УИД 19RS0001-02-2020-008933-43
Дело № 2-5449/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 октября 2024 г. г. Абакан
Абаканский городской суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Мамаевой Е.А.,
при секретаре Сыргашевой Д.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к ФИО5 ФИО16, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО23 о признании деятельности незаконной и запрете эксплуатации автомобильной мойки,
с участием представителя процессуального истца помощника прокурора <адрес> ФИО12, представителя третьего лица ДГАЗ Администрации <адрес> ФИО8,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> обратился с иском к ФИО5 признании незаконной и запрете деятельности, требования мотивировав тем, что ФИО5 осуществляет эксплуатацию автомоечного комплекса, расположенного по адресу: <адрес>. Земельный участок под которой на праве долевой собственности принадлежит ФИО9, ФИО10, ФИО9, ФИО11, видом разрешенного использования земельного участка является «индивидуальная жилая и хозяйственная застройка». Согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости земельный участок относится к территориальной зоне жилой застройки, находящейся на территории перспективной застройки и в пределах перспективного коридора улиц и дорог, в которой размещение объектов автомобильного сервиса (автомойки) не предусмотрено. Ответчик ФИО5 осуществляет деятельность автомойки, не соблюдая предусмотренную для такого объекта санитарно-защитную зону, которая составляет менее 10 м. до жилых домов. Деятельность ответчика по эксплуатации автомоечного комплекса создает неблагополучную экологическую и санитарно-эпидемиологическую обстановку, оказывает негативное воздействие на окружающую среду представляющую опасность для санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи со сбором загрязненных химических средств и отходов ГСМ в сточные воды, выбросами выхлопных газов. Эксплуатируется с нарушением требований законодательства. Просит признать деятельность незаконной и запретить эксплуатацию автомойки.
Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ФИО9, ФИО10, ФИО9, ФИО11, с одновременным исключением из состава третьих лиц.
Помощник прокурора ФИО12 в судебном заседании уточнил исковые требования, просил признать деятельность по осуществлению автомойки незаконной, обязать всех ответчиков запретить эксплуатацию автомойки, расположенной по адресу: <адрес>. Дополнительно пояснил, что на данном земельном участке недопустимо размещение автомойки, отсутствует необходимая документация для перевода вида разрешенного использования. На данном земельном участке в жилой зоне запрещается использование автомойки, что влияет на эпидемиологическую ситуацию, создает угрозу для неопределенного круга лиц.
Представитель третьего лица ДГАЗ Администрации <адрес> ФИО8, действующая на основании доверенности, исковое требования поддержала в полном объеме, дополнительно указала что в адрес собственников направлялись предостережения, которые до настоящего времени не приняты во внимание.
Ответчики, представитель Управления Роспотребнадзора по <адрес> в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о месте и рассмотрения дела. От представителя Управления Роспотребнадзора по <адрес> поступил отзыв на исковое заявление, в котором указано, что каких-либо заявлений об установлении санитарно-защитной зоны в отношении спорного земельного участка в управление не поступало, решение об установлении, изменении или прекращении существования санитарно-защитной зоны не выдавалось, т.е. санитарно-защитная зона не определена. Отсутствие санитарно-защитной зоны может оказать негативное воздействие на окружающую среду, а также вредное воздействие на жизнь и здоровье человека. Просили рассмотреть дело в отсутствие представителя.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд определил о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителя процессуального истца, представителя третьего лица, изучив материалы дела, оценив в совокупности представленные по делу доказательства, определив обстоятельства, имеющие юридическое значение для разрешения спора по существу, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации Ф (далее – ГК РФ) опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств, нарушение которых приобрело особое общественное значение.
Статьей 3 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлен принцип презумпции экологической опасности хозяйственной и иной деятельности и допустимости воздействия такой деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды.
В силу ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ прокурору Республики Хакасия поступило письменное обращение гражданина о проведении проверки в связи с неправомерными действиями собственника автомойки, которая незаконно функционирует на смежном участке с ее земельным участком, расположенном по адресу: <адрес>.
Земельный участок кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности ФИО9, ФИО9, ФИО10, ФИО11
Согласно ответу ДГАЗ Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, находится в территориальной зоне – зона жилой застройки, находящейся на территории перспективной застройки в пределах перспективного коридора улиц и дорог (Ж-1Б) и предоставлен в собственность под индивидуальную жилую и хозяйственную застройку. По результатам рейдового мероприятия, проведенного ДД.ММ.ГГГГ Прокуратурой <адрес> установлено, что рассматриваемый земельный участок используется для эксплуатации и обслуживания автомойки. Правилами землепользования и застройки <адрес>, утвержденными решением Абаканского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №, не предусмотрено размещение объектов автосервиса в территориальной зоне Ж-1Б, в связи с чем, усматриваются нарушения земельного законодательства.
ДД.ММ.ГГГГ ДГАЗ Администарции <адрес> в адрес ФИО9, ФИО10, ФИО9, ФИО11 направлены предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
Из объяснений ответчика ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ года следует, что он является самозанятым с апреля 2024 г, осуществляет деятельность по адресу: <адрес>, по которому у него находится жилой дом и отдельно стоящий гараж. Указанные здания находятся в собственности ФИО9, ФИО10, ФИО9, ФИО11 Гараж обустроен под автомойку, в которой он оказывает услуги по мытью, полировке и обслуживанию автомашин. Данная деятельность осуществляется с октября 2023 г. с разрешения собственников, без договора аренды, т.к. они являются ему родственниками. Проект санитарно-защитной зоны не разрабатывался, с заявлением в ДГАЗ Администрацию <адрес> он не обращался.
В акте о результатах наружного осмотра от ДД.ММ.ГГГГ указано, что в ходе визуального осмотра земельного участка установлено, что на рассматриваемом земельном участке расположен автомоечный комплекс. В здании автомойки по <адрес> имеется скважина для добычи воды. Данная скважина забурена и используется для обеспечения автомойки водой. Вода добывается из скважины при помощи насосного оборудования и используется в дальнейшем для обеспечения хозяйственной деятельности. Счетчиков учета потребляемой воды на автомойке нет. Также на автомойке имеется оборудование, используемое для мытья автомобилей. В здании автомобильной мойки по <адрес> имеется 2 поста для мытья автотранспортных средств. Указанная автомойка расположена рядом с жилыми домами по <адрес>. В ходе проведенного измерения расстояния от резервуара для хранения сточных вод, образующихся при эксплуатации автомойки ФИО5, до жилых домов, расположенных по адресу: <адрес> составляет менее 10 метров, что не соответствует нормативным требованиям п. 19 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21.
Из фототаблицы № усматривается осуществление деятельности автомоечного комплекса, расположенного по адресу: <адрес>.
Оснований сомневаться в достоверности представленных истцом доказательств у суда не имеется.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки <адрес>, утвержденными решением Абаканского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №, рассматриваемый земельный участок расположен в территориальной зоне Ж1-Б, зона жилой застройки, находящейся на территории перспективной застройки в пределах перспективного коридора улиц и дорог. Перечнем основных, вспомогательных и условных видов разрешенного использования земельных участков в зоне Ж-1Б не предусмотрено размещение автомоечного комплекса. Решение об изменении целевого назначения земельного участка, разрешенного вида использования ФИО5 и собственниками земельного участка не предоставлено.
Земли, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации). Под использованием земель по целевому назначению подразумевается осуществление землепользования в соответствии с правовым режимом, определенным Земельным кодексом Российской Федерации.
Из содержания подпункта 8 пункта 1 статьи 1, пункта 2 статьи 7, статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 9 статьи 1, частей 1, 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которые могут вестись землепользователем на предоставленном ему участке.
Обязанность собственников земельных участков использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением предусмотрена в статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации, пункте 2 статьи 260, пункте 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Использование земельного участка без учета вида его разрешенного использования нарушает санитарно-эпидемиологические, экологические требования законодательства.
Виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом (пункт 9 статьи 1, статья 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации), которым определяется правовой режим земельных участков, равно как и всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (пункт 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
На земельных участках не допускается строительство объектов, не предусмотренных градостроительными правилами и регламентами.
Основные, вспомогательные и условно разрешенные виды разрешенного использования указанной зоны (Ж-1Б), в пределах которой находится земельный участок ответчика, определенные Правилами землепользования и застройки <адрес>, не включают в себя возможность размещения автомобильных моек.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, в отношении вышеуказанного земельного участка установлен вид разрешенного использования "отдельно стоящие жилые дома коттеджного типа с приусадебными земельными участками, отдельно стоящие или встроенные в жилые дома гаражи на легковые автомашины".
Использование земельного участка, на котором расположена автомобильная мойка в нарушение разрешенного вида использования, влечет за собой нарушение правового режима использования земельного участка, установленного в частности требованиями статей 1, 7 и 42 Земельного кодекса Российской Федерации, и как следствие нарушение установленных законом гарантий прав неопределенного круга лиц, в том числе граждан, являющихся смежными землепользователей, на соответствие вида разрешенного использования установленному градостроительному регламенту, на развитие территории в соответствии с зонированием.
В силу положений ст. ст. 10, 12 Федерального закона N 52-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
При планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.
Правила землепользования и застройки разрабатывают в частности с целью сохранения окружающей среды, обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства (статья 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Регламентация градостроительной деятельности, как следует из положений статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.
Таким образом, эксплуатация земельного участка без учета вида разрешенного использования, установленного для вышеуказанной территориальной зоны (Ц-1) Правилами землепользования и застройки, с
целью в том числе сохранения окружающей среды, обеспечения комфортной среды обитания и благоприятных условий проживания, является недопустимым в соответствии с вышеприведенными нормами законодательства, и нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе смежных землепользователей, на комфортную среду обитания, благоприятное и безопасное проживание.
Изложенное является основанием для удовлетворения иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к ФИО24, ФИО25 ФИО26, ФИО27, ФИО28 о признании деятельности незаконной и запрете эксплуатации автомобильной мойки, удовлетворить.
Признать деятельность ФИО29 (паспорт № ФИО30 (паспорт №), ФИО31 (паспорт №), ФИО32 (паспорт №)), ФИО33(паспорт №) по предоставлению услуг автомойки, расположенной по адресу: <адрес>, земельный участок с кадастровым номером № незаконной.
Запретить ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39 осуществлять деятельность по предоставлению услуг по мойке автомобилей по адресу: <адрес>, земельный участок с кадастровым номером № до устранения
нарушения закона.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Абаканский городской суд.
Председательствующий Е.А. Мамаева
Дата составления мотивированного решения: 29 октября 2024 года
Судья Е.А. Мамаева