Судья Науменко В.М. Дело № 33-9167/2022
УИД: 34RS0032-01-2022-000195-71
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Волгоград 24 августа 2022 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Пашковой Т.В.,
судей Боеску-Зыковой М.В., Грековой Н.О.,
при секретаре Дроботовой Ю.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело № 2-212/2022 по иску прокурора Октябрьского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Советского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области о понуждении принять меры к регистрации права собственности, установлению границ зон охраны, границ территорий, оформлению охранного обязательства собственника объекта культурного наследия,
по апелляционной жалобе администрации Советского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области
на решение Октябрьского районного суда Волгоградской области от 02 июня 2022 г., которым исковые требования прокурора Октябрьского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Советского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности по принятию мер к регистрации права собственности, установлению границ зон охраны, границ территорий, оформлению охранного обязательства собственника объекта культурного наследия, - удовлетворены; на администрацию Советского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области возложена обязанность в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, принять меры к государственной регистрации права муниципальной собственности на памятники истории, являющиеся объектами культурного наследия, а именно: Братская могила советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы и Памятный знак на «Рубеже мужества», где были разгромлены немецко-фашистские захватчики № <...> и № <...> в списке объектов культурного наследия, находящихся на территории Волгоградской области, подлежащих государственной охране как памятники истории и культуры регионального значения, утвержденных постановлением Волгоградской областной Думы от 05 июня 1997 г. № 62/706 «О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры Волгоградской области»), и в течение шести месяцев со дня государственной регистрации права муниципальной собственности, в соответствии с Законом № 73-ФЗ, разработать границы территорий, зоны охраны, оформить охранные обязательства собственника или иного законного владельца объектов культурного наследия, включенных в реестр, а именно: Братских могил советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы и Памятного знака на «Рубеже мужества», где были разгромлены немецко-фашистские захватчики (№ <...>, № <...> и № <...> соответственно в списке объектов культурного наследия, находящихся на территории Волгоградской области, подлежащих государственной охране как памятники истории и культуры регионального значения, утвержденных постановлением Волгоградской областной Думы от 05 июня 1997 г. № 62/706 «О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры Волгоградской области»).
Заслушав доклад судьи Боеску-Зыковой М.В., выслушав прокурора Тришкина В.Ю., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Октябрьского района Волгоградской области обратился в суд с иском к администрации Советского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области о понуждении принять меры к регистрации права собственности, установлению границ зон охраны, границ территорий, оформлению охранного обязательства собственника объекта культурного наследия.
В обоснование заявленных требований указал, что на территории Советского сельского поселения расположены памятники истории, являющиеся объектами культурного наследия – Братские могилы советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы и Памятный знак на «Рубеже мужества», где были разгромлены немецко-фашистские захватчики (№ <...>, № <...> и № <...> в списке объектов культурного наследия, находящихся на территории Волгоградской области, подлежащих государственной охране как памятники истории и культуры регионального значения, утвержденных постановлением Волгоградской областной Думы от 05 июня 1997 г. № 62/706 «О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры Волгоградской области»).
Однако государственная регистрация прав муниципальной собственности в отношении указанных памятников истории, являющихся объектами культурного наследия, до настоящего времени не осуществлена.
Кроме того, в нарушение требований Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» границы территории, зоны охраны вышеуказанных памятников истории, являющихся объектами культурного наследия, не установлены, охранные обязательства собственника или иного законного владельца объектов культурного наследия, включенных в реестр, администрацией Советского сельского поселения не оформлены.
Поскольку отсутствие государственной регистрации прав муниципальной собственности, границ территорий, зон охраны памятников истории, являющихся объектами культурного наследия, а также отсутствие оформленных охранных обязательств собственника указанных объектов, устанавливающих особый режим для использования земельных участков, на которых располагаются объекты культуры, а именно запрет на осуществление хозяйственной деятельности и проведение иных строительных работ, которые могут нанести непоправимый вред памятникам культуры, затрагивают права неопределенного круга лиц, которые имеют право на сохранение объектов культурного наследия, истец просил обязать администрацию Советского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, принять меры к государственной регистрации права муниципальной собственности на памятники истории, являющиеся объектами культурного наследия, а именно: Братскую могилу советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы (№ <...> в списке объектов культурного наследия, находящихся на территории Волгоградской области, подлежащих государственной охране как памятники истории и культуры регионального значения, утвержденном постановлением Волгоградской областной Думы от 05 июня 1997 №62/706 «О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры Волгоградской области»), а также Памятный знак на «Рубеже мужества», где были разгромлены немецко-фашистские захватчики (№ <...>), и в течение шести месяцев со дня государственной регистрации права муниципальной собственности, в соответствии с Законом № 73-ФЗ, разработать границы территорий, зоны охраны, оформить охранные обязательства собственника или иного законного владельца объектов культурного наследия, включенных в реестр, а именно: Братских могил советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы (№ <...> и № <...>), а также Памятного знака на «Рубеже мужества», где были разгромлены немецко-фашистские захватчики (№ <...>) в списке объектов культурного наследия, находящихся на территории Волгоградской области, подлежащих государственной охране как памятники истории и культуры регионального значения, утвержденных постановлением Волгоградской областной Думы от 05.06.1997 № 62/706 «О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры Волгоградской области»).
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация Советского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения ввиду неправильного установления обстоятельств, имеющих значение для дела. Указывает на наличие вступившего в законную силу решения по аналогичному спору.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Октябрьского района Волгоградской области полагает, что доводы жалобы являются необоснованными, просит решение суда оставить без изменения.
Руководствуясь ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте апелляционного разбирательства.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобах, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Положениями статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Полномочия органов местного самоуправления поселений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений, государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения закреплены в частях 1, 2 статьи 9.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ (ред. от 29 декабря 2020 года) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – ФЗ №73).
В силу части 1 статьи 48 Закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.
Право пользования выявленным объектом культурного наследия, включенным в реестр, и право пользования выявленным объектом культурного наследия у физических и юридических лиц возникают в результате приобретения права собственности на объект культурного наследия, из актов государственных органов, из договоров, из судебного решения, по иным основаниям, допускаемым Гражданским кодексом Российской Федерации (статья 51 Закона № 73-ФЗ).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на территории Советского сельского поселения расположены памятники истории, являющиеся объектами культурного наследия – Братские могилы советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы и Памятный знак на «Рубеже мужества», где были разгромлены немецко-фашистские захватчики (№ <...>, № <...> и № <...> соответственно, в списке объектов культурного наследия, находящихся на территории Волгоградской области, подлежащих государственной охране как памятники истории и культуры регионального значения, утвержденных постановлением Волгоградской областной Думы от 05 июня 1997 г. № 62/706 «О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры Волгоградской области»).
При этом государственная регистрация права муниципальной собственности в отношении памятников истории Братская могила советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы и Памятный знак на «Рубеже мужества», где были разгромлены немецко-фашистские захватчики № <...> и № <...> в списке объектов культурного наследия, находящихся на территории Волгоградской области, подлежащих государственной охране как памятники истории и культуры регионального значения, утвержденных постановлением Волгоградской областной Думы от 05 июня 1997 № 62/706 «О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры Волгоградской области»), являющихся объектами культурного наследия, до настоящего времени не осуществлена.
Сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации гарантируется. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (абз. 3, 4 преамбулы Закона № 73-ФЗ).
При отсутствии у объекта культурного наследия собственника возникает ситуация, при которой не определено конкретное лицо, обязанное в силу вышеуказанных положений Закона № 73-ФЗ обеспечивать сохранность такого объекта.
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований о возложении на администрацию Советского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, принять меры к государственной регистрации права муниципальной собственности на памятники истории, являющиеся объектами культурного наследия, а именно: Братская могила советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы и Памятный знак на «Рубеже мужества», где были разгромлены немецко-фашистские захватчики № <...> и № <...> в списке объектов культурного наследия.
Также прокурором заявлены исковые требования о разработке границы территории, зоны охраны, оформлении охранного обязательства собственника.
Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (преамбула Закона № 73-ФЗ).
В соответствии со ст. 6 Закона № 73-ФЗ определено, что под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.
В соответствии со статьей 9.3 Закона № 73-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся: 1) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований; 2) государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения; 3) определение порядка организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения; 3.1) обеспечение условий доступности для инвалидов объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений или городских округов; 4) иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В силу части 1 статьи 33 Закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя: 1) государственный учет объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, в том числе принятие решения о включении объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия или об отказе во включении объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия, формирование и ведение перечня выявленных объектов культурного наследия, формирование и ведение реестра; 2) проведение историко-культурной экспертизы; 3) организацию исследований, необходимых для исполнения полномочий федерального органа охраны объектов культурного наследия, регионального органа охраны объектов культурного наследия, муниципального органа охраны объектов культурного наследия; 4) установление ограничений (обременений) права собственности или иных вещных прав на объект культурного наследия требованиями в отношении объекта культурного наследия, разработанными в соответствии с настоящим Федеральным законом; 5) установление ответственности за повреждение, разрушение или уничтожение объекта культурного наследия, незаконное перемещение объекта культурного наследия, причинение вреда объекту культурного наследия и осуществление действий, повлекших изменение предмета охраны данного объекта культурного наследия; 6) разработку, согласование и утверждение в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, проектов зон охраны объектов культурного наследия, а также согласование решений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о предоставлении земель и об изменении их правового режима; а также иные мероприятия государственной охраны объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, проведение которых отнесено настоящим Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации к полномочиям соответствующих органов охраны объектов культурного наследия.
Согласно статье 3.1 Закона № 73-ФЗ, территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с настоящей статьей.
В территорию объекта культурного наследия могут входить земли, земельные участки, части земельных участков, земли лесного фонда (далее также - земли), водные объекты или их части, находящиеся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности физических или юридических лиц.
Границы территории объекта культурного наследия могут не совпадать с границами существующих земельных участков.
В границах территории объекта культурного наследия могут находиться земли, в отношении которых не проведен государственный кадастровый учет.
Границы территории объекта культурного наследия, за исключением границ территории объекта археологического наследия, определяются проектом границ территории объекта культурного наследия на основании архивных документов, в том числе исторических поземельных планов, и научных исследований с учетом особенностей каждого объекта культурного наследия, включая степень его сохранности и этапы развития.
Проект границ территории объекта культурного наследия оформляется в графической форме и в текстовой форме (в виде схемы границ).
Требования к составлению проектов границ территорий объектов культурного наследия, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
Границы территории объекта культурного наследия, включаемого в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утверждаются в составе акта федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, о включении указанного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации - для объекта культурного наследия федерального значения, в составе акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, о включении указанного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации - для объекта культурного наследия регионального значения и объекта культурного наследия местного (муниципального) значения.
Сведения о границах территории объекта культурного наследия, подлежащие включению в акты соответствующих органов охраны объектов культурного наследия, указанные в пункте 5 настоящей статьи и части 4 статьи 17 Федерального закона от 22 октября 2014 года № 315-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», должны содержать графическое описание местоположения границ территории объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Сведения о границах территории объекта культурного наследия, об ограничениях использования объекта недвижимого имущества, находящегося в границах территории объекта культурного наследия, вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений, указанных в настоящем пункте, не является основанием для несоблюдения требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, установленных земельным законодательством Российской Федерации и статьей 5.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 34 Закона № 73-ФЗ в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.
В целях одновременного обеспечения сохранности нескольких объектов культурного наследия в их исторической среде допускается установление для данных объектов культурного наследия единой охранной зоны объектов культурного наследия, единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности и единой зоны охраняемого природного ландшафта (далее - объединенная зона охраны объектов культурного наследия).
Состав объединенной зоны охраны объектов культурного наследия определяется проектом объединенной зоны охраны объектов культурного наследия.
Охранная зона объекта культурного наследия - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель и земельных участков, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
Решения об установлении, изменении зон охраны объектов культурного наследия, в том числе объединенной зоны охраны объектов культурного наследия (за исключением зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), принимаются, требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения либо проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации. Решение о прекращении существования указанных зон охраны объектов культурного наследия, принимается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.
Как следует из пунктов 3, 6, 7, 12, 14, 16, 16, 17 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 972 от 12.09.2015 разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия осуществляется физическими или юридическими лицами на основе материалов историко-архитектурных, историко-градостроительных и архивных исследований (далее - историко-культурные исследования), а также с использованием данных государственного кадастра недвижимости при их наличии.
Проект зон охраны объекта культурного наследия и проект объединенной зоны охраны объектов культурного наследия представляют собой документацию в текстовой форме и в виде карт (схем) границ, содержащую описание границ проектируемых зон и границ территорий объектов культурного наследия, расположенных в указанных зонах, проекты режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах данных зон.
Границами зон охраны объекта культурного наследия являются линии, обозначающие территорию, за пределами которой осуществление градостроительной, хозяйственной и иной деятельности не оказывает прямое или косвенное негативное воздействие на сохранность данного объекта культурного наследия в его исторической среде. Обозначение указанных линий, а также координат характерных точек границ зон охраны объекта культурного наследия, на картах (схемах) должно позволять однозначно определить границы зон охраны объекта культурного наследия с нормативным значением точности, предусмотренным для ведения государственного кадастра недвижимости.
Границы зон охраны объекта культурного наследия могут не совпадать с границами территориальных зон и границами земельных участков.
Разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия, и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия может также осуществляться по инициативе и за счет средств органов местного самоуправления, собственников или пользователей объектов культурного наследия, правообладателей земельных участков, расположенных в границах зон охраны объектов культурного наследия.
Разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия организуют Министерство культуры Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Проект зон охраны объекта культурного наследия, проект объединенной зоны охраны объектов культурного наследия представляются в соответствующий орган государственной власти вместе с обосновывающими материалами и заключением государственной историко-культурной экспертизы, а также с результатами общественного обсуждения.
На основании проекта зон охраны объекта культурного наследия федерального значения, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия с учетом наличия положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации утверждает правовым актом, согласованным с Министерством культуры Российской Федерации, границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации или объекта культурного наследия, включенного в Список всемирного наследия), режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах данных зон.
В целях согласования с Министерством культуры Российской Федерации границ зон охраны объекта культурного наследия, режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах данных зон орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области государственной охраны объектов культурного наследия, представляет в Министерство культуры Российской Федерации: проект правового акта об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия, режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в указанных границах; проект зон охраны объекта культурного наследия; сведения о результатах рассмотрения проектов, указанных в абзаце первом настоящего пункта, в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченном в области государственной охраны объектов культурного наследия; заключение государственной историко-культурной экспертизы.
На основании проекта зон охраны объекта культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения с учетом наличия положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы границы зон охраны соответствующего объекта культурного наследия, режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах данных зон утверждаются правовым актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен данный объект культурного наследия.
Сведения о границах зон охраны объекта культурного наследия, объединенной зоны охраны объектов культурного наследия должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ зон охраны объекта культурного наследия (в виде карты (схемы) границ), перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости.
Сведения о границах зон охраны объекта культурного наследия, об ограничениях использования объекта недвижимого имущества, находящегося в указанных границах, учитываются в государственном кадастре недвижимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном кадастре недвижимости. Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений, указанных в настоящем пункте, не является основанием для несоблюдения требований к осуществлению деятельности в границах зон охраны объектов культурного наследия.
Орган государственной власти, утвердивший границы зон охраны объекта культурного наследия (объединенной зоны охраны), режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах данных зон, направляет в течение 7 дней с даты вступления в силу решения об установлении зон охраны объекта культурного наследия копию указанного решения в соответствующий орган местного самоуправления городского округа или муниципального района, на территории которого расположены зоны, предусмотренные указанным решением, для размещения в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности.
Орган государственной власти, утвердивший границы зон охраны объекта культурного наследия (объединенной зоны охраны), режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах данных зон, осуществляет в соответствии с правилами организации документооборота учет и хранение всех полученных документов и материалов, связанных с установлением зон.
Утвержденные границы зон охраны объекта культурного наследия (объединенной зоны охраны), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон обязательно учитываются и отображаются в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки, документации по планировке территории (в случае необходимости в указанные документы вносятся изменения в установленном порядке).
Согласно части 1 статьи 47.6 Закона № 73-ФЗ в охранном обязательстве собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр (далее - охранное обязательство), указываются требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр.
Частью 2 указанной статьи определено, что охранным обязательством устанавливаются следующие требования: 1) к сохранению объекта культурного наследия в соответствии со статьей 47.2 настоящего Федерального закона; 2) к содержанию и использованию объекта культурного наследия в случае угрозы ухудшения его состояния в соответствии с пунктом 4 статьи 47.3 настоящего Федерального закона; 3) к обеспечению доступа к объекту культурного наследия в соответствии со статьей 47.4 настоящего Федерального закона; 4) к размещению наружной рекламы на объектах культурного наследия, их территориях в случае, если ее размещение допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации; 5) к установке информационных надписей и обозначений на объект культурного наследия в соответствии со статьей 27 настоящего Федерального закона и в сроки, указанные в акте технического состояния объекта культурного наследия, предусмотренном пунктом 2 статьи 47.2 настоящего Федерального закона.
Как установлено судом первой инстанции, на территории Советского сельского поселения расположены памятники истории, являющиеся объектом культурного наследия – Братские могилы советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы и Памятный знак на «Рубеже мужества», где были разгромлены немецко-фашистские захватчики (№ <...>, № <...> и № <...> в списке объектов культурного наследия, находящихся на территории Волгоградской области, подлежащих государственной охране как памятники истории и культуры регионального значения, утвержденных постановлением Волгоградской областной Думы от 05 июня 1997 г. № 62/706 «О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры Волгоградской области»).
При этом, в нарушение требований вышеуказанного законодательства границы территории, зоны охраны вышеуказанных памятников истории, являющихся объектами культурного наследия, не установлены, охранные обязательства собственника или иного законного владельца объектов культурного наследия, включенных в реестр, администрацией Советского сельского поселения не оформлены.
Установив, что администрацией Советского сельского поселения не исполняются возложенные на нее законом полномочия в части охраны объекта культурного наследия, а также учитывая, что указанные полномочия возложены на администрацию Советского сельского поселения, суд первой инстанции пришел к выводу, что иск прокурора о понуждении администрации Советского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области в течение шести месяцев со дня государственной регистрации права муниципальной собственности, в соответствии с Законом № 73-ФЗ разработать границы территории, зоны охраны, оформить охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, а именно: в течение шести месяцев со дня государственной регистрации права муниципальной собственности, в соответствии с Законом № 73-ФЗ, разработать границы территорий, зоны охраны, оформить охранные обязательства собственника или иного законного владельца объектов культурного наследия, включенных в реестр, а именно: Братских могил советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы и Памятного знака на «Рубеже мужества», где были разгромлены немецко-фашистские захватчики (№ <...>, № <...> и № <...> соответственно в списке объектов культурного наследия, находящихся на территории Волгоградской области, подлежащих государственной охране как памятники истории и культуры регионального значения, утвержденных постановлением Волгоградской областной Думы от 05 июня 1997 г. № 62/706 «О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры Волгоградской области»), подлежит удовлетворению.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют представленным в дело доказательствам, которым дана надлежащая оценка в их совокупности по правилам статей 56, 67 ГПК РФ, и не противоречат требованиям действующего законодательства, регулирующего спорное правоотношение.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции при рассмотрении настоящего гражданского дела, не дал оценку решению Октябрьского районного суда Волгоградской области от 17 июля 2009 г., которым отказано в удовлетворении искового заявления прокурора Октябрьского района в иске к администрации Советского сельского поселения, не состоятельны к отмене решения суда, поскольку между данными исками, отсутствует полное тождество, и имеются различия в предмете и основаниях иска.
Так, в ранее направленном исковом заявлении прокуратурой района заявлялось только требование о понуждении к разработке проекта зоны охраны объекта культурного наследия, в то время как в настоящем споре данное требование следует после основного требования заявленного к администрации Советского сельского поселения, а именно требования о понуждении принять меры к регистрации права муниципальной собственности на памятники истории, являющиеся объектом культурного наследия, следовательно можно сделать вывод о том, что как предметы исковых заявлений, так и сами исковые заявления тождественными не являются по своей сути, а не по причине различных формулировок, используемых прокуратурой района в исковых заявлениях.
Довод апелляционной жалобы о том, что указанные в исковом заявлении объекты культурного наследия в собственность поселения по Закону Волгоградской области от 04 декабря 2006 г. № 1341-ОД «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Октябрьский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями» (далее - Закон № 1341-ОД) не передавались, следовательно, заявленные требования являются необоснованными, судебная коллегия признает необоснованным.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда России законодательное закрепление необходимости государственной регистрации права на недвижимое имущество является признанием со стороны государства публично-правового интереса в установлении принадлежности недвижимого имущества конкретному лицу, чем обеспечивается защита прав других лиц, стабильность гражданского оборота и предсказуемость его развития (Постановление от 26 мая 2011 г. № 10-П; Постановление от 24 марта 2015 г. № 5-П; Определения от 05 июля 2001 г. № 132-0 и № 154-0 от 29 января 2015 г. № 216- ОП и др.).
В связи с чем, иск прокурора Октябрьского района направлен на устранение правовой неопределенности и неукоснительное соблюдение требований закона всеми хозяйствующими субъектами, обладающими муниципальным имуществом. Отсутствие зарегистрированного права на указанное недвижимое имущество создает препятствия в получении информации о правообладателе объекта недвижимости неограниченному кругу лиц и нарушает порядок ведения реестров муниципальной собственности.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в жалобе, судом не допущено.
Таким образом, обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, доводы которой бездоказательны и сводятся к несогласию с обжалуемым судебным актом, подлежат оставлению без удовлетворения, поскольку не содержат предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда Волгоградской области от 02 июня 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Советского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: