УИД 65RS0001-01-2024-011017-30

Дело № 2-7422/2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 ноября 2024 года                                                            г. Южно-Сахалинск

Южно-Сахалинский городской суд в составе: председательствующего судьи Плесковой В.А., при ведении протокола помощником судьи Ли З.М.,

с участием истца и представителя войсковой части 35390 Бибиковой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому МОЛОДОВА К.В. к акционерному обществу «Согаз» о взыскании страховой выплаты, компенсации морального вреда,

установил:

06 сентября 2024 года Молодов К.В. обратился в суд с иском к войсковой части 35390, АО «Согаз» о взыскании с АО «Согаз» страхового возмещения в размере 81 816 рублей 44 копеек с учетом индексации, с войсковой части 35390 и с АО «Согаз» в солидарном порядке компенсации морального вреда в размере 50 000 рублей.

В обоснование иска указано, что истец проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации в рамках частичной мобилизации в соответствии с Указом Президента РФ от 21 сентября 2022 года № 647 в звании гвардии младшего сержанта, оператора зенитного ракетного взвода зенитной ракетной батареи зенитного дивизиона 39 отдельной гвардейской мотострелковой бригады (на МТ-ЛБ) 68 армейского корпуса Восточного военного округа.

На основании выявленного заболевания, полученного в ходе прохождения военной службы, 24 октября 2023 года военно-врачебной комиссией истец признан не годным, досрочно уволен с военной службы в отставку приказом от ДД.ММ.ГГГГ , и в силу абз. 7 ст. 4 Федерального закона № 52-ФЗ у него возникло право на получение страховой выплаты.

В связи с чем, 25 марта 2024 года войсковой частью 35390 в адрес АО «Согаз» был направлен пакет документов, однако в страховой выплате отказано по тем основаниям, что полученное заболевание не является страховым случаем.

Между тем, согласно абз. 7 ст. 4 ФЗ-52 страховым случаем при осуществлении обязательного государственного страхования является в том числе, увольнение военнослужащих с военной службы в связи с признанием их военно-врачебной комиссией не годными к военной службе или ограниченно годными к военной службе вследствие заболевания, полученного в период прохождения военной службы, военных сборов.

Имеющееся у истца заболевание – <данные изъяты>, было получено в период прохождения военной службы, что подтверждается свидетельством о болезни от ДД.ММ.ГГГГ .

В соответствии с п. 3 ст. 7 ФЗ -52, постановлением Правительства РФ № 855 войсковая часть обязана была представить в страховую организацию с пакетом документов также справку об обстоятельствах наступления страхового случая. Действуя недобросовестно, войсковая часть 35390 такую справку в адрес АО «Согаз» не направляла, а в сопроводительном письме с документами на имя истца     сообщила о направлении неполного пакета документов на имя Молодова К.В.,    о невозможности произвести страховую выплату и необходимости принятия решения об отказе в страховой выплате.

В свою очередь, АО «Согаз» как профессиональный участник экономического оборота, обладающий необходимыми знаниями, средствами и опытом, подкрепленными обязанностью организаций страхователя сообщить по его запросу необходимые сведения о наступлении страхового случая и направлять ему сведения об обстоятельствах наступления этих случаев, в силу ст. 3 и абз. 2 п. 3 ст. 7 ФЗ -52 имел все необходимые средства и возможности для получения от воинской части справки об обстоятельствах наступления страхового случая путем направления соответствующего запроса.

Однако страховой организацией подобных мер не принято, что также свидетельствует о недобросовестном поведении.

Указанными действиями ответчиков истцу причинен моральный вред.

17 июня 2024 года истец обратился в войсковую часть 35390 с требованием направить полный пакет документов в адрес АО «Согаз», 27 июня 2024 года документы были направлены.

Между тем, страховая выплата не произведена, требования досудебной претензии не исполнены.

В судебном заседании истец отказался от исковых требований к войсковой части 35390, требования к АО «Согаз» поддержал.

Представитель войсковой части 35390 ФИО, действующая на основании доверенности, с иском к войсковой части не согласилась.

Представитель АО «Согаз» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, представил письменные возражения, в которых указано, что представленные документы не подтверждают наступление у истца страхового случая, предусмотренного ст. 4 Закона № 52-ФЗ в результате получения военнослужащим увечья (ранения, травмы, контузии). Полученное истцом заболевание    в период военной службы является общим заболеванием. Кроме того, в соответствии со ст. 4 ФЗ-52 увольнение военнослужащего с военной службы в связи с признанием его военно-врачебной комиссией негодным к военной службе вследствие заболевания является страховым случаем только при прохождении им военной службы по призыву. Правовых оснований для взыскания компенсации морального вреда не имеется.

