В окончательной форме решение суда принято 28 марта 2017 года
Дело № 2а-896/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ялта 27 марта 2017 г.
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Кононовой Ю.С., при секретаре Лемешко О.В., с участием представителя истца – Бородкина О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Олейник С. В. к Администрации города Ялта Республики Крым, с участием заинтересованных лиц: Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялта, Департамент архитектуры и градостроительства администрации г. Ялта о признании незаконным постановления, обязательстве совершить определенные действия,
у с т а н о в и л :
Олейник С.В. обратился в суд с иском к Администрации города Ялта о признании незаконным постановления № 4456-п от 03.11.2016 г., которым ему было отказано в предоставлении в собственность земельного участка общей площадью 1000 кв. метров, расположенного в <адрес>, в порядке завершения оформления прав, возложении на Администрацию гор. Ялта обязанности повторно рассмотреть его заявление в течение 20 дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Исковые требования мотивированы тем, что решением Ливадийского поселкового Совета от 25.12.2009 г. № 54 ему было дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью 0,1000 га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) по адресу: <адрес> из земель Ливадийского поселкового совета. 02.06.2016 года, в порядке завершения оформления прав он обратился в Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялта с заявлением о предоставлении вышеуказанного земельного участка в собственность, предоставив все необходимые документы. Вместе с тем, постановлением Администрации города Ялта № 4456-п от 03 ноября 2016 года ему было отказано в предоставлении в собственность земельного участка в связи с несоответствием места расположения земельного участка градостроительной документации населенного пункта. Считает постановление незаконным, поскольку проектируемый к отводу земельный участок находится в зоне индивидуальной жилой застройки, а также граничит с другими земельными участками, ранее переданными в собственность с видом разрешенного использования – индивидуальная жилая застройка.
В судебное заседание истец не явился, был извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить иск.
Представитель ответчика Администрации города Ялта, а также представители заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, были извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
Ранее представителем ответчика Администрации города Ялта были представлены письменные возражения на иск, в которых указано, что Олейник С.В. было отказано в передаче испрашиваемого им земельного участка в собственность на основании ч. 6 ст. 13 Закона Республики Крым № 38-ЗРК от 31.07.2014 г. в связи с несоответствием его месторасположения действующей градостроительной документации. Представитель ответчика просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представителем Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Ялта также были представлены письменные пояснения, из которых следует, что в соответствии с Генеральным планом курортного района «Большая Ялта», утвержденным постановлением Совета министров АРК № 136 от 15.06.1993 года, вид функционального использования земельного участка – территория курортно – рекреационных учреждений, в связи с чем Департаментом было отказано в согласовании предоставления в собственность истца испрашиваемого им земельного участка. Просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель заинтересованного лица Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялта представил письменные пояснения, в которых указал, что Департаментом было получено заключение от уполномоченного органа местного самоуправления в сфере градостроительства и архитектуры о не согласовании предоставления Олейник С.В. испрашиваемого земельного участка, поскольку в соответствии с Генеральным планом курортного района «Большая Ялта», утвержденным постановлением Совета министров АРК № 136 от 15.06.1993 года, вид функционального использования земельного участка – территория курортно – рекреационных учреждений. Несоответствие месторасположения испрашиваемого земельного участка действующей градостроительной документации является безусловным основанием для отказа в его предоставлении в собственность, в связи с чем считает вынесенное администрацией города Ялта постановление законным и обоснованным.
Выслушав представителя истца, исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что решением Ливадийского поселкового Совета 39-й сессии 5-го созыва № 54 от 25 декабря 2009 года Олейник С.В. было дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка ориентировочной площадью 0,1000 га, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) по адресу: <адрес>
На момент принятия решения о предоставлении Олейник С.В. разрешения на составление проекта отвода земельного участка, порядок предоставления земельных участков в собственность граждан был установлен законодательством Украины.
