Решение по делу № 2а-471/2016 от 09.03.2016

Гр. дело № 2а–471/2016 Мотивированное решение

суда составлено 04.04.2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 марта 2016 года город Апатиты

Апатитский городской суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Коробовой О.Н.,

при секретаре Дороженко А.С.,

с участием административного истца Евдокимовой А.С.,

представителя административного ответчика Буланда И.В.,

представителя заинтересованного лица – Администрации города Апатиты Сергиянского М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Евдокимовой Александры Сергеевны и Евдокимова Дмитрия Николаевича, действующих от своего имени и имени несовершеннолетних детей Евдокимова Якова Дмитриевича и Архипова Феликса Михайловича, к Управлению Федеральной миграционной службы России по Мурманской области о признании незаконным решения об отказе в регистрации по месту жительства,

У С Т А Н О В И Л:

Евдокимова А.С. и Евдокимов Д.Н., действующие от своего имени и имени несовершеннолетних детей Евдокимова Я.Д. и Архипова Ф.М., обратились в суд с административным иском к Межрайонному отделу УФМС России по Мурманской области в г.Апатиты о признании незаконным решения об отказе в регистрации по месту жительства.

Требования мотивируют тем, что <дата> начальником Межрайонного отдела УФМС России по Мурманской области в г.Апатиты вынесено решение об отказе в регистрации по месту жительства по адресу: <.....>, причиной отказа послужило то обстоятельство, что в договоре найма жилого помещения муниципального жилищного фонда коммерческого использования <№> от <дата> нанимателю установлен срок временного владения и пользования жилым помещением муниципального жилищного фонда коммерческого пользования <дата>. Ссылаясь на положения Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, Закона Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", Постановления Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации", Приказа ФМС России от 11.09.2012 N 288 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации", Решение Совета депутатов МО города Апатиты от 30.10.2012 N 636 считают отказ в регистрации нарушающим их право и право их несовершеннолетних детей на выбор места жительства и регистрацию. Указывают, что поскольку органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверять акт свободного волеизъявления гражданина, следовательно, регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства. Помимо прочего, из системного толкования приведенных нормативных правовых актов следует, что правовая оценка представляемых с заявлением о регистрации по месту жительства документов, определение характера и режима регистрации не входит в компетенцию регистрирующего органа.

Просит признать незаконным решение Межрайонного отдела УФМС России по Мурманской области в г.Апатиты <№> от <дата> и обязать зарегистрировать Евдокимову А.С., Евдокимова Д.Н., Евдокимова Я.Д. и Архипова Ф.М. по месту жительства в жилом помещении по адресу: <.....>.

В судебном заседании административный истец Евдокимова А.С. на заявленных требованиях настаивала по основаниям, изложенным в административном иске, полагая приведенные административным ответчиком основания к отказу в регистрации несостоятельными и ограничивающими их и их детей конституционное право на выбор места жительства. Просила устранить нарушение их прав в течение 3 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Административный истец Евдокимов Д.Н. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель административного ответчика УФМС России по Мурманской области в судебном заседании просила в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме. Указала, что административным истца на основании договора найма жилого помещения муниципального жилищного фонда коммерческого использования <№> от <дата> предоставлено жилое помещение по адресу: <.....>, в котором они имеют регистрацию по месту пребывания до <дата> (жилое помещение предоставлено для временного владения и пользования на 11 месяцев). Поскольку данный договор <№> от <дата> является срочным договором найма жилого помещения, следовательно, предусмотренных законом оснований для регистрации административных истцов и их несовершеннолетних детей в спорном жилом помещении по месту жительства у УФМС России по Мурманской области не имелось, так как в данном случае, возможна лишь регистрация по месту пребывания на срок действия заключенного ими договора коммерческого использования жилого помещения, то есть с <дата>. Указала, что административные истцы Евдокимова А.С., Евдокимов Я.Д. и Архипов Ф.М. имели ранее постоянную регистрацию по месту жительства по адресу: <.....>, а Евдокимов Д.Н. по адресу: <.....>, сами ухудшили свое положение. Ссылку административных истцов на п. 2.24 Положения о порядке предоставления гражданам жилых помещений по договорам найма жилых помещения муниципального жилищного фонда коммерческого использования, утвержденного решением Совета депутатов г.Апатиты от 30.10.2012 N 636 полагают несостоятельной, поскольку данный пункт противоречит действующему законодательству РФ, имеющему большую юридическую силу, регулирующему правоотношения в области правил регистрации граждан по месту жительства проживающих в РФ, а, следовательно, не подлежащему применению в спорных правоотношениях.

Представители заинтересованных лиц - Комитета по управлению имуществом Администрации города Апатиты и МКУ г. Апатиты «Управление городского хозяйства» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель заинтересованного лица – Администрации г. Апатиты полагал заявленные требования административного истца подлежащими удовлетворению. Указал, что согласно обжалуемому отказу административный ответчик возможность регистрации по месту жительства фактически ставит в зависимость от бессрочного характера договора найма. В тоже время из определения места жительства, указанного в статье 2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 следует два бесспорных вывода: 1) законодатель связывает место жительства с фактом как постоянного, так и преимущественного проживания; 2) законодатель в качестве правового основания указывает, в том числе и на договор найма, но без определения его вида. При этом договор поднайма в силу ч. 3 ст. 77 ЖК РФ или договор найма служебного помещения в силу ч. 3 ст. 104 ЖК РФ носят временный характер, но, тем не менее, данные договоры служат правовым основанием для регистрации по месту жительства, а не по месту пребывания. Более того, в данном конкретном случае применительно к муниципальному образованию г.Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области следует отметить, что в п. 2.24 Положения о порядке предоставления гражданам жилых помещений по договорам найма жилых помещения муниципального жилищного фонда коммерческого использования, утвержденного решением Совета депутатов г.Апатиты от 30.10.2012 N 636 прямо предусмотрено, что "заключенный в установленном порядке договор найма является основанием для вселения граждан в предоставленное жилое помещение муниципального жилищного фонда коммерческого использования города Апатиты, а также их регистрации по месту жительства". Наймодатель не возражает против регистрации указанных лиц в предоставленном им жилом помещении по месту жительства.

Суд, руководствуясь ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрел дело в отсутствие не явившихся административного истца Евдокимова Д.Н. и представителей заинтересованных лиц.

Заслушав административного истца Евдокимову А.С., представителя административного ответчика, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд считает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению.

В силу ст. 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 года каждый, чьи права и свободы нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действующими в официальном качестве.

Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть прямо обжалованы в суд, что прямо предусмотрено частями 1, 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации.

На основании ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

По правилам ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Судом установлены следующие фактические обстоятельства.

Евдокимов Д.Н. и Евдокимова А.С. являются родителями Евдокимова Я.Д., <.....> (л.д. 18). Матерью Архипова Ф.М., <.....> является <.....>., после заключения брака сменившая фамилию на "Евдокимову" (л.д. 19).

Как следует из представленных суду копий паспортов административных ответчиков, Евдокимова А.С. <дата> была зарегистрирована по адресу: <.....> (л.д. 14), а Евдокимов Д.Н. с <дата> имел постоянную регистрацию по адресу: <.....> (л.д. 17).

<дата> на основании договора найма жилого помещения муниципального жилищного фонда коммерческого использования <№>, заключенного между МКУ г.Апатиты "Управление городского хозяйства" (наймодатель) и Евдокимовой А.С. (наниматель), последней передано за плату во временное владение и пользование жилое помещение муниципального жилищного фонда коммерческого использования г.Апатиты для проживания по адресу: <.....>; срок найма жилого помещения установлен <дата>. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются ее супруг Евдокимов Д.Н и сын Архипов Ф.М. (л.д. 9–10). Согласно акту приема-передачи жилого помещения от <дата> МКУ г.Апатиты "Управление городского хозяйства" на основании договора найма жилого помещения муниципального жилищного фонда коммерческого использования <№> от <дата> сдало, а Евдокимова А.С. приняла по акту во владение и пользование для проживания жилое помещение по адресу: <.....> (л.д. 11).

Также <дата> между МКУ г.Апатиты "Управление городского хозяйства" и Евдокимовой А.С. заключено дополнительное соглашение к договору коммерческого найма <№> от <дата>, согласно которому договор дополнен пунктом 1.4.3 о совместном вселении с нанимателем в жилое помещение ее сына Евдокимова Я.Д. (л.д. 12).

Из ответа МКУ г.Апатиты "Управление городского хозяйства" следует, что договор коммерческого найма <№> от <дата> заключен с Евдокимовой А.С. на основании пп. "Г" п. 2.2 Положения о порядке предоставления гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда коммерческого пользования, утвержденного решением Совета депутатов г.Апатиты Мурманской области от 30.10.2012 N 636, поскольку Евдокимова А.С. относится к категории работников федеральных, областных, муниципальных предприятий и учреждений.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что административные истцы и их несовершеннолетние дети в настоящее время постоянно проживают в жилом помещении (квартире) по адресу: <.....>, где зарегистрированы по месту пребывания <дата>.

<дата> административные истцы обратились через МКУ "Многофункциональный центр города Апатиты" в Межрайонный отдел УФМС России по Мурманской области в г.Апатиты с заявлениями о предоставлении государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту жительства в пределах Российской Федерации, в котором просили зарегистрировать их и своих несовершеннолетних детей Евдокимова Я.Д. и Архипова Ф.М. по месту жительства в жилом помещении по адресу: <.....>, предоставленного на основании договора найма жилого помещения муниципального жилищного фонда коммерческого использования <№> от <дата> (л.д. 20 –23).

<дата> Межрайонный отдел УФМС России по Мурманской области в г.Апатиты дан ответ Евдокимовой В.С., в котором указано, что регистрация по месту жительства по адресу: <.....> не возможна, поскольку в договоре найма жилого помещения муниципального жилищного фонда коммерческого использования <№> от <дата> установлен срок временного владения и пользования жилым помещением <дата>. Дана ссылка на пункт 2 статьи 683 ГК РФ, согласно которому краткосрочный договор коммерческого найма жилого помещения заключается на срок до одного года, при этом значительно сужаются правомочия нанимателя жилого помещения (л.д.24).

Учитывая, что основанием для обращения в суд явилось получение вышеуказанного ответа, проанализировав содержание ответа от <дата>, суд приходит к выводу, что на основании заявления регистрация Евдокимовой А.С., ее супруга и их несовершеннолетних детей по месту жительства не проведена, следовательно, суд квалифицирует данный ответ в качестве отказа органа регистрационного учета в регистрации Евдокимовой А.С., Евдокимова Д.Н. и их несовершеннолетних детей Евдокимова Я.Д. и Архипова Ф.М. по месту жительства.

Проанализировав доказательства в совокупности с регулирующим спорные отношения законодательством, суд приходит к выводу, что отказ Межрайонного отдела УФМС России по Мурманской области в г.Апатиты в регистрации административных истцов и их несовершеннолетних детей по месту жительства, расположенного по адресу: <.....>, не соответствует действующему законодательству по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Гражданский кодекс определяет место жительства как место, где гражданин проживает постоянно или преимущественно (пункт 1 статьи 20). Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей – родителей (пункт 2 статьи 20).

Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее – Закон РФ от 25 июня 1993 года N 5242-1) установлено, что в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом, вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

В силу статьи 1 Закона РФ от 25 июня 1993 года N 5242-1 в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

В соответствии с Правилами регистрации органами регистрационного учета являются территориальные органы Федеральной миграционной службы, (пункт 2); контроль за соблюдением гражданами и должностными лицами данных Правил возлагается на Федеральную миграционную службу, ее территориальные органы и органы внутренних дел (пункт 4).

Из положений ст. 2 указанного Закона следует, что регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации – государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства; регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства – постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства.

Статья 3 Закона РФ от 25 июня 1993 года N 5242-1 обязывает граждан Российской Федерации регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

По смыслу статей 1, 3, 5, 6 указанного Закона РФ право граждан на свободу передвижения может быть ограничено только на основании закона; при этом регистрация по месту жительства – это административный акт, призванный обеспечить необходимые условия для реализации гражданином РФ своих прав и свобод и надлежащего исполнения им своих обязанностей перед третьими лицами и Российской Федерацией.

В соответствии с Законом РФ от 25 июня 1993 года N 5242-1 Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию (далее – Правила регистрации).

Настоящие Правила регистрации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", жилищным, гражданским и другим законодательством Российской Федерации регулируют порядок регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Согласно пункту 3 Правил регистрации местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или иное подобное учреждение, либо жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина. Местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания граждан и др.) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Таким образом, факт постоянного или преимущественного проживания в определенном месте жительства удостоверяется регистрацией по месту жительства, а факт временного проживания по какому-либо иному месту проживания (место пребывания) удостоверяется регистрацией по месту пребывания.

В силу пунктов 16,18 Правил регистрации гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, и представить: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту жительства; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение. Органы регистрационного учета регистрируют граждан по месту жительства в 3-дневный срок со дня поступления документов. Отметка в паспорте гражданина либо выдача свидетельства о регистрации по месту жительства лица, не достигшего 14-летнего возраста, производятся в день поступления в орган регистрационного учета документа, удостоверяющего личность, и документа, являющегося основанием для вселения в жилое помещение.

Согласно п.п. 26.1, 27 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС России от 11.09.2012 N 288, для регистрации по месту жительства гражданин представляет лицам ответственным за регистрацию: документ, удостоверяющий личность; заявление о регистрации по месту жительства по форме N 6; документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение. Заявление о регистрации по месту пребывания или по месту жительства, снятии с регистрационного учета по месту пребывания или по месту жительства от имени граждан, не достигших 14-летнего возраста, представляют их законные представители (родители, опекуны).

Из приведенных положений нормативных правовых актов, а также Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 02.02.1998 N 4-П следует, что Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регулируя указанную сферу общественных отношений, вводит институт регистрации в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Уведомление гражданином Российской Федерации органов регистрационного учета о месте своего пребывания и жительства в соответствии с установленным законом порядком является не только его правом, но и обязанностью.

Как следует из представленных расписок в получении документов, и не оспаривалось представителем административного ответчика в судебном заседании, административными истцами в орган регистрационного учета были представлены все необходимые документы для возможности их регистрации по месту жительства: адресные листки убытия, заявления о регистрации по месту жительства, копия договора найма жилого помещения, паспорта граждан РФ, свидетельства о рождении детей, форма N 6.

Договоры жилищного найма (социального, коммерческого) являются наиболее значимыми основаниями возникновения права пользования жилыми помещениями.

Согласно части 3 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации в зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на частный, государственный и муниципальный. Никаких исключений относительно жилых помещений государственного и муниципального жилищного фондов не установлено. Следовательно, жилищное законодательство регулирует отношения, складывающиеся по поводу возникновения прав на государственное и муниципальное жилье на основании договора коммерческого найма.

В соответствии со статьям 671, 673, 674 Гражданского кодекса РФ по договору найма жилого помещения одна сторона – собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) – обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем. Объектом договора найма жилого помещения может быть изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания (квартира, жилой дом, часть квартиры или жилого дома). Договор найма жилого помещения заключается в письменной форме.

Таким образом, жилищное законодательство применительно к Правилам регистрации, договор найма жилого помещения муниципального жилищного фонда коммерческого использования <№> от <дата>, которым административные истцы приняли в возмездное пользование на определенный срок жилое помещение, относящееся к муниципальной собственности, расположенное по адресу: <.....>, для использования в целях проживания, относит к документам являющимся в соответствии с жилищным законодательством РФ основанием для вселения в жилое помещение.

При этом довод административного ответчика о том, что договор найма жилого помещения муниципального жилищного фонда коммерческого использования <№> от <дата> является срочным, следовательно, административные истцы и их несовершеннолетние дети могут быть зарегистрированы только временно по месту пребывания, несостоятельны, поскольку судом установлено, что Евдокимова А.С. и члены ее семьи вселены в жилое помещение на период ее трудовых отношений в муниципальном образовательном учреждении, данные трудовые отношения не прерваны, Евдокимова А.С. и члены ее семьи продолжают проживать в квартире и пользоваться указанным жилым помещением.

Принимая во внимание, что квартира является основным местом проживания административных истцов и их несовершеннолетних детей, следовательно, они должны быть зарегистрированы в нем по месту жительства.

То обстоятельство, что административные истцы обратились в орган регистрационного учета с заявлениями о регистрации по месту жительства, а орган регистрационного учета на основании правовой оценки представленных документов принял решение об отказе в регистрации не соответствует положениям вышеприведенных положений нормативных правовых актов, поскольку законодатель наделил органы регистрационного учета правом удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства, в силу чего регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства. Кроме того, органы регистрационного учета не наделены полномочиями давать правовую оценку представленным вместе с заявлением о регистрации по месту жительства документов, определять характер и режим регистрации также не входит в компетенцию органа регистрационного учета.

Административными истцами соблюден порядок обращения для регистрации по месту жительства, поскольку последними представлены документы, подтверждающие наличии между собственником и нанимателем квартиры соглашения о порядке пользования жилым помещением, и ввиду отсутствия возражений собственникам на вселение и регистрацию по месту жительства истцов и членов ее семьи в вышеуказанном жилом помещении – квартире, действия УФМС, выразившиеся в отказе регистрации по месту жительства являются незаконными и нарушающими права административных истцов и их детей на свободу передвижения и выбора места жительства в пределах Российской Федерации.

На основании совокупности исследованных по делу доказательств, доводы административного иска о незаконности решения об отказе в регистрации по месту жительства нашли подтверждение в судебном заседании. Отказ Межрайонного отдела УФМС России по Мурманской области в г.Апатиты от <дата> <№> не соответствует требованиям закона и нарушает права, свободы и законные интересы административных истцов и их несовершеннолетних детей.

В связи с этим в данном случае способом восстановления нарушенного права должно быть возложение на Межрайонный отдел УФМС России по Мурманской области обязанности произвести регистрацию Евдокимовой А.С., Евдокимова Д.Н. и их несовершеннолетних детей Евдокимова Я.Д. и Архипова Ф.М. по месту жительства в жилом помещении, расположенном по адресу: <.....>10, в течение 3 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Указанный срок суд полагает разумным и достаточным для восстановления нарушенного права административных истцов. Указанный срок регламентирован и действующим законодательством по предоставлению государственной услуги.

С учетом положений ч. 3 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на Межрайонный отдел УФМС России по Мурманской области необходимо также возложить обязанность сообщить об исполнении решения по данному административному делу в суд и Евдокимовой А.С., Евдокимову Д.Н. в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Проверяя соблюдение административными истцами срока на обращение в суд с рассматриваемыми требованиями суд учитывает общие положения ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по смыслу которых, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Поскольку о нарушении своих прав административные истцы узнали <дата> (ответ органа регистрационного учета), а с иском о признании отказа Межрайонного отдела УФМС России по Мурманской области в г.Апатиты <№> от <дата> в регистрации незаконным, обратились в суд <дата>, следовательно, установленный законом срок на оспаривание ненормативного акта ими не пропущен.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 227–228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Евдокимовой Александры Сергеевны и Евдокимова Дмитрия Николаевича, действующих от своего имени и имени несовершеннолетних детей Евдокимова Якова Дмитриевича и Архипова Феликса Михайловича, к Управлению Федеральной миграционной службы России по Мурманской области о признании незаконным решения об отказе в регистрации по месту жительства удовлетворить.

Признать отказ Управления Федеральной миграционной службы России по Мурманской области в г.Апатиты <№> от <дата> об отказе в регистрации по месту жительства незаконным.

Обязать Управление Федеральной миграционной службы России по Мурманской области в течение 3 дней со дня вступления решения суда в законную силу провести регистрацию Евдокимовой Александры Сергеевны, Евдокимова Дмитрия Николаевича, Евдокимова Якова Дмитриевича и Архипова Феликса Михайловича по месту жительства в жилом помещении, расположенном по адресу: <.....>.

Возложить на Управление Федеральной миграционной службы России по Мурманской области обязанность сообщить суду и Евдокимовой Александре Сергеевне, Евдокимову Дмитрию Николаевичу об исполнении решения по данному административному делу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Апатитский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий О.Н. Коробова

2а-471/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Евдокимова А.С.
Евдокимова А. С.
Евдокимов Д. Н.
Евдокимов Д.Н.
Ответчики
МО УФМС РОССИИ ПО МО В Г.АПАТИТЫ
Другие
МКУ "УГХ" Г.АПАТИТЫ
УФМС России по Мурманской области
Информация скрыта
АДМИНИСТРАЦИЯ Г.АПАТИТЫ
КУИ АДМИНИСТРАЦИИ Г.АПАТИТЫ
Суд
Апатитский городской суд Мурманской области
Дело на сайте суда
apa.mrm.sudrf.ru
09.03.2016[Адм.] Регистрация административного искового заявления
09.03.2016[Адм.] Передача материалов судье
10.03.2016[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
10.03.2016[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.03.2016[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
30.03.2016[Адм.] Предварительное судебное заседание
30.03.2016[Адм.] Судебное заседание
04.04.2016[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.04.2016[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.03.2016Регистрация административного искового заявления
09.03.2016Передача материалов судье
10.03.2016Решение вопроса о принятии к производству
10.03.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.03.2016Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
30.03.2016Предварительное судебное заседание
30.03.2016Судебное заседание
04.04.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.04.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.07.2016Дело оформлено
16.08.2016Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее