...
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Шишеловой Т.Л.
при секретаре Королёвой Д.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре
11 августа 2020 года гражданское дело по иску Кожевниковой ... к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сыктывкаре Республики Коми (межрайонное) о признании решения в части незаконным и его отмене, обязании включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы, назначении страховой пенсии по старости с момента за её обращением, обязании произвести соответствующие выплаты, взыскании судебных расходов,
установил:
Кожевникова Н.В. обратилась в суд к ГУ УПФР в г. Сыктывкаре с иском о признании решения незаконным, обязании включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии периодов работы. Заявленные требования мотивированы тем, что ** ** ** обратилась в ГУ УПФР в г. Сыктывкаре с заявлением о назначении пенсии, однако решением № ... от ** ** ** истцу отказано в назначении пенсии в связи с недостаточностью стажа педагогической деятельности. При этом, ответчиком не засчитаны в стаж периоды работы: с ** ** ** по ** ** ** – ... ...; с ** ** ** по ** ** ** – ...; с ** ** ** по ** ** ** – ... ...; с ** ** ** по ** ** ** – ... ...; с ** ** ** по ** ** ** – ... ...; с ** ** ** по ** ** ** – ... ...; с ** ** ** по ** ** **, ** ** **, ** ** ** – ... ..., с чем истец не согласна. При изложенном, обратилась в суд с настоящим иском.
В период производства по делу заявленные требования истцом изменены. В окончательном варианте, не меняя оснований иска, просит суд:
- признать незаконным и отменить решение ГУ УПФР в г. Сыктывкаре РК (межрайонное) от ** ** ** ...
- обязать ГУ УПФР в г. Сыктывкаре РК (межрайонное) включить в стаж работы в связи с педагогической деятельностью периоды работы: с ** ** ** по ** ** ** в должности ... ...; с ** ** ** по ** ** ** (за исключением периода отпуска по уходу за ребенком с ** ** ** по ** ** **) в должности ... ...; с ** ** ** по ** ** ** в должности ... ...; с ** ** ** по ** ** ** в должности ... ...; ** ** ** и ** ** ** в должности ... ...» и курсы повышения квалификации: с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **.
- обязать ГУ УПФР в г. Сыктывкаре РК (межрайонное) назначить страховую пенсию по старости по подп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от ** ** ** № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с момента за её обращением, т.е. с ** ** **, произвести соответствующие выплаты;
- взыскать судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В настоящем судебном заседании истец не присутствует, направив для участия в деле своего представителя.
Представитель истца на удовлетворении заявленных требований настаивает по основаниям, приведенным в иске.
Представитель ответчика иск не признает по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Суд счел возможным рассмотреть дело по существу при имеющейся явке лиц, по правилам ст. 167 ГПК РФ.
Заслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).
С ** ** ** и по настоящее время Кожевникова Н.В. осуществляет трудовую деятельность в образовательных учреждениях, что подтверждается письменными материалами дела, в т.ч. трудовой книжкой истца.
В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Установлено, что ** ** ** Кожевникова Н.В. обратилась в ГУ УПФР в г. Сыктывкаре РК (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Решением УПФР ... от ** ** **, ввиду отсутствия требуемого стажа работы в связи с педагогической деятельностью, в назначении досрочной страховой пенсии по старости истцу отказано.
Документами, представленными истцом, подтвержден стаж работы в связи с педагогической деятельностью (по состоянию на ** ** **) .... При этом из указанного стажа исключены периоды:
- с ** ** ** по ** ** ** - ... ..., поскольку за период до ** ** ** отсутствует работа в должностях и учреждениях, предусмотренных в Перечне;
- с ** ** ** по ** ** ** - ... .... Данный период исключен, так как учреждение не предусмотрено Списками;
- с ** ** ** по ** ** ** - ... ..., с ** ** ** по ** ** ** - ... ...; с ** ** ** по ** ** ** – ... ...; с ** ** ** по ** ** **, поскольку сведения об указанных периодах представлены работодателями без условий, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии
- ** ** **, ** ** ** – ... ..., как дополнительные нерабочие праздничные дни;
с чем истец не согласна.
Закрепляя право каждого на социальное обеспечение при наступлении названных и иных предусмотренных законом случаев (социальных рисков), Конституция Российской Федерации вместе с тем не регулирует условия и порядок предоставления конкретных видов социального обеспечения, а также не определяет, с использованием какого организационно-правового механизма оно реализуется, - эти вопросы, как следует из статей 39 (часть 2), 71 (пункт "в"), 72 (пункты "б" и "ж" части 1) и 76 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, решаются законодателем.
В соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В силу ч. 2, 3, 4 ст. 30 указанного Закона, Список соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность для детей.
В разделе "Наименование должностей" Списка должность пионервожатой не указана.
Не предусматривалась вышеназванная должность и действовавшими до 1 января 2002 г. нормативными правовыми актами, которые принимались в соответствии с Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Вместе с тем согласно п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, учителям и другим работникам просвещения работа в штатных должностях пионервожатых включалась в стаж работы по специальности.
Указанная работа подлежала включению в стаж при определенном условии.
В силу п. 4 данного Положения период работы в должности "пионервожатая" засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П, а также в ряде его определений, ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Законодатель же не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего педагогические работники не могли предвидеть в дальнейшем исключение из педагогического стажа работы в должности "пионервожатая".
С учетом этого обстоятельства и исходя из вышеприведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации данный период подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, при условии соблюдения механизма его зачета, то есть работником должно быть выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п. п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, определено, что периоды выполнявшейся до 01.09.2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01.09.2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных этими правилами.
В этой связи, исходя из анализа совокупности вышеприведенных правовых норм и представленных в дело доказательств, суд находит подлежащими удовлетворению заявленные истцом требования о включении в стаж педагогической деятельности периода работы истца в должности ... с ** ** ** по ** ** **.
Эффективная и скоординированная схема государственных пенсий исключает правовую неопределенность, не дает основание ответчику трактовать те или иные правовые нормы по данным правоотношениям в свою пользу, и в конечном итоге, не должна ухудшать положение истца.
Подлежащими удовлетворению суд находит и заявленные требования о включении в стаж педагогической с ** ** ** по ** ** ** - ... ...
Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет и перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденных Постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 года № 1397, утратившим силу с 01.10.1993 года и действовавшем в спорный период, предусмотрены детские сады и объединения; в перечне должностей указаны воспитатели.
Разделом 924003 Общесоюзного классификатора отраслей народного хозяйства, утвержденный Госкомстатом, Госпланом и Госстандартом СССР 01.01.1976 года, действовавшего до 01.01.2003, установлено, что к учреждениям дошкольного воспитания относятся детские сады, ясли, ясли-сады (комбинаты), детские площадки.
Таким образом, наименование учреждения "детский комбинат" соответствовало и приравнивалось к наименованию учреждения "ясли-сад".
Более того, согласно справки ... «...» от ** ** ** ... ** ** ** ...
При этом главной деятельностью ... являлось воспитание и обучение детей дошкольного возраста, что подтверждается справкой ... от ** ** **.
Воспитательное учреждение "ясли-сад" и должность воспитатель, предусмотрены Списком должностей и учреждений, следовательно, работа воспитателем в детском комбинате должна засчитываться в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Факт работы истца в должности ... подтверждается записью в трудовой книжке, архивной справкой, копии которых имеются в материалах дела.
Отсюда, суд считает необходимым требования истца в данной части удовлетворить, включив в стаж Кожевниковой Н.В., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, период работы с ** ** ** по ** ** ** и с ** ** ** по ** ** ** в должности ... ... области (за исключением периода отпуска по уходу за ребенком).
Рассматривая заявленные истцом требования о включении в стаж работы в связи с педагогической деятельностью периодов с ** ** ** по ** ** ** - ..., с ** ** ** по ** ** ** - ... ... области, суд руководствуется следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 ФЗ «О страховых пенсиях», в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу ч.ч. 1, 2 ст. 14 вышеуказанного ФЗ, при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения содержатся в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравосоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. № 258н.
Кроме того, из положений статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 вышеуказанного ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ).
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Из представленных суду документов следует, что в системе обязательного пенсионного страхования истец зарегистрирована ** ** **.
Между тем, согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Кожевниковой Н.В., периоды с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** ** в качестве периодов работы, связанных с осуществлением педагогической деятельности работодателями не проставлены.
Однако, факт осуществления истцом педагогической деятельности в рассматриваемые периоды времени подтверждается справкой, уточняющей особый характер работы или условий труда, необходимые для назначения льготной пенсии и подтверждающей постоянную занятость на льготной работе от ** ** ** ... выданной АМО «...», согласно которой в периоды с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** ** истцом осуществлялась именно педагогическая деятельность, в течение полного рабочего дня, на полную ставку.
Данная справка выдана на основании книг приказов за ** ** **, лицевых счетов, тарификационных списков и штатных расписаний за указанные периоды времени, в связи с чем оснований для признания её недопустимым доказательством у суда не имеется.
Кроме того, факт осуществления истцом педагогической деятельности в указанные периоды времени подтверждается представленными по запросу суда копиями приказов о приеме на работу и перемещениях, лицевыми счетами истца.
В этой связи, по мнению суда, тот факт, что за спорный период сведения индивидуального (персонифицированного) учета переданы на Кожевникову Н.В. работодателем без указания кода специального стажа, безусловным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований не является.
Отсюда, поскольку для возникновения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности решающим является характер данной деятельности; суд считает возможным требования истца в указанной части удовлетворить, включив в стаж педагогической деятельности последней периоды работы с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **.
Подлежащими удовлетворению суд находит и заявленные истцом требования о включении в указанных стаж периодов с ** ** ** по ** ** ** в должности ... ... и с ** ** ** по ** ** ** в должности ... ...; поскольку, как следует из представленных суду копий приказов, в рассматриваемые периоды истец, по поручению работодателей, проходила курсы повышения квалификации. При этом за ней сохранялось постоянное место работы и заработная плата, оплачивались командировочные расходы.
Данные обстоятельства не оспариваются и представителем ответчика.
Пунктом 1 Инструкции Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07 апреля 1988 года № 62 «О служебных командировках в пределах СССР» предусматривалось, что служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению руководителя объединения, предприятия, учреждения, организации на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
В силу пункта 2 Инструкции направление работников объединений, предприятий, учреждений, организаций в командировку производятся руководителями этих объединений, предприятий, учреждений, организаций и оформляется выдачей командировочного удостоверения по форме согласно приложению.
По усмотрению руководителя объединения, предприятия, учреждения, организации направление работника в командировку, наряду с командировочным удостоверением, может оформляться приказом.
Согласно пункту 8 Инструкции на рабочих и служащих, находящихся в командировке, распространяется режим рабочего времени и времени отдыха тех объединений, предприятий, учреждений, организаций, в которые они командированы.
На основании пункта 9 Инструкции за командированным работником сохраняется место работы (должность) и средний заработок во время командировки, в том числе и за время нахождения в пути.
Согласно статье 112 КЗоТ РФ и статье 187 ТК РФ, в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Отсюда, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В этой связи, исходя из анализа совокупности вышеуказанных правовых норм, поскольку время нахождения на курсах повышения квалификации относится к рабочему времени истца, за данное время последней производилась выплата заработной платы, с которой работодатель производил отчисление страховых взносов; истец имеет право на зачет оспариваемых периодов в специальный стаж, и соответственно, получения пенсии на законных основаниях. Иное толкование следует расценивать как установление новых правил, ошибочное толкование пенсионного законодательства в свою пользу, что противоречит общему смыслу законности и правомерности применения тех или иных законодательных актов, нарушает справедливый баланс между рассматриваемыми интересами.
По аналогичным основаниям подлежат включению в педагогический стаж работы Кожевниковой и периоды дополнительных праздничных нерабочих дней ** ** ** и ** ** **, поскольку из представленных суду документов следует, что в указанные периоды за истцом сохранялась заработная плата, из которой работодателем производилось удержание страховых взносов в Пенсионный фонд.
Что касается заявленных требований в части обязания назначить страховую пенсию по старости по подп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с момента за её обращением, т.е. с ** ** **, произвести соответствующие выплаты; то, по мнению суда, они не подлежат удовлетворению по нижеприведенным основаниям.
С 01 января 2019 года Федеральным законом от 03.10.2018 № 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", внесены изменения, согласно которым срок, с которого назначается страховая пенсия по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность не менее 25 лет, ежегодно увеличивается на 12 месяцев (Приложение № 7 к Федеральному закону № 400-ФЗ).
Для лиц, у которых стаж педагогической деятельности не менее 25 лет, будет выработан в 2019 – 2020 годах, предусмотрены переходные положения, когда сроки назначения пенсии, указанные в Приложении № 7 к Федеральному закону № 400-ФЗ, уменьшаются на 6 месяцев (ч. 3 ст. 10 Федерального закона № 350-ФЗ).
Так, если стаж педагогической деятельности ..., право на пенсию возникнет через 6 месяцев после того, как такой стаж будет полностью выработан; в ...
В силу ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В этой связи, при включении в стаж работы Кожевниковой Н.В. для назначения пенсии в связи с педагогической деятельностью, вышеуказанных периодов работы, стаж работы последней в связи с педагогической деятельностью на момент её обращения за назначением пенсии (** ** **) составит ..., что не дает ей права на досрочное назначение страховой пенсии на законных основаниях.
Не подлежат удовлетворению и заявленные истцом требования о взыскании в её пользу судебных расходов в виде расходов по уплате госпошлины, по нижеприведенным основаниям.
В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
Названная льгота по уплате государственной пошлины по признаку субъектного состава является специальной нормой для всех случаев, когда государственные органы, органы местного самоуправления выступают по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, как в качестве истцов, так и в качестве ответчиков, и не поставлена в зависимость от категории рассматриваемого спора (пункт 11 подраздела Вопросы уплаты государственной пошлины раздела Судебная практика по гражданским делам Обзора судебной практики Верховного Седа РФ за первый квартал 2011 года, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 01.06.2011).
В случае, если государственное или муниципальное учреждение выполняет отдельные функции государственного органа (органа местного самоуправления) и при этом его участие в судебном процессе обусловлено осуществлением указанных функций и, соответственно, защитой государственных, общественных интересов, оно освобождается от уплаты государственной пошлины по делу.
Из изложенного следует, что для освобождения от уплаты государственной пошлины необходимо, чтобы участие соответствующего учреждения в судебном процессе было обусловлено выполнением отдельных функций государственного (муниципального) органа с целью защиты государственных и (или) общественных интересов.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Пенсионном фонде РФ, утвержденном Постановлением Верховного Совета РФ № 2122-1 от 27.12.1991, Пенсионный фонд Российской Федерации образован в целях управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации, его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации, являются частью бюджета России, имеют строго целевое назначение и направляются на выплату государственных пенсий.
В соответствии со статьей 10 Бюджетного кодекса РФ бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней, при этом к первому уровню относятся как федеральный бюджет, так и бюджеты государственных внебюджетных фондов. Согласно статье 144 Бюджетного кодекса РФ в состав бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации входит бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
На основании пунктов 1 пунктов 1 и 2 Указа Президента Российской Федерации № 1709 от 27.09.2000 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации», за Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами закреплены полномочия по назначению и выплате государственных пенсий, передана в оперативное управление материально-техническая база, обеспечивающая реализацию указанных полномочий.
В силу статьи 3.1 Федерального закона № 167-ФЗ от 15.12.2001 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» к полномочиям федеральных органов государственной власти по обязательному пенсионному страхованию в Российской Федерации относится: установление порядка составления, рассмотрения и утверждения бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и порядка его исполнения; установление порядка составления, внешней проверки и утверждения порядка рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности Пенсионного фонда Российской Федерации; определение порядка и условий формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений; определение порядка хранения средств обязательного пенсионного страхования; управление системой обязательного пенсионного страхования; обеспечение финансовой устойчивости и сбалансированности системы обязательного пенсионного страхования, в том числе путем обеспечения поступления обязательных платежей в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации; определение порядка использования временно свободных средств обязательного пенсионного страхования; осуществление государственного надзора и контроля за реализацией прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию.
Как следует из статьи 5 Федерального закона № 167-Ф3 Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет полномочия по обязательному пенсионному страхованию на территории Российской Федерации, является государственным учреждением, и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона № 167-Ф3 Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает целевое использование средств обязательного пенсионного страхования, а также осуществляет контроль за их использованием, в том числе на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета; назначает (пересчитывать) и своевременно выплачивает страховые пенсии и накопительные пенсии на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета.
Рассматриваемый спор возник в связи с отказом истцу в назначении страховой пенсии по старости, то есть в связи с реализацией Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В силу изложенного ГУ - УПФР в г. Сыктывкаре (межрайонное) наделено публичными полномочиями, направленными на защиту государственных интересов, в связи с чем ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ.
Отсюда, рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст.56, 57 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Кожевниковой ... к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сыктывкаре Республики Коми (межрайонное) о признании решения незаконным и его отмене, обязании включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы, назначении страховой пенсии по старости с момента за её обращением, обязании произвести соответствующие выплаты, взыскании судебных расходов – удовлетворить в части.
Признать незаконным и отменить решение Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сыктывкаре Республики Коми (межрайонное) от ** ** ** ... в части исключения из стажа работы Кожевниковой ... в связи с педагогической деятельностью, периодов работы: с ** ** ** по ** ** ** в должности ... ...; с ** ** ** по ** ** ** и с ** ** ** по ** ** ** в должности ... ...; с ** ** ** по ** ** ** в должности ... ...; с ** ** ** по ** ** ** в должности ... ...; ** ** ** и ** ** ** в должности ... ...» и курсов повышения квалификации: с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сыктывкаре Республики Коми (межрайонное) включить в стаж работы Кожевниковой ... в связи с педагогической деятельностью периоды работы: с ** ** ** по ** ** ** в должности ... ...; с ** ** ** по ** ** ** и с ** ** ** по ** ** ** в должности ... ...; с ** ** ** по ** ** ** в должности ... ...; с ** ** ** по ** ** ** в должности ... ...; ** ** ** и ** ** ** в должности ... ... и курсов повышения квалификации: с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **.
В удовлетворении требований, заявленных к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сыктывкаре Республики Коми (межрайонное) об обязании назначить Кожевниковой ... страховую пенсию по старости по подп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от ** ** ** № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с момента за её обращением, т.е. с ** ** **, произвести соответствующие выплаты, взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины, Кожевниковой ... - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий
...