Решение по делу № 2-663/2024 (2-6249/2023;) от 07.11.2023

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 апреля 2024 года г. Иркутск

Свердловский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Ильиной В.А., при секретаре Дьячуке И.А., с участием представителя истцов ФИО16, представителя ответчика ФИО17, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело УИД №38RS0036-01-2023-007481-33 (производство №2-663/2024 (2-6249/2023;) по иску Правозащитной Общественной организации <адрес обезличен> «За граждан», действующей в интересах ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО19 Аси ФИО14, ФИО12, ФИО13, ФИО5, ФИО6 к Обществу с ограниченной ответственностью управляющая компания «КСИ-СЕРВИС» об обязании предоставить доступ к общедомовому имуществу,

УСТАНОВИЛ:

ПООИО «За Граждан», в интересах ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО19, ФИО12, ФИО13, ФИО5, ФИО6, обратилось в суд с иском к ООО УК «Кумир» об обязании предоставить доступ к общедомовому имуществу, уточнив исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ в обоснование иска указав, что в Правозащитную общественную организацию <адрес обезличен> «За Граждан», обратились указанные выше лица с заявлениями о проведении независимой экспертизы качества объектов долевого строительства многоквартирного жилого дома, в том числе-общедомового имущества, в случае выявления недостатков провести претензионную работу и обратиться в суд. Истцы являются собственниками квартир, расположенных по адресу: <адрес обезличен>, <адрес обезличен>, <адрес обезличен>, <адрес обезличен>, <адрес обезличен>, <адрес обезличен>, <адрес обезличен>, <адрес обезличен>. Управление многоквартирным домом по указанному выше адресу осуществляет ООО УК «КСИ-СЕРВИС». Для реализации права на предъявление иска, истцу необходимо осмотреть и составить акт осмотра о наличии/отсутствии строительных недостатков. <Дата обезличена> в адрес ответчика ООО УК «КСИ-СЕРВИС» направлено уведомление о предоставлении доступа для осмотра всех общедомовых помещений и мест общего пользования многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, который состоится <Дата обезличена> в 08 ч. 00 мин. <Дата обезличена> в ответе на уведомление ответчик уведомил об отказе в предоставлении доступа, поскольку отсутствует информация, подтверждающая полномочия ПООИО «За Граждан» действовать в защиту законных прав и интересов собственников МКД. <Дата обезличена> истцом в адрес ответчика, направлены сведения подтверждающие полномочия ПООИО «За Граждан» действовать в интересах собственников МКД, с повторной просьбой провести осмотр <Дата обезличена> в 08 ч. 00 мин. <Дата обезличена> ответчиком ООО УК «КСИ-СЕРВИС» направлен ответ, что согласно Жилищного кодекса у нас нет полномочий представлять интересы собственников МКД. ООО УК «КСИ-СЕРВИС» отказывая специалисту ПООИО «За Граждан», собственникам квартир расположенных многоквартирном <адрес обезличен>, в допуске в технические помещения, действовала как самостоятельный хозяйствующий субъект, а не как лицо, представляющее интересы и выражающее волеизъявление собственников имущества многоквартирного дома. В соответствии с ч. 2 ст. 36 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных ЖК РФ и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме. Таким образом, по общему правилу собственники могут иметь доступ в общедомовые помещения, в которых могут быть размещены помещения общественного назначения (п. 4.12 СП 54.13330.2022), например кладовки (п. 5.15 СП 54.13330.2022). Право истцов требовать у управляющей компании предоставления доступа в помещение для осмотра общедомового имущества и проведения работ не является абсолютным, а является единоразовым осмотром совместно с представителем ответчика ООО УК «КСИ-СЕРВИС». При этом ответчик ООО УК «КСИ-СЕРВИС» свой отказ в предоставлении доступа не аргументировал. Хотя действия истцов по осмотру общедомовых помещений и мест общего пользования не будут нарушать права ответчика, права и интересы других собственников помещений в многоквартирном доме. Правозащитная общественная организация <адрес обезличен> «За Граждан» является общественным объединением в соответствии с Федеральным законом от <Дата обезличена> N 82– ФЗ «Об общественных объединениях» Проведение обследования объекта (многоквартирного дома) является для ПООИО «За Граждан» необходимым для реализации права истцов на обращение в суд и выполнения при этом процессуальной обязанности по доказыванию факта наличия недостатков жилого помещения, стоимости их устранения. Предметом Договора оказания услуг <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, заключённого между ПООИО «За Граждан» (Заказчик) и ФИО7 (Исполнитель) является проведение обследования многоквартирного дома визуальным методом для определения соответствия, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, техническим регламентам. Стоимость услуги 50 000 рублей. Согласно РКО <Номер обезличен> от <Дата обезличена> ФИО7 получил от ПООИО «За Граждан» (с учетом удержанных налогов) сумму в размере 50 000 руб. Расходы в размере 50 000 руб., понесенные ПООИО «За Граждан» на оплату услуг обследования объекта, являются судебными издержками и подлежат взысканию с ответчика в пользу истца. На основании изложенного, истцы просят суд обязать ООО УК «КСИ-СЕРВИС» (ИНН 3801124934), предоставить представителю истцов ПООИО «За Граждан» ФИО7, истцам ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО19 Асе ФИО14, ФИО12, ФИО13, ФИО5, ФИО6, доступ к общедомовым помещениям и местам общего пользования многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен>; взыскать с ООО УК «КСИ-СЕРВИС» (ИНН 3801124934) в пользу ПООИО «За Граждан» расходы на проведение обследования многоквартирного дома визуальным методом в размере 50 000 руб.

Истцы ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО19, ФИО12, ФИО13, ФИО5, ФИО6 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, уважительных причин своей неявки суду не представили.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истцов в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

Представитель истца ПООИО «За Граждан» ФИО16, действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, настаивала на удовлетворении.

Представитель ответчика ООО УК «КСИ-СЕРВИС» ФИО17, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, представила письменные возражения в которых отражена правовая позиция. Просила отказать в удовлетворении иска.

Выслушав участников процесса, исследовав доказательства, представленные в материалы дела, оценивая их в совокупности и каждое в отдельности, суд приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО УК «КСИ-СЕРВИС» осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом по адресу: <адрес обезличен>.

Истцы ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО19, ФИО12, ФИО13, ФИО5, ФИО6 являются собственниками жилых помещений, расположенных в указанном многоквартирном доме, что подтверждается представленными выписками из ЕГРН.

Указанные лица обратились с заявлениями в ПОИИО «За Граждан», в которых просили провести проверку относительно соблюдения застройщиком качества выполненной работы.

<Дата обезличена> между ПОИИО «За Граждан» (заказчик) и ФИО7 (исполнитель) заключен договор оказания услуг, по условиям которого исполнитель обязуется провести обследование общедомового имущества визуальным методом для определения соответствия, расположенного по следующему адресу: <адрес обезличен> требованиям технических регламентов.

ПОИИО «За Граждан» <Дата обезличена> направило в адрес ООО УК «КСИ-СЕРВИС» уведомление о предоставлении доступа для осмотра всех общедомовых помещений и мест общего пользования.

В своем ответе ООО УК «КСИ-СЕРВИС» отказало в предоставлении доступа к общедомовому имуществу в связи с отсутствием у ПОИИО «За Граждан» полномочий.

Рассматривая исковые требования о наличии оснований для возложения на управляющую компанию обязанности по предоставлению доступа к общедомовому имуществу, суд исходит из следующего.

Согласно статье 36 ЖК РФ общее имущество в многоквартирном доме принадлежит собственникам помещений в таком доме на праве общей долевой собственности. Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в допустимых пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.

Согласно части 4 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации пользование жилым помещением осуществляется с учётом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с Правилами пользования жилыми помещениями, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2006 г. № 25 (далее - Правила пользования жилыми помещениями), которые предписывают немедленно принимать возможные меры к устранению обнаруженных неисправностей жилого помещения или санитарно- технического и иного оборудования, находящегося в нем, и в случае необходимости сообщать о них наймодателю или в соответствующую управляющую организацию. В качестве пользователя жилым помещением наниматель обязан допускать в заранее согласованное время в жилое помещение работников наймодателя или уполномоченных им лиц, представителей органов государственного контроля и надзора для осмотра технического и санитарного состояния жилого помещения, санитарнотехнического и иного оборудования, находящегося в нем, а также для выполнения необходимых ремонтных работ (подпункты "д" и "и" пункта 10).

В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Согласно пунктам 1, 2, 4 части 1.2 указанной статьи надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:

соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;

безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;

соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.

Согласно частям 6, 7, 8 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.

Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.

Техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.

Эксплуатация многоквартирных домов осуществляется с учётом требований жилищного законодательства (часть 10 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2. статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно подпунктам «а», «б» и «г» пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 № 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:

соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;

безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;

соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.

Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан (пункт 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).

Осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (пункты 11, 13 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).

В соответствии с подпунктом «б» пункта 32 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») исполнитель (юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги - абзац седьмой пункта 2 данных Правил) имеет право требовать допуска в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, для выполнения необходимых ремонтных работ и проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.

Из изложенного следует, что управляющая компания, осуществляя деятельность по управлению многоквартирным домом, должна соблюдать требования законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.

Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») четко определен перечь лиц, которым предоставлено право на проведение осмотра общедомового имущества, к таким лицам относятся: собственниками помещений, лица привлекаемые собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственные лица, являющиеся должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (пункты 11, 13 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).

Всоответствии с п.п. «в» п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила), исполнитель коммунальной услуги обязан самостоятельно или с привлечением других лиц осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю, если иное не установлено положениями п. 20 Правил.

Внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения входят в состав общего имущества, что предусмотрено п. 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491.

Пункт 11 Правил раскрывает понятие содержания общего имущества многоквартирного дома, включающего в себя его осмотр, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества установленным требованиям; текущий ремонт, который проводится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов.

Таким образом, в данном случае, только собственники либо исполнители услуг, в том числе привлекаемые собственниками, могут требовать проведения осмотра общедомового имущества.

При этом в силу действующего жилищного законодательства решение со стороны собственников принимается органом управления многоквартирного дома.

Органом управления многоквартирного дома является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, к компетенции которого относится принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе озаключении договоровна установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме;другиевопросы, отнесенные настоящимКодексомк компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (ст. 44 ЖК РФ).

Учитывая изложенное, управляющая компания, в отсутствие оформленного в установленном порядке решения общего собрания собственников многоквартирного дома, в данном случае не наделена правом распоряжаться общим имуществом в многоквартирном доме и решать вопросы доступа к общему имуществу собственников многоквартирного дома третьим лицам - ПОИИО «За Граждан», не являющейся исполнителем коммунальных услуг.

Таким образом, законом предусмотрен определенный порядок, согласно которому граждане - собственники вправе требовать обеспечения доступа к общедомовому имуществу, общественная организация, осуществляющая защиту прав потребителей такими полномочиями не обладает, в связи с чем не вправе требовать доступа к общему имуществу под предлогом выполнения работ по оценке качества соответствия техническим регламентам многоквартирного <адрес обезличен>.

Принимая во внимание установленные судом обстоятельства, оснований для удовлетворения исковых требований судом не установлено.

Заявленные требования ПООИО «За Граждан» о взыскании с ответчика расходов на проведение обследования многоквартирного дома визуальным методом в размере 50 000 руб. в соответствии со ст. 98 ГПК РФ удовлетворению не подлежит в связи с признанием основных требований необоснованными.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Правозащитной Общественной организации <адрес обезличен> «За граждан», действующей в интересах ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО19 Аси ФИО14, ФИО12, ФИО13, ФИО5, ФИО6 к Обществу с ограниченной ответственностью управляющая компания «КСИ-СЕРВИС» об обязании предоставить доступ к общедомовому имуществу, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд <адрес обезличен> в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья: В.А. Ильина

В окончательной форме решение изготовлено <Дата обезличена>.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 апреля 2024 года г. Иркутск

Свердловский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Ильиной В.А., при секретаре Дьячуке И.А., с участием представителя истцов ФИО16, представителя ответчика ФИО17, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело УИД №38RS0036-01-2023-007481-33 (производство №2-663/2024 (2-6249/2023;) по иску Правозащитной Общественной организации <адрес обезличен> «За граждан», действующей в интересах ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО19 Аси ФИО14, ФИО12, ФИО13, ФИО5, ФИО6 к Обществу с ограниченной ответственностью управляющая компания «КСИ-СЕРВИС» об обязании предоставить доступ к общедомовому имуществу,

УСТАНОВИЛ:

ПООИО «За Граждан», в интересах ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО19, ФИО12, ФИО13, ФИО5, ФИО6, обратилось в суд с иском к ООО УК «Кумир» об обязании предоставить доступ к общедомовому имуществу, уточнив исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ в обоснование иска указав, что в Правозащитную общественную организацию <адрес обезличен> «За Граждан», обратились указанные выше лица с заявлениями о проведении независимой экспертизы качества объектов долевого строительства многоквартирного жилого дома, в том числе-общедомового имущества, в случае выявления недостатков провести претензионную работу и обратиться в суд. Истцы являются собственниками квартир, расположенных по адресу: <адрес обезличен>, <адрес обезличен>, <адрес обезличен>, <адрес обезличен>, <адрес обезличен>, <адрес обезличен>, <адрес обезличен>, <адрес обезличен>. Управление многоквартирным домом по указанному выше адресу осуществляет ООО УК «КСИ-СЕРВИС». Для реализации права на предъявление иска, истцу необходимо осмотреть и составить акт осмотра о наличии/отсутствии строительных недостатков. <Дата обезличена> в адрес ответчика ООО УК «КСИ-СЕРВИС» направлено уведомление о предоставлении доступа для осмотра всех общедомовых помещений и мест общего пользования многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, который состоится <Дата обезличена> в 08 ч. 00 мин. <Дата обезличена> в ответе на уведомление ответчик уведомил об отказе в предоставлении доступа, поскольку отсутствует информация, подтверждающая полномочия ПООИО «За Граждан» действовать в защиту законных прав и интересов собственников МКД. <Дата обезличена> истцом в адрес ответчика, направлены сведения подтверждающие полномочия ПООИО «За Граждан» действовать в интересах собственников МКД, с повторной просьбой провести осмотр <Дата обезличена> в 08 ч. 00 мин. <Дата обезличена> ответчиком ООО УК «КСИ-СЕРВИС» направлен ответ, что согласно Жилищного кодекса у нас нет полномочий представлять интересы собственников МКД. ООО УК «КСИ-СЕРВИС» отказывая специалисту ПООИО «За Граждан», собственникам квартир расположенных многоквартирном <адрес обезличен>, в допуске в технические помещения, действовала как самостоятельный хозяйствующий субъект, а не как лицо, представляющее интересы и выражающее волеизъявление собственников имущества многоквартирного дома. В соответствии с ч. 2 ст. 36 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных ЖК РФ и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме. Таким образом, по общему правилу собственники могут иметь доступ в общедомовые помещения, в которых могут быть размещены помещения общественного назначения (п. 4.12 СП 54.13330.2022), например кладовки (п. 5.15 СП 54.13330.2022). Право истцов требовать у управляющей компании предоставления доступа в помещение для осмотра общедомового имущества и проведения работ не является абсолютным, а является единоразовым осмотром совместно с представителем ответчика ООО УК «КСИ-СЕРВИС». При этом ответчик ООО УК «КСИ-СЕРВИС» свой отказ в предоставлении доступа не аргументировал. Хотя действия истцов по осмотру общедомовых помещений и мест общего пользования не будут нарушать права ответчика, права и интересы других собственников помещений в многоквартирном доме. Правозащитная общественная организация <адрес обезличен> «За Граждан» является общественным объединением в соответствии с Федеральным законом от <Дата обезличена> N 82– ФЗ «Об общественных объединениях» Проведение обследования объекта (многоквартирного дома) является для ПООИО «За Граждан» необходимым для реализации права истцов на обращение в суд и выполнения при этом процессуальной обязанности по доказыванию факта наличия недостатков жилого помещения, стоимости их устранения. Предметом Договора оказания услуг <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, заключённого между ПООИО «За Граждан» (Заказчик) и ФИО7 (Исполнитель) является проведение обследования многоквартирного дома визуальным методом для определения соответствия, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, техническим регламентам. Стоимость услуги 50 000 рублей. Согласно РКО <Номер обезличен> от <Дата обезличена> ФИО7 получил от ПООИО «За Граждан» (с учетом удержанных налогов) сумму в размере 50 000 руб. Расходы в размере 50 000 руб., понесенные ПООИО «За Граждан» на оплату услуг обследования объекта, являются судебными издержками и подлежат взысканию с ответчика в пользу истца. На основании изложенного, истцы просят суд обязать ООО УК «КСИ-СЕРВИС» (ИНН 3801124934), предоставить представителю истцов ПООИО «За Граждан» ФИО7, истцам ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО19 Асе ФИО14, ФИО12, ФИО13, ФИО5, ФИО6, доступ к общедомовым помещениям и местам общего пользования многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен>; взыскать с ООО УК «КСИ-СЕРВИС» (ИНН 3801124934) в пользу ПООИО «За Граждан» расходы на проведение обследования многоквартирного дома визуальным методом в размере 50 000 руб.

Истцы ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО19, ФИО12, ФИО13, ФИО5, ФИО6 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, уважительных причин своей неявки суду не представили.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истцов в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

Представитель истца ПООИО «За Граждан» ФИО16, действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, настаивала на удовлетворении.

Представитель ответчика ООО УК «КСИ-СЕРВИС» ФИО17, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, представила письменные возражения в которых отражена правовая позиция. Просила отказать в удовлетворении иска.

Выслушав участников процесса, исследовав доказательства, представленные в материалы дела, оценивая их в совокупности и каждое в отдельности, суд приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО УК «КСИ-СЕРВИС» осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом по адресу: <адрес обезличен>.

Истцы ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО19, ФИО12, ФИО13, ФИО5, ФИО6 являются собственниками жилых помещений, расположенных в указанном многоквартирном доме, что подтверждается представленными выписками из ЕГРН.

Указанные лица обратились с заявлениями в ПОИИО «За Граждан», в которых просили провести проверку относительно соблюдения застройщиком качества выполненной работы.

<Дата обезличена> между ПОИИО «За Граждан» (заказчик) и ФИО7 (исполнитель) заключен договор оказания услуг, по условиям которого исполнитель обязуется провести обследование общедомового имущества визуальным методом для определения соответствия, расположенного по следующему адресу: <адрес обезличен> требованиям технических регламентов.

ПОИИО «За Граждан» <Дата обезличена> направило в адрес ООО УК «КСИ-СЕРВИС» уведомление о предоставлении доступа для осмотра всех общедомовых помещений и мест общего пользования.

В своем ответе ООО УК «КСИ-СЕРВИС» отказало в предоставлении доступа к общедомовому имуществу в связи с отсутствием у ПОИИО «За Граждан» полномочий.

Рассматривая исковые требования о наличии оснований для возложения на управляющую компанию обязанности по предоставлению доступа к общедомовому имуществу, суд исходит из следующего.

Согласно статье 36 ЖК РФ общее имущество в многоквартирном доме принадлежит собственникам помещений в таком доме на праве общей долевой собственности. Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в допустимых пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.

Согласно части 4 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации пользование жилым помещением осуществляется с учётом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с Правилами пользования жилыми помещениями, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2006 г. № 25 (далее - Правила пользования жилыми помещениями), которые предписывают немедленно принимать возможные меры к устранению обнаруженных неисправностей жилого помещения или санитарно- технического и иного оборудования, находящегося в нем, и в случае необходимости сообщать о них наймодателю или в соответствующую управляющую организацию. В качестве пользователя жилым помещением наниматель обязан допускать в заранее согласованное время в жилое помещение работников наймодателя или уполномоченных им лиц, представителей органов государственного контроля и надзора для осмотра технического и санитарного состояния жилого помещения, санитарнотехнического и иного оборудования, находящегося в нем, а также для выполнения необходимых ремонтных работ (подпункты "д" и "и" пункта 10).

В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Согласно пунктам 1, 2, 4 части 1.2 указанной статьи надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:

соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;

безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;

соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.

Согласно частям 6, 7, 8 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.

Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.

Техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.

Эксплуатация многоквартирных домов осуществляется с учётом требований жилищного законодательства (часть 10 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2. статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно подпунктам «а», «б» и «г» пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 № 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:

соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;

безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;

соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.

Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан (пункт 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).

Осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (пункты 11, 13 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).

В соответствии с подпунктом «б» пункта 32 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») исполнитель (юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги - абзац седьмой пункта 2 данных Правил) имеет право требовать допуска в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, для выполнения необходимых ремонтных работ и проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.

Из изложенного следует, что управляющая компания, осуществляя деятельность по управлению многоквартирным домом, должна соблюдать требования законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.

Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») четко определен перечь лиц, которым предоставлено право на проведение осмотра общедомового имущества, к таким лицам относятся: собственниками помещений, лица привлекаемые собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственные лица, являющиеся должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (пункты 11, 13 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).

Всоответствии с п.п. «в» п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила), исполнитель коммунальной услуги обязан самостоятельно или с привлечением других лиц осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю, если иное не установлено положениями п. 20 Правил.

Внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения входят в состав общего имущества, что предусмотрено п. 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491.

Пункт 11 Правил раскрывает понятие содержания общего имущества многоквартирного дома, включающего в себя его осмотр, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества установленным требованиям; текущий ремонт, который проводится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов.

Таким образом, в данном случае, только собственники либо исполнители услуг, в том числе привлекаемые собственниками, могут требовать проведения осмотра общедомового имущества.

При этом в силу действующего жилищного законодательства решение со стороны собственников принимается органом управления многоквартирного дома.

Органом управления многоквартирного дома является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, к компетенции которого относится принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе озаключении договоровна установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме;другиевопросы, отнесенные настоящимКодексомк компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (ст. 44 ЖК РФ).

Учитывая изложенное, управляющая компания, в отсутствие оформленного в установленном порядке решения общего собрания собственников многоквартирного дома, в данном случае не наделена правом распоряжаться общим имуществом в многоквартирном доме и решать вопросы доступа к общему имуществу собственников многоквартирного дома третьим лицам - ПОИИО «За Граждан», не являющейся исполнителем коммунальных услуг.

Таким образом, законом предусмотрен определенный порядок, согласно которому граждане - собственники вправе требовать обеспечения доступа к общедомовому имуществу, общественная организация, осуществляющая защиту прав потребителей такими полномочиями не обладает, в связи с чем не вправе требовать доступа к общему имуществу под предлогом выполнения работ по оценке качества соответствия техническим регламентам многоквартирного <адрес обезличен>.

Принимая во внимание установленные судом обстоятельства, оснований для удовлетворения исковых требований судом не установлено.

Заявленные требования ПООИО «За Граждан» о взыскании с ответчика расходов на проведение обследования многоквартирного дома визуальным методом в размере 50 000 руб. в соответствии со ст. 98 ГПК РФ удовлетворению не подлежит в связи с признанием основных требований необоснованными.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Правозащитной Общественной организации <адрес обезличен> «За граждан», действующей в интересах ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО19 Аси ФИО14, ФИО12, ФИО13, ФИО5, ФИО6 к Обществу с ограниченной ответственностью управляющая компания «КСИ-СЕРВИС» об обязании предоставить доступ к общедомовому имуществу, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд <адрес обезличен> в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья: В.А. Ильина

В окончательной форме решение изготовлено <Дата обезличена>.

07.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.11.2023Передача материалов судье
14.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.11.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
30.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.12.2023Подготовка дела (собеседование)
18.12.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
22.01.2024Предварительное судебное заседание
22.01.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
06.03.2024Предварительное судебное заседание
06.03.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
25.03.2024Предварительное судебное заседание
04.04.2024Судебное заседание
04.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее