлежащих должнику. Постановление о запрете на регистрационные действия в отношении транспортных средств выносилось в соответствии с п. 17 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», зарегистрированных по сведениям МВД России — ГИБДД, за должником в качестве обеспечительных мер, направленных на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Непринятие обеспечительных мер в форме наложения запрета на совершение регистрационных действий в отношении транспортных средств при наличии положительного ответа органов МВД России — ГИБДД, может повлечь за собой отчуждение должником имущества, что нарушит права и законные интересы взыскателя.
<дата> осуществлен выход по месту жительства должника: <адрес> В адресе кто-либо отсутствовал. В состоявшемся телефонном разговоре с Блиновым А.С. (<дата>.), последний, на требование предоставить автомобиль <дата>. в 9.30. сообщил, что автомобиль находится в нерабочем состоянии. О том, что автомобиль продан Блинов А.С. не сообщал.
Согласно данных с камер, размещенных на территории <адрес>, указанный автомобиль передвигался в районе места жительства должника. Последнее попадание в зону действия камер <дата>.
<дата>. в <...> РОСП обратился представитель по доверенности ООО «ЛайтМани» ФИО5, последний сообщил, что вышеуказанный автомобиль был куплен ООО «ЛайтМани» <дата>. у гр. Блинова А.С. В подтверждение этого ФИО5 предоставил заверенные копии договора купли-продажи транспортного средства № <номер>, а также акта приема-передачи, по которым Блинов А.С. передал ООО «ЛайтМани» указанный автомобиль, ПТС, СТС, а также 2 ключа от него. Иных документов ФИО5 не представил. Представитель ООО «ЛайтМани» ФИО5 был опрошен. В своем объяснении последний сообщил, что с момента покупки и до настоящего времени данный автомобиль находится по адресу: <адрес> автомобиль не передвигался, что противоречит данным полученным с камер, размещенных на территории <адрес>.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 03.08.2018г. № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — ФЗ № 283-ФЗ) государственная регистрация транспортных средств в Российской Федерации осуществляется в целях обеспечения исполнения законодательства РФ, регулирующего отношения, возникающие в связи с эксплуатацией транспортных средств, а также законодательства РФ, регулирующие иные отношения.
В соответствии со ст. 5 данного ФЗ № 283-ФЗ, государственный учет транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в Российской Федерации, либо физическим лицам, зарегистрированным по месту жительства или по месту пребывания в Российской Федерации, а также в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, является обязательным. Аналогичная норма закреплена в ч. 1 ст. 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 8 ФЗ № 283-ФЗ, владелец транспортного средства обязан обратиться с заявлением в регистрационное подразделение для внесения изменений в регистрационные данные транспортного средства в связи со сменой владельца транспортного средства в течение десяти дней со дня приобретения прав владельца транспортного средства.
В соответствии со ст. 27 ФЗ № 283-ФЗ владельцы транспортных средств несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за несвоевременное обращение в регистрационное подразделение для совершения регистрационных действий.
В соответствии с ч. 2 ст. 223 ГК РФ в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
ООО «ЛайтМани» в установленные сроки не обратилось в регистрационное подразделение для внесения изменений в регистрационные данные транспортного средства в связи со сменой владельца транспортного средства в течение десяти дней со дня приобретения прав владельца транспортного средства.
Согласно ст. 69 ФЗ от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» взыскание может быть обращено только на имущество лица, являющегося должником.
Согласно данным ГИБДД собственником транспортного средства марки Land Rover Range Rover, <дата> года выпуска, государственный регистрационный знак <номер> является Блинов А.С.
Таким образом, оснований для признания требования судебного пристава-исполнителя <...> РОСП УФССП России по Московской области ФИО4 о предоставлении <дата> в 10 час. 00 мин. транспортного средства Ленд Ровер Рейндж Ровер, <дата> года выпуска, государственный регистрационный знак <номер>, VIN <номер> в <...> РОСП УФССП России по <...> области для составления акта описи и ареста незаконным, не имеется.
Согласно п. 1 ст. 119 ФЗ от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае возникновения спора, связанного с принадлежностью имущества, на которое обращается взыскание, заинтересованные лица вправе обратиться в суд с иском об освобождении имущества от ареста или исключении его из описи.
Спор о праве на имущество может быть рассмотрен только в рамках искового производства.
При таких обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что действия судебного пристава-исполнителя <...> РОСП УФССП России по Московской области ФИО4 основаны на законе, в связи с чем, в удовлетворении административного иска следует отказать.
Руководствуясь ст. ст.175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ «░░░░ ░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░ <...> ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░4 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░4 ░ ░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░> ░ 10 ░░░. 00 ░░░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░, <░░░░> ░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ <░░░░░>, VIN <░░░░░> ░ <...> ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 18.12.2020░.