Так, пунктом «б» статьи 12 Земельного кодекса Украины, к полномочиям сельских, поселковых, городских советов в области земельных отношений на территории сел, поселков, городов было отнесено передача земельных участков коммунальной собственности в собственность граждан и юридических лиц в соответствии с этим Кодексом.
Частью первой статьи 19 Земельного кодекса Украины был установлен перечень категорий земель, которые по их целевому назначению были поделены на: земли сельскохозяйственного назначения; земли жилой и общественной застройки; земли природно – заповедного и другого природоохранного назначения; земли оздоровительного назначения; земли рекреационного назначения; земли историко – культурного назначения; земли лесохозяйственного назначения; земли водного фонда; земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и другого назначения.
Согласно ч. 1 ст. 20 ЗК Украины, отнесение земель к той или иной категории осуществляется на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с их полномочиями.
Статьей 116 ЗК Украины было установлено, что граждане и юридические лица приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных этим Кодексом, или по результатам аукциона.
Согласно статье 118 Земельного кодекса Украины граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель коммунальной собственности подают ходатайство в орган местного самоуправления.
Орган местного самоуправления рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или принимает мотивированный отказ в его предоставлении.
Основанием отказа в предоставлении такого разрешения может быть только не соответствие месторасположения объекта требованиями законов, принятых в соответствии с ними нормативно – правовых актов, генеральных планов населенных пунктов и другой градостроительной документации, схем землеустройства и технико – экономических обоснований использования и охраны земель административно – территориальных единиц, проектов землеустройства по благоустройству территорий населенных пунктов, утвержденных в установленном законом порядке.
Судом установлено, что на момент составления Олейник С.В. землеустроительной документации по отводу земельного участка нормативно – правовым документом, устанавливающим правовые и организационные основы градостроительной деятельности, направленным на обеспечение устойчивого развития территорий с учетом государственных, гражданских и частных интересов являлся Закон Украины «О регулировании градостроительной деятельности № 3038-VI от 17.02.2011 года».
В соответствии со ст. 1 указанного Закона, генеральный план населенного пункта – это градостроительная документация, которая определяет принципиальные решения развития, планирования, застройки и другого использования территории населенного пункта.
Планирование территорий осуществляется на государственном, региональном и местном уровнях соответствующими органами исполнительной власти, Верховным Советом АР Крым, Советом Министров АР Крым и органами местного самоуправления.
Планирование и застройка земельных участков осуществляется их собственниками или землепользователями в установленном законодательством порядке.
Решение по вопросам планирования и застройки территорий принимаются сельскими, поселковыми, городскими Советами и их исполнительными органами, районными, областными советами, Киевской и Севастопольской городскими государственными администрациями в пределах определенных законом полномочия с учетом требований градостроительной документации (ст. 8 Закона).
Судом установлено, что постановлением Совета Министров АР Крым № 618 от 09 октября 2007 года был утвержден проект корректировки генерального плана административного района Большой Ялты, в том числе его составная часть – «Историко – архитектурный опорный план административного района Большой Ялты» (пункт 1).
В соответствии с заключением Управления Главного архитектора Ялтинского городского Совета от 17 февраля 2010 года, земельный участок ориентировочной площадью 0,1000 га, расположенный по адресу: <адрес> проектируемый к отводу Олейник С.В., в соответствии с Генеральным планом Большой Ялты, утвержденным в 2007 году был предназначен для территории индивидуального жилищного строительства; объект располагается за пределами охранных зон; не подпадает в границы объектов, требующих соблюдения санитарно – защитной зоны; природные источники на участке и прилегающей территории отсутствуют, в связи с чем рекомендовано его предоставление в собственность.
Решением Ливадийского поселкового Совета № 110 от 20 августа 2010 года земельный участок в соответствии со ст. 19 Земельного Кодекса Украины был отнесен к категории земель: - «земли жилой и общественной застройки».
Указанное решение было принято органом местного самоуправления в пределах его полномочий, в соответствии с действующим на тот момент Генеральным планом административного района Большой Ялты и на сегодняшний день никем не отменено.
Вместе с тем, как установлено судом, постановлением Хозяйственного суда АР Крым от 21 мая 2009 года, по административному иску Заместителя прокурора АР Крым в интересах государства, пункт 1 постановления Совета министров АР Крым № 618 от 09 октября 2007 года «Об утверждении проекта корректировки Генерального плана Большой Ялты» был признан недействительным.
Определением Севастопольского Апелляционного административного суда от 28 октября 2013 года постановление Хозяйственного суда АР Крым от 21 мая 2009 года было оставлено без изменения и вступило в законную силу.
Таким образом, с 09 октября 2007 года до 28 октября 2013 года единственным действующим Генеральным планом Большой Ялты, который использовался органами местного самоуправления при принятии решений о даче гражданам разрешений на составление проектов землеустройства в отношении земельных участков, расположенных на территории Большой Ялты (муниципальное образование городской округ Ялты), об определении категорий земельных участков, являлся Генеральный план ее застройки с учетом корректировок, утвержденных постановлением Совета Министров АР Крым № 618 от 09 октября 2007 года.
При этом судом установлено, что на момент принятия Ливадийским поселковым Советом решения о даче Олейник С.В. разрешения на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка, его месторасположения соответствовало Генеральному плану населенного пункта; испрашиваемый земельный участок был в установленном законодательством порядке отнесен к категории земель жилой и общественной застройки.
Согласно ч. 1 ст. 1 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов от 18 марта 2014 года (далее – Договор) Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания настоящего Договора.
В соответствии с п. «в» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 1 ст. 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлено, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
В подпункте "б" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ отражено, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
Полномочия органа государственной власти Республики Крым в сфере земельных отношений определены в том числе частью 1 ст. 12.1 № 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года, которой установлено, что до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования в том числе земельных отношений могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Особенности регулирования земельных отношений на территории Республики Крым были законодательно закреплены в Законе Республики Крым № 38-ЗРК от 31 июля 2014 года «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее – Закон № 38-ЗРК), статьей 1 которого определено, что правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений составляют нормы федерального законодательства с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
Согласно статье 13 Закона № 38-ЗРК, завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года и действовавших на эту дату (часть 1).
Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Советом министров Республики Крым (часть 5).
Постановлением Совета Министров Республики Крым № 313 от 02.09.2014 года утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее – Порядок № 313).
В соответствии с пунктом 4 Порядка № 313, завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года (далее - разрешение на разработку документации).
В соответствии с пунктом 5 Порядка № 313, возникновение прав на земельный участок в соответствии с настоящим Порядком осуществляется на основании заявления (далее - заявление о предоставлении земельного участка), которое заинтересованное лицо подает в соответствующий уполномоченный орган.
В соответствии со ст. 52 Устава муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденного решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 19 ноября 2014 г. N 78 к полномочиям Администрации муниципального образования городской округ Ялта в области использования земли и охраны природы отнесено обеспечение выбора и формирования земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности в порядке, установленном Ялтинским городским советом; осуществление управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности в порядке, установленном Ялтинским городским советом.
Во исполнение Постановления Совета Министров Республики Крым решением Ялтинского городского Совета № 37 от 30 марта 2015 года были утверждены Правила предоставления земельных участков в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на территории муниципального образование городской округ Ялта Республики Крым (далее – Правила № 37).
Пунктом 4 решения Ялтинского городского Совета определено, что уполномоченным органом по предоставлению земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Ялта является администрация города Ялты Республики Крым в лице Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым (далее - Департамент).
В соответствии с пунктом 8 Правил, в случае соответствия заявления и прилагаемых к нему документов пунктам 5, 6 Правил, Департамент в течение трех рабочих дней со дня поступления заявления направляет копию поступившего заявления и копию приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка на рассмотрение:
1) В Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Ялты Республики Крым (далее - Департамент архитектуры) (в случае предоставления земельного участка для строительства), который осуществляет проверку на предмет соответствия места расположения объекта документации по планировке территории, градостроительной документации, в том числе утвержденной до вступления в силу Федерального конституционного закона, с указанием вида разрешенного использования.
Сроки предоставления результатов проверки Департамента архитектуры, с момента получения межведомственного запроса от Департамента - десять дней.
2) В исполнительные органы государственной власти Республики Крым в сфере экологии и природопользования, лесных и охотничьих отношений, охраны культурного наследия (в случае если существует вероятность нахождения испрашиваемого земельного участка в границах лесного фонда и особо охраняемых территорий), которые осуществляют проверку на предмет нахождения испрашиваемого земельного участка на землях лесного фонда и землях особо охраняемых территорий и объектов.
Таким образом, в соответствии с требованиями действующего законодательства, принятию Администрацией города Ялта решения по заявлению лица о предоставлении ему в собственность земельного участка в порядке завершения оформления прав из земель, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Ялта, в обязательном порядке должно предшествовать направление копии его заявления в Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Ялты Республики Крым, а также в исполнительные органы государственной власти Республики Крым в сфере экологии и природопользования, лесных и охотничьих отношений, охраны культурного наследия (в случае если существует вероятность нахождения испрашиваемого земельного участка в границах лесного фонда и особо охраняемых территорий).
Судом установлено, что 02.06.2016 года Олейник С.В. обратился в Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялты с заявлением о предоставлении в собственность в порядке завершения оформления прав земельного участка площадью 1000 кв. метр по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования – индивидуальное жилищное строительство.
Заявление было принято Департаментом имущественных и земельных отношений к рассмотрению, направлен запрос о земельном участке Олейник С.В. в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Ялты Республики Крым.
25.07.2016 года Начальнику Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялта был предоставлен ответ №, за подписью начальника Департамента архитектуры, в котором указано, что земельный участок Олейник С.В., расположенный по адресу: <адрес> для индивидуального жилищного строительства не соответствует «Генеральному плану Большая Ялта», утвержденному постановлением Совета министров АРК 15.06.1993 года (территория курортно – рекреационных учреждений).
В соответствии с ч. 6 ст. 13 Закона Республики Крым № 38-ЗРК, основанием для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, является:
предоставление земельного участка из земель лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов;
несоответствие места расположения объекта градостроительной документации, документации по планировке территории (в случае предоставления земельного участка для строительства).
Пунктом 12 Правил № 37 установлено, что решение об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Ялта подготавливается Департаментом и издается главой администрации города Ялты в виде постановления.
Судом установлено, что постановлением Главы Администрации города Ялты № 4456-п от 03.11.2016 года Олейник С.В. было отказано в предоставлении в собственность земельного участка общей площадью 1000 кв.м., в порядке завершения оформления прав, из земель населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>, в границах, указанных в кадастровом паспорте, в связи с несоответствием места расположения земельного участка градостроительной документации населенного пункта (ч. 6 ст. 13 Закона Республики Крым от 31.07.2014 года № 38-ЗРК).
Таким образом, судом установлено, что при принятии Администрацией города Ялта постановления № 4456-п от 03.11.2016 года были использованы данные Генерального Плана Большой Ялты, утвержденного Постановлением Совета Министров АР Крым № 136 от 15 июня 1993 года.
Выкопировка из Генерального плана курортного района «Большая Ялта», утвержденного Постановлением СМ АР Крым № 136 от 15.06.1993 года, заверенная Департаментом архитектуры, на которой указано расположение земельного участка Олейник С.В. с приведением экспликации представлена в материалы дела (л.д. 22).
По настоящему делу было назначено и проведено судебную землеустроительную экспертизу.
Согласно проведенному экспертом исследованию, для определения фактического целевого использования (функционального назначения) земельного участка площадью 1000 кв.м., расположенного в <адрес> смежных земельных участков по данному адресу, эксперт произвел визуальный осмотр земельного участка, а также использовал материалы Публичной кадастровой карты.
В результате было установлено, что смежные земельные участки для участка истца по адресу: <адрес>, имеют функциональное назначение – индивидуальное жилищное строительство. При этом испрашиваемый истцом земельный участок в границах каких-либо территорий санаторно – курортных учреждений не находится.
На основании вышеизложенного, эксперт установил, что фактическое целевое использование (вид разрешенного использования) земельного участка, подлежащего исследованию и смежных земельных участков по отношению к исследуемому – индивидуальная жилая застройка.
Суд считает, что выводы эксперта согласуются с представленными сторонами доказательствами, а также фактическими обстоятельствами.
Так, в соответствии со ст. 5 Закона № 38-ЗРК, категории земель, к которым отнесены земельные участки, установленные до вступления в силу Федерального конституционного закона, признаются категориями земель, установленными Земельным кодексом Российской Федерации, по следующему правилу: жилой и общественной застройки - землями населенных пунктов; сельскохозяйственного назначения, а также земельные участки, предоставленные для дачного строительства из состава земель рекреационного назначения, - землями сельскохозяйственного назначения, а в границах населенных пунктов - землями населенных пунктов.
В соответствии со ст. 7 Закона № 38-ЗРК, разрешенным использованием земельных участков признаются виды функционального использования земельного участка в пределах его целевого назначения, определенные документами, подтверждающими право на земельный участок, землеустроительной и градостроительной документацией, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона.
До утверждения правил землепользования и застройки, утверждения лесохозяйственных регламентов разрешенное использование земельных участков определяется в порядке, установленном Советом министров Республики Крым с учетом утвержденных документов территориального планирования.
Положение об особенностях отнесения к определенной категории земель и определения вида разрешенного использования земельных участков утверждено Постановлением Совета министров Республики Крым № 378 от 15 октября 2014 года.
В соответствии с пунктом 15.1 указанного Положения, при подготовке межевых планов для постановки на государственный кадастровый учет земельных участков на основании разрешений на разработку документации по землеустройству, выданных до вступления в силу Федерального конституционного закона, категория земель и вид разрешенного использования земельных участков указываются в межевом плане в соответствии с требованиями Закона об особенностях, настоящего Положения и Таблицы.
Истцу было дано разрешение на разработку документации по землеустройству по целевому назначению – для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок).
Согласно Таблицы соотнесения видов разрешенного использования земельных участков и категорий земель (приложение 2 к Постановлению), указанный вид функционального использования земельного участка предполагает следующий вид его разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства – размещение индивидуального жилого дома (дом, пригодный для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей); выращивание плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных декоративных или сельскохозяйственных культур; размещение индивидуальных гаражей и подсобных сооружений.
Таким образом, на сегодняшний день испрашиваемый истцом в собственность земельный участок отнесен к категории земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства.
В отношении доводов ответчика и заинтересованных лиц относительно несоответствия месторасположения земельного участка градостроительной документации, суд считает необходимым указать следующее.
Как уже было указано судом, постановлением Совета Министров АР Крым № 618 от 09 октября 2007 года был утвержден проект корректировки генерального плана административного района Большой Ялты (пункт 1).
При даче Олейник С.В. разрешения на составление проекта землеустройства, при составлении им землеустроительной документации по отводу земельного участка в собственность действующим был Генеральный план 2007 года, месторасположение земельного участка истца которому соответствовало.
При этом принятие судом в 2013 году решения о признании решений об утверждении указанной градостроительной документации недействительными не влечет недействительность всех принятых на ее основании решений, не свидетельствует об их незаконности и не должно затрагивать имущественные, земельные права и интересы истца, действовавшего правомерно и получившего в установленном законодательством порядке разрешение на составление проекта отвода земельного участка, не должно нести для него негативных последствий.
Генеральный план развития курортного района Большой Ялты, утвержденный постановлением Совета Министров АР Крым № 136 от 15.06.1993 года был разработан в соответствии с СНИП 11-60-75 ** «Планировка и застройка городов, поселков и сельских населенных пунктов», утвержденных Постановлением Госстроя СССР от 11 сентября 1975 года № 147, в соответствие с которым генеральные планы городов и других населенных пунктов следует разрабатывать на расчетный срок 20 лет.
Таким образом, ответчик, при принятии оспариваемого решения руководствовался градостроительной документацией, расчетный срок которой истек в 2013 года, вследствие чего указанная документация не является актуальной и не определяет принципиальные решения развития, планирования, застройки и другого использования территории муниципального образования городской округ Ялта.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Закона Республики Крым от 16 января 2015 г. N 67-ЗРК/2015 "О регулировании градостроительной деятельности в Республике Крым" до утверждения градостроительной документации в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, но не позднее 1 января 2017 года, предоставление земельных участков, перевод земель из одной категории в другую, изъятие земельных участков для государственной или муниципальной собственности, выдача разрешения на строительство, изменение (установление) разрешенного использования земельного участка осуществляются в соответствии с требованиями Закона Республики Крым от 30 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым".
Согласно п. 3 ст. 8 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городских округов; утверждение правил землепользования и застройки городских округов; утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 131-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации", органы местного самоуправления было обязано в срок до 1 января 2015 года утвердить нормативы градостроительного проектирования, подготовленные в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона). Утвержденные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона нормативы градостроительного проектирования подлежат приведению в соответствие с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в срок до 1 января 2015 года.
Постановлением Правительства РФ от 11 августа 2014 г. N 790 была утверждена федеральная целевая программа "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года", согласно которой изготовление градостроительной документации населенных пунктов Крыма было запланировано до конца 2015 года.
Вместе с тем, на сегодняшний день градостроительная документация муниципального образования городской округ Ялта органами местного самоуправления не изготовлена, срок действия Генерального плана развития курортного района Большой Ялты, на который он был разработан, истек, к связи с чем суд считает выводы ответчика об отказе в предоставлении истцу земельного участка в связи с несоответствием его месторасположения указанной документации, необоснованными.
При этом судом было установлено, что вид разрешенного использования земельного участка, испрашиваемого истцом в собственность, соответствует виду функционального использования указанного участка.
Таким образом, суд считает, что ответчиком Администрацией города Ялта не была в полном объеме проведена проверка на предмет соответствия места расположения испрашиваемого истцом земельного участка градостроительной документации; не было учтено, что месторасположение земельного участка истца соответствовало действовавшей до 2013 года градостроительной документации, утвержденной в 2007 году; решение органа местного самоуправления об установлении категории земельного участка истца «земли жилой и общественной застройки», а также тот факт, что вид разрешенного использования земельного участка соответствует действующему законодательству.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства (далее - КАС РФ) гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Судом установлено, что постановление Администрации города Ялта об отказе в предоставлении Олейник С.В. в собственность земельного участка по основаниям не соответствия места его расположения градостроительной документации населенного пункта не соответствует требованиям нормативных правовых актов, нарушает права, свободы и законные интересы истца, в связи с чем его исковые требования суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 3 ст. 227 КАС Российской Федерации, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Таким образом, суд считает, что в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов истца, его требования о возложении на Администрацию города Ялта обязанности повторно рассмотреть его заявление в течение 20 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу также являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л :
иск Олейник С. В. удовлетворить.
Признать незаконным постановление Администрации города Ялты Республики Крым № 4456-п от 03 ноября 2016 года «Об отказе Олейник С. В. в предоставлении в собственность земельного участка общей площадью 1000 кв.м., в порядке завершения оформления прав, расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать Администрацию города Ялта Республики Крым в течение 20 рабочих дней со дня вступления в законную силу решения суда повторно рассмотреть заявление Олейник С. В. от 02 июня 2016 года о предоставлении в его собственность в порядке завершения оформления прав земельного участка площадью 1000 кв. метров по адресу: <адрес> принять решение с учетом установленных судом обстоятельств.
Обязать Администрацию города Ялта Республики Крым в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить суду, а также Олейник С. В. об исполнении решения по административному делу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.
Судья Ю.С. Кононова