Решение по делу № 2-530/2021 от 24.03.2021

№ 2-530/2021 (УИД 61RS0044-01-2021-000580-14)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 мая 2021 года                                                  с. Чалтырь Мясниковского района

                                                                             Ростовской области

        Мясниковский районный суд Ростовской области

в составе председательствующего судьи Даглдяна М.Г.

с участием прокурора Сенчевой Т.С.

представителя ответчика Администрации Большесальского сельского поселения по доверенности Есаян С.Н.

при секретаре Бабиян Г.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Мясниковского района Ростовской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Большесальского сельского поселения Мясниковского района Ростовской области об обязании устранить нарушения федерального законодательства в сфере обеспечения безопасности гидротехнических сооружений,     

УСТАНОВИЛ:

        Прокурор Мясниковского района обратился в Мясниковский районный суд Ростовской области с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Большесальского сельского поселения Мясниковского района, указав, что прокуратурой Мясниковского района проведена проверка исполнения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений на территории Мясниковского района, в ходе которой выявлены нарушения федерального законодательства в сфере обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, находящихся на территории Большесальского сельского поселения, а именно: плотины, пруда на балке «Старый колодец», 3 км от устья балки Темерник, 0,5 км от северо-восточной окраины с. Большие Салы; плотины, пруда на балке «Темерник», 1,5 км от южной окраины с. Большие Салы; плотины, пруда на балке «Старый колодец», от устья балки Темерник 1 км, расположенной в черте с. Большие Салы. Собственником указанных ГТС, согласно информации Северо-Кавказского управления Ростехнадзора, является муниципальное образование «Большесальское сельское поселение». Проведенной в 2018 году проверкой установлено, что в нарушение ст.ст. 10, 19 Федерального закона от 21.07.1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» у собственника вышеуказанных ГТС отсутствуют разрешения на эксплуатацию комплексов ГТС; в нарушение ст.10 Федерального закона № 117-ФЗ, п.2 Положения об эксплуатации ГТС и обеспечении безопасности ГТС, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано (в том числе ГТС, находящегося в аварийном состоянии), ГТС, которое не имеет собственника или собственник которого не известен либо от права собственности на которое отказался, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.02.1999 года № 237, отсутствуют утвержденные органом надзора декларации безопасности комплексов ГТС; в нарушение ст.9 Федерального закона № 117-ФЗ, п.3, пп.«д» п.4, п.24 Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 года № 37, не аттестованы руководители и специалисты, обеспечивающие эксплуатацию комплексов ГТС, не разработаны и не согласованы с Северо-Кавказским управлением Ростехнадзора правила эксплуатации комплексов ГТС, не разработаны и не представлены на утверждение Северо-Кавказскому управлению Ростехнадзора критерии безопасности комплексов ГТС; в нарушение ст.19 Федерального закона № 117- ФЗ, п.6.27 СП 58.13330.2012 отсутствует проектная документация, определяющая объем наблюдений и состав контрольно-измерительной аппаратуры, устанавливаемой на комплексе ГТС; в нарушение ст.ст. 9, 19 Федерального закона № 117-ФЗ, п.п. 6.1, 6.26, 6.29 СП 58.13330.2012 не организован постоянный и периодический контроль (осмотры, технические освидетельствования, обследования) технического состояния комплексов ГТС; в нарушение ст.ст. 9, 19 Федерального закона № 117-ФЗ не осуществляется оценка безопасности комплексов ГТС, в том числе регулярная оценка безопасности комплексов ГТС и анализ причин ее снижения, на основании данных полученных в результате контроля (мониторинга) за показателями состояния комплексов ГТС природных и техногенных воздействий; в нарушение ст.17 Федерального закона № 117-ФЗ, п.п. 3, 5 Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии ГТС, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.12.2001 года № 876, не представлены в Северо-Кавказское управление Ростехнадзора согласованные в установленном порядке расчеты вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических и юридических лиц в результате аварии на комплексах ГТС с целью определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии на комплексах ГТС; в нарушение ст.ст. 9, 19 Федерального закона № 117-ФЗ отсутствуют финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии на комплексах ГТС; в нарушение ст.ст. 7, 19 Федерального закона № 117-ФЗ не обеспечено внесение комплексов ГТС в Российский регистр ГТС; в нарушение ст.ст. 9, 19 Федерального закона № 117- ФЗ, п.6.6 СП 58.13330.2012 отсутствуют проектные решения по предотвращению и локализации возможных аварий на комплексах ГТС; в нарушение п.30 приказа Ростехнадзора от 19.08.2011 года № 480 «Об утверждении Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» отсутствуют журналы учета повреждений на комплексах ГТС; в нарушение п.35 приказа от 19.08.2011 № 480 отсутствуют журналы учета инцидентов на комплексах ГТС; в нарушение ст.ст. 9, 19 Федерального закона № 117-ФЗ отсутствуют технические журналы по эксплуатации комплексов ГТС; в нарушение ст.ст. 9, 19 Федерального закона № 117-ФЗ отсутствуют годовые планы (графики) работ, предусмотренные системой ППР по комплексам ГТС; в нарушение ст.9 Федерального закона № 117-ФЗ, п.44.2.2 Правил эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных ГТС, утвержденных Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ от 26.05.1998 года, отсутствуют журналы текущих осмотров комплексов ГТС; в нарушение ст. 9 Федерального закона № 117-ФЗ, п.п. 4.2.3, 4.2.6 Правил эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных ГТС отсутствует журнал наблюдений за состоянием комплексов ГТС; в нарушение ст.9 Федерального закона №117-ФЗ отсутствуют журналы наблюдений за уровнями воды, отсутствует приказ по подготовке комплексов ГТС к паводку и акты осмотра паводковых комиссий, отсутствует план мероприятий по предупреждению, локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в результате аварии на комплексах ГТС; в нарушение ст.ст. 9, 19 Федерального закона № 117-ФЗ, п.6.1 СП 58.13330.2012 не определены уполномоченные лица, ответственные за состояние и безопасную эксплуатацию комплексов ГТС; в нарушение ст.9 Федерального закона № 117-ФЗ откосы плотин комплексов ГТС заросли травяной и древесной растительностью. Вместе с этим, в нарушение указанных норм Администрацией Большесальского сельского поселения как собственником ГТС требования законодательства о безопасности ГТС не выполняются. По результатам проверки прокуратурой района главе Администрации Большесальского сельского поселения внесено представление от 12.10.2018 года № 7-16-2018 об устранении нарушений законодательства в сфере обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, которое рассмотрено и удовлетворено. Однако по информации от 19.02.2021 года № 86.9/72П Администрации Большесальского сельского поселения нарушения законодательства в сфере безопасности ГТС не устранены в полном объеме до настоящего времени, а именно: не разработаны декларации безопасности ГТС и не представлены для утверждения в Северо-Кавказское Управление Ростехнадзора; не обеспечено внесение ГТС в Российский регистр ГТС. Таким образом, установлено, что до настоящего времени выявленные прокуратурой района нарушения Администрацией Большесальского сельского поселения не устранены, требования федерального законодательства в сфере безопасности ГТС не исполнены. На основании изложенного, руководствуясь ст.45 ГПК РФ, прокурор Мясниковского района просил суд:

- обязать Администрацию Большесальского сельского поселения в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения федерального законодательства в сфере обеспечения безопасности ГТС, а именно: разработать декларации безопасности ГТС на:

- плотину, пруд на балке «Старый колодец», 3 км от устья балки Темерник, 0,5 км от северо-восточной окраины с. Большие Салы;

- плотину, пруд на балке «Темерник», 1,5 км от южной окраины с. Большие Салы;

- плотину, пруд на балке «Старый колодец», от устья балки Темерник 1 км, расположенную в черте с. Большие Салы,

и представить названную декларацию для утверждения в Северо-Кавказское Управление Ростехнадзора.

        Обеспечить внесение ГТС в Российский регистр ГТС.

        В судебном заседании помощник прокурора Сенчева Т.С. поддержала заявленные исковые требования, просила иск удовлетворить в полном объеме, не возражая против просьбы представителя ответчика об увеличении срока на устранение выявленных нарушений федерального законодательства в сфере обеспечения безопасности ГТС до 12 месяцев.

        Представитель ответчика Администрации Большесальского сельского поселения по доверенности Есаян С.Н. в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований прокурора Мясниковского района Ростовской области, просила суд увеличить срок на устранение выявленных нарушений федерального законодательства в сфере обеспечения безопасности ГТС до 12 месяцев.

        Выслушав стороны, изучив имеющиеся в материалах дела документы, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований, руководствуясь, следующим.

        Как следует из материалов дела, на территории Большесальского сельского поселения Мясниковского района Ростовской области находится ряд гидротехнических сооружений:

- плотина, пруд на балке «Старый колодец», 3 км от устья балки Темерник, 1,5 км от северо-восточной окраины с. Большие Салы;

- плотина, пруд на балке «Темерник», 1,5 км от южной окраины с. Большие Салы;

- плотина, пруд на балке «Старый колодец», от устья балки Темерник 1 км, расположен в черте с. Большие Салы.

        Собственником указанных ГТС, согласно информации Северо-Кавказского управления Ростехнадзора, является муниципальное образование «Большесальское сельское поселение».

        Проведенной в 2018 году прокурорской проверкой выявлены ряд нарушений, в том числе установлено, что в нарушение ст.10 Федерального закона от 21.07.1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», п.2 Положения об эксплуатации ГТС и обеспечения безопасности ГТС, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано (в том числе ГТС, находящегося в аварийном состоянии), ГТС, которое не имеет собственника или собственник которого не известен либо от права собственности на которое отказался, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.02.1999 года № 237 отсутствуют утвержденные органом надзора декларации безопасности комплексов ГТС; в нарушение ст.ст. 7, 19 Федерального закона № 117-ФЗ не обеспечено внесение комплексов ГТС в Российский регистр ГТС.

        Согласно ст.8 Федерального закона от 21.07.1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений; непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях; ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.

        В соответствии со ст.9 Федерального закона № 117-ФЗ, собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны:

- обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт;

- обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения;

- обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией;

- развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения;

- систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения;

- обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения;

- создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации;

- создавать и поддерживать в состоянии готовности локальные системы оповещения на гидротехнических сооружениях I и II классов;

- содействовать федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в реализации их функций;

- совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений;

- финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения;

- заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;

- осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям;

- обеспечивать внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении;

- обеспечивать проведение аттестации работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

        Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

        В силу ст.19 Федерального закона № 117-ФЗ нарушениями законодательства о безопасности гидротехнических сооружений являются:

- строительство и эксплуатация гидротехнического сооружения, хозяйственное или иное использование водотоков и прилегающих к ним территорий ниже и выше плотины без соответствующего разрешения;

- невыполнение требований представления декларации безопасности гидротехнического сооружения или проведения государственной экспертизы проектной документации гидротехнических сооружений или государственной экспертизы декларации безопасности гидротехнических сооружений;

- невыполнение предписаний органов государственного надзора;

- нарушение обязательных требований при проектировании, строительстве, эксплуатации, капитальном ремонте, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений;

- непринятие мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений при возросшем уровне вредных природных или техногенных воздействий, ухудшении показателей прочности и водонепроницаемости материалов, из которых возведены гидротехнические сооружения, и пород основания, неудовлетворительных условиях эксплуатации, технического оснащения гидротехнических сооружений и организации контроля (мониторинга) за их безопасностью;

- отказ от передачи органам государственного надзора информации об угрозе аварий гидротехнических сооружений или сокрытие такой информации от данных органов, искажение такой информации, а в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта - от органов государственной власти, органов местного самоуправления и от работников находящихся в аварийном состоянии гидротехнических сооружений, населения и организаций в зоне возможного затопления.

        По результатам проверки прокуратурой района главе Администрации Большесальского сельского поселения внесено представление от 12.10.2018 года № 7-16-2018 об устранении нарушений законодательства в сфере обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, которое рассмотрено и удовлетворено.

        Однако по информации от 19.02.2021 года № 86.9/72П нарушения законодательства в сфере безопасности ГТС не устранены ответчиком в полном объеме до настоящего времени, а именно:

- не разработаны декларации безопасности ГТС и не представлены для утверждения в Северо-Кавказское Управление Ростехнадзора;

- не обеспечено внесение ГТС в Российский регистр ГТС.

        Таким образом, установлено, что до настоящего времени выявленные прокуратурой района нарушения Администрацией Большесальского сельского поселения частично не устранены, требования федерального законодательства в сфере безопасности ГТС не исполнены.

        Неисполнение требований законодательства при обеспечении безопасности ГТС может привести к возникновению чрезвычайной ситуации, что создает опасность причинения вреда здоровью граждан и окружающей среде.

        Своим бездействием Администрация Большесальского сельского поселения нарушает права неопределенного круга лиц, определить число которых не представляется возможным вследствие постоянного свободного передвижения, на благоприятную окружающую среду обитания, факторы которой не должны оказывать вредного воздействия на человека.

        Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

        Согласно ст.206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. В данном случае, суд полагает обоснованным установить срок 12 месяцев для исполнения принятого решения со дня его вступления в законную силу.

        На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

        Иск прокурора Мясниковского района Ростовской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Большесальского сельского поселения Мясниковского района Ростовской области удовлетворить.

        Обязать Администрацию Большесальского сельского поселения в течение 12 месяцев после вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения федерального законодательства в сфере обеспечения безопасности ГТС, а именно:

        Разработать декларации безопасности ГТС:

- плотина, пруд на балке «Старый колодец», 3 км от устья балки Темерник, 0,5 км от северо-восточной окраины с. Большие Салы;

- плотина, пруд на балке «Темерник», 1,5 км от южной окраины с. Большие Салы;

- плотина, пруд на балке «Старый колодец», от устья балки Темерник 1 км, расположен в черте с. Большие Салы,

и представить названную декларацию для утверждения в Северо-Кавказское Управление Ростехнадзора.

        Обеспечить внесение ГТС в Российский регистр ГТС.

        Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Мясниковский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                                                        Даглдян М.Г.

       

        Решение в окончательной форме изготовлено 20 мая 2021 года.

2-530/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Мясниковского района Ростовской области
Ответчики
Администрация Большесальского сельского поселения
Суд
Мясниковский районный суд Ростовской области
Судья
Даглдян Мартин Григорьевич
Дело на сайте суда
myasnikovsky.ros.sudrf.ru
24.03.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.03.2021Передача материалов судье
26.03.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.03.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.05.2021Судебное заседание
20.05.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее