Решение по делу № 33а-3859/2020 от 16.03.2020

Дело № 2а-332/2019,                                     

33а-3859/2020

судья Кушова Л.Л.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Пермь                                 13 мая 2020 года

    

Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе председательствующего судьи Чулатаевой С.Г.,

судей Овчинниковой Н.А., Котельниковой Е.Р.,

при секретаре Греховой Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Горнозаводска на решение Горнозаводского районного суда Пермского края от 18 октября 2019 года, которым постановлено:

«Исковые требования удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Горнозаводского городского округа, выразившееся в непринятии мер к созданию и содержанию аварийно-спасательных служб или аварийно-спасательных формирований.

Обязать Горнозаводский городской округ создать аварийно-спасательные службы или аварийно-спасательные формирования в срок до 01.10.2020 года».

Заслушав доклад судьи Чулатаевой С.Г., объяснения представителя административного ответчика – Зыкова А.А., прокурора Пермской краевой прокуратуры – Королевой М.В., изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Заместитель прокурора Горнозаводского района Пермского края, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился с административным иском к администрации города Горнозаводска, заявил требование о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер к созданию и содержанию аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований, осуществляющих свою деятельность на территории Горнозаводского городского округа, возложении на администрацию города Горнозаводска обязанности создать аварийно-спасательные службы и (или) аварийно-спасательные формирования в срок до 01.10.2020 года.

В обоснование иска указал на то, что в ходе проверки исполнения требований законодательства о чрезвычайных ситуациях и гражданской обороне, прокуратурой Горнозаводского района было установлено, что на территории Горнозаводского городского округа, не созданы аварийно-спасательные служба и (или) аварийно-спасательные формирования, что в соответствии с требованиями Федеральных законов № 68-ФЗ от 21.12.1994, № 28-ФЗ от 12.02.1998, №151-ФЗ от 22.06.1995 является обязательным, входит в полномочия органа местного самоуправления. Прокурор полагает, что отсутствие данных формирований и служб не позволяет должным образом принимать исчерпывающие меры, направленные на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, бездействием администрации района нарушаются права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, ставится под угрозу безопасное проживание и пребывание граждан на территории округа.

    Судом принято решение об отказе в удовлетворении иска.

    В апелляционной жалобе администрации города Горнозаводска просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. Указывает на то, что суд, установив в ходе рассмотрения дела совокупность мероприятий осуществляемых органом местного самоуправления в целях организации деятельности аварийно-спасательных служб на территории поселения, принимаемых мерах по организации взаимодействия, необоснованно пришел к выводу о бездействии. Полагает, что в отсутствии доказательств необходимости создания на территории городского округа аварийно-спасательных служб, при наличии утвержденного постановлением администрации города Горнозаводска от 13.05.2019 года № 707 Перечня сил и средств Горнозаводского муниципального звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории городского округа по осуществлению полномочий по подготовке и содержанию в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, обеспечивающей необходимое и достаточное обеспечение защиты населения при чрезвычайных ситуациях, требования заявлены прокурором необоснованно. Также ссылаясь на общее число лиц, занятых в составе нештатных аварийно-спасательных формирований, сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций на системе ЖКХ и сотрудников МКУ Муниципальная пожарная охрана Горнозаводского городского округа, считает принятые органом местного самоуправления меры достаточными.

    В судебном заседании представитель административного ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал, пояснил, что истцом не представлено доказательств необходимости создания специальной муниципальной аварийно-спасательной службы с учетом имеющихся рисков и созданной в городском округе системы организации спасательных служб иных организаций и предприятий, пожарной службы, в штате которой имеются профессиональные спасатели и заключенных соглашениях о взаимопомощи с иными муниципальными образованиями.

    Прокурор Пермской краевой прокуратуры полагает, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется, поддержала позицию, изложенную в письменных возражениях.

Изучив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Разрешая заявленный иск, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что административный ответчик - администрация города Горнозаводска, в нарушение требований действующего законодательства, допустило бездействие, выразившееся в непринятии мер к созданию и содержанию аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований, осуществляющих свою деятельность на территории Горнозаводского городского округа и возложении обязанности на администрацию города Горнозаводска создать аварийно-спасательные службы и (или) аварийно-спасательные формирования.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, повторяющие изложенные в возражениях при рассмотрении дела судом первой инстанции, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда, подлежащие применению нормы материального права, обстоятельства подлежащие установлению, определены судом верно, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам.

Согласно Устава Горнозаводского городского округа, принятого Решением Горнозаводской городской Думы от 31.10.2018 №24, Горнозаводской городской округ является муниципальным образованием, в состав которого входят территории следующих населенных пунктов: г. Горнозаводск, р.п. Бисер, р.п. Кусье-Александровский, р.п. Медведка, р.п. Нововильвенский, р.п. Пашия, р.п. Промысла, р.п. Сараны, р.п. Старый Бисер, р.п. Теплая Гора, ст.п. Вижай, п. Вильва, ст.п. Европейская, ст.п. Койва, ст.п. Лаки, п. Средняя Усьва, п. Усть-Койва, ст.п. Усть-Тискос, п. Усть-Тырым.

В силу положений части 2 статьи 8, статьи 15 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны, необходимые для решения вопросов местного значения, к которым в частности относятся Аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования, которые привлекаются для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В пункте 4 статьи 1 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» аварийно-спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.

Положениями статьи 7 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» определен порядок создания в соответствии с законодательством Российской Федерации аварийно-спасательной службы. Аварийно-спасательные формирования могут создаваться на постоянной штатной основе - профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования; на нештатной основе - нештатные аварийно-спасательные формирования; на общественных началах - общественные аварийно-спасательные формирования (часть 1). Профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования, за исключением профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, выполняющих горноспасательные работы, создаются в органах местного самоуправления - по решению органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (часть 2).

В соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту Закон №131-Ф3) к вопросам местного значения относится, в том числе создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения.    

Статьей 16 Закона № 131-Ф3 определено, что к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального, городского округа (пункт 8), организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального, городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (пункт 28), создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории муниципального, городского округа (пункт 29).

Аналогичным образом, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований, предусмотрено пунктом 34 статьи 4 главы 2 Устава Горнозаводского городского округа.

Таким образом, действующим законодательством определен порядок создания аварийно-спасательных службы, аварийно-спасательных формирований, создание указанных служб отнесено к вопросам ведения органа местного самоуправления.

Как следует из материалов дела, при проведении Прокуратурой Горнозаводского района Пермского края проверки по обращению ГУ МЧС России по Пермскому краю установлено, что аварийно-спасательные службы и (или) аварийно-спасательные формирования, необходимость создания которых предусмотрена Федеральным законом от 22.08.1995 №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» на территории Горнозаводского городского округа не созданы.

Указанное обстоятельство, стороной административного ответчика не оспаривалось, из письма главы администрации города Горнозаводска А.Н. Афанасьева старшему помощнику прокурора района О.Г. Косяновской от 09.07.2019 года следует, что на территории округа не созданы аварийно-спасательные службы и (или) аварийно-спасательные формирования в связи с отсутствием источника бюджетных средств для создания и содержания данных служб, вопрос о создании аварийно-спасательной службе находится на контроле (л.д. 6).

Письмом Министерства Территориальной безопасности Пермского края № СЭД-10-02.2-05-14 от 08.02.2019 года главам муниципальных районов и городских округов Пермского края, на основании письма начальника Главного управления МЧС России по Пермскому краю о целесообразности создания главами муниципальных образований аварийно-спасательные формирования на подведомственной территории, предложено рассмотреть вопрос по созданию и оснащению аварийно-спасательных формирований на территории муниципальных районов и городских округов Пермского края согласно требований федеральных нормативных правовых актов в 2019 году

Таким образом, на момент рассмотрения дела судом первой инстанции, апелляционной жалобы вопрос создания аварийно-спасательной службы и (или) аварийно-спасательного формирования на территории муниципального образования не разрешен.

Доводы административного ответчика о том, что муниципальным образованием в целях подготовки и содержания в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, принимаются иные меры, в связи с чем необходимость в создании аварийно-спасательной службы и (или) аварийно-спасательного формирования не имеется, были проверены судом первой инстанции и правомерно отклонены.

Материалами дела подтверждается, что Постановлением администрации города Горнозаводска № 707 от 13.05.2019 года утвержден перечень сил и средств Горнозаводского муниципального звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории городского округа по осуществлению полномочий по подготовке и содержанию в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций

Как следует из указанного акта, в период с 01.11.2017 года по 17.09.2019 года на период до 31.12.2019 года были заключены соглашения о предоставлении сил и средств в случаи угрозы возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций на территории Горнозаводского городского округа со следующими организациями:

Восточный филиал ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае», Горнозаводский ветеринарный участок ГБУВК СББЖ, в качестве силы и средства предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: 104-ПЧ ГККУ «27 ОППС Пермского края», 109-ПЧ ГККУ «27 ОППС Пермского края», МКУ «Муниципальная пожарная охрана Горнозаводского городского округа, ООО УК «Оптима», ООО «Меридиан», ООО «Горнозаводск-МикроТЭК», МУП «Тепловод», МУП Горнозаводский «Комбинат благоустройства», МУП «Медведкинское ЖКХ», МУП «Водоканал», Горнозаводская служба, Чусовской филиал АО «Газпром газораспределение Пермь», ПО «Чусовские электрические сети» филиал ОАО «МРСК Урала – «Пермэнерго», АО «ОРЭС Прикамья» Горнозаводское обособленное подразделение, Отделение ОМВД России по Горнозаводскому району Оперативная группа администрации города Горнозаводска, ГКУ ПК «Горнозаводское лесничество и лесоарендаторы, ГБУЗ Пермского края «Станция СМП г. Чусовой» подстанция г. Горнозаводска, ГБУЗ ПК «Горнозаводская районная больница».

Постановлением администрации города Горнозаводска № 185 от 12.02.2019 года утверждено Положение о комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Горнозаводского городского округа, состав комиссии, функциональные обязанности председателя и членов комиссии, положение об оперативной комиссии и ее состав.

Постановлением администрации города Горнозаводска № 1351 от 26.09.2019 года утвержден Перечень организаций, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования на территории Горнозаводского городского округа.

Вместе с тем, приведенные действия не могут быть приняты в качестве достаточных мер направленных на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций. В соответствии с положениями Федерального закона от 22.08.1995 №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» необходимо создание и организация аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирования в составе муниципального образования, содержание указанных служб и обеспечение возможности прохождения сотрудниками соответствующего обучения. Наличие аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований в составе предприятий, действующих на территории муниципального образования, само по себе не свидетельствует о выполнении ответчиком требований законодательства. Поскольку мер в предусмотренной законом форме административным ответчиком не принято, доводы истца о бездействии, ставящем под угрозу безопасное проживание и пребывание граждан на территории округа, обоснованы.

Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для разрешения спора, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Горнозаводского районного суда Пермского края от 18 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Горнозаводска без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33а-3859/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Горнозаводского муниципального района
Ответчики
Администрация города Горнозаводска Пермского края
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Суднева Валентина Николаевна
Дело на сайте суда
oblsud.perm.sudrf.ru
16.03.2020Передача дела судье
15.04.2020Судебное заседание
13.05.2020Производство по делу возобновлено
13.05.2020Судебное заседание
15.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.05.2020Передано в экспедицию
13.05.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее