Судья Воронцов А.В.                                  УИД 86RS0001-01-2022-004513-70

Дело № 33-6766/2023 (№ 2-2841/2022)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск                            17 октября 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:

председательствующего судьи               Дука Е.А.

судей          Галкиной Н.Б., Клюпы Ю.Н.,

при секретаре                        Лозовском И.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Волеговой Ольги Николаевны к Департаменту строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании незаконным решения об исключении из списка граждан на получение мер государственной поддержки, восстановлении в списке,

по апелляционной жалобе Волеговой Ольги Николаевны на решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 сентября 2022 года.

Заслушав доклад судьи Дука Е.А., судебная коллегия

установила:

Волегова О.Н. обратилась в суд с иском к Департаменту строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о признании незаконным решения об исключении из списка участников мероприятия и восстановлении в списке участников мероприятия на получение мер государственной поддержки.

В обоснование исковых требований указала, что она как лицо из числа коренных малочисленных народов Севера была признана участником мероприятия с целью получения жилищной субсидии составом семьи она, супруг и сын. Проживали и были зарегистрированы в квартире, которая находилась в жилом доме, который впоследствии снесен. Поскольку жить было негде, отец, имеющий собственный жилой дом, разрешил ей с ребенком временно пожить в нем и зарегистрироваться, в связи с чем, зарегистрировались в его доме, но жили фактически раздельно, каждый своей семьей. Решением ответчика она исключена из списка получателей субсидии в связи с отсутствием нуждаемости в улучшении жилищных условий.

Просила признать решение ответчика незаконным; восстановить в списках участников мероприятия.

Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

Определением Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 января 2023 года Волеговой О.Н. восстановлен процессуальный срок на подачу апелляционной жалобы.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 апреля 2023 года вышеуказанное решение отменено, принято новое решение, которым иск удовлетворен.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 3 августа 2023 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 11 апреля 2023 года отменено, с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

В апелляционной жалобе Волегова О.Н. просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении иска, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального права. В обоснование доводов апелляционной жалобы повторяет доводы, изложенные в исковом заявлении. Указывает, что ее семья собственниками или нанимателями жилых помещений по договору социального найма не являются.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель Департамента строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Зятьков И.С. считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.

Судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции (часть 1 статьи 327, часть 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив их и доводы возражений, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.

Как установлено судом и следует из материалов дела, по заявлению от           18 апреля 2012 года Волегова (до брака Китаева) О.Н. признана участником подпрограммы "Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономному округе - Югре" целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года", составом семьи 1 человек (т. 1, л.д. 12).

Приказом Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 14 июля 2021 года № 335-п Волегова О.Н. и члены ее семьи сняты с учета на получение субсидии и исключены из списков участников мероприятия на основании подпункта 7.2 пункта 7 Порядка предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений гражданам из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, подавшим до 31 декабря 2014 года заявления на получение мер государственной поддержки, утвержденного постановлением Правительства ХМАО - Югры от 29.12.2020 N 643-п, а именно: утрата оснований, дающих участнику мероприятия право на получение субсидии (т. 1, л.д. 77-81, 82-84).

В приложении к данному приказу указано, что с 10 августа 2020 года Волегова О.Н. и ее сын Волегов М.Н. зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении, принадлежащем отцу участника – Китаеву Н.А., по адресу: (адрес), (адрес), (адрес), общей площадью 137,2 кв.м; супруг истца Волегов Н.А. с 20 сентября 2020 года зарегистрирован по адресу:       (адрес) знакомых. С 10 августа 2020 года обеспеченность общей площадью каждого члена семьи в жилом помещении составляла 30,49 кв.м на человека. Соответственно, с 10 августа 2020 года утрачена нуждаемость в улучшении жилищных условий.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что Волегова О.Н. с сыном Волеговым М.Н. в период с 10 августа 2020 года по 29 июля 2021 года числились зарегистрированными по адресу: (адрес), (адрес), (адрес), общей площадью 137,2 кв. м, в указанный период были обеспечены жилой площадью в размере, превышающем 12 кв. м (91,47 кв. м) на человека, в связи с чем, к числу лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не относились и подлежали снятию с учета.

Соответственно, оспариваемый приказ Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14 июля 2021 года N 335-п, которым Волегова О.Н. снята с учета, ее прав не нарушает; основания для восстановления в списках участников мероприятия отсутствуют.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции и мотивами принятого им решения.

    В соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23 декабря 2010 года N 368-п "О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" на 2011-2013 годы и на период до 2015 года" и постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05 апреля 2011 года N 108-п "О порядке реализации целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года" осуществлялась реализация Подпрограммы 3.

Согласно пункту 3 Раздела 5 постановления (в редакции, действующей на дату постановки на учет), государственная поддержка по подпрограмме 3 "Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" осуществляется в отношении граждан, отнесенных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 года N 255 "О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации" к коренным малочисленным народам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, а также членам их семей, проживающим на территории автономного округа и нуждающимся в улучшении жилищных условий.

В соответствии со статьей 10 Порядка, для участников подпрограммы 3 государственная поддержка оказывается в виде субсидии.

Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2013 года N 408-п (далее - Постановление 408-п), постановление Правительства ХМАО - Югры от 23 декабря 2010 года N 368-п признано утратившим силу с 1 января 2014 года.

При этом в Постановлении N 408-п в подразделе Подпрограмма V раздела 3 Обобщенная характеристика программных мероприятий, указано следующее: мероприятие "Обеспечение жильем граждан из числа коренных малочисленных народов автономного округа, признанных до 31 декабря 2013 года участниками подпрограмм" направлено на предоставление субсидий на приобретение жилых помещений в собственность гражданам, отнесенным в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 года        N 255 "О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации" к коренным малочисленным народам автономного округа, а также членов их семей, проживающих на территории автономного округа и нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет по подпрограмме "Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" в соответствии с Законом автономного округа N 103-оз, постановлениями Правительства автономного округа N 368-п, N 108-п, в порядке и на условиях, установленных указанными нормативными актами, до вступления в силу государственной программы.

Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 декабря 2020 года N 643-п утвержден Порядок предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений гражданам из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, подавшим до 31 декабря 2014 года заявления на получение мер государственной поддержки (далее – Порядок).

В силу пункта 5 Порядка к нуждающимся в улучшении жилищных условий в целях предоставления субсидии относятся:

не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма;

не являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма и обеспеченные общей площадью жилого помещения на 1 члена семьи менее 12 квадратных метров;

являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на 1 члена семьи менее 12 квадратных метров;

проживающие в жилых помещениях, признанных в установленном законодательством порядке непригодными для проживания;

являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющие иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности.

В целях определения нуждаемости членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма признаются проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя, иные близкие родственники (родные братья и сестры, родные дедушки, бабушки, внуки). Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов своей семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.

Для целей определения нуждаемости в улучшении жилищных условий членами семьи собственника жилого помещения признаются проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении супруг(а), их дети, родители, а также совместно проживающие с ним супруг(а) его детей и внуки. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов его семьи и признаны таковыми в судебном порядке.

При наличии у участника мероприятия и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади указанных жилых помещений.

Согласно подпункту 7.2 пункта 7 Порядка утрата оснований, дающих участнику мероприятия право на получение субсидии (за исключением утраты нуждаемости в связи с приобретением жилых помещений в целях получения субсидии в соответствии с порядком), является основанием для снятия с учета на получение субсидии и исключения участников мероприятия из списка.

Положениями пункта 5 Порядка определено понятие нуждающихся в улучшении жилищных условий для целей предоставления субсидии, согласно которым членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма признаются проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя, иные близкие родственники (родные братья и сестры, родные дедушки, бабушки, внуки); членами семьи собственника жилого помещения признаются проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении супруг(а), их дети, родители, а также совместно проживающие с ним супруг(а) его детей и внуки.

Факт проживания в доме отца не оспаривался самой истицей и установлен судом первой инстанции.

Письменные заявления родителей истца не могут быть приняты судом апелляционной инстанции, поскольку доказательства, в том числе показания свидетелей, должны быть исследованы судом непосредственно в судебном заседании (ст.ст. 60, 67, 69, 157 ГПК РФ).

Программа является публичной и ее участники должны соответствовать названным условиям как на момент постановки на учет, так и в период до получения мер социальной поддержки. При наступлении событий, перечисленных в подпункте 7.2 пункта 7 Порядка, граждане подлежат исключению из единого списка.

Требование, предусмотренное пунктом 5 Порядка, об определении уровня обеспеченности исходя из суммарной общей площади всех жилых помещений, принадлежащих членам одной семьи, направлено на реализацию принципа предоставления жилых помещений лишь реально нуждающимся в них лицам исходя из уровня обеспеченности их жильем в составе семьи, что соответствует правовой природе жилищных гарантий, а также общеправовому принципу справедливости. При этом право выбора формы обеспечения жильем принадлежит самим гражданам.

Доводы апелляционной жалобы не могут повлиять на правильность выводов суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене состоявшегося судебного решения. Обстоятельства, которые были бы способны привести к иному результату разрешения спора, но не были исследованы и проверены судом, в апелляционной жалобе не приведены.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 сентября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Волеговой Ольги Николаевны – без удовлетворения.

Определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.

Мотивированное определение изготовлено 23 октября 2023 года.

Председательствующий судья                       Дука Е.А.

Судьи:                                            Галкина Н.Б.

                                            Клюпа Ю.Н.

33-6766/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Волегова Ольга Николаевна
Ответчики
Департамент строительства ХМАО-Югры
Суд
Суд Ханты-Мансийского автономного округа
Судья
Дука Елена Анатольевна
Дело на сайте суда
oblsud.hmao.sudrf.ru
08.09.2023Передача дела судье
17.10.2023Судебное заседание
27.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.10.2023Передано в экспедицию
17.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее