Судья Криндаль Т.В. 24RS0026-01-2022-000544-77
Дело № 33-9540/2023
2.211
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
07 августа 2023 года г. Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Деева А.В.,
судей Шиверской А.К., Макурина В.М.,
при ведении протокола помощником судьи Гончаровой Т.Ю.,
с участием прокурора Смирновой Я.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шиверской А.К. гражданское дело по иску прокурора Каратузского района в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Каратузский Тепло Водо Канал», администрации Каратузского района, обществу с ограниченной ответственностью «СОЮЗ» о возложении обязанности оборудовать производственные объекты системой очистки газов,
по апелляционной жалобе с дополнениями к ней директора ООО «Каратузский ТВК» - Пинчук А.Ю.,
на решение Каратузского районного суда Красноярского края от 22 февраля 2023 года, которым постановлено:
«Исковые требования прокурора Каратузского района удовлетворить.
Возложить на общество с ограниченной ответственностью «Каратузский тепло водо канал» обязанность в срок до 01 октября 2023 года оборудовать установкой очистки газов производственные объекты: <данные изъяты>
Возложить на общество с ограниченной ответственностью «Каратузский тепло водо канал» обязанность в срок до 01 октября 2024 года оборудовать установкой очистки газов производственные объекты: <данные изъяты>.
Взыскать с ООО «Каратузский тепло водо канал» в доход бюджета муниципального образования Каратузский район государственную пошлину в размере 300 рублей»,
с учетом дополнительного решения от 29 мая 2023 года, которым постановлено:
«Принять дополнительное решение по гражданскому делу по иску прокурора Каратузского района к ООО «Каратузский тепло водо канал» о возложении обязанности по оборудованию производственных объектов системой очистки газов.
В удовлетворении исковых требований к администрации Каратузского района Красноярского края и Обществу с ограниченной ответственностью «Союз» о возложении обязанности по оборудованию производственных объектов системой очистки газов, отказать».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Каратузского района Красноярского края, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ООО «Каратузский ТВК» о возложении обязанности оборудовать производственные объекты системой очистки газов. Требования мотивированы тем, что по результатам проведенной прокурорской проверки на предмет исполнения законодательства об охране атмосферного воздуха установлено, что ООО «Каратузский ТВК» осуществляет деятельность по обеспечению работоспособности тепловых сетей. Для теплоснабжения многоквартирных домов и производственных объектов используются следующие котельные: <данные изъяты>. Выработка тепловой энергии в котлоагрегатах происходит за счет сжигания угля, а вывод загрязняющих веществ осуществляется через отдельно стоящую трубу. При сжигании угля в атмосферу поступают оксид и диоксид азота, оксид серы, оксид углерода, бензапирен, сажа, пыль неорганическая SiO2 20-70%. При этом источники негативного воздействия на окружающую среду (котельные) не оборудованы установкой очистки газов, что является нарушением требований статей 16, 16.1 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», а также пунктов 8, 9 Правил эксплуатации установок очистки газа, утвержденных Приказом Минприроды России от 15 сентября 2017 года № 498. 07 сентября 2022 года в адрес ООО «Каратузский ТВК» внесено представление об устранении нарушений законодательства об охране атмосферного воздуха, однако нарушения не устранены. Ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства, Прокурор просил возложить на ООО «Каратузский ТВК» обязанность оборудовать установкой очистки газов вышеперечисленные производственные объекты.
Протокольным определением от 07 февраля 2023 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены администрация Каратузского района Красноярского края и ООО «Союз» (л.д.71-оборот).
Судом постановлено указанное выше решение (с учетом дополнительного решения от 29 мая 2023 года).
В апелляционной жалобе директор ООО «Каратузский ТВК» - Пинчук А.Ю. просит решение суда изменить, возложив на администрацию Каратузского района обязанность оборудовать установкой очистки газов производственные объекты: котельные <данные изъяты>. Полагает, что судом не учтено то обстоятельство, что в данном случае отсутствует факт превышения предельно допустимых загрязняющих веществ в атмосферный воздух, ввиду чего ООО «Каратузский ТВК» не нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду. Обращает внимание на то, что сметная стоимость работ для установки очистки газов на семи котельных составляет 13 549 100 рублей, у ООО «Каратузский ТВК» отсутствуют свободные денежные средства на установку ГОУ. Обращает внимание, что в данном случае именно собственник объектов должен нести бремя содержания принадлежащего ему имущества в силу положений статьи 210 ГК РФ, ссылаясь на судебную практику.
В дополнениях к апелляционной жалобе (исх.№110 от 29 июня 2023 года) директор ООО «Каратузский ТВК» - Пинчук А.Ю. просит дополнительное решение суда изменить, удовлетворив исковые требования к администрации Каратузского района и ООО «СОЮЗ» о возложении обязанности по оборудованию производственных объектов системы очистки газов, ссылаясь на положения статьи 210 ГК РФ. Также обращает внимание на то обстоятельство, что в утвержденной на 2023 год смете расходов для ООО «Каратузский ТВК» по статье «Расходы на ремонт основных средств» денежные средства не предусмотрены; ответчиком направлено обращение в Министерство тарифной политики Красноярского края о включении сметной стоимости оборудования установкой очистки газов производственных объектов <данные изъяты>.
В дополнениях к апелляционной жалобе (исх.№174 от 04 августа 2023 года) директор ООО «Каратузский ТВК» - Пинчук А.Ю. просит пересмотреть сроки исполнения решения суда согласно разработанной инвестиционной программе на производственных объектах <данные изъяты> с 2024 года по 2028 год; котельные <данные изъяты> оборудовать после заключения концессионного соглашения. Указывает, что расходы на производство тепловой энергии осуществляются строго в соответствии со сметой, утвержденной Министерством тарифной политики Красноярского края; в смету расходов на 2023 год расходу на установки по очистке газов не заложены.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу прокурор Каратузского района Кулешов А.О. указывает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда, руководствуясь ст.ст. 167, 327 ГПК РФ, признала возможным рассмотреть данное дело в отсутствие не явившихся ответчиков администрации Каратузского района, ООО «СОЮЗ», представителя третьего лица – Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не сообщивших суду об уважительности неявки.
В соответствии со ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Проверив материалы дела, решение суда, обсудив доводы апелляционной жалобы в пределах заявленных требований, заслушав представителя ответчика ООО «Каратузский ТВК» - Трухину Н.Г., поддержавшую доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней, пояснения прокурора Смирновой Я.Е., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. ст. 42, 58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду; каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Согласно статье 4 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
В соответствии ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов загрязняющих веществ.
В силу ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие стационарные источники, обязаны: соблюдать требования охраны атмосферного воздуха, установленные федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами.
Согласно ч. 3 ст. 19 указанного закона при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
В соответствии с ч. 7 ст. 16 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
В силу ч. 2 ст. 16.1 того же Федерального закона в случае, если установки очистки газа отключены или не обеспечивают проектную очистку и (или) обезвреживание выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, эксплуатация соответствующего технологического оборудования запрещена.
Обязательные для соблюдения требования по охране атмосферного воздуха при эксплуатации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями установок очистки газа (газоочистными установками - ГОУ) установлены Правилами эксплуатации установок очистки газа, утвержденными приказом Минприроды России от 15 сентября 2017 года № 498. Пунктами 8 и 9 указанных Правил запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности (производственных объектов), которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газа и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Кроме того, в силу пункта 4.1.1.2. «ГОСТ Р 50831-95. Установки котельные. Тепломеханическое оборудование. Общие технические требования», утвержденные постановлением Госстандарта России от 25 октября 1995 года № 553, тепломеханическое оборудование установки котельной, которое включает полностью или частично, в том числе, оборудование для очистки дымовых газов, которое включает полностью или частично: комплектные золовые электрофильтры, золоуловители механические (циклоны, батарейные циклоны, аппараты мокрой очистки), оборудование для удаления золы из-под золоуловителей в пределах установки, установка сероочистки (блок абсорбера, насосы подачи суспензии, воздуходувки, теплообменники жидкостные и газовые для охлаждения и подогрева газов до и после сероочистки, дозаторы известняка, дозаторы гипса, аппараты для приготовления и хранения реагентов), установка азотоочистки (каталитические реактор с системой ввода и распределения аммиачновоздушной смеси, дозаторы аммиака, теплообменники для подогрева газов), дымососы газоочистки, зологазовоздухопроводы в пределах газоочистки, газопроводы от котла до сборных боровов к дымовой трубе, системы автоматизации, управления и технологических защит газоочистки, система технической диагностики газоочистки.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО «Каратузский ТВК» осуществляет деятельность по эксплуатации и текущему ремонту жилого фонда и объектов коммунального назначения; обеспечению добычи и подачи питьевой воды; выработки тепловой энергии населению, промышленным предприятиям и учреждениям соцкультбыта.
В соответствии с реестром объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, ООО «Каратузский ТВК» эксплуатируются следующие объекты: <данные изъяты>.
Здания котельных <данные изъяты>, начиная с 01 июля 2009 года и по настоящее время эксплуатируются ООО «Каратузский ТВК» на основании договора аренды недвижимого имуществ, от 01 июля 2009 года, а также от 01 августа 2022 года, заключенного с ООО «Союз». Здания котельных <данные изъяты> используются ответчиком на основании договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 25 июля 2018 года и от 26.06.2019 г., заключенного с администрацией Каратузского района Красноярского края.
На территории промышленных площадок <данные изъяты> располагаются следующие источники выбросов загрязняющих веществ - склад угля, узел пересыпа, котельная. На территории промышленной площадки <данные изъяты> расположены источники выбросов загрязняющих веществ - узел пересыпа, склад угля, труба котельной. На территории котельных <данные изъяты> расположены следующие источники выбросов загрязняющих веществ- котельная <данные изъяты>, загрузочный бункер, котельная <данные изъяты> склад ЗШО, склад угля. В целях теплоснабжения многоквартирных домов, образовательных учреждений, производственных объектов используются котельные, оборудованные котлоагрегатами. Выработка тепловой энергии в котлоагрегатах происходит за счет сжигания угля. Вывод загрязняющих веществ осуществляется через отдельно стоящую трубу.
31 марта 2022 года прокуратурой Каратузского района с привлечением специалиста-государственного инспектора отдела государственного экологического надзора министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края, в отношении ООО «Каратузский ТВК» проведена проверка, в ходе которой установлено, что в атмосферу от котлоагрегатов через дымовые трубы поступают загрязняющие вещества-оксид и диоксид азота, оксид серы, оксид углерода, бензапирен, сажа, пыль неорганическая SiO2 20-70%.
Обнаруженные в пробах промышленных выбросов и пробах атмосферного воздуха загрязняющие вещества входят в Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 08 июля 2015 года № 1316-р. Перечисленные выше загрязняющие вещества выбрасываются в атмосферный воздух дымовыми трубами котельных <данные изъяты> без очистки, в отсутствие газоочистного оборудования.
Проанализировав представленные по делу доказательства, доводы и возражения сторон, суд пришел к выводу о правомерности заявленных прокурором требований, удовлетворив иск. При этом суд исходил из того, что спорные объекты хозяйственной деятельности, как источник негативного воздействия на окружающую среду, вследствие выброса вредных (загрязняющих) веществ, включенных в Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, подлежит обязательному оборудованию газоочистными установками.
Данный вывод суда является правильным, соответствует предписаниям п.7 ст. 16 Федерального «Об охране атмосферного воздуха», устанавливающим запрет на эксплуатацию объектов хозяйственной и иной деятельности, не имеющих предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Ссылка ответчика на соблюдение им предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух не является основанием для отмены постановленного судом решения, поскольку судом достоверно установлено, что эксплуатация котельных осуществляется в отсутствие газоочистного оборудования, что является нарушением п.4.1.1.2 ГОСТ Р 50831-95 «Установки котельные. Тепломеханическое оборудование. Общие технические требования» и приводит к выбросу загрязняющих веществ в атмосферу.
Как указывалось выше положениями ч. 7 ст. 16 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» установлен прямой запрет на размещение и эксплуатацию объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов. При этом, каких либо исключений из данного правила, в том числе на случай осуществления хозяйствующим субъектом вредных выбросов в пределах допустимых нормативов, положения закона не содержат.
Поскольку в ходе судебного заседания достоверно установлено, что эксплуатация ответчиком оборудования котельных производится в отсутствие средств очистки газов, в результате чего в атмосферу выбрасываются загрязняющие вещества, образуемые в результате сжигания твердого топлива, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, наносит вред атмосферному воздуху и экологии в целом, исходя из положений Федерального закона «Об охране окружающей среды», Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», заявленные прокурором требования удовлетворены правомерно.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ООО «Каратузский ТВК» не является надлежащим ответчиком по делу, были предметом оценки суда первой инстанции, с которой судебная коллегия соглашается, поскольку обязанность по оборудованию спорных котельных газоочистным оборудованием и обеспечению очистки выбросов загрязняющих веществ лежит именно на ООО «Каратузский ТВК» как лице, владеющим, использующим данное имущество по договору безвозмездного пользования, непосредственно эксплуатирующим данные котельные.
Определяя срок, необходимый для исполнения возлагаемой обязанности, до 01 октября 2023 года для оборудования котельных <данные изъяты> и до 01 октября 2024 года - котельных <данные изъяты>, суд первой инстанции исходил из временных и финансовых затрат.
Вместе с тем, судебная коллегия находит заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы с учетом дополнений к ней о том, что установленный судом срок не является разумным.
Учитывая текущую дату и объем финансирования и необходимых работ, установленный в решении для исполнении обязанности оборудовать установками очистки газа производственные объекты: <данные изъяты> срок для проведения работ – до 01 октября 2023 года является со всей очевидностью неисполнимым, а также принимая во внимание продолжительность отопительного сезона 2023 – 2024 годов, учитывая положения ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, судебная коллегия считает необходимым изменить решение суда в части срока исполнения обязанности оборудовать установкой очистки газов производственные объекты: <данные изъяты>, установив срок исполнения обязанности до 01 сентября 2024 года.
Иные доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, а также к выражению несогласия с оценкой судом представленных по делу доказательств, и не могут быть удовлетворены.
Оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено, решение суда является законным и обоснованным. Процессуальных нарушений, влекущих отмену постановленного судом решения, судебной коллегией не выявлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Каратузского районного суда Красноярского края от 22 февраля 2023 года изменить в части срока исполнения обязанности оборудовать установкой очистки газов производственные объекты: <данные изъяты>, установив срок исполнения обязанности до 01 сентября 2024 года.
В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу с дополнениями к ней директора ООО «Каратузский ТВК» - Пинчук А.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий: А.В. Деев
Судьи: А.К. Шиверская
В.М. Макурин
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 11.08.2023