Копия 16RS0051-01-2020-005525-79
СОВЕТСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД
ГОРОДА КАЗАНИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Попова ул., д. 4а, г. Казань, Республика Татарстан, 420029, тел. (843) 264-98-00, факс 264-98-94
http://sovetsky.tat.sudrf.ru е-mail: sovetsky.tat@sudrf.ru
дело № 2-3626/2020
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
22 июня 2020 года город Казань
Советский районный суд г. Казани в составе
председательствующего судьи Шайдуллиной А.А.,
при секретаре судебного заседания Ибрагимовой Р.Э.
с участием представителя истца – ФИО6, действующего на основании доверенности от <дата изъята> <номер изъят>,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Казанского гарнизона в интересах ФИО2 к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Республики Татарстан» (ОГРН 1021603642620) о признании права на получение пенсии по случаю потери кормильца в увеличенном размере, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии по случаю потери кормильца,
установил:
военный прокурор Казанского гарнизона, действующий в интересах ФИО2, обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Республики Татарстан» (далее по тексту ФКУ«Военный комиссариат РТ» ) о признании за ФИО2 права на получение пенсии по случаю потери кормильца с учетом повышения, предусмотренного пунктом "г" части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1), а также обязании произвести перерасчет пенсии по случаю потери кормильца с <дата изъята> года, с учетом повышения, предусмотренного п. «г» ст. 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I.
В обоснование иска указано, что ФИО2 является вдовой ветерана боевых действий ФИО1, который в период с <дата изъята> по <дата изъята> принимал участие в боевых действиях на территории демократической <адрес изъят>. <дата изъята> ФИО1 умер. Истцу назначена пенсия по случаю потери кормильца. <дата изъята> истец обратилась к ответчику с заявлением о выплате ей пенсии по случаю потери кормильца в повышенном размере, однако ей было отказано, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Представитель истца в судебном заседании исковое заявление поддержал, просил удовлетворить.
Истец ФИО2 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
В судебное представитель ответчика не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, о дате и времени рассмотрения дела извещался.
Исследовав материалы гражданского дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу, что исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению на основании нижеследующего.
Федеральным законом от 3 декабря 2007 года N 319-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в пункт "г" части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 внесены изменения, вступившие в силу с 1 января 2008 года, согласно которым назначаемые в соответствии с настоящим Законом пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца повышаются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпункте 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части 1 статьи 46 настоящего Закона.
Тем самым пунктом "г" части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I определен круг лиц, которым повышаются установленные размеры пенсий. К числу таких лиц отнесены получающие пенсию по случаю потери кормильца члены семей ветеранов боевых действий (статья 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах").
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что повышение пенсии производится не только лицам, являющимся ветеранами боевых действий и участниками Великой Отечественной войны, но и членам их семьи при назначении пенсии по случаю потери кормильца.
Согласно пункту "б" части 1 статьи 55 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I перерасчет размеров пенсий за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца, назначенных лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и членам их семей, производится со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размеров пенсий в сторону увеличения. В случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии.
Как следует из материалов дела, ФИО2 является вдовой ФИО1, умершего <дата изъята>, что подтверждается свидетельством о заключении брака <номер изъят>, свидетельством о смерти II-КБ <номер изъят>.
Из послужного списка в личном деле майора ФИО1 следует, что в период с <дата изъята> по <дата изъята> он принимал участие в боевых действиях на территории демократической <адрес изъят>, относится к категории "ветеран боевых действий".
В связи со смертью ФИО1 его супруге назначена пенсия по случаю потери кормильца в сумме, которая определена в размере 40% соответствующих сумм денежного довольствия кормильца.
<дата изъята> ФИО2 обратилась в ФКУ "Военный комиссариат Республики Татарстан" с заявлением о перерасчете пенсии по случаю потери кормильца, ссылаясь на пункт "г" части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1.
Письмом от 13 марта 2020 года в перерасчете пенсии ей было отказано, в связи с тем, что повышение пенсии, установленное пунктом "г" статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, носит личный характер и применяется к самим ветеранам боевых действий и другим категориям граждан, перечисленным в данной статье.
Между тем, из содержания приведенных нормативных положений следует, что повышение пенсии производится не только лицам, являющимся ветеранами боевых действий и участниками Великой Отечественной войны, но и членам их семьи при назначении пенсии по случаю потери кормильца, в связи с чем на основании пункта "г" части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I ФИО2 имеет право на повышение размера пенсии по случаю потери кормильца на 32 процента, что влечет удовлетворение требований иска.
Одновременно, согласно пункту "б" части 1 статьи 55 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I перерасчет размеров пенсий за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца, назначенных лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и членам их семей, производится с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размеров пенсий в сторону уменьшения; со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размеров пенсий в сторону увеличения. В случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии.
По смыслу положений пункта "б" части 1 статьи 55 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I перерасчет размера пенсий, в том числе и пенсии по случаю потери кормильца, носит заявительный характер,
В материалах дела имеются сведения об обращении ФИО2 к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии по случаю потери кормильца, позволяющие определить дату, с которой надлежит произвести соответствующий перерасчет – с <дата изъята>.
Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", разрешая вопрос, относится ли орган военного управления к государственному органу, имеющему льготу по уплате государственной пошлины, следует применять то значение понятия государственного органа, которое используется в соответствующей отрасли законодательства. Так, органы военного управления, созданные в целях обороны и безопасности государства, относятся к государственным органам, освобождаемым от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, при выступлении в качестве истцов или ответчиков.
Из положений пункта 2 названного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что к органам военного управления относятся Министерство обороны Российской Федерации, иной федеральный орган исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, центральные органы военного управления (командования, штабы, управления, департаменты, службы, отделы, отряды, центры), территориальные органы военного управления (военные комиссариаты, региональные центры, комендатуры территорий), управления и штабы объединений, соединений, воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства (пункт 1). Министерство обороны Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 года N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" включено в структуру федеральных органов исполнительной власти. Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082 утверждено Положение о Министерстве обороны Российской Федерации, в структуру которого входят центральные органы военного управления и иные подразделения. Согласно пункту 5 данного Положения, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет свою деятельность через его территориальные органы (военные комиссариаты), которые являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации в субъектах Российской Федерации в соответствии с Положением о военных комиссариатах, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 сентября 2007 года N 1132.
Таким образом, военный комиссариат, являющийся государственным органом и выступающий по данному спору в качестве ответчика, в силу закона освобожден от уплаты государственной пошлины.
Как усматривается из материалов дела, исковые требования в интересах истца заявлены прокурором, который в силу подпункта 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины.
В соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. Частью 4 статьи 103 ГПК РФ предусмотрено, что в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом, а также мировым судьей в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 - 198 ГПК РФ суд,
решил:
иск военного прокурора Казанского гарнизона в интересах ФИО2 к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Республики Татарстан» (ОГРН 1021603642620) о признании права на получение пенсии по случаю потери кормильца в увеличенном размере, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии по случаю потери кормильца удовлетворить.
Признать за ФИО2 право на получение пенсии по случаю потери кормильца с учетом повышения, предусмотренного пунктом "г" части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей";
Обязать Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Республики Татарстан» (ОГРН 1021603642620) произвести ФИО3 перерасчет пенсии по случаю потери кормильца с учетом повышения, предусмотренного пунктом "г" частью 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 начиная с <дата изъята>.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Советский районный суд г. Казани.
Судья- подпись А.А.Шайдуллина
Копия верна. Судья А.А.Шайдуллина
Мотивированное решение изготовлено 22 июня 2020 года
Судья- А.А.Шайдуллина