РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
17 марта 2021 г. | г. Балашиха |
Железнодорожный городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Мазур В.В., при секретаре Зубрицкой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Балашихинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ г.о. Балашиха «Средняя общеобразовательная школа № 15», Администрации г.о. Балашиха, Управлению образования г.о. Балашиха об обязании обеспечить антитеррористическую защищенность,
заслушав объяснения помощника Балашихинского городского прокурора Чичеровой М.Л., поддержавшей административный иск,
установил:
Балашихинский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с названным иском, пояснив, что в ходе выездной проверки, проведенной 12 августа 2020 года в МАОУ г.о. Балашиха «Средняя общеобразовательная школа №15» установлены недостатки и нарушения, снижающие степень безопасности и антитеррористической защищенности школы, что является нарушением требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, утвержденные постановлением правительства РФ от 02.08.2019 №1006 17.08.2020 года. В связи с выявленными нарушениями в адрес директора школы № 15 прокуратурой было внесено представление, в ответ на которое школа № 15 сообщила, что дооснащение видеокамерами первого и второго этажа учебного корпуса будет производиться по мере финансовой возможности, а также о направлении в Управление по образованию Администрации г.о. Балашиха служебной записки о выделении денежных средств на обустройство контрольно-пропускного пункта при входе (въезде) на прилегающую территорию, к дисциплинарной ответственности привлечен заместитель директора по безопасности (приказ №214/2 от 25.08.2020 года).
Просит суд обязать МБОУ г.о. Балашиха «Средняя общеобразовательная школа №15», Администрацию г.о. Балашиха, Управление по образованию Администрации г.о. Балашиха обеспечить антитеррористическую защищенность школьного учреждения путем выполнения следующих мероприятий: оснащение учреждения система видеонаблюдения на втором и третьем этаже; оснащение учреждения охранной сигнализацией; оборудование контрольно-пропускных пунктов при входе (въезде) на прилегающую территорию объекта (территории); оснащение въездов на объект (территорию) средствами снижения скорости и (или) противотаранными устройствами.
В судебном заседании помощник Балашихинского городского прокурора Московской области на иске настаивала, просила удовлетворить.
Административный ответчик МБОУ г.о. Балашиха СОШ № 15 в судебное заседание представителя не направил, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен, представил в материалы дела возражения на административное исковое заявление.
Административный ответчик Администрация г.о. Балашиха МО в судебное заседание представителя не направил, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен.
Административный ответчик Управление по образованию МО в судебное заседание представителя не направил, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен.
Заинтересованное лицо Министерство Образования Московской области в судебное заседание представителя не направило, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещено, представило в материалы дела возражения на административное исковое заявление.
Суд, выслушав административного истца, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, указано, что государства - участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора (пункт 3 статьи 3 Конвенции).
Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.
В соответствии с пунктами 1 и 7 статьи 2 ФЗ от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
Согласно пункту 4 статьи 3 указанного Закона противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены и муниципальные учреждения.
Согласно части 13 статьи 30 ФЗ от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
В соответствии с пунктами 4, 5 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2010 года N 390-ФЗ "О безопасности" основными принципами обеспечения безопасности являются приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности; взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.
Согласно пункту 3 статьи 5 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" федеральные органы исполнительной пасти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы сетного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Статьей 5.2 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" установлено, что органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.
На основании пункта 7.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа.
Пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Из пункта 1, статьи 31 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" следует, что к организациям, осуществляющим обучение, относятся осуществляющие образовательную деятельность научные организации, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание, и иные юридические лица.
Утвержденная Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года "Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации" предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Пунктом 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации предусмотрено, что расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью не только муниципальных учреждений, но и Администрации г.о. Балашиха.
Из материалов дела следует, что в ходе выездной проверки, проведенной Балашихинской городской прокуратурой 12 августа 2020 года в МАОУ г.о. Балашиха «Средняя общеобразовательная школа №15» установлены недостатки и нарушения, снижающие степень безопасности и антитеррористической защищенности образовательной организации.
В связи с выявленными нарушениями в адрес директора школы № 15 прокуратурой было внесено представление от 17 августа 2020 года (л.д. 6-8).
В ответ на вынесенное представление, школа № 15 сообщила, что дооснащение видеокамерами первого и второго этажа учебного корпуса будет производиться по мере финансовой возможности, а также о направлении в Управление по образованию Администрации г.о. Балашиха служебной записки о выделении денежных средств на обустройство контрольно-пропускного пункта при входе (въезде) на прилегающую территорию, к дисциплинарной ответственности привлечен заместитель директора по безопасности (приказ №214/2 от 25.08.2020 года). (л.д. 9-10, 11)
В соответствии с пунктом 4 требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, утвержденные постановлением правительства РФ от 02.08.2019 года №1006, перечни объектов (территорий), подлежащих антитеррористической защите, определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования Российской Федерации, - в отношении объектов (территорий), правообладателями которых они являются, а также организаций, находящихся в их ведении, осуществляющих деятельность в сфере образования.
МАОУ г.о. Балашиха «Средняя общеобразовательная школа №15» является муниципальным автономным образовательным учреждением, учредителем которого является муниципальное образование – городской округ Балашиха.
В возражении на исковое заявление МАОУ г.о. Балашиха «Средняя общеобразовательная школа №15» ссылается на то, что п. 25 Требований не содержит сведений в каком количестве должны быть установлены камеры, в связи с чем исковое заявление не подлежит удовлетворению. Данные доводы противоречат ответу исх. №34 от 25.08.2020, предоставленному на внесенное прокурором представление. Кроме того, в соответствии с п. 30 Требований система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца. При этом, как указывает административный истец, на втором и третьем этажах учебного корпуса камеры отсутствуют, таким образом не обеспечено непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), в связи с чем нарушен п.п. «а» п. 25 Требований в части оснащения объекта системой видеонаблюдения.
Доводы школы о том, что учреждение оснащено кнопкой тревожной сигнализации, в связи с чем не подлежит удовлетворение требование об оснащении школы охранной сигнализацией, не обоснованы, поскольку школа не оснащена охранной сигнализацией, в связи с чем нарушен п.п. «а» п. 25 Требований в части оснащения объекта системой охранной сигнализации. п.п. «в» п. 25 Требований гласит об оборудовании на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).
МАОУ г.о. Балашиха «Средняя общеобразовательная школа №15» в своих возражениях на исковое заявление также подтверждает то, что школа не оборудована контрольно-пропускными пунктами при входе (въезде) на прилегающую территорию объекта (территории), отсутствует оснащение въездов на объект (территорию) средствами снижения скорости и (или) противотаранными устройствами.
Оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора, поскольку обеспечение инженерно-технического укрепления здания объекта в соответствии с п. 25 Требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2017 года № 176 является обязательным, выполнение данных мероприятий необходимо для пресечения преступлений террористической направленности, является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья граждан, а также их защите от любых посягательств со стороны третьих лиц.
В свою очередь, допущенное ответчиками бездействие отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, что может способствовать совершению в нем противоправных действий.
При этом суд считает необходимым возложить обязанность по выполнению антитеррористических мероприятий на МБОУ г.о. Балашиха «Средняя общеобразовательная школа № 15» и на Администрацию г.о. Балашиха, поскольку последняя, являясь органом местного самоуправления и субъектом антитеррористической деятельности, обеспечивает финансирование указанного бюджетного учреждения.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд находит заявленные прокурором г. Балашиха требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 273, 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ,
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ № 15», ░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №15», ░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░; ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░; ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ (░░░░░░) ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░); ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ (░░░) ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░
░░░░░ ░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░
░░░░░ 19 ░░░░░ 2021 ░.