УИД № 57RS0014-01-2022-001204-42
Дело № 2-1-905/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 сентября 2022 г. г. Мценск
Мценский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Журавлевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Долгих Ю.С.,
с участием помощника Новосильского межрайонного прокурора Орловской области Демехина И.А., представителя ответчика администрации Корсаковского района Орловской области по доверенности Канищевой Е.Д., представителей третьих лиц МБОУ Корсаковская СОШ Корсаковского района Орловской области Клименко О.А., Отделения ГИБДД МО МВД России «Новосильское» Коротеева А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новосильского межрайонного прокурора Орловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Корсаковского района Орловской области о приведении автомобильных дорог общего пользования местного значения в соответствие с нормативными требованиями,
установил:
Новосильский межрайонный прокурор Орловской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Корсаковского района Орловской области о приведении автомобильных дорог общего пользования местного значения в соответствие с нормативными требованиями.
В обоснование заявленных требований указано, что Новосильской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере безопасности дорожного движения при эксплуатации автомобильной дороги общего пользования в с. Корсаково Корсаковского района Орловской области, по которой проходит маршрут следования школьного автобуса. По результатам проведенного 22 июня 2022 г. Новосильской межрайонной прокуратурой совместно с Отделением ГИБДД межмуниципального отдела МВД России «Новосильское» обследования автомобильных дорог общего пользования в границах с. Корсаково, выявлены нарушения требований по их содержанию. Так в нарушение положений технического регламента Таможенного союза 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог» принятого решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г., и положений Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного Приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 г. № 1245-ст, на автомобильных дорогах общего пользования местного значения в границах с. Корсаково Корсаковского района Орловской области по ул. Пролетарская и по ул. Советская выявлено поражение ямочностью на всем протяжении. Федеральным законом от 8 ноября 2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия по содержанию, ремонту, реконструкции дорог на территории муниципального образования отнесены к компетенции органов местного самоуправления, в данном случае - администрации Корсаковского района Орловской области.
По указанным основаниям, с учетом уточнения требований, просит возложить на администрацию Корсаковского района Орловской области обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести работы по приведению автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах с. Корсаково Корсаковского района Орловской области по ул. Пролетарская и по ул. Советская в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017.
Определением суда в порядке ст. 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Отделение ГИБДД МО МВД России «Новосильское» и МБОУ Корсаковская СОШ Корсаковского района Орловской области.
Помощник Новосильского межрайонного прокурора Орловской области Демехин И.А. поддержал заявленные требования, с учетом их уточнения, по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика администрации Корсаковского района Орловской области по доверенности Канищева Е.Д. требования Новосильского межрайонного прокурора признала, обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, не оспаривала. В судебном заседании пояснила, что в настоящее время по инициативе администрации разработана проектно-сметная документация на выполнение работ по ремонту дорог общего пользования. В соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», необходимо провести аукцион с целью выбора подрядчика. Полагала, что заявленные в иске сроки исполнения являются приемлемыми.
Представитель МБОУ Корсаковская СОШ Корсаковского района Орловской области Клименко О.А. не возражала против удовлетворения требований прокурора. Пояснила, что по указанному в иске маршруту два раза в день проходит школьный автобус, он доставляет на занятия учащихся, количество которых составляет 36 человек. Вместе с тем состояние дороги на пути следования школьного автобуса не отвечает требованиям безопасности.
Представитель Отделения ГИБДД МО МВД России «Новосильское» Коротеев А.А. полагал, что заявленные Новосильским межрайонным прокурором требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению, поскольку состояние автомобильных дорог общего пользования местного значения по ул. Пролетарская и по ул. Советская с. Корсаково Корсаковского района Орловской области угрожает безопасности участников дорожного движения. По данному маршруту ежедневно проезжает школьный автобус, при этом состояние дорожного покрытия не соответствует нормативным требованиям.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В ст. 3 названного закона определено, что автомобильная дорога представляет собой объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы).
К элементам обустройства автомобильных дорог относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, устройства для регулирования дорожного движения, работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности (п. 5 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ).
Дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (п. 6 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ).
Владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 7 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ).
Ремонт автомобильной дороги представляет собой комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги, а к содержанию автомобильной дороги относится комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п. 11 и п. 12 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ).
Согласно ст. 6 и ст. 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.
К собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог.
Включение автомобильной дороги в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения является основанием для закрепления такой автомобильной дороги за владельцем автомобильной дороги на соответствующем вещном праве.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Пунктом 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесена к вопросам местного значения муниципального района.
Согласно Перечню автомобильных дорог общего пользования местного значения, утвержденному постановлением администрации Корсаковского сельского поселения Корсаковского района Орловской области от 18 апреля 2012 г. № 20, автомобильные дороги, проходящие по ул. Пролетарская (1,5 км) и по ул. Советская (1,5 км) с. Корсаково Корсаковского района Орловской области отнесены к дорогам местного значения Корсаковского сельского поселения.
Как следует из пояснений представителя ответчика, в настоящее время данные дороги находятся в ведении администрации Корсаковского района Орловской области.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
Задачами данного Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В силу положений ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Частью 1 ст. 17 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог сельских поселений, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям, установлены Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденным Приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 г. № 1245-ст (далее - ГОСТ Р 50597-2017). Данные требования направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения.
Пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 определено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и повреждений, их устранение осуществляется в установленные таблицей 5.3 ГОСТ Р 50597-2017 сроки.
Решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. № 827 принят Технический регламент ТР ТС 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог» (далее - ТР ТС 014/2011).
В соответствии с п.п. «и» п. 13.1. и п.п. «а» п. 13.2. ТР ТС 014/2011 мероприятия по эксплуатации должны быть направлены на создание безопасных условий перевозки грузов и пассажиров по автомобильным дорогам в течение установленного срока их службы, в том числе, путем введения временных ограничений движения в целях обеспечения безопасности движения при опасных природных явлениях или угрозе их возникновения, при аварийных ситуациях на дорогах, при проведении дорожных и аварийно-восстановительных работ, в случае выявления дефектов и повреждений автомобильных дорог и дорожных сооружений, создающих угрозу безопасности дорожного движения, а также в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, вызывающих снижение несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и образование дефектов дорожной одежды.
Автомобильная дорога и дорожные сооружения на ней при эксплуатации должны соответствовать следующим требованиям безопасности: на покрытии проезжей части должны отсутствовать проломы, просадки, выбоины и иные повреждения или дефекты, а также посторонние предметы, затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной скоростью и представляющие опасность для потребителей транспортных услуг или третьих лиц.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 34, ст. 40 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающимся предоставляются меры социальной поддержки, в том числе, в виде транспортного обеспечения в соответствии со ст. 40 настоящего Федерального закона.
Транспортное обеспечение обучающихся включает в себя организацию их бесплатной перевозки до образовательных организаций и обратно в случаях, установленных ч. 2 настоящей статьи, а также предоставление в соответствии с законодательством Российской Федерации мер социальной поддержки при проезде на общественном транспорте.
Организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями, входящими в состав одного муниципального района, между населенными пунктами в составе муниципального или городского округа осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций.
Местом нахождения учреждения Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения - Корсаковская средняя общеобразовательная школа Корсаковского района Орловской области является: <адрес>.
Руководителем образовательного учреждения по состоянию на 1 августа 2022 г. утвержден паспорт автобусного маршрута с. Корсаково - с. Новомалиново - с. Корсаково, определен вид маршрута - специальный, школьный. Согласно картографическому материалу, на территории населенного пункта с. Корсаково школьный маршрут проходит по ул. Пролетарская и по ул. Советская.
Как пояснила в судебном заседании директор МБОУ Корсаковская СОШ Корсаковского района Орловской области Клименко О.А., количество перевозимых детей составляет 36 человек.
В ходе проведенной Корсаковской межрайонной прокуратурой проверки выявлены нарушения требований действующего законодательства в области организации и обеспечения безопасности дорожного движения на школьном маршруте.
В нарушение положений ТР ТС 014/2011 и ГОСТ Р 50597-2017 на автомобильных дорогах общего пользования местного значения в границах с. Корсаково Корсаковского района Орловской области по ул. Пролетарская и по ул. Советская выявлено поражение ямочностью на всем их протяжении.
Данные обстоятельства подтверждаются актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильных дорог, составленным 22 июня 2022 г. инспектором по ПБДД ОГИБДД МО МВД России «Новосильское» Максимовым Р.Ю. совместно с помощником Новосильского межрайонного прокурора Орловской области Демехиным И.А., и представленными в материалах дела фотоматериалами.
Поскольку автомобильные дороги, по которым проходит школьный маршрут, не соответствуют положениям п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 и п.п. «а» п. 13.2. ТР ТС 014/2011, то есть находятся в неудовлетворительном состоянии, что создает угрозу безопасности жизни и здоровья, в том числе учащихся МБОУ Корсаковская СОШ, доставляемых к месту учебы по указанному выше маршруту, исковые требования Новосильского межрайонного прокурора Орловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, следует удовлетворить.
Исходя из предусмотренных законом полномочий, на администрацию Корсаковского района следует возложить обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести работы по приведению автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах с. Корсаково Корсаковского района Орловской области по ул. Пролетарская и по ул. Советская в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017.
Указанные Новосильским межрайонным прокурором сроки исполнения администрацией Корсаковского района требований по обеспечению безопасности школьного маршрута, суд считает достаточными.
Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Новосильского межрайонного прокурора Орловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Возложить на администрацию Корсаковского района Орловской области обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести работы по приведению автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах с. Корсаково Корсаковского района Орловской области по ул. Пролетарская и по ул. Советская в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Мценский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 23 сентября 2022 г.
Председательствующий Е.В. Журавлева