Определением Южно-Сахалинского городского суда от 27 ноября 2024 года производство по делу по иску Молодова К.В. к войсковой части 35390 прекращено в связи с отказом истца от иска.

Заслушав истца, представителя войсковой части 35390, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации). Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 969 Гражданского кодекса Российской Федерации в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий. Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям).

Обязательное государственное страхование осуществляется непосредственно на основании законов и иных правовых актов о таком страховании указанными в этих актах государственными страховыми или иными государственными организациями (страховщиками) либо на основании договоров страхования, заключаемых в соответствии с этими актами страховщиками и страхователями (пункт 2 статьи 969 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными названным федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.

Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета. Основания, условия и порядок обязательного государственного личного страхования указанных военнослужащих и граждан устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 18 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих").

Условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и иных приравненных к ним лиц определены в Федеральном законе от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ).

В статье 1 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ установлено, что объектами обязательного государственного страхования, осуществляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - обязательное государственное страхование), являются жизнь и здоровье военнослужащих (за исключением военнослужащих, военная служба по контракту которым в соответствии с законодательством Российской Федерации приостановлена), граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации, граждан, уволенных с военной службы, со службы в органах внутренних дел Российской Федерации, в Государственной противопожарной службе, со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в войсках национальной гвардии Российской Федерации, службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации (далее - служба), отчисленных с военных сборов или окончивших военные сборы, в течение одного года после окончания военной службы, службы, отчисления с военных сборов или окончания военных сборов (далее - застрахованные лица).

Пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ определено, что выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию (далее - выгодоприобретатели) являются застрахованные лица.

В статье 4 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ названы страховые случаи при осуществлении обязательного государственного страхования, в числе которых увольнение военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, с военной службы, отчисление гражданина, призванного на военные сборы на воинскую должность, для которой штатом воинской части предусмотрено воинское звание до старшины (главного корабельного старшины) включительно, с военных сборов в связи с признанием их военно-врачебной комиссией не годными к военной службе или ограниченно годными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, военных сборов.

Согласно абзацу восьмому пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ в случае увольнения военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, с военной службы, отчисления гражданина, призванного на военные сборы на воинскую должность, для которой штатом воинской части предусмотрено воинское звание до старшины (главного корабельного старшины) включительно, с военных сборов в связи с признанием их военно-врачебной комиссией не годными к военной службе или ограниченно годными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы или военных сборов, выплачиваются страховая сумма в размере 50 000 рублей.

Размер указанных страховых сумм ежегодно увеличивается (индексируется) с учетом уровня инфляции в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) указанных страховых сумм принимается Правительством Российской Федерации. Указанные страховые суммы выплачиваются в размерах, установленных на день выплаты страховой суммы (абзац девятый пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ).

В целях своевременной выплаты страховых сумм организации страхователя, федеральные учреждения медико-социальной экспертизы обязаны оказывать выгодоприобретателям содействие в истребовании и оформлении документов, необходимых для принятия решения о выплате страховых сумм. Должностные лица организаций страхователя, ответственные за осуществление обязательного государственного страхования, виновные в необоснованном отказе в предоставлении и оформлении выгодоприобретателю документов, необходимых для принятия решения о выплате страховых сумм, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункты 3, 4 статьи 7 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ).

Выплата страховых сумм производится страховщиком на основании документов, подтверждающих наступление страхового случая. Перечень документов, необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы, устанавливается Правительством Российской Федерации (абзац первый пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ).

В соответствии с пунктом 4 статьи 11 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ выплата страховых сумм производится страховщиком в 15-дневный срок со дня получения документов, необходимых для принятия решения об указанной выплате. В случае необоснованной задержки страховщиком выплаты страховых сумм страховщик из собственных средств выплачивает выгодоприобретателю неустойку в размере 1 процента страховой суммы за каждый день просрочки.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 855 "О мерах по реализации Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации", в том числе был утвержден перечень документов, необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции (далее по тексту - Перечень).

В разделе 6 Перечня установлены документы, оформляемые в случае увольнения военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, с военной службы, отчисления гражданина, призванного на военные сборы на воинскую должность, для которой штатом воинской части предусмотрено воинское звание до старшины (главного корабельного старшины) включительно, с военных сборов в связи с признанием их военно-врачебной комиссией не годными к военной службе или ограниченно годными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, военных сборов: заявление застрахованного лица о выплате страховой суммы вместе с копией документа, удостоверяющего личность застрахованного лица; справка воинской части (учреждения, организации) об обстоятельствах наступления страхового случая; копия свидетельства о болезни застрахованного лица, признанного военно-врачебной комиссией негодным или ограниченно годным к военной службе; копия выписки из приказа командира воинской части (начальника учреждения, руководителя организации) об исключении застрахованного лица из списков личного состава воинской части (учреждения, организации).

В соответствии с пунктами 8 и 9 Порядка организации работы по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, граждан, призванных на военные сборы, граждан, уволенных с военной службы, а также форм документов, необходимых для реализации Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации", утвержденного приказом Министра обороны РФ от 08.12.2022 N 755 организация работы по оформлению документов на выплату страховых сумм осуществляется на основании заявления о выплате страховой суммы застрахованному лицу.

Для принятия решения о выплате страховых сумм застрахованным лицам (другим выгодоприобретателям) центральными органами военного управления, объединениями, соединениями, воинскими частями и организациями Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - воинские части) или военными комиссариатами субъектов Российской Федерации (военными комиссариатами муниципальных образований) (далее - военные комиссариаты) оформляются документы в соответствии с Перечнем документов, необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 855 "О мерах по реализации Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации".

Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 5 постановления от 26 апреля 2018 г. N 18-П "По делу о проверке конституционности пункта 4 статьи 11 Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина М.И.В.", устанавливая право выгодоприобретателя на получение страховых сумм и корреспондирующую ему обязанность страховщика по их выплате, Федеральный закон "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации" одновременно закрепляет и все условия, необходимые для реализации указанного права, в частности размер страховых сумм, выплачиваемых выгодоприобретателям, основания освобождения страховщика от выплаты страховой суммы, порядок и условия выплаты страховых сумм (статьи 5, 10 и 11).

Возникновение у выгодоприобретателя права на получение страховых сумм названный Федеральный закон ставит в зависимость от наступления страхового случая, а обязанность страховщика выплатить соответствующие страховые суммы - в зависимость от получения им документов, подтверждающих наступление страхового случая, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 11); при этом в целях своевременной выплаты страховых сумм на организации страхователя, федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагается обязанность оказывать выгодоприобретателям содействие в истребовании и оформлении документов, необходимых для принятия решения о выплате страховых сумм, а на должностных лиц организаций страхователя, ответственных за осуществление обязательного государственного страхования, виновных в необоснованном отказе в предоставлении и оформлении выгодоприобретателям таких документов, - ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункты 3 и 4 статьи 7).

Из приведенного правового регулирования следует, что обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц установлено в целях защиты их социальных интересов, а в случае их гибели (смерти) - интересов иных выгодоприобретателей и является одной из форм исполнения государством обязанности возместить ущерб, причиненный жизни или здоровью военнослужащих и приравненных к ним лиц при прохождении ими службы.

Страховое обеспечение, полагающееся военнослужащим и приравненным к ним лицам, а в случае их гибели (смерти) иным выгодоприобретателям, входит в гарантированный государством объем возмещения вреда, призванный компенсировать последствия изменения их материального и (или) социального статуса вследствие наступления страховых случаев, включая причиненный материальный и моральный вред. При этом страховые организации (страховщики), с которыми Министерство обороны Российской Федерации на соответствующий период заключает договоры государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и приравненных к ним лиц, принимают на себя обязательство по выплате застрахованным лицам или другим выгодоприобретателям установленных законом страховых сумм. Возникновение у выгодоприобретателя права на получение страховых сумм закон ставит в зависимость от наступления страхового случая, а обязанность страховщика выплатить страховые суммы - в зависимость от получения им предусмотренных нормативными предписаниями документов, необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы, в том числе документов, подтверждающих наступление страхового случая.

В силу пункта 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Согласно статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

В пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" разъяснено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.

В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 - 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющей общие основания ответственности за причинение вреда, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

Пунктом 1 статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

В пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" разъяснено, что суду при разрешении спора о компенсации морального вреда, исходя из статей 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающих общие принципы определения размера такой компенсации, необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимания фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав. При этом соответствующие мотивы о размере компенсации морального вреда должны быть приведены в судебном постановлении. Размер компенсации морального вреда не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и других имущественных требований.

Между АО «СОГАЗ» и Министерством обороны Российской Федерации заключен Государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг по осуществлению в 2022 - 2023 годах обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и граждан, призванных на военные сборы.

Согласно Государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ АО «СОГАЗ» несет ответственность по страховым случаям, произошедшим в период с 01 января 2015 года по 31 декабря 2023 года, и производит страховые выплаты вне зависимости от срока обращения застрахованных лиц (выгодоприобретателей) по страховым случаям, произошедшим в вышеуказанный период.

Из материалов дела следует, что Молодов К.В. проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации в рамках частичной мобилизации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 года № 647 в звании гвардии младшего сержанта, оператора зенитного ракетного взвода зенитной ракетной батареи зенитного дивизиона 39 отдельной гвардейской мотострелковой бригады (на МТ-ЛБ) 68 армейского корпуса Восточного военного округа.

24 октября 2023 года в результате освидетельствования Молодова К.В. военно-врачебной комиссией ФГКУ «441 Военный госпиталь» МО РФ выдано свидетельство о болезни с диагнозом:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Заключением военно-врачебной комиссии, на основании статьи 26А, 29А, графы III Расписания болезней (приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства РФ от 04 июля 2013 года № 565) и требований к состоянию здоровья отдельных категорий граждан – «Д», признан не годным к военной службе.

Приказом командира 39 отдельной гвардейской мотострелковой бригады от ДД.ММ.ГГГГ Молодов К.В. досрочно уволен с военной службы в отставку по состоянию здоровья – в связи с признанием военнослужащего военно-врачебной комиссией негодным к военной службе (подпункт «в» пункта 1 статьи 51 ФЗ).

12 марта 2024 года Молодов К.В. обратился в АО «Согаз», через войсковую часть 35390, с заявлением о страховой выплате по обязательному государственному страхованию в связи с увольнением военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, с военной службы, отчисление гражданина, призванного на военные сборы на воинскую должность, для которой штатом воинской части предусмотрено воинское звание до старшины (главного корабельного старшины) включительно, с военных сборов в связи с признанием их военно-врачебной комиссией не годными к военной службе или ограниченно годными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, военных сборов.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ войсковая часть 35390 в адрес АО «Согаз» направила документы на имя Молодова К.В.: заявление Молодова К.В., копия паспорта, копия военного билета, реквизиты банковского счета, копия выписного эпикриза, копия свидетельства о болезни, копия заключения ВВК. В письме войсковая часть страховой компании сообщала, что направляется неполный пакет документов на имя Молодова К.В. для принятия решения об отказе в выплате страховых сумм, в связи с отсутствием оснований, а также для дальнейшего предоставления документов в 318 ВПГ.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ АО «Согаз» вернуло в войсковую часть 35390 без реализации документы на выплаты страховой суммы младшему сержанту Молодову К.В., представленные в связи с заболеванием, полученным в период прохождения военной службы.

В письме указано, что в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ заболевание, полученное военнослужащим в период прохождения военной службы, страховым случаем не является.

Не согласившись с отказом, 17 июня 2024 года Молодов К.В. повторно обратился с заявлением о страховой выплате, настаивая на повторном направлении документов в АО «Согаз» для страховой выплаты с приложением войсковой частью 35390 справки об обстоятельствах наступления страхового случая.

ДД.ММ.ГГГГ письмом войсковая часть направила в адрес АО «Согаз» документы на имя Молодова К.В., в том числе со справкой о наступлении страхового случая, для повторного принятия решения о выплате страховым сумм.

ДД.ММ.ГГГГ письмом АО «Согаз» отказало в страховой выплате.

Анализируя установленные по делу доказательства, учитывая, что в период прохождения военной службы Молодов К.В. получил заболевания: <данные изъяты>, и заключением военно-врачебной комиссии признан не годным к военной службе, приказом от 28 ноября 2023 года № 227 досрочно уволен с военной службы в отставку по состоянию здоровья - в связи с признанием военнослужащего военно-врачебной комиссией негодным к военной службе, суд приходит к выводу о наличии у Молодова К.В. в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 28.03.1998 N 52-ФЗ     "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации" права на получение страховой суммы.

Довод АО «Согаз» об отсутствии оснований для признания случая страховым основаны на неправильном толковании закона, поскольку вышеуказанным Федеральным законом № 52-ФЗ установлено право на получение страховой выплаты военнослужащим, уволенным с военной службы, в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе вследствие заболевания, полученного в период прохождения военной службы.

В связи с чем, иск Молодова К.В. о взыскании страховой выплаты с индексацией подлежит удовлетворению.

Также подлежит удовлетворению исковое требование о взыскании компенсации морального вреда в размере 50 000 рублей в связи с незаконным отказом АО «Согаз» в страховой выплате, что причинило истцу нравственные страдания, необходимость восстанавливать свои нарушенные права.

Заявленный размер компенсации морального вреда, с учетом обстоятельств дела, суд находит разумным.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ с ответчика в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2 954 рублей 49 копеек.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░» () ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. (░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>) ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 81 816 ░░░░░░ 44 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50 000 ░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2 954 ░░░░░░ 49 ░░░░░░.

░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░                                               ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.

2-7422/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Молодов Кирилл Викторович
Ответчики
Войсковая часть 35390
АО "Согаз"
Суд
Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области
Судья
Плескова Виктория Александровна
Дело на сайте суда
u-sahalinsky.sah.sudrf.ru
06.09.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.09.2024Передача материалов судье
10.09.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.09.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.09.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
16.10.2024Предварительное судебное заседание
27.11.2024Судебное заседание
11.12.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.01.2025Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.01.2025Дело оформлено
27.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее