Решение от 30.08.2021 по делу № 2а-1766/2021 от 10.03.2021

УИД 38RS0031-01-2021-001258-20

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 августа 2021 г. г. Иркутск

Иркутский районный суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Суровцевой Ю.В., при секретаре Седановой Э.В.,

с участием административного истца ФИО1,

представителя административного ответчика администрации Уриковского муниципального образования ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело а-1766/2021 по административному иску ФИО1 к Главе Уриковского муниципального образования ФИО6, администрации Уриковского муниципального образования об обязании проводить регулярно уборку территории, провести реконструкцию мемориала,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к Главе Уриковского муниципального образования ФИО6 с требованиями, которыми просил суд обязать Главу Уриковского муниципального образования провести реконструкцию мемориала, архитектурно-планировочное решение выполнить в виде возвышения мемориала от проезжей части .... произвести до **/**/****, обязать на основании статьи **/**/**** ФЗ 131-ФЗ от **/**/**** регулярно проводить уборку территории мемориала от снега, мусора, воды, обязать Главу Уриковского муниципального образования провести реконструкцию мемориала. Реконструкцию провести на основании архитектурного проекта (статья 2 №169-ФЗ).

В обоснование административных исковых требований указал, что в 2020 году в селе Урик на земельном участке 38:06:110104:239 построен мемориал в память о Великой Отечественной войне. В соответствии со ст. 5 Федерального закона от **/**/**** №80-ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной Войне 1941-1945 годов» органы местного самоуправления ответственны за сохранение памятников Великой Отечественной войны, поддержание их в состоянии, соответствующем достойному и уважительному отношению к памяти о Победе советского народа в Великой Отечественной войне. Данный мемориал находится в яме между сараями, что является недостойным и оскорбительным по отношению к памяти о Великой Отечественной войне. Архитектурное решение данного памятника в корне противоречит обычаям и канонам принятыми в русской, советской и православной культуре (монументы воинской славы, церкви всегда находятся на возвышенности). Обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

Определением суда от **/**/**** к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена Администрация Уриковского муниципального образования.

Административный истец ФИО1 в судебном заседании административные исковые требования поддержал в полном объеме, сославшись на доводы административного иска. Указал, что жителем села Урик не является, вместе с тем в данном населенном пункте находится его место работы – фермерское хозяйство. Полагал, что при установке, переносе и установке мемориала администрацией и главой администрации не были соблюдены обычаи русского народа. Кроме того, указал, что мемориал находится в яме, среди сараев, что полагал недостойным памяти ветеранов. Обосновывая доводы ненадлежащего состояния по очистке и содержанию мемориала, пояснил, что в зимнее время во время прогулки попал ногой в сугроб, наличие которого на аллее памяти полагал недопустимым, в связи с чем свои считал нарушенными. Указал, что после выпадения осадков на дорожке и площади около мемориала появляются лужи, очистка осуществляется ненадлежащим образом. Полагал необходимым в подтверждение доводов необходимости провести реконструкцию мемориала провести экспертизу, вместе с тем затруднился назвать экспертное учреждение, уполномоченное по ее проведению.

Представитель административного ответчика администрации Уриковского муниципального образования ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования не признала, указав о том, что постановлением Администрации Уриковского муниципального образования /а от **/**/**** утвержден порядок общественного обсуждения проектов и создания инвентаризационной и общественной комиссии. **/**/**** на общественном обсуждении было принято решение по включению дизайн-проекта «Благоустройство территории сквера по адресу: ....» в программу «Формирование современной городской среды на территории Уриковского муниципального образования на 2018-2022 годы, дизайн проект «Благоустройство территории сквера по адресу: ...., Аллея Победы». Указанный административным истцом мемориал выполнен на основании проекта Благоустройства территории сквера по адресу: ...., Аллея Победы 2018-005. Администрацией Уриковского муниципального образования надлежащим образом осуществляются работы по уборке территории мемориала от снега, мусора, воды. Оснований для удовлетворения административных исковых требований в части обязания Главы Уриковского муниципального образования провести реконструкцию мемориала на основании архитектурного проекта (ст. 2 №169-ФЗ), в том числе путем возвышения мемориала от проезжей части .... не имеется.

Административный ответчик Глава Уриковского муниципального образования ФИО6, в судебное заседание не явился, о месте и времени извещен надлежаще.

В соответствии с ч. 6 ст.225 КАС РФсуд считает возможным рассмотреть данное административное дело в отсутствие административного ответчика Главы Уриковского муниципального образования ФИО6, извещенного надлежаще.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно статье2 КонституцииРФ, высшей ценностью государства является человек, его права и свободы. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Таким образом, из смысла указанных норм права следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействий) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

В числе прочих, обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, возложено на лицо, обратившееся в суд.

В преамбуле Федерального закона от **/**/**** № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее Закон №73-ФЗ) закреплено конституционное право каждого на доступ к культурным ценностям и конституционная обязанность каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Статьей 6 данного Закона №73-ФЗ определено, что под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти РФ и органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия.

В соответствии со статьей 7 этого же Закона, гражданам РФ гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа РФ. Каждый имеет право на доступ к объектам культурного наследия.

К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений или городских округов; государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения; определение порядка организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения (ст. 9.3 Закона № 73-ФЗ).

Преамбулой к Закону Российской Федерации от **/**/**** «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» (далее – Закон РФ ) провозглашено, что уважительное отношение к памяти погибших при защите Отечества или его интересов является священным долгом всех граждан. Память о погибших подлежит увековечению (ст. 1 Закон РФ ). В соответствии со статьей 2Закона одной из основных форм увековечения памяти погибших при защите Отечества является сохранение и благоустройство воинских захоронений, установка надгробий, памятников, стел. Обелисков, другихмемориальныхсооружений и объектов, увековечивающих память погибших. Ответственность за содержание воинских захоронений натерриторииРоссийской Федерации возлагается на органы местного самоуправления (абз. 3 ст.5Закона РФ ).

К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся:

1) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений или городских округов;

2) государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения;

3) определение порядка организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения (ст. 9.3 Федерального закона № 73-ФЗ).

Аналогичные полномочия органов местного самоуправления закреплены в п.п. 13, 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных натерриториипоселения; содержание мест захоронения.

Согласно статье 5 Федерального закона от **/**/**** № 80-ФЗ «Об увековечении победы советского народа вВеликой Отечественной войне1941 - 1945 годов», к памятникамВеликой Отечественной войны относятся скульптурные, архитектурные и другие мемориальные сооружения и объекты, увековечивающие память о событиях, об участниках, о ветеранах и жертвахВеликой Отечественной войны. Органы местного самоуправления ответственны за сохранение памятниковВеликой Отечественной войны, поддержание их в состоянии, соответствующем достойному и уважительному отношению к памяти о Победе советского народа вВеликой Отечественной войне.

В силу статьи 7 Закона РФ пришедшие в негодность воинские захоронения, мемориальные сооружения и объекты, увековечивающие память погибших, подлежат восстановлению органами местного самоуправления.

Органы местного самоуправления осуществляют мероприятия по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений,мемориальныхсооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на ихтерриториях(ст.11Закона РФ ).

Из содержания вышеприведенных норм закона следует, что законодателем установлен перечень обязанностей органов местного самоуправления по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества.

Как предусмотрено пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от **/**/**** № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование для размещения сквера, площадь 762 кв.м., по адресу: ...., сквер «Аллея Победы», находится в собственности Администрации Уриковского муниципального образования - администрации сельского поселения, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от **/**/****, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от **/**/**** №КУВИ-~~~.

Как установлено из доказательств, представленных административным ответчиком в обоснование доводов возражений, постановлением Администрации Уриковского муниципального образования .... /а от **/**/**** утвержден порядок общественного обсуждения проектов и создания инвентаризационной и общественной комиссии.

В соответствии с п. 1.3., 1.4. Порядка общественного обсуждения проекта правил благоустройства Уриковского муниципального образования (Приложение к Постановлению администрации Уриковского муниципального образования от **/**/**** /а) организатором общественного обсуждения проекта правил благоустройства является администрация Уриковского муниципального образования.

В обсуждении проекта правил благоустройства принимают участие граждане, проживающие на территории Уриковского муниципального образования и организации, зарегистрированные на территории Уриковского муниципального образования.

Общественное обсуждение проекта правил благоустройства проводится в форме открытого размещения проекта правил благоустройства на официальном сайте администрации Уриковского муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» /п. 2.1. Порядка/.

На основании п. 2.2. формой участия граждан, организаций в общественном обсуждении проекта правил благоустройства является направление Организатору предложений к проекту правил благоустройства. Предложения подаются в свободной форме письменно или в форме электронного документа по адресу: ...., по электронной почте: urikadm@eandex.ru.

Общественное обсуждение проекта правил благоустройства осуществляется в срок с **/**/**** по **/**/****.

Для обобщения и оценки предложений от участников общественного обсуждения проекта правил благоустройства создается общественная комиссия, состоящая из представителей органов местного самоуправления, политических партий, движений, общественных организаций. Состав общественной комиссии утверждается Постановлением администрации Уриковского муниципального образования.

Согласно п. 2.7., 28. Порядка, предложения, поступающие Организатору, подлежат обязательной регистрации.

По итогам рассмотрения каждого из поступивших предложений общественная комиссия принимает решение о рекомендации его к принятию либо отклонению.

По итогам заседания общественной комиссии готовится Заключение, которое содержит следующую информацию: общее количество и содержание поступивших предложений; количество и содержание поступивших предложений оставленных без рассмотрения; содержание предложений рекомендуемых к отклонению; содержание предложений рекомендуемых для одобрения.

В соответствии с п. 2.11 Порядка, на основании заключения общественной комиссии осуществляется включение предложений в проект правил благоустройства.

**/**/**** проведено общественное обсуждение проекта «Благоустройства дворовой территории многоквартирных домов по адресу: ...., 2б», проекта «Благоустройство территории сквера по адресу: ....», проекта «Благоустройство территории сквера по адресу: ...., Аллея Победы» организатором которых являлась Администрация Уриковского муниципального образования, с участием главы администрации Уриковского муниципального образования ФИО6, заместителя главы администрации Уриковского муниципального образования ФИО4, начальника отдела комплексного развития территории и муниципального заказа администрации Уриковского муниципального образования Лис И.А., а также участников общественных слушаний 20 человек.

По результатам обсуждений приняты решения о рекомендации включении дизайн проекта «Благоустройство дворовой территории многоквартирных домов по адресу: ...., «б» в программу «Формирование современной городской среды на территории Уриковского муниципального образования на 2018-2022 годы; дизайн-проект «Благоустройство территории сквера по адресу: ....» в программу «Формирование современной городской среды на территории Уриковского муниципального образования на 2018-2022 годы»; дизайн-проект «Благоустройство территории сквера по адресу: ...., Аллея Победы» в программу «Формирование современной городской среды на территории Уриковского муниципального образования на 2018-2022 годы», о чем составлен протокол проведения общественного обсуждения от **/**/****, размещенный на сайте администрации Уриковского муниципального образования.

Как следует из содержания протокола заседания общественной комиссии от **/**/**** сформирован проект благоустройства общественной территории «Аллея Победы», предложенный советом ветеранов Уриковского муниципального образования в 2017 году. Проект прошел общественное обсуждение в **/**/**** году, но проект не был утвержден общественной комиссией и не проходил процедуру экспертизы достоверности сметной стоимости, в настоящее время находится на проверке. Предложено утвердить указанный проект благоустройства и включить его на 2019 год.

Решением комиссии, утвержденной постановлением администрации Уриковского муниципального образования от **/**/**** /а «Об утверждении порядков общественного обсуждения проектов и создании инвентаризационной и общественной комиссии» приняты работы по проект «Благоустройство общественной территории по адресу: ...., Аллея Победы», что подтверждается протоколом заседания общественной комиссии от **/**/****, проектом 2018-005.

В представленном проекте Благоустройства территории сквера по адресу: ...., Аллея Победы, предусмотрены архитектурное решение, общий вид территории. Проектом предусмотрен перенос скульптуры от Дома культуры, расположенного по адресу: ...., «г», расстояние переноса в пределах 1 км. Затем ее необходимо установить на новое место, в центре Аллее.

