УИД №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 ноября 2024 года г. Воскресенск
Воскресенский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Родиной Л.В.,
при секретаре судебного заседания Аракеловой А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № № по исковому заявлению ФИО2 к ООО «<данные изъяты> об обязании произвести перерасчет, взыскании компенсации морального вреда, штрафа, денежных средств, обязании заключить договор,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в суд с исковым заявлением к ООО <данные изъяты> в котором просит обязать ООО <данные изъяты>» произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО за период с <дата> по <дата>, списав начисления в сумме 25 388,90 руб.; взыскать с ООО «<данные изъяты> в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб.; штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 15 194,45 руб.; неосновательно удерживаемые денежные средства в размере 11 288,78 руб.; обязать ООО <данные изъяты>» заключить с истцом договор с предоставлением истцу пакетов, либо иных емкостей для организации вывоза «пакетированного» мусора.
В обоснование заявленных требований истец указала, что является собственником жилого дома по адресу: <адрес>. С <дата> ООО «<данные изъяты>» начисляет истцу плату за коммунальную услугу «обращение с ТКО», всего на сегодняшний день общая сумма начислений составляет 25 388,90 руб. Истец с указанными начислениями не согласна, поскольку место накопления ТКО для жителей <адрес> Согласно картографическим данным, расстояние от дома истца до места накопления ТКО составляет 1 030 м. Иные ближайшие к месту жительства истца места накопления ТКО, соответствующие требованиям действующего законодательства, отсутствуют. Истец как собственник жилого дома лишена возможности осуществлять складирование ТКО в контейнер, соответствующий требованиям действующего законодательства. Начисление ответчиком платы за коммунальную услугу по вывозу ТКО является неправомерным, поскольку за весь период с <дата> по <дата> данная услуга истцу не предоставлялась: на территории, прилегающей к дому истца, отсутствует контейнерная площадка для сбора бытовых отходов и мусора на расстоянии не более 100 м. от принадлежащего ей жилого дома, при этом ООО «<данные изъяты>» не предоставляет истцу пакеты или другие емкости для складирования ТКО и организации вывоза «пакетированного» мусора.
<дата> истец направила ответчику претензию по поводу необходимости перерасчета начисленной платы за коммунальную услугу по вывозу ТКО и предоставлении истцу пакетов для организации вывоза «пакетированного» мусора, однако ответа на указанную претензию не последовало, в связи с чем истец обратилась в суд с рассматриваемым иском.
В судебное заседание истец ФИО2 не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом (л.д. 70). В поданных суду возражениях на отзыв на исковое заявление просит рассмотреть дело в её отсутствие (л.д. 93), в связи с чем, суд, руководствуясь положениями ст.167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие истца.
Представитель ответчика ООО <данные изъяты>» - ФИО4, действующая на основании доверенности (л.д.77), в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать. Пояснила, что считает исковые требования необоснованными в связи с тем, что действующим законодательством РФ установлено, что определение схемы размещения мест накопления входит в компетенцию органов местного самоуправления. Таким образом, удаленность контейнерной площадки от адреса жилого дома истца не влияет и не влияло на факт оказания услуги в полном объеме региональным оператором по обращению с ТКО. В части требования о неосновательно удерживаемых денежных средств пояснила, что ранее ООО <данные изъяты>» обращался к мировому судье судебного участка № Воскресенского судебного района с заявлением о вынесении судебного приказа, по которому был выдан судебный приказ, вступивший в законную силу. Банк удержал с истца денежные средства в размере 11 288,78 руб. После удержания банком денежных средств, ФИО2 обратилась к мировому судье с заявлением об отмене судебного приказа – судебный приказ был отменен. ООО «<данные изъяты>» было подано исковое заявление. Истец подала заявление о повороте исполнения судебного приказа, в котором ей было отказано; иск ООО «<данные изъяты>» был удовлетворен. В части требования об обязании заключить договор пакетированного вывоза пояснила, что Генеральной схемой санитарной очистки территории г.о.<адрес> данный договор не предусмотрен, поэтому такой договор с истцом заключить не представляется возможным. С истцом заключен публичный договор на основании п. 8.17 Правил обращения с ТКО, утвержденный постановлением Правительства РФ №, то есть договор, заключенный между истцом и ответчиком, считается заключенным на основании типового договора, никакие индивидуальные условия в данном договоре не предусмотрены. Пакетированный вывоз мусора на территории г.о.<адрес> на данный момент невозможен, поскольку решение о таком вывозе для конкретного населенного пункта принимается органом местного самоуправления и отражается в схеме санитарной очистки. В настоящее время органом местного самоуправление не принято решение о пакетированном вывозе ТКО.
Представитель третьего лица - администрации г.о.<адрес> ФИО5, действующая на основании доверенности (л.д. 99), в судебное заседание явилась, просила отказать в удовлетворении исковых требований, представила возражения на иск (л.д. 96-98). Пояснила, что места расположения площадок определяются в соответствии со схемами обращения с отходами и указываются в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Истцом не представлены доказательства того, что она обращалась в администрацию с заявлением по установленной форме за согласованием места размещения накопления ТКО рядом со своим домом. Кроме того, ответчиком полностью оказана истцу услуга по обращению с ТКО, оснований для произведения перерасчета не имеется. Иных доказательств некачественного оказания, либо неоказания коммунальной услуги по обращению с ТКО не представлено. Пакетированный вывоз ТКО не предусмотрен в отношении какого-либо населенного пункта городского округа <адрес>.
Выслушав представителей ответчика, третьего лица, исследовав материалы дела, дав оценку установленным обстоятельствам и собранным доказательствам в их совокупности, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований ФИО2 в силу следующего.
В соответствии со ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с ч.1 ст.153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с ч.3 ст.154 ЖК РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
В соответствии с ч.5 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с п.1 ст.24.7 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ («Об отходах производства и потребления» региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
Судом установлено.
ФИО2 является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, г.о.Воскресенск, <адрес>А, что установлено вступившим в законную силу решением мирового судьи судебного участка № Воскресенского судебного района <адрес> от <дата> по гражданскому делу № по исковому заявлению ООО <данные изъяты> к ФИО2 о взыскании задолженности по оплате коммунального услуги по обращению с ТКО (л.д. 62-66).
Как следует из ответа администрации г.о.<адрес> на запрос мирового судьи судебного участка № Воскресенского судебного района <адрес>, место накопления твердых коммунальных отходов для жителей <адрес> г.о.<адрес>, расположено по адресу: <адрес> (л.д.32).
<дата> истец направила в адрес ответчика претензию, содержащую требование о произведении перерасчета платы за коммунальные услуги по обращению с ТКО за период с <дата> по <дата>, списав начисленную сумму; направить информацию в орган исполнительной власти субъекта РФ, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления либо предоставлять истцу пакеты или другие ёмкости для организации вывоза «пакетированного» мусора (л.д.51-52, 53).
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяются Федеральным законом от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В соответствии с ч.1 ст.13.4 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Согласно ч.4 ст.13.4 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра определяется правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 №1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» (далее - Правила).
Как следует из пункта 3 Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Таким образом, судом установлено, что утверждение схемы расположения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов относится к полномочиям органа местного самоуправления, в данном случае к администрации г.о.<адрес>.
Деятельность регионального оператора по обращению с ТКО регламентирована Федеральным законом от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (далее – Правила №1156).
В соответствии с п. 1, 2 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее - правила обращения с твердыми коммунальными отходами).
Пунктом 10 Правил №1156 предусмотрено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Правилами №1156 регламентирован порядок заключения договора с региональным оператором.
В соответствии с п. 8 (4) Правил №1156 снованием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя.
В соответствии с п. 8(17) Правил №1156 региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Следовательно, независимо от поступления от потребителя заявки услуги должны оказываться региональным оператором на условиях, непротиворечащих типовой форме, утвержденной Правилами №, в том числе в части графика вывоза.
<дата> ООО <данные изъяты>» опубликовало в газете «Ежедневные новости. Подмосковье сегодня», а также на официальном сайте в информационной телекоммуникационной сети «Интернет» публичный договор (предложение заключить договор с собственниками объектов-индивидуальных жилых домов, находящихся на территории деятельности регионального оператора включающей: г.о.: Бронницы, Егорьевск, Жуковский, Люберцы, Рошаль, Шатура; муниципальные районы: Воскресенский и <адрес>) на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с учетом снижения стоимости услуги для собственников жилых домов; с <дата> на территории <адрес> вступили в законную силу нормативы накопления твердых коммунальных отходов, определен региональный оператор – ООО <данные изъяты>», что является общедоступной информацией установлено вступившим в законную силу решением мирового судьи судебного участка № Воскресенского муниципального района <адрес> от <дата> и не оспаривалось истцом, кроме того, сведения о региональном операторе содержатся в квитанциях на оплату коммунальных услуг, представленных истцом (л.д. 41-46).
ФИО2 в материалы дела представлены платежные документы, из которых следует, что за октябрь 2023 года за услугу «обращение с ТКО» начислено 434,13 руб., долг на начало периода составляет 17 902,89 руб.; за ноябрь 2023 года начислено 434,13 руб., долг на начало периода – 8 436,37 руб.; за декабрь 2023 года начислено 434,13 руб., долг на начало периода – 8 870,50 руб.; за январь 2024 года 434,13 руб., долг на начало периода 9 304,63 руб.; за февраль 2024 года - 434,13 руб., долг на начало периода – 9 738,76 руб.; за март 2024 года - 434,13 руб., долг на начало периода 10 172,89 руб. (л.д.41-46).
Указанные платежные документы подтверждают, что между истцом и ответчиком заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО без составления письменной формы на основании п. 8 (17) Правил №.
Согласно п.9 Правил №1156 потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
Согласно п. 1 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
По смыслу положений Правил №1156 при заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО без письменной формы местоположение контейнерной площадки по конкретному договору следует определять в соответствии с территоиральной схемой обращения с отходами.
В силу п. 2 Правил №1156 под контейнером понимается мусоросборник, предназначенный для складирования твердых коммунальных отходов, за исключением крупногабаритных отходов. Контейнерная площадка представляет собой место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
Действительно, согласно п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м., но не более 100 м., а как следует из представленных истцом картографических данных, расстояние от принадлежащего ей жилого дома, до места накопления твердых коммунальных отходов составляет 1 003 м (л.д.35).
Однако, обстоятельства удаленности расположения контейнерной площадки от жилого дома, принадлежащего истцу, не имеет значения для рассмотрения настоящего дела, поскольку региональный оператор не может нести ответственность за недостаток или отсутствие контейнерных площадок, так как в его обязанности в соответствии с действующим законодательством не входит создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО. При этом, согласно пояснениям представителя администрации городского округа <адрес> ФИО5, истцом не представлены доказательства того, что она обращалась в Администрацию с заявлением по установленной форме за согласованием места размещения накопления ТКО рядом со своим домом.
На основании изложенного, суд, установив, что факт осуществления ответчиком вывоза ТКО из контейнерной площадки, расположенной на <адрес>, истцом не оспаривается, приходит к выводу об отказе в удовлетворении требования об обязании ответчика произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО за период с <дата> по <дата>, списав начисления в сумме 25 388,90 руб.
Таким образом, в настоящее время на территории городского округа <адрес> между региональным оператором и собственниками домовладений в соответствии с действующим законодательством заключен публичный договор на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, согласно которому вывоз мусора региональным оператором осуществляется с контейнероной площадки в соответствии с графиком, в связи с чем предусмотренных Законом оснований для удовлетворения требования истца о заключении между ней и ответчиком договора с предоставлением истцу пакетов либо иных емкостей для организации вывоза «пакетированного» мусора не имеется.
Из справки по арестам и взысканиям ПАО «Сбербанк» следует, что в рамках исполнительного производства №-ИП от <дата>, предмет исполнения: задолженность по платежам за жилую площадь, коммунальные, общая сумма долга ФИО2 по состоянию на <дата> составляет 11 288,78 руб.; <дата> с банковского счета ФИО2 были списаны денежные средства в размере 7 452,60 руб. и 3 836,18 руб. (л.д.49).
Определением мирового судьи судебного участка № Воскресенского судебного района <адрес> от <дата> отменен судебный приказ мирового судьи судебного участка № Воскресенского судебного района <адрес> № от <дата> о взыскании с ФИО2 в пользу ООО <данные изъяты>» задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО за период с <дата> по <дата> в размере 9 900,65, пени за просрочку платежей в размере 1 160,73 руб., расходов по оплате государственной пошлины в размере 227,40 руб. (л.д.34).
Определением мирового судьи судебного участка № Воскресенского судебного района <адрес> от <дата> в удовлетворении заявления ФИО2 о повороте исполнения судебного приказа № по заявлению ООО <данные изъяты> к ФИО2 о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО отказано. В числе оснований отказа в удовлетворении заявления мировым судьей указано на поданный после отмены указанного судебного приказа и принятый к производству мирового судьи иск ООО <данные изъяты> к ФИО2 о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО (л.д. 100-101).
Вступившим в законную силу <дата> решением мирового судьи судебного участка № Воскресенского судебного района <адрес> от <дата> по гражданскому делу № с ФИО2 в пользу ООО <данные изъяты> в том числе, взыскана задолженность по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО, отпущенной по адресу: <адрес>А, л/с 050006737432, за период с <дата> по <дата> в размере 8 002,24 руб. (л.д.62-66).
Согласно представленной ООО <данные изъяты>» справки по лицевому счету №, задолженность ФИО2 перед ООО «<данные изъяты>» на <дата> по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО составляет 12 829,77 руб. (л.д. 95).
В соответствии со ст.1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Поскольку определением мирового судьи судебного участка № Воскресенского судебного района <адрес> от <дата> в удовлетворении заявления ФИО2 о повороте исполнения судебного приказа № было отказано, удержанные с ФИО2 в пользу ООО «<данные изъяты>» в ходе исполнения судебного приказа № от <дата> денежные средства в общем размере 11 288,78 руб. неосновательным обогащением ответчика не являются, в связи с чем оснований для удовлетворения требования о взыскании неосновательно удерживаемых денежных средств в размере 11 288,78 руб. не имеется.
Поскольку судом отказано в удовлетворении требований истца об обязании произвести перерасчет, взыскании неосновательно удерживаемых денежных средств, обязании заключить договор, оснований для удовлетворения требований о взыскании компенсации морального вреда в размере 5 000 руб., штрафа в размере 15 194,45 руб. как производных от вышеуказанных требований, не имеется.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований ФИО2 к ООО «<данные изъяты> обязании произвести перерасчет, взыскании компенсации морального вреда, штрафа, денежных средств, обязании заключить договор в полном объеме.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.193-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления ФИО2 к ООО <данные изъяты>» об обязании произвести перерасчет, взыскании компенсации морального вреда, штрафа, денежных средств, обязании заключить договор - отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Воскресенский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Л.В. Родина
Решение в окончательной форме принято <дата>.