ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Уфа 14 июня 2018 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Крыгиной Т.Ф.
судей Гильмановой О.В.
Нурисламовой Э.Р.
при секретаре Рахматуллине И.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 15 марта 2018 года, которым постановлено:
в удовлетворении искового заявления ФИО1 к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ в Бурзянском районе РБ о признании права на досрочную пенсию - отказать в полном объеме.
Заслушав доклад судьи Крыгиной Т.Ф., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Бурзянском районе РБ, в котором просил признать незаконным решение ГУ-УПФ РФ в Бурзянском районе РБ №... от дата об отказе в установлении пенсии; включить ему в стаж работы, дающий право на досрочную пенсию период его службы по призыву в Вооруженных силах СССР с дата по дата; назначить ему досрочную трудовую пенсию со дня обращения с заявлением; взыскать с ответчика в его пользу государственную пошлину в размере 300 рублей.
Свои требования мотивировал тем, что он обратился с заявлением в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Бурзянском районе РБ о назначении ему досрочной трудовой пенсии как учителю, проработавшему 25 лет в школе. Решением ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Бурзянском районе РБ от дата ему отказано в зачете в стаж периода службы в рядах Вооруженных сил Советского Союза с дата по дата - 1 год 11 месяцев 13 дней. Таким образом, его стаж составил 23 года 22 дня. Считает действия ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Бурзянском районе РФ в Бурзянском районе РБ незаконными.
Судом вынесено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене решения суда в связи с нарушением норм материального права. Полагает, что у суда не было оснований отказывать во включении периода военной службы в педагогический стаж, поскольку им выработан 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии работникам просвещения в учреждениях, организациях, должностях, предусмотренных в Постановлении Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397.
В силу ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Все участники процесса извещены о времени и месте заседания судебной коллегии Верховного Суда Республики Башкортостан заблаговременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Бурзянском районе РБ ФИО3, ФИО2, полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Согласно пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30).
Судом установлено, что дата ФИО1 обратился в ГУ - УПФ РФ в адрес с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста).
Из материалов дела следует, что решением Управления Пенсионного фонда РФ в Бурзянском районе РБ №... от дата ФИО1 отказано в назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» по заявлению от дата №..., по причине отсутствия требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности. Согласно указанного решения, стаж педагогической деятельности истца по предъявленным для назначения документам на дата составил 23 года 22 дня при требуемом стаже 25 лет, было исключено из трудового стажа ФИО1, дающего право на досрочную пенсию, период его службы по призыву в Вооруженных силах Советского Союза - с дата по дата - 1 год 11 месяцев 13 дней. Период прохождения ФИО1 службы в армии не включен пенсионным органом в специальный стаж для досрочного назначения истцу страховой пенсии по старости, поскольку не предусмотрены Правилами от дата №....
Как следует из трудовой книжки ФИО1 в период с дата по дата г. обучался в БСХИ, при этом в период учебы он с дата по дата проходил службу в армии; в период с дата по дата г. работал в должности инженера-механика в кооперативе «Яшьлек», не связанной с педагогической деятельностью. Тот факт, что истец проходил службу в армии с дата по дата подтверждается военным билетом истца серии №....
Как видно из трудовой книжки истца приказом от дата ФИО1 принят на должность учителя физики в Аскаровскую среднюю школу, где он проработал по дата Далее истец работал учителем химии, биологии, физики, технологии в Исламбаевской средней школе, а также заведующим Исламбаевского филиала МОБУ СОШ д.Аскарово.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оснований для включения периода службы по призыву в Вооруженных силах СССР с дата по дата в специальный педагогический стаж не имеется.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в специальный трудовой стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, и Правила исчисления периодов такой работы утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
Вместе с тем, согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" признано конституционным производить оценку приобретенных прав по исчислению трудового стажа и размера пенсии, приобретенных гражданином до 01 января 2002 года, по нормам ранее действовавшего законодательства.
Как закреплено в подпункте "м" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяется Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до дата.
В период прохождения истцом службы по призыву в Вооруженных силах СССР с дата по дата действовало Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, утратившее силу с 1 октября 1993 г.
Пунктом 1 пп. «г» Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
При этом в силу пункта 4 названного положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 этого положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Из приведенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. Сохранение возможности зачета в стаж работы по специальности учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения иных периодов деятельности, в том числе службы в составе Вооруженных Сил СССР, предусмотрено в силу пункта 4 Положения от 17 декабря 1959 г. N 1397 только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до 1 января 1992 г. в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397.
Однако согласно трудовой книжке ФИО1 педагогическая деятельность им не осуществлялась. Более того, материалы дела не содержат сведений о том, что истец осуществлен какую-либо педагогическую деятельность ни до дата, ни до 01.10.1993г. в учреждениях, организациях, должностях, дающая право на назначение досрочной трудовой пенсии.
Как следует из материалов дела, начало педагогической деятельности ФИО1 имело место с 20.12.1993г.
Следовательно, в силу приведенного выше правового регулирования, нормы Положения от 17 декабря 1959 г. N 1397, утратившего силу с 1 октября 1993 г., предусматривавшего, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается, в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР, не могут применяться для учета периодов педагогической деятельности истца при решении вопроса о признании за ним права на досрочное пенсионное обеспечение, поскольку в период действия названного положения, как установлено судом, у истца отсутствовал стаж педагогической деятельности.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы о возможности включения периода службы истца в армии в специальный стаж для досрочного пенсионного обеспечения в связи с осуществлением им педагогической деятельности со ссылкой на Положение от 17 декабря 1959 г. N 1397 основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит решение суда об отказе ФИО1 в признании права на досрочную страховую пенсию законным и обоснованным.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, и сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи с чем, не могут повлечь его отмену. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется, нормы материального права истолкованы и применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает обжалуемое решение законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 199, 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия
определила:
Решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 15 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий Крыгина Т.Ф.
Судьи Гильманова О.В.
Нурисламова Э.Р.