Новгородский районный суд Новгородской области
173002, гор. Великий Новгород, ул. Октябрьская, д.15.
_____________________________________________________________________
Дело № 12-897/2020
РЕШЕНИЕ
27 августа 2020 года гор. Великий Новгород
Судья Новгородского районного суда <адрес> Рыцарева А.И., с участием А.А., защитника ФИО4, рассмотрев жалобу А.А. на постановление № старшего государственного инспектора Епифанова К.С. от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Захарова А.А., привлеченного к административной ответственности по ч.1 ст.11.23 КоАП РФ,
установил:
Постановлением № старшего государственного инспектора Епифанова К.С. от ДД.ММ.ГГГГ Захаров А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.11.23 КоАП РФ, с назначением административного штрафа в размере 3 000 руб.
Названное постановление получено Захаровым А.А. ДД.ММ.ГГГГ.
Не согласившись с названным постановлением, ДД.ММ.ГГГГ Захаров А.А. подал жалобу, в которой просит постановление отменить, указав, что в его действиях отсутствует состав правонарушения, поскольку после плановой сезонной замены шин он ехал для настройки тахографа.
В судебном заседании Захаров А.А. и защитник Яковлев С.А. поддержали жалобу по изложенным в ней доводам.
Согласно части 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях управление транспортным средством без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, либо с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, или управление транспортным средством, принадлежащим иностранному перевозчику, без ведения ежедневных регистрационных листков режима труда и отдыха, применяемых в установленных законодательством Российской Федерации случаях, - влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" определено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны, в частности, оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее - тахографы). Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 23 ноября 2012 года №1213 «О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правилах их использования, обслуживания и контроля их работы», требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, правила их использования, обслуживания и контроля их работы утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации; порядок оснащения транспортных средств тахографами устанавливается Министерством транспорта Российской Федерации (пункт 1).
Во исполнение указанного постановления Правительства РФ издан Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 13 февраля 2013 года № 36 "Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства» (зарегистрирован в Минюсте России 07.03.2013 N 27574).
На основании названного приказа, а также приказа Министерства транспорта РФ № 273 от 21 августа 2013 года тахографами оснащаются следующие категории и виды транспортных средств, выпускаемые в обращение и находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации:
транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 тонн (категория M2);
транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 тонн (категория M3);
транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу свыше 3,5 тонны, но не более 12 тонн (категория N2);
транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу более 12 тонн (категория N3);
транспортные средства, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров, определенные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2019 г. N 382 "О категориях оснащаемых тахографами транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, а также видах сообщения, в которых осуществляются такие перевозки транспортными средствами указанных категорий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 15, ст. 1753).
Как усматривается из материалов дела, в результате осмотра транспортного средства автобуса марки Фольксваген № №, оформленного актом от ДД.ММ.ГГГГ и фотоматериалами к нему, на транспортном средстве был установлен тахограф на основании свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ. При этом в поверке на тахограф был указан размер шин №, в то время как фактически на транспортном средстве были установлены шины размером №.
На основании акта осмотра транспортного средства должностным лицом составлен протокол об административном правонарушении о нарушении водителем Приложения № 2 к Приказу Министерства транспорта Российской Федерации от 13 февраля 2013 года.
Из обжалуемого постановления должностного лица следует, что основанием для привлечения Захарова А.А. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 11.23 КоАП РФ, послужили те обстоятельства, что он управлял транспортным средством с нарушением требований к использованию тахографа, а именно: отсутствует поверка на тахограф, в нарушение п.10 Приложения 3 Приказа Министерства транспорта РФ от 13 февраля 2013 года №36, п.7.4 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств.
При этом, согласно п.7.4 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств - не работают предусмотренные конструкцией замки дверей кузова или кабины, запоры бортов грузовой платформы, запоры горловин цистерн и пробки топливных баков, механизм регулировки положения сиденья водителя, аварийный выключатель дверей и сигнал требования остановки на автобусе, приборы внутреннего освещения салона автобуса, аварийные выходы и устройства приведения их в действие, привод управления дверьми, спидометр, тахограф, противоугонные устройства, устройства обогрева и обдува стекол.
На основании п.10 Приложения № 3 к Приказу Минтранса России от 13.02.2013 №36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства» водителям запрещается:
1) осуществление перевозки с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим установленным требованиям тахографом в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации;
2) использование тахографа, срок эксплуатации которого закончился;
3) использование тахографа с блоком СКЗИ тахографа, у которого закончился срок эксплуатации;
4) использование тахографа, не включенного в перечень моделей тахографов;
5) блокирование, корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой тахографом информации;
6) уничтожение данных, хранящихся в тахографе и на карте водителя, а также распечаток тахографа.
7) использование тахографа, не имеющего нанесенного в соответствии с описанием типа средства измерения для данного тахографа знака утверждения типа средства измерения и знака поверки и (или) оформленного свидетельства о поверке, и (или) записи в паспорте (формуляре) тахографа, заверенной подписью поверителя и знаком поверки, с не истекшим сроком действия.
Однако признать данное постановление законным и обоснованным судья районного суда не может в силу следующего.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с данной нормой в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе время совершения и событие административного правонарушения.
Все обстоятельства, относящиеся к событию административного правонарушения, подлежат выяснению и доказыванию по делу об административном правонарушении.
Следует также отметить, что, исходя из смысла и содержания статьи 28.2, части 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность реализовать гарантии защиты, знакомиться с протоколом об административном правонарушении, давать объяснения по существу вменяемого административного правонарушения, квалифицированно возражать относительно его существа и обстоятельств, в том числе с представлением доказательств в подтверждение своей позиции.
Несоблюдение требований, предъявляемых статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к содержанию протокола об административном правонарушении, ненадлежащее описание события административного правонарушения может повлечь нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, лишить его возможности объективно возражать и представлять соответствующие доказательства по существу правонарушения.
При вынесении постановления должностное лицо фактически изменило вменяемое Захарову событие административного правонарушения, указав на нарушение Захаровым пунктов Правил дорожного движения РФ и Приказа Минтранса России от 13.02.2013 №36, не описанных при составлении протокола, что является недопустимым при рассмотрении дела об административном правонарушении, поскольку нарушает права привлекаемого лица к административной ответственности на защиту.
Как следует из акта обследования транспортного средства на момент фиксации административного правонарушения перевозка пассажиров не осуществлялась.
При этом, как следует из Приказа № 36 от 13 февраля 2013 года (Приложение № 4) настройка тахографа включает в себя, в том числе, обновление или подтверждение постоянной тахографа (k), характеристического коэффициента транспортного средства (w), эффективной окружности шин колес (l), идентификационного (VIN) и государственного регистрационного (VRN) номеров транспортного средства.
Настройка тахографа проводится один раз в три года либо после изменения эффективной окружности шин на любом из колес ведущих осей транспортного средства.
Из показаний допрошенного в качестве свидетеля ФИО5, являющегося инженером–автоэлектриком ООО «Промтранс», выдавшего свидетельство о соответствии тахографа требованиям ЕСТР, следует, что при калибровке настойки тахографа выдается новое свидетельство. При замене на транспортном средстве шин, сначала устанавливаются шины с другими параметрами, а потом транспортное средство пригоняют для калибровки тахографа. В выданном им свидетельстве с указанием размера шин 205/75R16 указана дата выдачи как ДД.ММ.ГГГГ, возможно как дубликат, так как поверка была действующая. Когда фактически выдавалось свидетельство, он сказать не может.
При этом, из материалов дела следует, что свидетельство с указанием размера шин 205/75R16 в отношении транспортного средства было представлено до рассмотрения дела, но соответствующей оценки у должностного лица не получило, как и объяснения Захарова о том, что он ехал после замены шин на автомобиле перенастраивать тахограф.
Согласно статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в его пользу.
В силу положений части 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.
Согласно части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из решений, в том числе об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление № старшего государственного инспектора Епифанова К.С. от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении Захарова А.А. о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.23 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей, отменить.
Производство по данному делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 КоАП РФ, и должностным лицом, вынесшим постановление, в Новгородский областной суд с подачей жалобы через Новгородский районный суд или непосредственно в Новгородский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья А.И.Рыцарева