Решение по делу № 2а-1-1133/2021 от 27.09.2021

       Дело (УИД) № 57RS0014-01-2021-001590-32

производство № 2а-1-1133/2021

РЕШЕНИЕ

      Именем Российской Федерации

         24 ноября 2021 года                                                              г. Мценск

         Мценский районный суд Орловской области в составе:

председательствующего судьи Волковой Н.А.,

с участием административного истца Никулова А.С.,

административного ответчика представителя прокурора Орловской области Малкина В.А. - по доверенности Мценского межрайонного прокурора Митрохина М.И.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Аминевой А.А.,

         рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Мценского районного суда с использованием систем видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению Никулова А.С. к Территориальному органу Росздравнадзора по Орловской области, руководителю Территориального органа Росздравнадзора по Орловской области Михейкину М.С. прокурору Орловской области Малкину В.А., начальнику филиала «Медицинская часть № 2» Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № 57 Федеральной службы исполнения наказаний» Андрееву А.В., Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть № 57 Федеральной службы исполнения наказаний» о признании незаконными действий,

                                                                   установил:

        Никулов А.С. обратился в суд с административным иском, с учетом уточненных требований просит признать незаконными действия Территориального органа Росздравнадзора по Орловской области, прокурора Орловской области Малкина В.А., выразившиеся в ненадлежащем рассмотрении его обращения, содержащемся в тексте искового заявления от 16 июня 2021 года, проведении ненадлежащей проверки по фактам указанным в нем (ответ от 6 сентября 2021 года, ответ от 10 сентября 2021 года), результаты проверки незаконными, действия начальника филиала «Медицинская часть № 2» Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № 57 Федеральной службы исполнения наказаний» (далее – филиал «Медицинская часть № 2» ФКУЗ МСЧ - 57 ФСИН России) Андреева А.В. по недобровольному направлению к врачу-неврологу БУЗ Орловской области «Мценская ЦРБ» и обязать устранить допущенные нарушения; при признании в действиях лиц состава деяния имеющего признаки преступления, подпадающие под действие Уголовного кодекса Российской Федерации вынести частное определение.

       Административный иск обоснован тем, что он отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области по приговору Заводского районного суда г. Орла от 25 января 2021 года и апелляционного постановления от 20 апреля 2021 года.

       12 августа 2021 года на личном приеме в исправительном учреждении прокурором Орловской области Малкиным В.А. принято его обращение, в котором просил провести проверку по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении (обращении) от 16 июня 2021 года.

        15 сентября 2021 года им получен ответ руководителя Территориального органа Росздравнадзора по Орловской области Михейкина М.С. от 6 сентября 2021 года на его обращение перенаправленное прокуратурой Орловской области с предписанием об уведомлении заявителя о результатах рассмотрения.

       Территориальный орган Росздравнадзора по Орловской области в ответе указывает, что не наделен полномочиями устанавливать причинно-следственную связь между некачественным лечением и ухудшением состояния здоровья истца, давать заключение о соответствии (несоответствии) действий медицинского работника при оказании медицинской помощи, назначения лечения. С данным ответом он не согласен, действия ответчика считает незаконными и необоснованными, поскольку опровергается изложенными истцом обстоятельствами в тексте искового заявления (обращении). В основу ответа положены недостоверные материалы медицинского обследования по установлению его нетрудоспособности за период с 18 мая по 8 июня 2021 года. Указывает, что за медицинской помощью к врачу-неврологу Крупеневой С.Л. не обращался, согласие на лечение не давал, в связи с этим врач нарушил требования Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». 17 августа 2021 года, в ходе рассмотрения Мценским районным судом материала в отношении административного истца об изменении вида исправительного учреждения установлено, что ему проведено неполное медицинское обследование, постановлен неточный (неполный) диагноз состояния его здоровья, что влечет за собой ложное медицинское заключение. Полагает, что врач Крупенева С.Л. выставила ему ложный (неполный) диагноз при наличии у него заболевания, указанного в пункте 54 Перечня заболеваний, препятствующего отбыванию наказания.

       Ссылается на то, что в ответе прокурора Орловской области Малкина В.А. от 10 сентября 2021 года содержатся необоснованные выводы, что ставит под сомнение полноту, объективность и беспристрастность проведенной прокуратурой проверки по тем основаниям, что в основу положены недостоверные материалы.

        Усматривает нарушение своих прав и требований закона тем, что не дана надлежащая оценка указанным фактам в его обращении (исковом заявлении) о нарушении закона, прав и законных интересов административного истца.

        Определениями суда от 29 сентября, 7 октября 2021 года к участию в настоящем деле в качестве административных соответчиков привлечен прокурор Орловской области Малкин В.А., руководитель Территориального органа Росздравнадзора по Орловской области Михейкин М.С.

        Протокольным определением суда от 26 октября 2021 года к участию в настоящем деле в качестве административных соответчиков привлечены начальник филиала «Медицинская часть № 2» ФКУЗ МСЧ - 57 ФСИН России Андреев А.В., ФКУЗ МСЧ - 57 ФСИН России; в качестве заинтересованных лиц врач-невролог поликлиники БУЗ Орловской области «Мценская ЦРБ» Крупенева С.Л. и ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области.

        Административный истец Никулов А.С. покинул зал судебного заседания до начала судебных прений в ходе исследования материалов административного дела по своей инициативе. При рассмотрении дела административные исковые требования с учетом их уточнения поддержал. Просил возложить обязанность на Территориальный орган Росздравнадзора по Орловской области, прокуратуру Орловской области объективно и всесторонне рассмотреть его обращение от 16 июня 2021 года, дать надлежащую оценку всем указанным им фактам (доводам) о нарушении закона, прав и законных интересов истца.

        В судебном заседании представитель административного ответчика прокурора Орловской области Малкина В.А. – Митрохин М.И. просил в удовлетворении административных требований отказать.

       Административные ответчики Территориальный орган Росздравнадзора по Орловской области, руководитель Территориального органа Росздравнадзора по Орловской области Михейкин М.С., начальник филиала «Медицинская часть № 2» ФКУЗ МСЧ- 57 ФСИН России Андреев А.В., ФКУЗ МСЧ – 57 ФСИН России, заинтересованные лица ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области, Крупенева С.Л. в судебное заседание не явились, направили в суд ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствии.

       Суд в порядке статьи 226 (части 6) Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.

        Ранее в судебном заседании представитель административного ответчика прокурора Орловской области Малкина В.А. по доверенности Дорогавцева И.В. поддержала письменные возражения на административный иск, в котором просила в его удовлетворении отказать, указав о том, что доводы обращения Никулова А.С. являлись предметом прокурорской проверки, по результатам которой заявителю 10 сентября 2021 года прокурором Орловской области Малкиным В.А. дан ответ по поставленным в нем вопросов с учетом компетенции прокуратуры.

        Представитель Территориального органа Росздравнадзора по Орловской области по доверенности Макарова Е.В. поддержала письменный отзыв и дополнения к нему на административный иск, указала на законность действий Территориального органа Росздравнадзора по Орловской области, которым был дан ответ на обращение Никулова А.С. В ответе приведены данные, основанные на нормах действующего законодательства и медицинской документации Никулова А.С. В соответствии с возложенными на орган полномочиями оснований для проведения проверочных мероприятий для оценки качества оказания медицинской помощи не имелось, поскольку отсутствовали факты, свидетельствующие об угрозе причинения вреда или непосредственно о причинении вреда заявителю.

       В предыдущем судебном заседании административный ответчик начальник филиала «Медицинская часть № 2» ФКУЗ МСЧ- 57 ФСИН России Андреев А.В. указал на законность своих действий по направлению Никулова А.С. к врачу специалисту БУЗ «Мценская ЦРБ» в соответствии с Приказом Минюста России от 28 декабря 2017 года № 285 о Порядке организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, согласно которому при невозможности оказания медицинской помощи в исправительном учреждении осужденные имеют право на оказание медицинской помощи в медицинских организациях, консультации врачей-специалистов иных медицинских организаций.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из анализа приведенной норма закона следует, что административное исковое заявление, поданное в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации может быть признано обоснованным только в случае, если обжалуемое решение, действие (бездействие), которыми нарушены права и свободы, либо созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, должно и могло быть выполнено соответствующим лицом, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, государственным органом, органом местного самоуправления или муниципальным служащим, но не выполнено им.

Статьей 33 Конституции Российской Федерации предусмотрено право граждан на обращение лично, а также направлять индивидуальные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.

Данная конституционная норма воспроизведена в части 1 статьи 2 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

Согласно пункту 1 статьи 4 Закона № 59-ФЗ обращением гражданина признаются направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.

Обязательность рассмотрения поступившего обращения в течение 30 дней со дня его регистрации предусмотрена частью 1 статьи 9, частью 1 статьи 12 Федерального закона № 59-ФЗ.

Право гражданина получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением предусмотренных законом случаев, закреплено пунктом 3 статьи 5 названного Закона.

Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона (часть 3 статьи 8).

Порядок рассмотрения обращения установлен статьей 10 названного Закона и Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 30 января 2013 года №45 (далее – Инструкция), согласно которым должностное лицо дает подписанный им ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

       Согласно пункту 3.1 Инструкции обращения, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению. По результатам предварительного рассмотрения должно быть принято одно из перечисленных решений: о принятии к разрешению; об оставлении без разрешения; о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры; о направлении в другие органы; о прекращении рассмотрения обращения; о приобщении к ранее поступившему обращению; о возврате заявителю.

При этом в соответствии с пунктом 6.1 Инструкции, обращения считаются разрешенными только в том случае, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, приняты в соответствии с действующим законодательством необходимые меры и даны исчерпывающие ответы заявителям.

Ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в органы прокуратуры в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в органы прокуратуры в письменной форме.

        Как следует из материалов дела, Никулов А.С. отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области с 30 апреля 2021 года по приговору Заводского районного суда г. Орла от 25 января 2021 года и апелляционного постановления от 20 апреля 2021 года.

       12 августа 2021 года на личном приеме прокурора Орловской области, проведенном в ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области осужденный Никулов А.С. обратился с обращением (поименованным исковым заявлением), датированном 16 июня 2021 года о проведении прокурорской проверки по обстоятельствам, изложенным в нем.

          Никулов А.С. указывал, что в 2010-2011 годах ему было произведено в Орловской областной клинической больнице некачественное оперативное лечение по <...>, в связи с чем появился целый ряд заболеваний связанных с <...>, вызванных послеоперационным дефектом.

С февраля 2019 года состояние его здоровья ухудшилось. По медицинским документам имеет заболевание костно-моторной системы, препятствующее осужденным отбывать наказание в соответствии с частью 2 статьи 81 Уголовного кодекса Российской Федерации.

14 мая 2021 года он был трудоустроен на должность упаковщика. 17 мая 2021 года отказался по состоянию здоровья выйти на рабочее место, был направлен в Мценскую районную поликлинику для осмотра медицинским специалистом, врачом-неврологом Крупеневой С.Л., которой он не доверяет и имеет сомнения в её квалификации, о чем заявлял в устной форме. Однако ему было назначено лечение и даны рекомендации, которые ему противопоказаны и ранее были отменены. Произведено заведомо неполное обследование и выставлен неполный (заведомо ложный, умышленный) диагноз с выдачей справки № 144, которая несет заведомо ложное медицинское представление о состоянии здоровья административного истца и его возможной трудоспособности. Его ежедневно вызывают на рабочее место, от которого он отказывается по состоянию здоровья, не имеет возможности по своему запросу получить в исправительном учреждении необходимую медицинскую помощь, медицинский работник реагирует отказом на его просьбы. Ответы на его письменные обращения на имя начальника ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области не приносят результата, имеют вид формальной отписки.

       За период времени нахождения Никулова А.С. в исправительном учреждении с 30 апреля 2021 года по настоящее время в связи с установленными Правилами внутреннего распорядка на территории исправительного режима, которые он обязан соблюдать, его состояние здоровья сильно ухудшилось, так как данные Правила противоречат его установленным ранее медицинским показаниям, в связи с чем он получает тяжкий вред своему здоровью, опасного для жизни.

       Ввиду того, что рассмотрение указанного обращения по вопросам направления Никулова А.С. в Мценскую районную больницу для осмотра специалистом врачом-неврологом и установленного диагноза не входило в компетенцию Орловской прокуратуры, 19 августа 2021 года (исх.7-50-2021) оно было перенаправлена простым письмом для рассмотрения по подведомственности в адрес Территориального органа Росздравнадзора по Орловской области, с извещением об этом заявителя и прокуратуру.

       Территориальным органом Росздравнадзора по Орловской области, на полученное 26 августа 2021 года (057-425/21) обращение в установленные законом сроки 6 сентября 2021 года Никулову А.С. подготовлен ответ за подписью руководителя Михейкина М.С., направленный заявителю простым отправлением и полученный ФКУ КП -7 УФСИН России по Орловской области 14 сентября 2021 года, Никулову А.С. вручено 15 сентября 2021 года.

        Из данного ответа следует, что Никулов А.С. с 18 мая по 8 июня 2021 обращался за оказанием медицинской помощи к врачу-неврологу поликлиники БУЗ Орловской области «Мценская ЦРБ» Крупеневой СЛ., квалификация которой подтверждается дипломом по специальности «Лечебное дело», выданным Смоленской государственной медицинской академией, сертификатом специалиста (неврология), профессиональной переподготовкой по функциональной диагностике.

               18 мая 2021 года лечащим врачом был проведен осмотр, выставлен диагноз, назначены диагностические мероприятия, в том числе R-графия костей таза и тазобедренных суставов, МРТ поясничного отдела позвоночника (по квоте), назначено медикаментозное лечение, токи Бернара на поясничный отдел позвоночника, рекомендовано ношение корсета.

    Однако в медицинской документации имеются многочисленные отметки лечащего врача о том, что лечение Никулов А.С. не получал, лекарственные препараты не приобретал, корсет не носил, амбулаторно не лечился, в связи с чем был направлен на лечение в дневном стационаре, от которого отказался, в медицинской документации имеется письменный отказ от госпитализации. Направлен на консультацию к нейрохирургу в консультативную поликлинику БУЗ Орловской области «Орловская областная клиническая больница». 2 июня 2021 года по результатам осмотра нейрохирургом, было рекомендовано оперативное лечение в плановом порядке, от которого Никулов А.С. также отказался.

               8 июня 2021 года на амбулаторном приеме лечащим врачом зафиксировано, что Никулов А.С. от оперативного лечения и лечения в дневном стационаре отказался, врачебные рекомендации не соблюдает, в связи с чем лист временной нетрудоспособности был закрыт с отметкой о нарушении режима. Врачебной комиссией БУЗ Орловской области «Мценская ЦРБ» выдана справка о противопоказании тяжелого физического труда.

        Не согласившись с результатом рассмотрения обращения, Никулов А.С. просит признать незаконными действия административного ответчика, который провел ненадлежащую проверку по фактам указанным в обращении от 16 июня 2021 года и указал о том, что Территориальный орган Росздравнадзора по Орловской области не наделен полномочиями устанавливать причинно-следственную связь между некачественным лечением и ухудшением состояния здоровья истца, давать заключение о соответствии (несоответствии) действий медицинского работника при оказании медицинской помощи, назначения лечения.

       Согласно положений раздела II пункта 11.12 Приказа Минздрава России от 13 августа 2020 года № 844н "Об утверждении типового положения о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения" территориальный орган Росздравнадзора организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан и организаций, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок.

       В соответствии с пунктом 11.1.2.2 Положения о Территориальном органе Росздравнадзора по Орловской области, утвержденного приказом Росздравнадзора от 6 октября 2020 года № 9193, Территориальный орган Росздравнадзора по Орловской области осуществляет государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности посредством, в частности, проведения проверок соблюдения медицинскими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи.

При осуществлении мероприятий по контролю Территориальный орган руководствуется нормами Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

Согласно частям 1 статьи 57 поименованного закона основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, за исключением случаев, указанных в части 2 настоящей статьи, может быть: 1) наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров; 2) наступление сроков проведения контрольных (надзорных) мероприятий, включенных в план проведения контрольных (надзорных) мероприятий; 3) поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц; 4) требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям; 5) истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований - в случаях, установленных частью 1 статьи 95 настоящего Федерального закона; 6) наступление события, указанного в программе проверок, если федеральным законом о виде контроля установлено, что контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании программы проверок.

Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия проводятся должностными лицами контрольных (надзорных) органов на основании заданий уполномоченных должностных лиц контрольного (надзорного) органа, включая задания, содержащиеся в планах работы контрольного (надзорного) органа, в том числе в случаях, установленных настоящим Федеральным законом (часть 2).

          В силу статья 58 Закона № 248-ФЗ сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям контрольный (надзорный) орган получает: при поступлении обращений (заявлений) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации;

при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, включая контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия, специальных режимов государственного контроля (надзора), в том числе в отношении иных контролируемых лиц.

Поскольку в обращении Никулова А.С. отсутствовали факты, свидетельствующие об угрозе причинении вреда или о причинении вреда административному истцу оснований для проведения внеплановой документарной проверки с целью государственного контроля качества оказания медицинской помощи врачом-неврологом по фактам, изложенным в обращении от 16 июня 2021 года у Территориального органа Росздравнадзора по Орловской области не имелось.

В ответе от 6 сентября 2021 года № И57-1660/21, данным руководителем Территориального органа Росздравнадзора по Орловской области приведена информация по подтверждению квалификации врача БУЗ Орловской области «Мценская ЦРБ» Крепеневой С.Л., приведены данные об отказе Никулова А.С. от исполнения назначений врача, об отказе от лечения в плановом порядке в БУЗ Орловской области «Орловская областная клиническая больница».

Вопреки доводам Никулова А.С. ответ является полным и исчерпывающим, дан компетентным должностным лицом с соблюдением требований закона об объективном и всестороннем рассмотрении обращений граждан, в установленный законом срок.

      В ответе прокурора Орловской области Малкина В.А. от 10 сентября 2021 года № 17-145-2019 приведены данные о том, что оснований, предусмотренных статьей 401.15 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации для обжалования приговора Заводского районного суда г. Орла от 25 января 2021 года и апелляционного постановления Орловского областного суда от 20 апреля 2021 года в кассационном порядке не имеется. Об обоснованности вынесенного постановления начальником ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области от 18 июня 2021 года о применении взыскания в виде водворения в ШИЗО на одни сутки за нарушение установленного порядка отбывания наказания, выразившегося в отказе выходить на работу. О проверке доводов о ненадлежащем качестве оказываемого лечения специалистами Территориального органа Росздравнадзора по Орловской области, не установивших нарушений порядка оказания медицинской помощи в мае - июне текущего года врачом-неврологом поликлиники БУЗ Орловской области «Мценская ЦРБ» Крупеневой С.Л., о фактах отказов от оперативного лечения в БУЗ Орловской области «Орловская областная клиническая больница», назначенного лечения в БУЗ ОО «Мценская ЦРБ».

       Согласно разъяснениям, данным в пункте 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

Учитывая данные разъяснения, при проведении проверки прокуратура Орловской области, Территориальный орган Росздравнадзора по Орловской области самостоятельно определяют методы проверки, объем и виды доказательств, а суд не вправе обязать административных ответчиков принять по итогам проверки то или иное конкретное решение.

Несогласие административного истца с содержанием полученных ответов не является основанием для признания их незаконными.

Статья 41 Конституции Российской Федерации гарантирует право на охрану здоровья и медицинскую помощь, что предполагает не только обязанность лечебных учреждений оказывать медицинскую помощь при обращении за ней, но и право граждан свободно принимать решение об обращении за медицинской помощью и о прохождении курса лечения.

Право осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, на охрану здоровья, включая оказание медицинской помощи, закреплено в Федеральном законе от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации.

        В силу части 1 статьи 26 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

       Статьей 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации установлено, что осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.

Пунктами 123, 124 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года №295 предусмотрено, что лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Федеральным законом № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

При невозможности оказания медицинской помощи в исправительном учреждении осужденные имеют право на оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, а также на приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций (пункт 125 Правил внутреннего распорядка).

Как установлено частью 5 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, порядок оказания осужденным медицинской помощи, организации и проведения санитарного надзора, использования лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений органов здравоохранения и привлечения для этих целей их медицинского персонала устанавливается законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

В соответствии с указанной нормой Приказом Минюста России от 28 декабря 2017 года № 285 утвержден Порядок организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы (далее - Порядок оказания медицинской помощи).

К структурным подразделениям (филиалам) медицинских организаций УИС, оказывающим медицинскую помощь лицам, заключенным под стражу, или осужденным, в СИЗО, в учреждениях УИС, лечебно-профилактических учреждениях, лечебных исправительных учреждениях УИС, относятся медицинские части (здравпункты), больницы, в том числе специализированные (психиатрические, туберкулезные), дома ребенка.

В случае невозможности оказания медицинской помощи в одном из структурных подразделений медицинской организации УИС лица, заключенные под стражу, или осужденные направляются в иные структурные подразделения медицинской организации УИС или медицинские организации, где такая медицинская помощь может быть оказана (пункт 9 Порядка оказания медицинской помощи).

ФКУЗ МСЧ-57 УФСИН России является учреждением, входящим в уголовно-исполнительную систему, среди прочего осуществляет медико-санитарное обеспечение осужденных к лишению свободы, их лекарственное обеспечение, имеет статус медицинской организации.

         Согласно пункта 3 Правил оказания лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также приглашения для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций при невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года № 1466, под невозможностью оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы понимаются: отсутствие в учреждении уголовно-исполнительной системы врача-специалиста соответствующего профиля или квалификации, оборудования или условий для оказания необходимого объема медицинской помощи; ситуация, при которой отсрочка на определенное время в оказании медицинской помощи, в том числе связанная с ожиданием транспортировки больного в другое учреждение уголовно-исполнительной системы, может повлечь за собой ухудшение его состояния, угрозу жизни и здоровью.

        Согласно пункту 4 вышеуказанных правил медицинских организациях лицам, лишенным свободы, оказываются все виды медицинской помощи с соблюдением порядков их оказания и на основе стандартов медицинской помощи.

Под медицинским вмешательством понимаются выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности (пункт 5 статьи 2 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

В силу статьи 20 названного выше Закона необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.

         Применительно к названным нормам права судом установлено, что Никулов А.С. предоставил свое добровольное информированное согласие на виды медицинского вмешательства, которые включаются в перечень, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 23 апреля 2012 года № 390н, что предполагает законность оказания ему медицинской помощи в филиале «Медицинская часть № 2» ФКУЗ МСЧ-57 ФСИН России и медицинском учреждении.

           Согласно данных амбулаторной карты, Никулов А.С. лекарственные препараты не приобретал, амбулаторно не лечился, от лечения в дневном стационаре БУЗ Орловской области «Мценская ЦРБ» отказался, оперативного лечения в плановом порядке в БУЗ Орловской области «Орловская областная клиническая больница» Никулов А.С. также отказался, о чем имеются письменные отказы.

        Сведения о том, что в отношении Никулова А.С. было допущено негуманное обращение, унижающее человеческое достоинство, в материалах дела отсутствуют.

        Доводы о том, что Никулов А.С. согласие на лечение у врача-невролога в поликлиники БУЗ Орловской области «Мценская ЦРБ» не давал, полагает недостоверными сведения о состоянии здоровья в медицинских документах, выставленном ему диагнозе, суд считает необоснованными, поскольку указанные доводы о незаконности оспариваемых действий (решений) административных ответчиков не свидетельствуют.

        Суд исходит из того, что оспариваемые действия (решения) административных ответчиком соответствуют требованиям закона, в связи с чем, факт нарушения прав и законных интересов Никулова А.С. не установлен.

Суд также не находит оснований для удовлетворения заявления административного истца в порядке части 4 статьи 200 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку таких оснований суд не усматривает.

Согласно статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет требование об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в том случае, если оспариваемое решение, действие (бездействия) противоречит нормативным правовым актам и нарушает права административного истца (пункт 1 части 2). При отсутствии совокупности указанных условий, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований (пункт 2 части 2).

Вместе с тем, в данном случае условия, указанные в пункте 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для удовлетворения заявленного иска, отсутствуют.

Руководствуясь статьями 178, 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

        в удовлетворении административных исковых требований Никулова А.С. к Территориальному органу Росздравнадзора по Орловской области, руководителю Территориального органа Росздравнадзора по Орловской области Михейкину М.С., прокурору Орловской области Малкину В.А., начальнику филиала «Медицинская часть № 2» Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № 57 Федеральной службы исполнения наказаний» Андрееву А.В., Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть № 57 Федеральной службы исполнения наказаний», отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Орловского областного суда в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

       Мотивированное решение составлено 25 ноября 2021 года.

       Председательствующий                                                                 Н.А. Волкова

2а-1-1133/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Никулов Александр Сергеевич
Ответчики
Федеральное казенное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть № 57 Федеральной службы исполнения наказаний»
начальник здравпункта филиала "Медицинская часть № 2" Федеральное казенное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть № 57 Федеральной службы исполнения наказаний»
Руководитель территориального органа Росздравнадзора по Орловской области Михейкин М. С.
Прокурор Орловской области Малкин В. А.
Другие
ФКУ КП - 7 УФСИН России по Орловской области
Врач-невролог БУЗ ОО "Мценская ЦРБ" Крупенева С.Л.
Суд
Мценский районный суд Орловской области
Судья
Волкова Н.А.
Дело на сайте суда
mcensky.orl.sudrf.ru
27.09.2021Регистрация административного искового заявления
27.09.2021Передача материалов судье
29.09.2021Решение вопроса о принятии к производству
29.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.10.2021Подготовка дела (собеседование)
07.10.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.10.2021Судебное заседание
26.10.2021Судебное заседание
09.11.2021Судебное заседание
15.11.2021Судебное заседание
19.11.2021Судебное заседание
24.11.2021Судебное заседание
24.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее