Дело № 2а-№/2020 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 декабря 2020 года г. Славск
Славский районный суд Калининградской области в составе:
председательствующего судьи Радченко И.И.,
при секретаре Кротко А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению административного истца Щербаковой Надежды Евгеньевны к административному ответчику Славской территориальной избирательной комиссии о признании недействительными итогов голосования
УСТАНОВИЛ:
Щербакова Н.Е. обратилась в суд с иском, требования которого впоследствии уточнила и дополнила, к административному ответчику Славской территориальной избирательной комиссии о признании недействительными итогов голосования указав, что является зарегистрированным кандидатом в депутаты по одномандатному избирательному округу № 10 на выборах депутатов в окружной Совет депутатов муниципального образования «Славский городской округ» Калининградской области, которые состоялись 13 сентября 2020 года.
Считает, что Решение о досрочном голосовании в помещении для голосования в Славской ТИК Калининградской области с 02 сентября 2020 года по 10 сентября 2020 года включительно, не выносилось, оно нигде не публиковалось, следовательно, досрочные выборы проведены незаконно, их результаты не могут быть учтены при подведении итогов голосования. Кроме этого, в помещении для досрочного голосования в Славской ТИК при досрочном голосовании не было зала с размещёнными кабинами или иными специально оборудованными местами для тайного голосования.
Истец указывает, что согласно Сводной таблице результатов выборов по одномандатному (многомандатному) округу выборы депутатов окружного Совета депутатов муниципального образования «Славский городской округ» ОИК № 10 на сайте Избирательной комиссии Калининградской области в разделе Славская территориальная избирательная комиссия размещена следующая информация: всего избирателей на участке - 868, действительных бюллетеней - 270, недействительных бюллетеней - 8, досрочно проголосовавшие -154, голосовавшие вне помещения для голосования - 27. Набравшие голосов кандидаты: ФИО1.- 5, ФИО2 - 71, ФИО3. - 194.
Щербакова Н.Е. в своем иске указала, что ей стало известно о том, что начиная с первого дня досрочного голосования, от имени кандидата в депутаты ФИО4., заинтересованные в его победе лица от партии «Единая Россия», выдвинувшей его на выборы, стали подкупать избирателей на избирательном округе № 10, по которому они с ним выдвинуты кандидатами в депутаты. Подкуп заключался в выдаче продуктов питания и иных товаров, а так же денежных средств. Кроме этого, Щербакова Н.Е. полагает, что избирателей инструктировали куда пойди, многих просто подвозили к Участковой избирательной комиссии избирательного участка № 554. Почти за всех досрочно проголосовавших избирателей по одномандатному избирательному округу № 10 были написаны Заявления о досрочном голосовании по надуманным причинам, не соответствующим истинным обстоятельствам, т.е. голоса всех досрочно проголосовавших не могут быть признаны действительными и должны быть аннулированы, признаны недействительными.
Щербакова Н.Е. считает, что ни один избиратель, голосовавший вне помещения для голосования, не приглашал к себе на дом либо ещё куда членов избирательной комиссии для голосования, поскольку члены избирательной комиссии совместно с наблюдателями от кандидата в депутаты ФИО5, и от партии «Единая Россия», обладая данными пожилых людей, самостоятельно объезжали их по домам, где от их имени писали Заявление на голосование на дому и показывали, в какой графе надо ставить галочку в избирательном бюллетене, поэтому голоса всех избирателей голосовавших вне помещения для голосования, должны быть признаны недействительными.
Административный истец, с учетом изложенного считает, что было нарушено ее право на справедливые и честные выборы, и на то, чтобы она была избрана депутатом Совета депутатов МО «Славский городской округ» Калининградской областей, поскольку, если бы не были засчитаны незаконные, по ее мнению, избирательные бюллетени, то прошедшие выборы выиграла бы она и стала бы депутатом.
Щербакова Н.Е., ссылаясь на Постановление ЦИК России от 24.07.2020 N260/1916-7 "О Порядке досрочного голосования избирателей, участников референдума с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в единый день голосования 13 сентября 2020 года", которым утверждён «Порядок досрочного голосования избирателей, участников референдума с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в единый день голосования 13 сентября 2020 года», указала, что представленное Председателем Славской ТИК Решение от 18 августа 2020 года № 86/358-4 не соответствует требованию к Решениям подобного рода, так как в названии самого Решения отсутствует дата выборов 13 сентября 2020 года, что, по ее мнению, делает невозможным его однозначное восприятие. Кроме этого, указанное Решение не было размещено на сайте Избирательной комиссии Калининградской области.
Щербакова Н.Е. считает, что организация голосования вне помещения по одномандатному избирательному округу № 10 МО «Славский городской округ» Калининградской области в период с 02 сентября 200 года по 13 сентября 2020 года включительно, проведена с нарушением закона, следовательно, необходимо признать все бюллетени выданные согласно количества Реестра заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования в указанный период, и впоследствии внесённые в ящики для голосования, недействительными.
Указывает также, что ей известно, что 13 сентября 2020 года, после окончания голосования и при подсчёте голосов, на оборотной стороне бюллетеней, извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших избирателей, непосредственно после извлечения бюллетеней из конвертов, печать участковой комиссии не проставлялась, что, по мнению истца, делает все избирательные бюллетени для голосования досрочно проголосовавших в период с 02 сентября 2020 года по 12 сентября 2020 года включительно недействительными.
Истец считает, что все досрочно проголосовавшие в период с 02 сентября 2020 года по 12 сентября 2020 года, не имели на то право, так как у них не было уважительной причины голосовать досрочно, и они могли прийти 13 сентября 2020 года на избирательный участок и проголосовать в единый день голосования, а всех граждан досрочно проголосовавших до 13 сентября 2020 года, заинтересованные лица различными способами стимулировали.
Из иска следует, что о начале досрочного голосования в помещении для голосования в Славской ТИК 02 сентября 2020 года, Славская ТИК обязана была оповестить избирателей не позже 27 августа 2020 года, чего сделано не было. Информационное сообщение о проведении досрочного голосования в Славской ТИК в период с 02 сентября 2020 года по 12 сентября 2020 года, было опубликовано в газете «Славские новости» лишь 04 сентября 2020 года в номере 66, поэтому досрочное голосование является незаконным, а его результаты не могут быть учтены в итогах голосования.
Щербакова Н.Е. просит суд:
-Признать Решение от 18 августа 2020 года № 86/358-4 О досрочном голосовании в помещении для голосования и вне помещения для голосования при проведении выборов депутатов окружного Совета депутатов муниципального образования «Славский городской округ» принятое Славской территориальной избирательной комиссией Калининградской области - недействительным,
-Признать Реестр заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования Участковой избирательной комиссии избирательного участка № 554 по выборам депутатов окружного Совета депутатов муниципального образования «Славский городской округ» 13 сентября 2020 года - недействительным,
-Признать Акт О проведении досрочного голосования с использованием переносного (стационарного) ящика и сейф-пакета на выборах депутатов окружного Совета депутатов муниципального образования «Славский городской округ» от 11.09.2020 года по досрочному голосованию в помещении для голосования на избирательном участке № 554 - недействительным,
-Признать Акт О проведении досрочного голосования с использованием переносного (стационарного) ящика и сейф-пакета на выборах депутатов окружного Совета депутатов муниципального образования «Славский городской округ» от 12.09.2020 года по досрочному голосованию в помещении для голосования на избирательном участке № 554 - недействительным,
-Признать Акт О проведении досрочного голосования с использованием переносного (стационарного) ящика и сейф-пакета на выборах депутатов окружного Совета депутатов муниципального образования «Славский городской округ» от 11.09.2020 года по досрочному голосованию на дому составленному на избирательном участке № 554 с использованием ящика № 2 - недействительным,
-Признать Акт О проведении досрочного голосования с использованием переносного (стационарного) ящика и сейф-пакета на выборах депутатов окружного Совета депутатов муниципального образования «Славский городской округ» от 12.09.2020 года по досрочному голосованию на дому составленному на избирательном участке № 554 с использованием ящика № 2 - недействительным,
-Признать Акт О проведении голосования вне помещения для голосования на выборах депутатов окружного Совета депутатов муниципального образования «Славский городской округ» от 13.09.2020 года по досрочному голосованию на дому составленному на избирательном участке № 554 о проведении голосования вне помещения с 11 часов 00 минут по 13 часов 40 минут - недействительным,
-Признать Протокол окружной избирательной комиссии о результатах выборов на территории муниципального образования «Славский городской округ» по одномандатному избирательному округу № 10 подписанный 14 сентября 200 года в 04 часа 08 минут — недействительным,
-Признать Протокол Участковой избирательной комиссии избирательного участка № 554 о результатах выборов по одномандатному избирательному округу № 10 по результатам голосования на выборах депутатов окружного Совета депутатов муниципального образования «Славский городской округ» от 13.09.2020 года - недействительным,
-Признать недействительными итоги голосования по одномандатному избирательному округу № 10 по выборам депутатов Совета депутатов МО «Славский городской округ» Калининградской области состоявшихся 13 сентября 2020 года,Признать голоса всех досрочно проголосовавших по одномандатному избирательному округу № 10 по выборам депутатов Совета депутатов МО «Славский городской округ» Калининградской области состоявшихся 13 сентября 2020 года, в период с 02 сентября 2020 года по 12 сентября 2020 года включительно, и их избирательные бюллетени, не действительными и обязать Славскую территориальную избирательную комиссию Калининградской области аннулировать их,
-Признать голоса всех голосовавших вне помещения для голосования, по одномандатному избирательному округу № 10 на выборах депутатов Совета депутатов МО «Славский городской округ» Калининградской области состоявшихся 13 сентября 2020 года, и их избирательные бюллетени не действительными и обязать Славскую территориальную избирательную комиссию Калининградской области аннулировать их,
-Признать Решение от 14 сентября 2020 года № 91/386-4 О результатах выборов депутатов окружного Совета депутатов муниципального образования «Славский городской округ» по одномандатному избирательному округу № 10 Славской территориальной избирательной комиссии Калининградской области — недействительным и отменить его,
-Обязать Славскую территориальную избирательную комиссию Калининградской области организовать пересчёт голосов по одномандатному избирательному округу № 10 по результатам выборов депутатов Совета депутатов МО «Славский городской округ» Калининградской области состоявшихся 13 сентября 2020 года без учёта признанных недействительными избирательных бюллетеней.
Административный истец Щербакова Н.Е. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела уведомлена надлежащим образом, лично, об отложении не ходатайствовала. Поскольку административный истец не относится к лицам, явка которых является обязательной или признана судом таковой, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие административного истца.
Представитель административного ответчика, председатель Славской ТИК Андреечкин В.В., в судебное заседание не явился, уведомлен, представил суду ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии, и письменные объяснения по административному исковому заявлению.
Заинтересованные лица: Якштене Л.К., представитель Избирательной комиссии Калининградской области, в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела уведомлены надлежащим образом.
Суд, исследовав материалы дела, дав им оценку, полагает заявленные Щербаковой Н.Е. требования не подлежащими удовлетворению.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (статья 3, часть 2), граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (статья 32, часть 2). Данные конституционные положения согласуются со статьей 3 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод и пунктом "b" статьи 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, согласно которым каждый гражданин должен иметь без какой-либо дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей.
Законодательной основой регулирования отношений, в рамках которых реализуется конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, является Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", имеющий прямое действие и подлежащий применению на всей территории Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 1).
Согласно п. 1 ст. 75 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с пунктом 1.2. статьи 77 Закона об основных гарантиях избирательных прав суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае:
а) нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
б) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
в) воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
г) нарушения порядка формирования избирательной комиссии, комиссии референдума, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей, участников референдума;
д) других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.
Согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, выраженным в Постановлении Конституционного Суда Федерации от 22 апреля 2013 года N 8-П, конституционные принципы правового государства, основанного на верховенстве права и правовой демократии, предполагают в целях поддержания гражданского мира и согласия необходимость установления нормативно-правового регулирования, которое обеспечивало бы цивилизованные формы разрешения избирательных споров, что делает наиболее востребованными именно судебные механизмы защиты избирательных прав.
В силу приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, судебная защита должна быть доступной для избирателей и эффективной не только в случаях, когда нарушения избирательных прав, включая право избирать в органы государственной власти, органы местного самоуправления, возникают в период избирательной кампании до начала или непосредственно в ходе голосования, но и на следующих стадиях избирательного процесса, направленных на определение результатов выборов.
Вместе с тем судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права.
Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории.
Данный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15 января 2002 года N 1-П, и имеет значение применительно к формированию конкретных юрисдикционных процедур, инициирование которых должно быть обусловлено наличием веских оснований полагать, что при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов волеизъявление избирателей было действительно искажено.
Следовательно, механизм судебной защиты избирательных прав граждан, нарушенных при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, должен основываться на согласовании частных и публичных интересов, недопустимости злоупотребления правом.
Таким образом, для удовлетворения требований административного иска необходимо наличие доказательств таких бесспорных нарушений, которые исключали бы возможность установления действительной воли избирателей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 67 Закона об основных гарантиях избирательных прав участковая комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основаниями для отмены судом решения соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума являются нарушения, перечисленные в подпунктах "б", "в", "г" пункта 2, пунктов 3 и 4 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, при условии, что они не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума, а также нарушения, указанные в подпункте "а" пункта 2 статьи 77 данного Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ.
Изучив в совокупности имеющиеся в материалах дела доказательства, оснований полагать, что нарушения, на которые ссылается административный истец, привели к искажению действительной воли избирателей, у суда не имеется.
Так, в соответствии с частью 2 статьи 65 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» при проведении выборов в органы государственной власти, в органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума, если законом не предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям, избирателю, участнику референдума, который в день голосования по уважительной причине (отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья и иные уважительные причины) будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прибыть в помещение для голосования на избирательном участке, участке референдума, на котором он включен в список избирателей, участников референдума, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно. Досрочное голосование проводится путем заполнения избирателем, участником референдума бюллетеня в помещении соответствующей территориальной комиссии (в случаях, предусмотренных законом, - в помещении избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии) не ранее чем за 10 дней до дня голосования, если законом не будет предусмотрено заполнение избирателем, участником референдума бюллетеня в помещении участковой комиссии не ранее чем за 10 дней до дня голосования либо в помещении территориальной комиссии (избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии) (за 10-4 дня до дня голосования) или участковой комиссии (не ранее чем за 3 дня до дня голосования).
В соответствии с пунктом 2 статьи 57 Закона Калининградской области «О муниципальных выборах в Калининградской области» избирателю, который в день голосования по уважительной причине (отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья и иные уважительные причины) будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прибыть в помещение для голосования на избирательном участке, на котором он включен в список избирателей, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно. Досрочное голосование проводится путем заполнения избирателем бюллетеня в помещении территориальной комиссии не ранее чем за 10 дней до дня голосования.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в период проведения досрочного голосования в помещении Славской территориальной избирательной комиссии с 02 по 10 сентября 2020 года по одномандатному избирательному округу №10, проголосовало 3 избирателя. Заявления избирателей, конверты с бюллетенями и список досрочно проголосовавших избирателей переданы по акту от 10.09.2020 г. в участковую комиссию №554. Голосование проводили два члена избирательной комиссии с правом решающего голоса по утвержденному графику. В дни голосования в помещении для голосования дежурил сотрудник правоохранительных органов. Информации о фактах подкупа и подвоза избирателей в Славскую ТИК не поступало.
Поэтому доводы административного истца об имевших место нарушениях при проведении досрочного голосования в помещении Славской ТИК, не могут быть приняты во внимание и подлежат отклонению.
Причины, по которым тот или иной избиратель изъявил желание проголосовать досрочно, определены законом, указаны в заявлениях о предоставлении возможности проголосовать. Обязанность проверять достоверность этих сведений на Славскую территориальную избирательную комиссию действующим избирательным законодательством не возложена.
В соответствии с пунктом 1.2 Порядка досрочного голосования избирателей, участников референдума с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в единый день голосования 13 сентября 2020 года, утвержденного постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 24 июля 2020 г. № 260/1916-7 (далее Порядок), помимо прочего, могут применяться следующие дополнительные формы организации голосования: досрочное голосование в помещении для голосования (далее — досрочное голосование в помещении); досрочное голосование вне помещения для голосования (далее — досрочное голосование на дому).
В соответствии с пунктом 1.3 Порядка досрочное голосование проводится в течение двух дней, предшествующих дню голосования, с 8 до 20 часов по местному времени, т.е. 11 и 12 сентября: 2020 года.
В соответствии с пунктом 1.4 Порядка, формы организации голосования, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1.2 Порядка, применяются по решению избирательной комиссии, организующей выборы.
18 августа 2020 года Славской территориальной избирательной комиссией принято решение №86/358-4 «О досрочном голосовании в помещении для голосования и вне помещения для голосования при проведении выборов депутатов окружного Совета депутатов муниципального образования «Славский городской округ». Указанное решение принято правомочным составом комиссии. Требования о его обязательном опубликовании в средствах массовой информации действующее законодательство не содержит. Указанное решение было размещено на информационном стенде Славской территориальной избирательной комиссии, в иных местах, доступных избирателям, доказательств обратного- суду истцом не представлено.
В соответствии с пунктом 1.9 Порядка при применении всех дополнительных форм организации голосования, предусмотренных Порядком, имеют право присутствовать наблюдатели, иные лица, указанные в пунктах 1 и 1.2 статьи 30 Федерального закона № 67-ФЗ, частях 1 и 1.2 статьи 32 Федерального закона № 20- ФЗ, которые осуществляют свои полномочия в соответствии со статьей 30 Федерального закона № 67-ФЗ, статьями 32 и 33 Федерального закона № 20-ФЗ с дополнениями, предусмотренными Порядком.
Организацию голосования, подсчет голосов избирателей и подведение итогов голосования по одномандатному избирательному округу №10 осуществляла участковая избирательная комиссия избирательного участка № 554.
Так, при проведении досрочного голосования 11 и 12 сентября 2020 г. присутствовали лица, отраженные в соответствующем списке. Жалоб и обращений от указанных лиц и иных участников избирательного процесса в обозначенный период не поступало.
В соответствии с пунктом 2.1 Порядка досрочное голосование, предусмотренное подпунктом 1 пункта 1.2 Порядка, проводится в помещении для голосования, ином помещении или на территории, примыкающей к помещению для голосования, предоставленных соответствующей участковой комиссии, оборудованных и оснащенных в соответствии с требованиями к помещению для голосования, предусмотренными статьей 61 Федерального закона № 67-ФЗ, статьей 78 Федерального закона № 20-ФЗ. При этом, для досрочного голосования в помещении участковой комиссии Порядком не предусмотрена подача избирателем в участковую комиссию какого-либо заявления.
Согласно актам о проведении досрочного голосования в помещении для голосования от 11.09.2020 г. и 12.09.2020 г., досрочно проголосовало 87 избирателей.
При организации досрочного голосования на дому (11, 12 сентября 2020 г.) участковая избирательная комиссия руководствовалась разделом 3 Порядка, в соответствии с пунктом 3.1 которого, участковая комиссия обязана обеспечить возможность участия в досрочном голосовании на дому избирателям, участникам референдума, которые имеют право быть включенными или включены в список избирателей, участников референдума на данном избирательном участке, участке референдума и не могут прибыть в помещение для голосования по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности, в связи с необходимостью ухода за лицами, в этом нуждающимися, и иным уважительным причинам, не позволяющим прибыть в помещение для голосования).
В соответствии с пунктом 3.3 Порядка досрочное голосование на дому организуется на основании письменных заявлений (устных обращений), поданных в течение 10 дней до дня голосования в участковую комиссию и зарегистрированных участковой комиссией непосредственно в день подачи в специальном реестре в соответствии с пунктами 2 и 5 статьи 66 Федерального закона № 67-ФЗ, частью 2 статьи 83 Федерального закона № 20-ФЗ.
Согласно реестру заявлений (обращений) о голосовании на дому за период 11 и 12 сентября 2020 г. в участковую избирательную комиссию №554 поступило 64 заявления (обращений) избирателей для голосования по одномандатному избирательному округу №10, и Участковой комиссией была обеспечена возможность участия в досрочном голосовании на дому 64 избирателям.
Согласно актам о проведении досрочного голосования на дому от 11.09.2020 г. и 12.09.2020 г., голосование проводили члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса: ФИО6., ФИО7. (11.09.2020), ФИО8., ФИО9. (12.09.2020) в присутствии наблюдателей ФИО10. (11.09.2020) и ФИО11. (12.09.2020). Жалоб, заявлений о нарушениях при проведении голосования на дому в участковую избирательную комиссию избирательного участка № 554 не поступало.
При организации голосования вне помещения для голосования в день голосования (13 сентября 2020г.), участковая избирательная комиссия руководствуется статьей 66 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также статьей 58 Закона Калининградской области «О муниципальных выборах в Калининградской области».
В соответствии с пунктом 1 статьи 66 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» участковая комиссия обязана обеспечить возможность участия в голосовании избирателям, участникам референдума, которые имеют право быть включенными или включены в список избирателей, участников референдума на данном избирательном участке, участке референдума и не могут прибыть в помещение для голосования по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности, в связи с необходимостью ухода за лицами, в этом нуждающимися, и иным уважительным причинам, не позволяющим прибыть в помещение для голосования).
В день голосования 13 сентября 2020 г. согласно поступившим заявлениям, зарегистрированным в специальном реестре, и в соответствии с требованиями действующего законодательства, 27 избирателям была обеспечена возможность участия в голосовании вне помещения.
В соответствии с пунктом 14 статьи 66 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» при проведении голосования вне помещения для голосования вправе присутствовать члены комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели.
При проведении голосования 13 сентября 2020 г. присутствовали лица, отраженные в соответствующем списке. Жалоб и обращений от указанных лиц и иных участников избирательного процесса в обозначенный период не поступало. Кроме этого, согласно представленных суду материалов, в Славскую территориальную избирательную комиссию также не поступало жалоб на нарушения избирательного законодательства по одномандатному избирательному округу №10.
В соответствии с пунктом 2 статьи 77 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов в случае установления им одного из следующих обстоятельств:
а) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, израсходовали на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом;
а.1)отсутствие пассивного избирательного права у кандидата, признанного избранным;
б)кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, осуществляли подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;
в)кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, при проведении агитации вышли за рамки ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона, что не позволяет выявить действительную волю избирателей;
г)кандидат, признанный избранным, руководитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, использовали преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;
д)признание после дня голосования незаконным отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, если это нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;
е)установление иных нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.
Таких нарушений, со стороны Славской территориальной избирательной комиссией, при рассмотрении дела, не установлено.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что доводы Щербаковой Н.Е. в иске о том, ей стало известно, что при проведении досрочного голосования в помещении Славской ТИК в период с 02.09.2020 по 10.09.2020 от имени кандидата ФИО12 осуществлялся подкуп избирателей избирательного округа №10, который мог осуществляться в выдаче продуктов питания и иных товаров, а также денежных средств; что за избирателей были написаны заявления о досрочном голосовании и на них могло быть оказано давление, аналогичные доводы Щербаковой Н.Е. указаны и при обжаловании досрочного голосования, проводившегося участковой избирательной комиссией в период с 11.09.2020 г. по 12.09.2020 г. - не нашли своего подтверждения. Никаких конкретных сведений об имевших место, по ее мнению, нарушениях избирательного законодательства Щербаковой Н.Е. не приведено, и доказательств не представлено, поэтому, суд приходит к выводу, что Славской территориальной избирательной комиссией подготовка и проведение голосования были организованы согласно требованиям закона.
Суд, исходя из принципа недопустимости отмены итогов голосования только по формальным основаниям, исходя из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, приведенных выше, приходит к выводу, что при проведении выборов не установлены нарушения избирательного законодательства, которые бы привели к искажению воли избирателей, а равно создали условия невозможности установления действительной воли избирателей.
При этом в смысле принципов, на основе которых осуществляется избирательный процесс, отмена результатов выборов судом является крайней мерой, применение которой в каждом конкретном случае должно быть, безусловно, обоснованным и следовать из обстоятельств дела.
В рассмотренном случае, поскольку действительная воля избирателей установлена верно, оснований ставить ее под сомнение у суда не имеется Произвольное вмешательство суда в выборный процесс, только исходя из формальных оснований, приведет к умалению значения формируемых выборных органов и нивелирует волеизъявление избирателей, являющихся высшим носителем суверенной государственной власти в Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 175-180,244 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 20 ░░░░░░░ 2020 ░░░░.
░░░░░ -