Дело №
24MS0№-61
РЕШЕНИЕ
11 марта 2025 года <адрес>
Судья Железнодорожного районного суда <адрес> Бартко Е.Н., рассмотрев материалы по жалобе защитника Краевого государственного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог по <адрес>» - Стручалиной Е.Ю. на постановление мирового судьи судебного участка № в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, в отношении Краевого государственного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог по <адрес>»
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка № в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ КГКУ «КрУДор» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в доход государства в размере 200 000 рублей.
Представитель КГКУ «КрУДор» Стручалина Е.Ю., действующая на основании доверенности, обратилась в суд с жалобой на вышеуказанное постановление, просит его отменить, производство по делу прекратить. Жалоба мотивирована тем, что в соответствии с ч. 7 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 443-ФЗ размещение на дороге технических средств организации дорожного движения, не предусмотренных документацией по организации дорожного движения (ПОДД), не допускается. Пунктом 10 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 443-ФЗ определено, что технические средства организации дорожного движения - сооружения и устройства, являющиеся элементами обустройства дорог и предназначенные для обеспечения организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, светофоры, дорожные ограждения, направляющие устройства и иные сооружения и устройства). Согласно ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (пункт 3). К элементам обустройства автомобильных дорог относятся тротуары, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог (пункт 5 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ). Таким образом, вопрос по обустройству вменяемых участков автомобильной дороги элементами обустройства возможен к рассмотрению в случае предусморения данных элементов обустройства в ПОДД на определенных участках автодороги. Однако, ПОДД в отношении автодороги «Канск - Левобережное» на участках 2 км+250 м, 2 км+299 м не предусмотрены тротуары на пешеходном переходе и электрическое освещение. Доказательств отсутствия дублирующих дорожных знаков «Пешеходный переход» в материалах дела нет, напротив, имеющиеся фото, заверенные госинспектором, подтверждают наличие таковых. Кроме того, с учетом того, что рассматриваемый транзитный участок автодороги проходит по уличной сети населенного пункта Бережки, то в соответствии с пунктом 19 части 1 и части 3 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения сельского поселения отнесено утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами. На основании изложенного следует, что обязанность по благоустройству территории поселения, в том числе, устройство наружного освещения улиц, возложена действующим законодательством на органы местного самоуправления муниципальных образований. Просила постановление мирового судьи судебного участка № в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменить, административное производство прекратить.
Стороны в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ установлена административная ответственность за Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Как следует из материалов дела и установлено мировым судьей, ДД.ММ.ГГГГ в период с 10-00 час. до 12-00 час. на автомобильной дороги «Канск-Левобережный» <адрес>:
на 2 км + 299 м автомобильной дороги «Канск-Левобережный» <адрес> на пешеходном переходе отсутствуют тротуары и пешеходные дорожки в нарушение п. 4.5.1. ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования»;
на 2 км + 299 м автомобильной дороги «Канск-Левобережный» <адрес> на пешеходном переходе отсутствует электрическое освещение в нарушение п. 4.5.2.4 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования»;
на 2 км + 299 м автомобильной дороги «Канск-Левобережный» <адрес> на пешеходном переходе отсутствуют дублирующие дорожные знаки 5.19.1 «Пешеходный переход» в нарушение требований п. 5.1.6 ГОСТа Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения...»;
на 2 км + 250 м автомобильной дороги «Канск-Левобережный» <адрес> на автобусной остановке отсутствует электрическое освещение в нарушение п. 5.3.2 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».
В соответствии с п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, должностные и иные лица ответственные за состояние дорог, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Согласно ст. 1 ч. 1 п. а) Технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (далее - ТР №), принятого Решением Комиссии Таможенного союза от ДД.ММ.ГГГГ № - Настоящий технический регламент принимается в целях обеспечения на стадиях проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации автомобильных дорог: защиты жизни и (или) здоровья граждан, имущества.
Предусмотрено статьей 2 ТР №:
- «реконструкция автомобильной дороги» - комплекс работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущий к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги, либо влекущей за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги;
- «эксплуатация автомобильной дороги» - комплекс мероприятий по текущему ремонту и содержанию автомобильной дороги, выполняемый в целях обеспечения ее сохранности для безопасного использования автомобильной дороги по ее прямому назначению;
- «элементы обустройства» - комплекс зданий и сооружений обслуживания движения, технических средств и устройств, предназначенных для организации и обеспечения безопасности дорожного движения.
Статьей 8 ТР № установлено: Безопасность автомобильных дорог и дорожных сооружений на них, а также связанных с ними процессов проектирования (включая изыскания), строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации обеспечивается посредством установления и соблюдения соответствующих требований безопасности проектных значений параметров, в т.ч. допустимых весовых и габаритных параметров транспортных средств, а также показателей прочности, надежности и устойчивости элементов в течение всего срока службы.
Статьей 9 ТР № определено: Настоящий технический регламент, с учетом степени риска причинения вреда, устанавливает минимально необходимые требования к автомобильным дорогам, выполнение которых достигается в процессе изысканий, проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации.
В соответствии со ст. 3 ч. 13.1 п. в) и г) ТР № к требованиям безопасности к автомобильным дорогам и дорожным сооружениям на них при их эксплуатации относятся: мероприятия по эксплуатации должны быть направлены на создание безопасных условий перевозки грузов и пассажиров по автомобильным дорогам в течение установленного срока их службы путем:
- проведения работ по поддержанию эксплуатационного состояния проезжей части, соответствующего безопасному и бесперебойному дорожному движению;
- своевременного устранения или снижения риска возникновения дорожно-транспортных происшествий и ограничений движения в зависимости от эксплуатационного состояния автомобильной дороги.
Согласно п. 4.6.1.1 ГОСТа Р 52766-2007, утвержденным и введённым в действие приказом Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-ст, стационарное электрическое освещение устраивают: на участках дорог, проходящих по населённым пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м. (в ред. Изменения №, утв. Приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ №).
Согласно п. 3.18 ГОСТ Р 52765-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Классификация» стационарное электрическое освещение: искусственное освещение, обеспечивающее в тёмное время суток видимость дороги и дорожных сооружений для их эффективного использования и предотвращения дорожно-транспортных происшествий (включает в себя стационарные осветительные устройства и линии электропередач).
Разделом 1 ГОСТ Р 52289-2019 определено, что Настоящий стандарт устанавливает правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков по ГОСТ Р 52290.
Раздел 5 ГОСТ Р 52289-2019 определяет правила применения дорожных знаков.
Согласно п. 1 ГОСТ Р 52766-2007 Область применения - Стандарт распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования, предназначенные для повышения удобства и безопасности дорожного движения.
Стандарт устанавливает основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог.
4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 Тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I-III категорий, IV и V категории с твердым покрытием по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 чел./сут.
ГОСТ Р 52766-2007 Тротуары или пешеходные дорожки устраивают:
на подходах к пешеходному переходу на расстоянии не менее 50 м, а также к остановочным пунктам маршрутных транспортных средств;
от пешеходного перехода до посадочной площадки остановочного пункта маршрутных транспортных средств на участках дорог вне населенных пунктов.
П. 5.3.3 ГОСТ Р 52766-2007 установлены требования к остановочным пунктам участках дорог в пределах населенных пунктов:
5.3.3.1 Остановочный пункт должен состоять из следующих элементов:
- остановочная площадка;
- посадочная площадка;
- заездной «карман»;
- боковая разделительная полоса;
- тротуары и пешеходные дорожки;
- автопавильон;
- пешеходный переход;
- скамья;
- урна для мусора;
- технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, ограждения);
- освещение (при расстоянии до места возможного подключения к распределительным сетям не более 500 м).
Пунктом 5.3.2 ГОСТ Р 52766-2007 установлены требования к остановочным пунктам на автомобильных дорогах:
5.3.2.1 Остановочный пункт должен состоять из следующих элементов:
- остановочная площадка;
- посадочная площадка;
- площадка ожидания;
- переходно-скоростные полосы;
- заездной «карман» (при размещении остановки в зоне переходноскоростной полосы у пересечений и примыканий автомобильных дорог);
- боковая разделительная полоса (для дорог I-III категорий);
- тротуары и пешеходные дорожки;
- пешеходный переход;
- автопавильон;
- скамьи;
- туалет (через 10-15 км для дорог I-III категорий);
- контейнер и урны для мусора (для дорог IV категории только урна);- технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, ограждения);
- освещение (при расстоянии до места возможного подключения к распределительным сетям не более 500 м).
Согласно п. 4.5.2.4 ГОСТ Р 52766-2007 Пешеходные переходы должны быть оборудованы дорожными знаками, разметкой, а в случае возможности использования распределительных сетей - стационарным наружным освещением.
В соответствии с п. 5.1.6 ГОСТа Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения...» В населенных пунктах на дорогах с двухсторонним движением с двумя и более полосами для движения в данном направлении, а также на дорогах с односторонним движением с тремя и более полосами, и вне населенных пунктов на всех дорогах знак 5.19.1 дублируют над проезжей частью. Знак 5.19.1 над проезжей частью размещают не ближе оси крайней правой полосы движения относительно края проезжей части.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст. ст. 1, 2 ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ «О безопасности дорожного движения» в качестве задачи определена охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий, безопасность дорожного движения - это состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно- транспортных происшествий и их последствий;
В соответствии с п. 5.1.6 ГОСТа Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения...» В населенных пунктах на дорогах с двухсторонним движением с двумя и более полосами для движения в данном направлении*, а также на дорогах с односторонним движением с тремя и более полосами, и вне населенных пунктов на всех дорогах знак 5.19.1 дублируют над проезжей частью. Знак 5.19.1 над проезжей частью размещают не ближе оси крайней правой полосы движения относительно края проезжей части.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст. ст. 1, 2 ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ «О безопасности дорожного движения» в качестве задачи определена охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий, безопасность дорожного движения - это состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно- транспортных происшествий и их последствий;
В силу части 1 статьи 17 Федерального закона №257-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
В соответствии со статьей 3 ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
В силу статьи 12 ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ «О безопасности дорожного движения». Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог
Согласно части 7 статьи 3 ФЗ № владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По части 1 статьи 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.<адрес>вого государственного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог по <адрес>» утвержденного Приказом министерства транспорта <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Целями деятельности Учреждения являются: - осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и искусственных сооружений на них;
- обеспечение соответствия состояния автомобильных дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам;
- обеспечение безопасного и бесперебойного движения автомобильного транспорта по автомобильным дорогам общего пользования, безопасности дорожного движения;
- целевое и эффективное использование бюджетных средств по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Также согласно п. 2.3.4 Устава, Учреждение для достижения целей осуществляет мониторинг сохранности автомобильных дорог, закрепленных на праве оперативного управления. Внесение предложений учредителю о принятии мер при осуществлении надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения КГКУ «КрУДор» к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства подтверждаются: определением о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом осмотра № от ДД.ММ.ГГГГ; актом о проведении постоянного рейда № от ДД.ММ.ГГГГ;фототаблицами; предостережением о недопустимости нарушения обязательных требований от ДД.ММ.ГГГГ; ответом на предостережение.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Краевое государственное казенное учреждение «Управление автомобильных дорог по <адрес>» имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению, поскольку не предприняло все необходимые меры по обеспечению безопасности дорожного движения на вышеуказанных участках дороги, связи с чем обоснованно привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В силу части 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Частью 3 статьи 4.1 названного Кодекса определено, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В силу части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II указанного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Из материалов дела наличие каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих назначить наказание в соответствии с положениями части 3.2 статьи 4.1 указанного выше Кодекса, не усматривается.
Доводы жалобы не могут являться основанием для отмены постановления, поскольку не опровергают обоснованность выводов суда о виновности КГКУ «КрУДор» в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ, объективную сторону которого образует несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог.
Материалы дела свидетельствуют о том, КГКУ «КрУДор» не приняло все зависящие от него меры по надлежащему соблюдению норм, за нарушение которых ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ установлена административная ответственность, а потому обоснованно привлечена к ответственности, предусмотренной указанной нормой.
Доводы жалобы не опровергают наличие в действиях КГКУ «КрУДор» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно, наказание назначено с соблюдением положений статьи 4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения.
Постановление по делу об административном правонарушении является мотивированным и соответствует требованиям статьи 29.10 КоАП РФ.
Правильно применив указанные нормы, оценив обстоятельства совершенного правонарушения, мировой судья пришел к правильному выводу о назначении Краевому государственному казенному учреждению «Управление автомобильных дорог по <адрес>» административного наказания в виде административного штрафа в доход государства в сумме 200 000 руб.
Постановление о привлечении Краевого государственного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог по <адрес>» по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ вынесено мировым судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ, для данной категории дел.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.
Судебный акт сомнений в своей законности не вызывает, а потому оснований для его отмены или изменения не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6 – 30.8 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
постановление мирового судьи судебного участка № в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении Краевого государственного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог по <адрес>» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.34 КоАП РФ - оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Решение и постановление могут быть пересмотрены путем подачи жалобы в соответствии со ст. 30.12, 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Е.Н. Бартко