Дело № 2а-1529/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 марта 2020 года Бийский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего Курносовой А.Н.,
при секретаре Пивоваровой О.Б.,
с участием помощника прокурора г. Бийска Игнатьевой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межмуниципального управления Министерства внутренних дел Российской Федерации «Бийское» к Зятькову ЕВ об установлении административного надзора и административных ограничений,
У С Т А Н О В И Л:
Межмуниципальное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации «Бийское» обратилось в суд с административным иском к Зятькову Е.В. об установлении административного надзора и административных ограничений.
В обоснование требований указано, что Зятьков Е.В. был осужден 12 октября 2017 года Бийским городским судом Алтайского края по п. «в» ч. 2 ст. 158 Уголовного кодекса Российской Федерации, ему назначено наказание в виде 2 лет лишения свободы, по ч. 4 ст. 74, ст. 70 Уголовного кодекса Российской Федерации присоединено наказание по приговору от 17 января 2017 года, всего к отбытию определено 2 года 2 месяца лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
05 июля 2019 года административный ответчик освобожден из ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Алтай условно досрочно.
Согласно приговору Бийского городского суда Алтайского края от 12 октября 2017 года преступление Зятьковым Е.В. было совершено в период его нахождения под административным надзором.
Учитывая, что Зятьковым Е.В. было совершено преступление средней тяжести (ст. 15 Уголовного кодекса Российской Федерации), то на основании п. «в» ч. 3 ст. 86 Уголовного кодекса Российской Федерации дата погашения судимости наступает 05 июля 2022 года.
В силу п. 4 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» просит установить административный надзор и административные ограничения в отношении Зятькова Е.В. на срок до погашения судимости, то есть до 05 июля 2022 года, в виде: обязательной явки в отдел полиции по месту жительства или пребывания два раза в месяц для регистрации; запрета пребывания в местах общественного питания, где осуществляется продажа спиртных напитков.
Административный истец – представитель МУ МВД России «Бийское» по доверенности Фоминская Е.В., в судебном заседании суду дала аналогичные пояснения. Просила, уточнив требования, установить административный надзор в отношении Зятькова Е.В. на срок до погашения судимости, то есть до 05 июля 2022 года, и административные ограничения в виде обязательной явки в отдел полиции по месту жительства, пребывания или фактического нахождения два раз в месяц для регистрации; запрета пребывания в местах общественного питания, где осуществляется продажа спиртных напитков.
Административный ответчик Зятьков Е.В. против удовлетворения требований административного иска не возражал.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела, заслушав заключение участвующего в деле помощника прокурора, суд приходит к следующему.
Категории лиц, в отношении которых устанавливается административный надзор, определены ст. 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: 1) тяжкого или особо тяжкого преступления; 2) преступления при рецидиве преступлений; 3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего; 4) двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 4 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания.
Административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания (п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона №64-ФЗ).
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 6 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» срок административного надзора исчисляется в отношении лиц, указанных в части второй статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 23 Постановления от 16 мая 2017 года №15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» разъяснил, что в решении суда об установлении или о продлении административного надзора должен быть указан срок административного надзора (конкретный период в днях, месяцах, годах и (или) срок, определяемый днем начала его течения и окончания (например, со вступления решения суда в законную силу до погашения судимости).
Из представленных материалов следует, что 12 октября 2017 года Бийским городским судом Алтайского края в отношении Зятькова Е.В. постановлен приговор, которым он признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «в» ч. 2 ст. 158 Уголовного кодекса Российской Федерации, с назначением по данной статье наказания в виде лишения свободы сроком 2 года. В соответствии с ч. 4 ст. 74 Уголовного кодекса Российской Федерации Зятькову Е.В. было отменено условное осуждение, назначенное ему приговором Бийского городского суда Алтайского края от 17 января 2017 года. В соответствии со ст. 70 Уголовного кодекса Российской Федерации окончательно назначено наказание в виде лишения свободы сроком 2 года 2 месяца с отбыванием наказания в исправительной колонии строго режима.
На основании постановления Майминского районного суда Республики Алтай от 24 июня 2019 года Зятьков Е.В. освобожден условно досрочно на срок 2 месяца 1 день, 05 июля 2019 года административный ответчик освобожден из ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Алтай.
Также из материалов дела следует, что решением Бийского городского суда Алтайского края от 03 апреля 2017 года в отношении Зятькова Е.В. был установлен административный надзор со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора сроком на три года. Этим решением установлены административные ограничения сроком на три года в виде: обязательной явки в отдел полиции по месту жительства или пребывания один раз в месяц для регистрации; запрещения пребывания в общественных местах, связанных с распитием спиртных напитков (кафе, бары, рестораны). Установление административного надзора и административных ограничений было связано с наличием у Зятькова Е.В. судимости по приговору Приобского районного суда г. Бийска Алтайского края от 09 июня 2004 года по ч. 4 ст. 111 Уголовного кодекса Российской Федерации, которым было назначено наказание в виде 9 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строго режима (освобожден по отбытии наказания 22 января 2013 года).
Следовательно, Зятьков Е.В. относится к числу лиц, указанных в ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», и в отношении него должен быть установлен административный надзор на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Уголовного кодекса Российской Федерации преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 158 Уголовного кодекса Российской Федерации, относится к категории средней тяжести.
В силу п. «в» ч. 3 ст. 86 Уголовного кодекса Российской Федерации в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести, судимость погашается по истечении трех лет после отбытия наказания.
Согласно справке № 066565 ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Алтай Зятьков Е.В. освобожден из мест лишения свободы 05 июля 2019 года.
Таким образом, срок погашения судимости по приговору от 12 октября 2017 года – 05 июля 2022 года.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о том, что Зятьков Е.В. относится к числу лиц, указанных в п. 4 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», и в отношении него должен быть установлен административный надзор на срок, установленный п. 2 ч. 1 и п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 6 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», - 3 года, исчисляемых со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов (ст. 2 Федерального закона от 6 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»).
Согласно ч. 8 ст. 272 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении административного дела об установлении административного надзора суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений.
В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 6 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Обязательным является установление судом административного ограничения в виде: 1) обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; 2) запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории; 3) запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории (ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 6 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»).
В силу п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года №15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п. (абзац 4).
С учетом установленных обстоятельств, характера и степени общественной опасности совершенного Зятьковым Е.В. преступления, обстоятельств его совершения, данных о личности лица, в отношении которого разрешается вопрос об установлении административного надзора, учитывая, что в настоящее время он имеет непогашенную судимость за совершение в период административного надзора преступления средней тяжести, суд считает необходимым установить в отношении Зятькова Е.В. административный надзор на срок 3 года, определенный для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, который исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения, с установлением административного ограничения в виде обязательной явки в отдел полиции по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации два раза в месяц.
Вместе с тем, суд не находит оснований для установления в отношении Зятькова Е.В. административного ограничения в виде запрета посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков, поскольку материалы дела не содержат доказательств совершения преступления в состоянии алкогольного опьянения, такие выводы суда отсутствуют и в приговоре Бийского городского суда Алтайского края от 12 октября 2017 года. Напротив, как указано в приговоре суда, суд не учел в качестве отягчающего обстоятельства совершение преступления в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, так как доказательств, что совершенное преступление вызвано употреблением алкоголя, не представлено.
Поэтому в указанной части требования административного иска удовлетворению не подлежат.
Установление административного надзора и административных ограничений, по мнению суда, будет способствовать предупреждению совершения Зятьковым Е.В. преступлений и других правонарушений, оказанию на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Руководствуясь ст.ст. 176 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Межмуниципального управления Министерства внутренних дел Российской Федерации «Бийское» удовлетворить частично.
Установить административный надзор в отношении Зятькова ЕВ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>, проживающего по адресу: <адрес>, на срок 3 (три) года, определенный для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, который исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Установить в отношении Зятькова ЕВ на указанный срок административного надзора административное ограничение в виде:
обязательной явки в отдел полиции по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации два раза в месяц.
В остальной части требований отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба и представление прокурора в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме в Алтайский краевой суд через Бийский городской суд Алтайского края.
Судья А.Н. Курносова