32RS0027-01-2023-004023-73
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 декабря 2023 года г. Брянск
Советский районный суд г. Брянска в составе председательствующего судьи Любимовой Е.И., при секретаре Радченко В.А., с участием представителя истца помощника прокурора Фокинского района города Брянска по доверенности Радиной Л.А., представителей заинтересованных лиц: Комитета по ЖКХ Брянской городской администрации Жуковского Р.А., Правительства Брянской области Чикина Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению заместителя прокурора Фокинского района города Брянска в интересах Колесника О.А. к муниципальному образованию г.Брянск в лице Брянской городской администрации об обеспечении доступности жилого помещения, приспособлению общего имущества с учетом потребностей инвалида,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Фокинского района города Брянска обратился в суд с иском в интересах Колесника О.А. с указанным иском, ссылаясь на то, что прокуратурой Фокинского района города Брянска проведена проверка по обращению Колесника О.А. по вопросу нарушения прав в части обеспечения беспрепятственного доступа в жилое помещение, в ходе которой установлено, что Колесник О.А. является инвалидом 1 группы бессрочно. Согласно индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида инвалидность Колесник О.А. связана с нарушением функций нижних конечностей, нарушением функций опорно-двигательного аппарата.
Колесник О.А. постоянно проживает в жилом помещении <адрес> и имеет регистрацию в нем, в 2022 году обращался в Брянскую городскую администрацию с заявлением об обеспечении необходимыми элементами доступной среды в соответствии с Правилами № 649 по адресу проживания: <адрес>.
С учетом постановления Брянской городской администрации от 18.12.2017 №4401-п, Постановлением Брянской городской администрации от 20.07.2018 № 2148-п, межведомственной комиссии, межведомственной комиссией проведено обследование жилого помещения, составлен акта № 69 от 01.07.2022, обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, Комиссией проведено обследование жилого помещения инвалида, расположенного в многоквартирном доме <адрес>.
Комиссия пришла к выводу о том, что существует необходимость приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в доме, в котором проживает инвалид с учетом потребностей инвалида и обеспечении условий их доступности для инвалида.
Кроме того, 20.04.2023 прокуратурой города Брянска в адрес главы Брянской городской администрации внесено представление, по результатам рассмотрения которого так же мер не принято.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление в Российской Федерации является формой осуществления народом своей власти, обеспечивающей в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
В рамках реформы федеративных отношений и местного самоуправления разграничены расходные обязательства между всеми уровнями публичной власти в Российской Федерации и на их основе закреплены на постоянной основе стабильные доходные источники за федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами.
Уточнив требования, просит суд обязать муниципальное образование «Город Брянск» в лице Брянской городской администрации включить мероприятия по приспособлению общего имущества, предусмотренные заключением от 24.04.2023 № 69-з в план мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов на 2024 год.
Обязать муниципальное образование «Город Брянск» в лице Брянской городской администрации организовать и провести работы по обеспечению доступности жилого помещения, в котором проживает Колесник О.А., и приспособлению общего имущества в многоквартирном доме <адрес> с учетом потребностей инвалида, согласно экспертному заключению ООО «СМЕТРС» за счет средств муниципального образования с учетом порядка финансирования, предусмотренного действующим бюджетным законодательством, а именно:
1. Для обеспечения доступности входной группы - для обеспечения маневренности кресло-коляски и исключения перепада высот перед входной площадкой на Б=0,40м, в том числе, устранения разрушительного асфальта перед крыльцом, произвести: устройство (на вновь возводимом ж.б. фундаменте) пандуса ж.б. с уклоном i=80 0/00 (1:12.5) (в соответствии с табл. 5.1, СП 59.13330.2020) с отм.ур.зем.-1,190 м до отм. Крыльца - 0,860 м -для исключения порогов при входе; монтаж металлических ограждений из нержавеющей стали пандуса с поручнями в двух уровнях на высоте 0,7 и 0,9 м и колесоотбойником; устройство нового покрытия крыльца на отм.-0,860м. 2.Для обеспечения доступа инвалида с выходной площадки на нижнюю площадку 1- го этажа на отм. - 0,850м - до лестничного марша в коридоре № 1 необходимо произвести: демонтаж существующего наружного дверного блока, демонтаж существующего дверного блока тамбура; демонтаж деформированного и неровного покрытия пола тамбура, холла, коридора №1; установку наружного дверного блока ДСН1 - стального утепленного, двупольного, без порога, с ударопрочным остеклением; установку дверного блока тамбура ДПВ1- из ПВХ, утепленного, двупольного, без порога, с ударопрочным остеклением, дверные блоки на путях эвакуации оснастить накладными ручками - шпагами по типу «Накладная ручка - шпага. Система «Антипаника», Fapim Panama Domestic 8801 с одной точкой запирания (ООО «Фапиком» с порошковой окраской по металлу (или аналог), устройство нового покрытия пола тамбура, холла, коридора, с выравниванием до отметки - 0,850 м - для исключения перепадов высот. 3.Для обеспечения доступа инвалида с нижней площадки первого этажа, расположенного на отм. -0,850. По лестничному маршу - на площадку 1 -го этажа - на отм.. 0,000 - до квартиры №..., произвести демонтаж деформированных ступеней ж.б.; установку новых ж.б. ступеней; приобретение и установку складного наклонного подъемника - тип НПМ-0,2 Наклонный подъемник для инвалидов (ООО «Уралподъемник»), левосторонний: складное гоузонесущее устройство размером 985*900мм, складной заездной пандус на въезде выезде грузонесущего устройства (тип платформы «проходная») Грузоподъемность до 200 кг (или аналог); демонтаж деформированного покрытия пола в коридорах № 2,3 на отм. +/-0,000. устройство нового покрытия в коридорах № 2,№3, на отм. +/-0,000, демонтаж дверного блока (сущ.) металлический, двупольный, проем - 1,79x2,1 м, полотна - 0,9x2,0 м и 0,8x2,0 м с порогом - 0,070(h)м; дверного блока (сущ) деревянный, двупольный, проем - 1,0x2,1м, полотна - 0,8x2,0 м, без порога; установку внутреннего стального блока - ДСВ1; установку внутреннего дверного блока из ПВХ- ДПВ2.
В судебном заседании представитель административного истца иск поддержала в полном объеме с учетом уточнений, просила его удовлетворить, при этом указывала на то, что в данном случае обязанность должна быть возложена на орган местного самоуправления с учетом правил № 649, утвержденных Постановлением Правительства РФ ОТ 09.07.2016 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов». Полагала возможным установить разумный срок для исполнения решения суда.
Представитель Комитета по ЖКХ Брянской городской администрации Жуковский Р.А. представил дополнительный отзыв на иск, полагал, что исковые требования не подлежат удовлетворению, считает, что проведение мероприятий по приспособлению помещений не отнесено к полномочиям органов местного самоуправления, финансирование отсутствует. Просил в иске отказать.
Представитель Правительства Брянской области Чикин Е.Н. поддержал иск прокурора, просил его удовлетворить.
Представитель административного ответчика Кулешова Э.В. после перерыва в суд не явилась, представила письменные возражения относительно заявленных требований, ранее в суде иск не признала, пояснила, что проведение заявленных мероприятий по приспособлению полгала не может быть возложено на орган местного самоуправления, поскольку соответствующее финансирование отсутствует, исполнение требований прокурора может привести к нецелевому использованию денежных средств.
Представители Департамента социальной политики и занятости населения Брянской политики, также после перерыва в суд не явились, ранее в суде иск поддержали, просили его удовлетворить, пояснили, что в данном случае экспертизой установлена целесообразность проведения мероприятий по приспособлению общего имущества, в связи с чем такие мероприятия должны быть проведены в порядке Правил № 649, норм ЖК РФ муниципальным образованием.
Ранее в судебном заседании представитель Финансового управления Брянской городской администрации возражал против заявленных требований, ссылаясь на то, что финансирование мероприятий по приспособлению общего имущества с учетом потребностей инвалидов в городе Брянске не предусмотрено, по запросам в Правительство Брянской области дан ответ об отсутствии оснований для выделения денежных средств, использование иных денежных средств из бюджета Муниципального образования не соответствует бюджетному кодексу, приведет к нецелевому использованию денежных средств. Представитель Финансового управления указывал на то, что бюджет города является дефицитным и выделить денежные средства невозможно.
Представитель Департамента финансов Брянской области в суд не явился, ранее в судебном заседании полагал требования прокурора обоснованными, указывал на то, что финансирование таких мероприятий должно проводится муниципальным образованием, за счет денежных средств бюджета города Брянска, в который со стороны Правительства поступают дотации, которые могут быть использованы в том числе на такие нужды.
Иные лица в суд не явились, суд, в соответствии со ст.150 КАС РФ, полагает возможным рассмотреть дело без участия неявившихся лиц. Выслушав представителя административного истца, представителей заинтересованных лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод, законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Оспариваемое бездействие Брянской городской администрации является длящимся, таким образом, установленный законом трехмесячный срок для обращения за судебной защитой не пропущен.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются гарантии социальной защиты.
Как установлено ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер, и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.
Согласно п. 1, 3 ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе к жилым зданиям, возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, в том числе с использованием кресла-коляски.
Государственные и муниципальные расходы на обеспечение условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур осуществляются в пределах бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с п. 5.1 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится, в том числе, обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, в подпункте "в" пункта 10 установлено, что общее имущество многоквартирного жилого дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 г. N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов" утверждены Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме.
Положениями пункта 2 названных Правил предусмотрено, что доступность для инвалида жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.
Обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемыми органами местного самоуправления (пункт 6 Правил).
Подпунктами "д" и "е" пункта 12 Правил определено, что по результатам обследования оформляется акт обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида (далее - акт обследования) содержащий: выводы комиссии о наличии или об отсутствии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида с мотивированным обоснованием; перечень мероприятий по приспособлению жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, определяемый на основании Правил с учетом мнения инвалида, проживающего в данном помещении (в случае, если в акте комиссии сделан вывод о наличии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида).
Перечень мероприятий может включать в себя оптимальный перечень мероприятий, финансирование которых может осуществляться за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований в соответствии с утвержденными в установленном порядке государственными и муниципальными программами, направленными на обеспечение социальной поддержки инвалидов. В результате проведения таких мероприятий общее имущество многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, должно быть приведено в соответствие с требованиями, предусмотренными разделом III настоящих Правил (п. п. "б" п. 14 приведенных Правил).
Для принятия решения о включении мероприятий в план мероприятий заключение, предусмотренное пунктом 19 настоящих Правил, в течение 10 дней со дня его вынесения направляется федеральной комиссией в уполномоченный федеральный орган, региональной комиссией - в уполномоченный орган, муниципальной комиссией - главе муниципального образования по месту нахождения жилого помещения инвалида (п. 22 указанных Правил).
Разделом 3 названных Правил установлены конкретные требования к доступности жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме для инвалида, в том числе в п. 25 указано, что крыльцо многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, и входная площадка должны отвечать следующим требованиям: а) уровень пола помещения при входе в здание должен быть нулевой или не более 14 миллиметров со скошенными краями. Дверные проемы не должны иметь порогов и перепадов относительно уровня пола. При необходимости устройства порогов их высота или перепад высот не должны превышать 14 миллиметров; б) дренажные и водосборные решетки должны быть на одном уровне с поверхностью покрытия. Ширина просветов их ячеек не должна превышать 13 миллиметров, а длина - 15 миллиметров. Допускается подогрев покрытия крыльца или входной площадки (в соответствии с местными климатическими условиями); в) входная площадка при открывании дверей наружу должна быть не менее 1,4 x 2 метра или 1,5 x 1,85 метра; г) входная площадка с пандусом должна быть не менее 2,2 x 2,2 метра, поперечный уклон покрытий должен быть в пределах 1 - 2 процентов; в п. 27 указано, что пандус крыльца многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, должен отвечать следующим требованиям: а) наклонная часть (марш) пандуса должна иметь сплошную поверхность и длину не более 9 метров; б) при устройстве съезда с тротуара на проезжую часть уклон должен быть не более 1:12, около здания допускается увеличить продольный уклон до 1:10 на протяжении не более 10 метров. Перепад высот в местах съезда на проезжую часть не должен превышать 15 миллиметров. Уклон пандуса крыльца должен быть не более 1:20. Пандус с расчетной длиной 36 метров и более или высотой более 3 метров следует заменять подъемными устройствами; в) промежуточные горизонтальные площадки при высоте пандуса крыльца более 0,8 метра при прямом движении: при отсутствии поворота или разворота должны иметь ширину не менее 1 метра, глубину до 1,4 метра; при устройстве разворотной площадки для кресла-коляски должны иметь бортик с открытой стороны пандуса и колесоотбойное устройство высотой 0,1 метра на съезде и промежуточных площадках; г) ограждения с 2 сторон пандуса должны быть непрерывными, с 2-уровневыми поручнями на высоте от 0,7 до 0,9 метра, имеющими закругленные окончания. Расстояние между поручнями должно быть от 0,9 до 1 метра, завершающие части поручня должны быть округлого сечения, горизонтальные части поручня должны быть длиннее марша на 0,3 метра; д) поверхность пандуса должна быть нескользкой, отчетливо маркированной цветом или текстурой, контрастно отличающейся от прилегающей поверхности; в п. 29 указано, что двери для входа в многоквартирный дом, в котором проживает инвалид, и тамбур должны отвечать следующим требованиям: а) наружный дверной проем должен иметь ширину не менее 1,2 метра; б) входная дверь должна иметь контрастную окраску по краям дверного полотна или наличника; в) наружные двери могут иметь пороги, при этом высота каждого элемента порога не должна превышать 14 миллиметров; г) наружная дверь оборудуется информационной табличкой с указанием номеров подъезда и квартир, при этом высота символов, контрастно отличающихся цветом от поверхности таблички, составляет не менее 75 миллиметров, а также табличкой с такой же информацией с использованием шрифта Брайля, расположенной на высоте от 0,7 до 0,9 метра; д) ширина внутренних дверных и арочных проемов должна быть не менее 0,9 метра, при глубине откоса открытого проема более 1 метра ширина проема должна быть не менее 1,2 метра; е) двери должны быть оборудованы доводчиками с регулируемым усилием не более 19,5 Нм и замедлением динамики открывания и закрывания с задержкой не менее 5 секунд. Допускается применение петель с фиксаторами положений "открыто" и "закрыто"; ж) полотна наружных дверей включают в себя смотровые прозрачные ударопрочные панели с нижней кромкой на высоте 0,5 - 1,2 метра от уровня пола. Нижняя часть стеклянных полотен дверей на высоте не менее 0,3 метра от уровня пола должна быть защищена противоударной полосой. На прозрачных полотнах дверей размещается яркая контрастная маркировка, расположенная на уровне не ниже 1,2 метра и не выше 1,5 метра от поверхности пола; з) в качестве дверных запоров на путях эвакуации устанавливаются ручки нажимного действия. Усилие для открывания двери не должно превышать 50 Нм; и) участки пола по пути движения на расстоянии 0,6 метра перед дверными проемами и входами должны иметь тактильные предупреждающие указатели и (или) контрастно окрашенную поверхность. На путях движения предусматриваются световые маячки. Зоны возможной опасности с учетом проекции движения двери обозначаются краской для разметки, цвет которой должен контрастировать с окружающим пространством.
Решение о наличии или отсутствии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и имущества общего пользования с учетом потребностей инвалида и обеспечения их доступности для инвалида принимается соответствующими федеральными, региональными и муниципальными межведомственными комиссиями на основании акта обследования жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в установленном названным Правилами порядке (пункты 12 - 22 Правил).
Постановлением Правительства Брянской области от 29.12.2018 N 734-п утверждена государственная программа "Доступная среда Брянской области", целями и задачами которой является формирование условий для развития системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, определение потребности инвалидов в реабилитационных и абилитационных услугах.
Программой предусмотрено финансирование проведения проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, предусмотрены субсидии государственным учреждениям на адаптацию зданий (помещений) в соответствии с требованиями строительных норм и правил по обеспечению доступности зданий (помещений) для инвалидов и маломобильных групп населения.
В рамках государственной программы "Доступная среда Брянской области" реализуются мероприятия, направленные на достижение национальной цели развития Российской Федерации "Сохранение населения, здоровье и благополучие людей" и ее целевого показателя "Повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет", определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", к числу которых отнесено создание инвалидам условий для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах, а также обеспечение приспособленности жилых помещений для использования инвалидами.
В целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 года N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов", Правительством Брянской области принято Распоряжение Правительства Брянской области от 23.04.2018 N 113-рп"О мероприятиях по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 года N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов" на территории Брянской области".
В соответствии с абзацем 5 Распоряжения, рекомендовано главам администраций муниципальных районов и городских округов создать муниципальные комиссии и утвердить муниципальный план мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда Брянской области, в которых проживают инвалиды, с учетом потребностей инвалидов и обеспечению условий их доступности для инвалидов.
Постановлением Брянской городской администрации от 20.07.2018 N 2148-п "О мероприятиях по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 года N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов" на территории города Брянска" разработан План мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, входящих в состав жилищного фонда города Брянска, в которых проживают инвалиды, с учетом потребностей инвалидов и обеспечению условий их доступности для инвалидов и определен порядок работы межведомственной комиссии по организации проведения обследования жилых помещений, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда города Брянска, занимаемых инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, и используемых для их постоянного проживания, и общего имущества в многоквартирных домах, в которых расположены указанные жилые помещения, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов.
Установлено, что Колесник О.А., зарегистрирован и проживает <адрес>, является инвалидом первой группы по общему заболеванию, (инвалид-колясочник). Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида <дата> Колесник О.А. нуждается в использовании кресла-коляски.
Колесник О.А. обращался в 2022 г в Брянскую городскую администрацию по вопросу обеспечения необходимыми элементами доступной среды в соответствии с Правилами № 649 по адресу проживания: <адрес>.
С учетом положений, определенных Постановлением Брянской городской администрации от 20.07.2018 N 2148-п, проведено комиссионное обследование жилого помещения, занимаемого Колесником О.А., составлен акт Акта № 69 от 01.07.2022.
Из выводов комиссии, следует, что существует необходимость приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в доме, в котором проживает инвалид с учетом потребностей инвалида и обеспечении условий их доступности для инвалида.
Акт о проведении проверки экономической целесобразности направлен в департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области. Согласно полученной информации стоимость приспособления общего имущества в доме <адрес> составляет 982 135,91 руб.
С учетом акта обследования, в ноябре 2022 в рамках предоставленных полномочий, с учетом Постановления Правительства Брянской области от 29.12.2018 N 734-п, Департаментом социальной политики и занятости населения Брянской области был заключен контракт с ООО «Сметресурс» по расчету экономической целесообразности проведения мероприятий по приспособлению общего имущества, в том числе по <адрес>.
Согласно заключению ООО «Сметресурс» (ООО «СМЕТРС») необходимо проведение следующих мероприятий:
1) для обеспечения доступности входной группы - для обеспечения маневренности кресло-коляски и исключения перепада высот перед входной площадкой на Б=0,40м, в том числе, устранения разрушительного асфальта перед крыльцом, произвести: устройство (на вновь возводимом ж.б. фундаменте) пандуса ж.б. с уклоном i=80 0/00 (1:12.5) (в соответствии с табл. 5.1, СП 59.13330.2020) с отм.ур.зем.-1,190 м до отм. Крыльца - 0,860 м -для исключения порогов при входе; монтаж металлических ограждений из нержавеющей стали пандуса с поручнями в двух уровнях на высоте 0,7 и 0,9 м и колесоотбойником; устройство нового покрытия крыльца на отм.-0,860м.
2)для обеспечения доступа инвалида с выходной площадки на нижнюю площадку 1- го этажа на отм. - 0,850м - до лестничного марша в коридоре № 1 необходимо произвести: демонтаж существующего наружного дверного блока, демонтаж существующего дверного блока тамбура; демонтаж деформированного и неровного покрытия пола тамбура, холла, коридора №1; установку наружного дверного блока ДСН1 - стального утепленного, двупольного, без порога, с ударопрочным остеклением; установку дверного блока тамбура ДПВ1- из ПВХ, утепленного, двупольного, без порога, с ударопрочным остеклением, дверные блоки на путях эвакуации оснастить накладными ручками - шпагами по типу «Накладная ручка - шпага. Система «Антипаника», Fapim Panama Domestic 8801 с одной точкой запирания (ООО «Фапиком» с порошковой окраской по металлу (или аналог), устройство нового покрытия пола тамбура, холла, коридора, с выравниванием до отметки - 0,850 м - для исключения перепадов высот.
3)для обеспечения доступа инвалида с нижней площадки первого этажа, расположенного на отм. -0,850. По лестничному маршу - на площадку 1 -го этажа - на отм.. 0,000 - до квартиры №..., произвести демонтаж деформированных ступеней ж.б.; установку новых ж.б. ступеней; приобретение и установку складного наклонного подъемника - тип НПМ-0,2 Наклонный подъемник для инвалидов (ООО «Уралподъемник»), левосторонний: складное гоузонесущее устройство размером 985*900мм, складной заездной пандус на въезде выезде грузонесущего устройства (тип платформы «проходная») Грузоподъемность до 200 кг (или аналог); демонтаж деформированного покрытия пола в коридорах № 2,3 на отм. +/-0,000. устройство нового покрытия в коридорах № 2,№3, на отм. +/-0,000, демонтаж дверного блока (сущ.) металлический, двупольный, проем - 1,79x2,1 м, полотна - 0,9x2,0 м и 0,8x2,0 м с порогом - 0,070(h)м; дверного блока (сущ) деревянный, двупольный, проем - 1,0x2,1м, полотна - 0,8x2,0 м, без порога; установку внутреннего стального блока - ДСВ1; установку внутреннего дверного блока из ПВХ- ДПВ2.
Перечень, данных мероприятий, их объем, равно как и необходимость их проведения, не оспаривались.
По результатам, ООО «Сметресурс» (ООО «СМЕТРС») подготовлена документация, которая передана для дальнейших действий в Брянскую городскую администрацию.
По итогам изучения заключения ООО «Сметресурс» (ООО «СМЕТРС»), 24.04.2023 комиссией принято решение об экономической целесообразности и возможности проведения работ по приспособлению жилого помещения инвалида и общего имущества в доме, в котором проживает инвалид с учетом потребностей инвалида, проживающего <адрес>.
20.03.2023г. в адрес прокуратуры Фокинского района города Брянска от Колесника О.А. поступило обращение, в котором заявитель указал, что является маломобильным инвалидом первой группы, колясочник, зарегистрирован и проживает по <адрес>, на протяжении долгого времени не может добиться установки пандуса на первом этаже общежития и подведения водоснабжения с канализацией в помещение в котором проживает.
Прокуратурой проведена проверка, по итогам которой в адрес Брянской городской администрации вынесено представление об устранении нарушений.
Между тем, как установлено, до настоящего времени необходимые мероприятия, поименованные в экспертном заключении ООО «Сметресурс» не проведены.
Брянской городской администрацией направлялось обращение на имя заместителя Губернатора Брянской области о выделении денежных средств на вышеуказанные мероприятия, в чем было отказано.
Как указывает сторона административного ответчика, проведение мероприятий по приспособлению жилого помещения инвалида и общего имущества в доме, в котором проживает инвалид с учетом потребностей инвалида не передано в полномочия Брянской городской администрации, соответствующие денежные средства отсутствуют, по запросу в Правительство Брянской области в выделении денежных средств отказано.
При рассмотрении настоящего дела, представитель административного ответчика, представители Комитета по ЖКХ Брянской городской администрации, Финансового управления Брянской городской администрации не оспаривали необходимость приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в доме, в котором проживает Колесник О.А. с учетом потребностей инвалида, по <адрес>, при этом пояснили, что использование денежных средств бюджета муниципального образования на проведение мероприятий по приспособлению помещений с учетом потребностей инвалида приведет к нецелевому использованию бюджета, дополнительных денежных средств в дефицитном бюджете города Брянска не имеется.
Данные доводы не могут быть признаны состоятельными и судом отклоняются.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 13.05.2010 N 689-О-О, социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт "ж" части 1, Конституции Российской Федерации). В то же время органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти (статьи 12, 130 - 133 Конституции Российской Федерации) в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (статьи 2, 7, 18 и 19).
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление в Российской Федерации является формой осуществления народом своей власти, обеспечивающей в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 14 и пункту 6 части 1 статьи 16 данного Федерального закона, а также статьям 14, 19 Жилищного кодекса Российской Федерации к вопросам местного значения городского округа относятся обеспечение проживающих на его территории и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В пунктах 5, 51 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации на органы местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению в пределах их полномочий условий для осуществления гражданами права на жилище, состоящая, в том числе в обеспечении инвалидам условий для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах, и защите прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных условиях.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
Исходя из подпункта 49 части 1 статьи 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", социальная поддержка и социальное обслуживание инвалидов относятся к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем, в рамках реформы федеративных отношений и местного самоуправления разграничены расходные обязательства между всеми уровнями публичной власти в Российской Федерации и на их основе закреплены на постоянной основе стабильные доходные источники за федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами. При этом при определении перечня доходов, в том числе налоговых доходов, подлежащих зачислению в местные бюджеты, учитывались такие принципы как равномерность размещения их доходной базы по территории региона, степень их мобильности, взаимосвязь с уровнем благосостояния (доходами и собственностью) населения, проживающего на данной территории.
В случае недостаточности средств местного бюджета бюджетным законодательством Российской Федерации предусмотрено оказание финансовой помощи местным бюджетам из федерального и регионального бюджетов, в том числе, путем предоставления местным бюджетам межбюджетных трансфертов, например, в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований из регионального бюджета; субсидий из федерального и (или) региональных бюджетов в целях софинансирования расходов органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
Таким образом, обеспечение условий проживания инвалидов, должны реализовываться органами местного самоуправления за счет средств местного бюджета, с учетом возможной финансовой поддержки из вышестоящих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Вопреки позиции административного ответчика, в силу вышеприведенного пункта 2 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 года N 649, исходя из совокупного анализа указанных выше правовых норм, обязанность оборудовать жилые помещения, занимаемые инвалидами, оборудовать общее имущество в многоквартирных домах, в котором проживают инвалиды специальными средствами и приспособлениями, возложена на органы местного самоуправления.
Отсутствие финансирования не может являться основанием для неисполнения требований законодательства о защите прав инвалидов. Кроме того, вопросы выделения бюджетного финансирования на соответствующие цели относятся к процедуре исполнения решения суда и не могут свидетельствовать о его незаконности и неисполнимости.
Установлено, что между Департаментом финансов Брянской области и Брянской городской администрацией заключены соглашения по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов муниципального образования «городской округ город Брянск», в частности 07.02.2023, в соответствии с которыми предоставляются дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципального образования.
При рассмотрении дела установлено, что муниципальным образованием город Брянск не приняты меры по обеспечению инвалиду I группы, использующему вспомогательное средство передвижения (кресло-коляску), Колеснику О.А. проживающему <адрес> условий для беспрепятственного доступа к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, для возможности беспрепятственного перемещения из своего жилого помещения через места общего пользования на улицу и обратно, что указывает о нарушении приведенных выше требований законодательства о социальной защите инвалидов, жилищного законодательства, законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, и тем самым нарушает право Колесника О.А.
В соответствии с п. 44 Устава муниципального образования город Брянск, Брянская городская администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Брянской области.
Муниципальное образование город Брянск в лице Брянской городской администрации является надлежащим исполнителем обязанности по обеспечению проведения соответствующих мероприятий по приспособлению жилого помещения инвалида и общего имущества в доме, в котором проживает инвалид. При этом отсутствие финансирования, либо иные вопросы, относящиеся к компетенции административного ответчика по исполнению указанной обязанности, не должны влиять на права граждан, в связи с чем доводы стороны административного ответчика об обратном не могут быть признаны состоятельными.
С учетом вышеизложенного, суд признает исковые требования обоснованным и подлежащими удовлетворению.
Принимая во внимание обстоятельства дела, необходимость временных и финансовых затрат для проведения всех необходимых мероприятий, суд считает возможным предоставить административному ответчику срок исполнения решения до 01.07.2024, находя его разумным, достаточным и обоснованным.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административный иск заместителя прокурора Фокинского района города Брянска -удовлетворить частично.
Возложить обязанность на муниципальное образование «Город Брянск» в лице Брянской городской администрации включить мероприятия по приспособлению общего имущества, предусмотренные заключением от 24.04.2023 № 69-з ООО «СМЕТРС» по обследованию помещений, общего имущества в многоквартирном доме <адрес> в план мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов на 2024 год.
Возложить обязанность на муниципальное образование «Город Брянск» в лице Брянской городской администрации организовать и провести работы по обеспечению доступности жилого помещения, в котором проживает Колесник О.А., и приспособлению общего имущества в многоквартирном доме <адрес> с учетом потребностей инвалида, согласно экспертному заключению ООО «СМЕТРС» за счет средств муниципального образования с учетом порядка финансирования, предусмотренного действующим бюджетным законодательством, а именно:
1.Для обеспечения доступности входной группы - для обеспечения маневренности кресло-коляски и исключения перепада высот перед входной площадкой на Б=0,40м, в том числе, устранения разрушительного асфальта перед крыльцом, произвести
- устройство (на вновь возводимом ж.б. фундаменте) пандуса ж.б. с уклоном i=80 0/00 (1:12.5) (в соответствии с табл. 5.1, СП 59.13330.2020) с отм. ур.зем.-1,190 м до отм. Крыльца - 0,860 м -для исключения порогов при входе;
- монтаж металлических ограждений из нержавеющей стали пандуса с поручнями в двух уровнях на высоте 0,7 и 0,9 м и колесоотбойником;
- устройство нового покрытия крыльца на отм.-0,860м.
2.Для обеспечения доступа инвалида с выходной площадки на нижнюю площадку 1-го этажа на отм. - 0,850м - до лестничного марша в коридоре № 1 необходимо произвести
- демонтаж существующего наружного дверного блока;
- демонтаж существующего дверного блока тамбура;
- демонтаж деформированного и неровного покрытия пола тамбура, холла, коридора №1;
- установку наружного дверного блока ДСН1 - стального утепленного, двупольного, без порога, с ударопрочным остеклением;
- установку дверного блока тамбура ДПВ1- из ПВХ, утепленного, двупольного, без порога, с ударопрочным остеклением.
- дверные блоки на путях эвакуации оснастить накладными ручками - шпагами по типу «Накладная ручка - шпага. Система «Антипаника», Fapim Panama Domestic 8801 с одной точкой запирания (ООО «Фапиком» с порошковой окраской по металлу (или аналог).
- устройство нового покрытия пола тамбура, холла, коридора, с выравниванием до отметки - 0,850 м - для исключения перепадов высот.
3.Для обеспечения доступа инвалида с нижней площадки первого этажа, расположенного на отм. -0,850. По лестничному маршу - на площадку 1 -го этажа - на отм.. 0,000 - до квартиры №..., произвести
- демонтаж деформированных ступеней железобетонных.;
- установку новых железобетонных ступеней;
- приобретение и установку складного наклонного подъемника - тип НПМ-0,2 Наклонный подъемник для инвалидов (ООО «Уралподъемник»), левосторонний: складное грузонесущее устройство размером 985*900мм, складной заездной пандус на въезде выезде грузонесущего устройства (тип платформы «проходная») Грузоподъемность до 200 кг (или аналог);
- демонтаж деформированного покрытия пола в коридорах № 2,3 на отм. +/-0,000.
- устройство нового покрытия в коридорах № 2,№3, на отм. +/-0,000
- демонтаж дверного блока (сущ.) металлический, двупольный, проем - 1,79x2,1 м, полотна - 0,9x2,0 м и 0,8x2,0 м с порогом - 0,070(h)м;
- дверного блока (сущ.) деревянный, двупольный, проем - 1,0x2,1м, полотна - 0,8x2,0 м, без порога;
- установку внутреннего стального блока - ДСВ1;
- установку внутреннего дверного блока из ПВХ-ДПВ2.
Установить срок для исполнения решения до 01 июля 2024года.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд города Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме
Судья Е.И. Любимова
Решение в окончательной форме изготовлено 12.01.2024