Дело №2-535/2020
РЕШЕНИЕ.
Именем Российской Федерации
25 ноября 2020 года станица Егорлыкская Ростовской области.
Егорлыкский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Попова С.А.,
с участием представителя Орлова С.П. – Кравец Е.В.,
при секретаре Семеновой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Орлова Сергея Петровича к Администрации Егорлыкского сельского поселения и Федотову Александру Валентиновичу о признании права собственности на земельный участок по <адрес> и прекращении права собственности Волченко Николая Ивановича и Федотова Александра Валентиновича на него,
УСТАНОВИЛ:
В Егорлыкский райсуд обратился Орлов С.П. с иском к Администрации Егорлыкского сельского поселения (далее по тексту Администрация) и Федотову А.В. о признании права собственности на земельный участок по <адрес> и прекращении права собственности умершего Волченко Н.И. и Федотова А.В. на него, ссылаясь на то, что он и его наследодатель – отец Орлов П.П. открыто и добросовестно владели данным земельным участком, находящимся под купленной в 2000г. отцом у Волченко Н.И. и Федотова А.В. квартирой, более 15 лет, в связи с чем в силу приобретательской давности приобрели право собственности на него.
Администрация и Федотов А.В. иск признали, о чем подали письменные заявления.
В заседании суда представитель Орлова С.П. – Кравец Е.В. исковые требования поддержала.
Орлов С.П., Администрация и Федотов А.В. в заседание суда не прибыли, хотя о слушании дела извещены, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие по правилам ст. 167 ГПК РФ (л.д. 102, 105-106).
Выслушав представителя Орлова С.П. – Кравец Е.В., допросив свидетеля Касаткина М.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В частности, гражданские права и обязанности возникают в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.
На основании ч. 1 ст. 234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
По смыслу закона признание права собственности в порядке ст. 234 ГК РФ возможно в случае:
если давностное владение является добросовестным, то есть если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности;
если давностное владение признается открытым, то есть если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении, при этом принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества;
если давностное владение является непрерывным, то есть если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности. При этом не наступает перерыв давностного владения также в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца ( ч. 3 ст. 234 ГК РФ);
если владение имуществом как своим собственным осуществляется не по договору. По этой причине ст. 234 ГК РФ не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
Аналогичную позицию по данному вопросу высказали Пленумы Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 29 апреля 2010 №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав».
Из указанных выше положений закона и разъяснений пленумов следует, что приобретательная давность является самостоятельным законным основанием возникновения права собственности на вещь при условии добросовестности, открытости, непрерывности и установленной законом длительности такого владения.
При этом по смыслу ст. 225 и 234 ГК РФ право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
Согласно п. 19 указанного постановления возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из ст. 11 и 12 ГК РФ, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.
Давностное владение является добросовестным, если, приобретая вещь, лицо не знало и не должно было знать о неправомерности завладения ею, то есть в тех случаях, когда вещь приобретается внешне правомерными действиями, однако право собственности в силу тех или иных обстоятельств возникнуть не может. При этом лицо владеет вещью открыто как своей собственной, то есть вместо собственника, без какого-либо правового основания (титула).
Наличие титульного собственника само по себе не исключает возможность приобретения права собственности другим лицом в силу приобретательной давности.
Для приобретения права собственности в силу приобретательной давности не является обязательным, чтобы собственник, в отличие от положений ст. 236 ГК РФ, совершил активные действия, свидетельствующие об отказе от собственности или объявил об этом. Достаточным является то, что титульный собственник в течение длительного времени устранился от владения вещью, не проявляет к ней интереса, не исполняет обязанностей по ее содержанию, вследствие чего вещь является фактически брошенной собственником.
Осведомленность давностного владельца о наличии титульного собственника сама по себе не означает недобросовестности давностного владения.
Таким образом, закон допускает признание права собственности в силу приобретательной давности не только на бесхозяйное имущество, но также и на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу.
При этом в силу ч. 4 ст. 234 ГК РФ течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со статьями 301 и 305 ГК РФ, начинается не ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям.
Как усматривается из материалов дела: выписок, решения Егорлыкского райсуда от 21.01.2020, свидетельств, ответов, заявлений, справок, договоров (л.д. 6, 22-23, 25-28, 49-66, 73, 76-85, 89-90) Волченко Н.И. и Федотов А.В., являясь собственником квартиры <адрес> и находящегося под ней земельного участка, 16.09.2000г. продали квартиру наследодателю истца – Орлову П.П., о чем в ЕГРН 27.11.2000 была внесена соответствующая запись.
05.07.2006 Орлов П.П. умер и его наследство принял его сын Орлов С.П.
Волченко Н.Н. умер 24.11.2008 и его наследство никто не принял.
При этом как следует из совокупности вышеуказанных доказательств, а также показаний свидетеля Казаткина М.В. с момента регистрации права собственности Орлова П.П. на квартиру он добросовестно, открыто и непрерывно владел указанным приусадебным земельным участком, как своим собственным: огородил его забором, убирал его, обрабатывал. После смерти Орлова П.П. и до настоящего времени данным земельным участком добросовестно, открыто и непрерывно, владеет как своим собственным, наследник умершего Орлова П.П. – истец Орлов С.П.
Общий период добросовестного непрерывного владения истца и его наследодателя составил на момент обращения в суд 19 лет 10 месяцем, то есть более требуемых 18 лет (3 года срок исковой давности и 15 лет срок приобретательной давности).
При таких обстоятельствах требования истца нашли свое подтверждение в судебном заседании, обоснованы представленными и исследованными в суде доказательствами и подлежат удовлетворению по изложенным выше правовым основаниям. А именно следует признать за Орловым С.П. право собственности на земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты>., вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, находящийся по адресу: <адрес> 1, и, как следствие, прекратить право собственности Волченко Н.И. и Федотова А.В. в 1/2 доле у каждого на данный земельный участок.
При этом суд принимает признание иска ответчиками, поскольку такое признание не противоречит закону и не нарушает прав и охраняемых законом интересов других лиц.
Судебные расходы распределению между сторонами не подлежат согласно поданному истцом заявлению (л.д. 98а).
Руководствуясь ст. 12, 56, 194-198, 209 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Орлова Сергея Петровича удовлетворить.
Признать за Орловым Сергеем Петровичем право собственности на земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты>., вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, находящийся по адресу: <адрес>, и прекратить право собственности Волченко Николая Ивановича и Федотова Александра Валентиновича в 1/2 доле у каждого на данный земельный участок (регистрационные записи в Едином государственном реестре недвижимости № от ДД.ММ.ГГГГ и № соответственно).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Егорлыкский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья
Решение принято в окончательной форме 30.11.2020.