В ходе судебного заседания, на фотоматериале ФИО1 показал суду сараи, расположенные недалеко от площади мемориала и сквера, что считал недопустимым. Ссылался и указывал, что площадь находится в низине по отношению к прилегающей дорожке аллее.

Вместе с тем, суд не находит обоснованным доводы о нарушении прав и законных интересов административного истца заявленным доводом о близко расположенных деревянных постройках, поскольку такие постройки являются характерны для населенного пункта – село, с учетом традиций и уклада жизни русского народа, при этом суд принимает во внимание, что данные постройки расположены за пределами периметра площади территории.

Приведя доводы о расположении мемориала в яме, ФИО1 ссылался, что при входе на площадь мемориала ведут 3 ступеньки вниз, к скульптурному решению после площади в центре - пять ступенек вверх, при этом суд учитывает, что такое расположение предусмотрено проектом Благоустройства территории сквера по адресу: ...., Аллея Победы, следовательно, не свидетельствует о нарушении прав и законных интересов административного истца.

Кроме того, в ходе судебного разбирательства административный ответчик представил суду документы, свидетельствующие о том, что сквер с мемориалом установлен в административном центре Уриковского муниципального образования – селе Урик, установка мемориала осуществлена на основании утвержденного Постановлением Администрации Уриковского муниципального образования .... /а от **/**/**** порядка общественного обсуждения проектов и создания инвентаризационной и общественной комиссии, при формировании проекта благоустройства общественной территории «Аллея Победы», учтены предложения совета ветеранов Уриковского муниципального образования. Иного судом не установлено.

В опровержение доводов административного иска, в части ненадлежащего осуществления ухода за мемориалом, несвоевременной уборке снега, мусора, воды представителем административного ответчика представлена должностная инструкция дворника администрации, утв. распоряжением и.о. главы администрации Уриковского муниципального образования от **/**/**** -к п.п. 3.4.-3.7. которой определено, что дворник выполняет обязанности по подметанию территории от мусора, очистки от снега и льда, в том числе общественных территорий, парков, аллей, скверов, принадлежащие на праве собственности либо находящиеся в пользовании администрации Уриковского муниципального образования, сколка льда и удаление снежно-ледяных образований, посыпание территории песком в зимний период времени; удаление и складирование снега в местах, не препятствующих свободному проезду автотранспорта и движению пешеходов.

Кроме того, отвечая на вопросы суда в ходе судебного разбирательства административный истец ФИО1 пояснил, что к администрации Уриковского муниципального образования с заявлением о необходимости проведения реконструкции мемориала, переносу сквера он не обращался, руководителем или членом инициативной группы по внесению предложений по благоустройству территории населенного пункта, возможными нарушениями его прав в связи с установленным местом расположения указанных объектов не обращался, при этом заявлений, касающихся надлежащей очистки, уборки данного объекта, в связи с ненадлежащей уборкой выпавших осадков в зимнее время не подавал.

В соответствии со статьей 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

По смыслу статей 4 (часть 1), 225 (часть 2) КАС РФ защите подлежит только нарушенное право, при этом в силу статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по административным делам об оспаривании действий (бездействия) административный истец обязан подтверждать сведения о том, что оспариваемым решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца.

Оценивая заявленные доводы иска, пояснения, полученные в ходе судебного разбирательства, суд принимает во внимание, что административным истцом в ходе судебного разбирательства не представлено доказательств нарушения его прав и наступивших для него негативных последствиях, в связи с имеющемся в селе .... сквера «Аллея Победы» с архитектурным решением, в связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░6, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ .... ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ **/**/****

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░

2а-1766/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Бесменов Андрей Борисович
Ответчики
Побережный Андрей Евгеньевич
Администрация Уриковского муниципального образования
Суд
Иркутский районный суд Иркутской области
Судья
Суровцева Ю.В.
Дело на сайте суда
irkutsky.irk.sudrf.ru
10.03.2021Регистрация административного искового заявления
10.03.2021Передача материалов судье
12.03.2021Решение вопроса о принятии к производству
08.04.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
08.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.04.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
05.05.2021Предварительное судебное заседание
03.06.2021Предварительное судебное заседание
26.07.2021Судебное заседание
18.08.2021Судебное заседание
30.08.2021Судебное заседание
10.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее