РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 ноября 2021 года г. Тула
Центральный районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Илларионовой А.А.,
при секретаре Ким В.А.
с участием истца Зверева С.С., представителя ответчика Государственного учреждения – Тульского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по доверенности Натаркиной К.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2918/2021 по исковому заявлению Зверева ФИО6 к Государственному учреждению – Тульскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, Фонду социального страхования Российской Федерации о признании незаконным отказа в выплате пособия по временной нетрудоспособности, обязании выплатить пособие по временной нетрудоспособности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 9 614 руб. 70 коп., взыскании компенсации морального вреда, расходов по оплате государственной пошлины,
установил:
Зверев С.С. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Тульскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, Фонду социального страхования Российской Федерации о признании незаконным отказа в выплате пособия по временной нетрудоспособности, обязании выплатить пособие по временной нетрудоспособности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 9 614 руб. 70 коп., взыскании компенсации морального вреда, расходов по оплате государственной пошлины.
В обоснование заявленных требований истец указал на то, что ДД.ММ.ГГГГ Зверев С.С. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в УФНС по Тульской области.
ДД.ММ.ГГГГ вступил в добровольные правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности.
внесены соответствующие взносы за 2021 год в сумме 4451,62 рубля.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился на амбулаторном лечении в связи с заболеванием (диагноз - COVID-19) в ГУЗ «Новомосковская городская клиническая больница». Электронный листок нетрудоспособности № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в ТРО Фонда социального страхования РФ им подано заявление о выплате пособия по временной нетрудоспособности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
получен ответ из ТРО ФСС РФ, в соответствии с которым в выплате пособия ему отказано на основании отсутствия регистрации в системе правоотношений по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности в качестве индивидуального предпринимателя в 2020 году, а также уплаты взносов за тот же период.
В 2020 году индивидуальным предпринимателем он не являлся, был трудоустроен официально, в связи с чем из его дохода производились удержания в счет оплаты обязательного медицинского страхования в ФСС РФ, что подтверждается справками по форме 182-н № от ДД.ММ.ГГГГ (НАО «ПКБ») и № от ДД.ММ.ГГГГ (АО «Альфа-банк»).
Полагает, что он, как индивидуальный предприниматель, взносы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности за 2021 год уплатил своевременно и в полном объеме.
Регистрация его в качестве индивидуального предпринимателя, вступившего в добровольные правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности в 2020 году юридически была невозможна в виду отсутствия правовых оснований (отсутствие регистрации в качестве индивидуального предпринимателя). При этом взносы за предыдущие годы работодателями Зверева С.С. вносились своевременно и в объеме, значительно превышающем значения МРОТ.
Считает, что отказ ГУТРО ФСС РФ в выплате пособия по временной нетрудоспособности свидетельствует о дискриминации по признаку трудовой деятельности, нарушает требования Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека и Конституции РФ.
В результате незаконных действий сотрудников ТРО ФСС РФ, ему причинен моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях, а именно он испытал чувства несправедливости, неполноценности и унижения по причине дискриминации его по признаку трудовой деятельности. Кроме того дополнительно затрачено значительное личное время на подготовку документов и искового заявления, что привело к ограничению его права на отдых.
Принимая во внимание характер причиненных ему ТРО ФСС РФ нравственных страданий, руководствуясь при этом требованиями разумности и справедливости, причиненный моральный вред он оценивает в 10 000 рублей, и считает данную сумму соразмерной, причиненным ему в результате незаконных действий сотрудников ТРО ФСС РФ, моральному вреду.
На основании изложенного просит суд признать действия ГУ ТРО ФСС РФ в части отказа Звереву С.С. в выплате пособия по временной нетрудоспособности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ незаконными, обязать выплатить пособие по временной нетрудоспособности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 9 614 руб. 70 коп, взыскать с ГУ ТРО ФСС РФ компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб., и расходы по оплате государственный пошлины в размере 300 руб.
Протокольным определением Центрального районного суда г.Тулы от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечен Фонд социального страхования Российской Федерации.
Истец Зверев С.С. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просил суд их удовлетворить.
Представитель ответчика Государственного учреждения – Тульского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по доверенности Натаркина К.Д. в судебном заседании исковые требования не признала, представляла суду письменные возражения на исковое заявление, в соответствии с которыми согласно части 3 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» индивидуальные предприниматели подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в случае, если они добровольно вступили в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивают за себя страховые взносы в соответствии со статьей 4.5 Федерального закона № 255-ФЗ.
В силу части 6 статьи 4.5 Федерального закона № 255-ФЗ лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, приобретают право на получение страхового обеспечения при условии уплаты ими в соответствии с частью 4 статьи 4.5 Федерального закона № 255-ФЗ страховых взносов в размере, определяемом в соответствии с частью 3 статьи 4.5 Федерального закона № 255-ФЗ, за календарный год, предшествующий календарному году, в котором наступил страховой случай.
Частью 4 статьи 4.5 Федерального закона № 255-ФЗ предусмотрено, что уплата страховых взносов лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, производится не позднее 31 декабря текущего года начиная с года подачи заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Правила уплаты страховых взносов лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2009 № 790 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 6 Правил страхователи приобретают право на получение страхового обеспечения при условии уплаты ими страховых взносов в соответствии с Правилами за календарный год, предшествующий календарному году, в котором наступил страховой случай.
В силу части 5 статьи 13 Федерального закона № 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются на основании листка нетрудоспособности, выданного медицинской организацией в форме документа на бумажном носителе или (с письменного согласия застрахованного лица) сформированного и размещенного в информационной системе страховщика в форме электронного документа, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинским работником и медицинской организацией, в случае, если медицинская организация и страхователь являются участниками системы информационного взаимодействия по обмену сведениями в целях формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа. Для назначения и выплаты указанных пособий застрахованное лицо представляет справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей), а для назначения и выплаты указанных пособий территориальным органом страховщика - справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, и определяемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, документы, подтверждающие страховой стаж.
Таким образом, право на получение страхового обеспечения лицом, добровольно вступившим в правоотношения по обязательному социальному страхованию и уплачивающим за себя страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, обусловлено уплатой страховых взносов за календарный год, предшествующий календарному году, в котором наступил страховой случай, и наличием листка нетрудоспособности, выданного медицинской организацией по установленной форме.
Поскольку вступление предпринимателями в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством является добровольным, то риск наступления в этом случае неблагоприятных последствий, вызванных несоблюдением условий, установленных в части 6 статьи 4.5 Федерального закона № 255-ФЗ, возлагается именно на предпринимателя.
Истец приобрел статус индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ, в дальнейшем, ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в региональном отделении в качестве страхователя, добровольно вступившего в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Истец обратился в региональное отделение с заявлением о назначении и выплате пособия по временной нетрудоспособности по листку нетрудоспособности от ДД.ММ.ГГГГ № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. При этом страховые взносы по добровольному страхованию за 2021 год уплачены истцом ДД.ММ.ГГГГ в сумме 4451,62 рублей (страховые взносы уплачены в календарном году, в котором наступил страховой случай).
Поскольку период временной нетрудоспособности (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно) как страховой случай, по которому истцом заявлено страховое обеспечение по временной нетрудоспособности, имел место ДД.ММ.ГГГГ, правовых оснований для назначения и выплаты истцу пособия по временной нетрудоспособности не имеется.
При этом, поскольку не подлежат удовлетворению основные требования о признании права на получение пособия по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности, производные требования о взыскании компенсации морального вреда также удовлетворению не подлежат.
Представитель ответчика Фонда социального страхования Российской Федерации в лице заместителя руководителя Акатьева А.Н. в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещался своевременно и надлежащим образом, представил суду отзыв на исковое заявление, согласно которому правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, права и обязанности субъектов, условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, регулируются Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее - Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ, индивидуальные предприниматели подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в случае, если они добровольно вступили в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивают за себя страховые взносы в соответствии со статьей 4.5 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 4 статьи 4.5 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ уплата страховых взносов лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, производится не позднее 31 декабря текущего года начиная с года подачи заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Частью 6 статьи 4.5 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ установлено, что лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, приобретают право на получение страхового обеспечения при условии уплаты ими в соответствии с частью 4 настоящей статьи страховых взносов в размере, определяемом в соответствии с частью 3 настоящей статьи, за календарный год, предшествующий календарному году, в котором наступил страховой случай.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2009 № 790 утверждены Правила уплаты страховых взносов лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - Правила уплаты страховых взносов).
Согласно пункту 6 Правил уплаты страховых взносов, страхователи приобретают право на получение страхового обеспечения при условии уплаты ими страховых взносов в соответствии с настоящими Правилами за календарный год, предшествующий календарному году, в котором наступил страховой случай.
Частью 5 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ установлено, что назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности осуществляются на основании листка нетрудоспособности, выданного медицинской организацией в форме документа на бумажном носителе или сформированного и размещенного в информационной системе страховщика в форме электронного документа, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинским работником и медицинской организацией, в случае, если медицинская организация и страхователь являются участниками системы информационного взаимодействия по обмену сведениями в целях формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа. Для назначения и выплаты указанных пособий застрахованное лицо представляет справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей), а для назначения и выплаты указанных пособий территориальным органом страховщика - справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, и определяемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, документы, подтверждающие страховой стаж.
Таким образом, индивидуальный предприниматель приобретет право на получение страхового обеспечения при условии уплаты страховых взносов в установленном размере за календарный год, предшествующий календарному году, в котором наступил страховой случай (часть 6 статьи 4.5 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ, пункт 6 Правил уплаты страховых взносов).
В соответствии пунктами 2 и 3 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 № 101, Фонд является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации, в его состав входят региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов Российской Федерации.
Фонд и его региональные отделения являются самостоятельными юридическими лицами, имеют гербовую печать со своим наименованием, имеют расчетные и иные счета в банках. Региональные отделения Фонда для обеспечения деятельности создают филиалы.
Тульское региональное отделение Фонда осуществляет свою деятельность на основании Положения о Государственном учреждении - Тульском региональном отделении Фонда социального страхования Российской Федерации, утвержденного приказом Фонда от 22.05.2002 № 90, в том числе осуществляет оперативное управление средствами обязательного социального страхования на территории Тульской области.
Фонд обращает внимание суда, что действующим законодательством Фонд не уполномочен назначать или отказывать в назначении страховых выплат по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В Фонд Зверев С.С. с заявлением о назначении страховых выплат не обращался, никаких документов не предоставлял, Фонд истцу в назначении пособия по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не отказывал. Таким образом, права и законные интересы Зверева С.С. Фондом не нарушены.
Согласно информации, полученной из Тульского регионального отделения, Зверев С.С. приобрел статус индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ.
истец зарегистрирован в Тульском региональном отделении в качестве страхователя, добровольно вступившего в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в связи с чем, согласно части 6 статьи 4.5 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ, право на пособие по временной нетрудоспособности возникнет у Зверева С.С. с ДД.ММ.ГГГГ.
истец обратился в Тульское региональное отделение с заявлением о назначении и выплате пособия по временной нетрудоспособности по листку нетрудоспособности от ДД.ММ.ГГГГ №, выданном с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за 2021 год уплачены истцом ДД.ММ.ГГГГ в сумме 4 451,62 руб.
Таким образом, в связи с тем, что страховой случай (временная нетрудоспособность истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), по которому Зверев С.С. просит взыскать страховое обеспечение произошел в 2021 году, как и первая уплата им страховые взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в качестве индивидуального предпринимателя, добровольно вступившего в правоотношения по обязательному социальному страхованию, в соответствии с частью 6 статьи 4.5 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ, у истца отсутствует право на получение страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в 2021 году.
Поскольку у Зверева С.С. отсутствует право на пособие по временной нетрудоспособности в 2021 году, то ни Фонд, ни Тульское региональное отделение не нарушали права истца, в связи с чем отсутствует основание для возмещения морального вреда Звереву С.С.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика Фонда социального страхования Российской Федерации.
Выслушав истца Зверева С.С., представителя ответчика Государственного учреждения – Тульского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по доверенности Натаркину К.Д., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 3 статьи 17, части 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека или гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Все равны перед законом и судом.
Статья 11 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что в судебном порядке осуществляется защита нарушенных или оспоренных гражданских прав.
В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии, в том числе на льготных условиях.
Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации).
Отношения в системе обязательного социального страхования, правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также основаны государственного регулирования обязательного социального страхования определены Федеральным законом от 16.06.1999 №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования».
Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании (абзац третий статьи 1 Федерального закона от 16.06.1999 №165-ФЗ).
К числу основных принципов осуществления обязательного социального страхования согласно статье 4 названного закона отнесены всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий, государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика, обязательность уплаты страхователями страховых взносов.
Статьей 8 Федерального закона от 16.06.1999 №165-ФЗ определены виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, среди которых пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, а также иные виды страхового обеспечения, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, регулируются Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.3 Федерального закона от 29.12.2006 №255-ФЗ страховыми рисками по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признаются временная утрата заработка или иных выплат, вознаграждений застрахованным лицом в связи с наступлением страхового случая либо дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.
Страховым случаем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в частности признается временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы (за исключением временной нетрудоспособности вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) (п. 1 ч. 2 ст. 1.3 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).
К видами страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в частности относится пособие по временной нетрудоспособности (п. 1 ч. 1 ст. 1.4 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).
Обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется в том числе в случае утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы, в том числе в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности или осуществлением экстракорпорального оплодотворения (п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 №255-ФЗ).
В соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 №255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам при наступлении случаев, указанных в части 1 настоящей статьи, в период работы по трудовому договору, осуществления служебной или иной деятельности, в течение которого они подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также в случаях, когда заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения указанной работы или деятельности либо в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования.
Назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи) (ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального Закона от 29.12.2006 №255-ФЗ «Об обязательном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
Основания и условия добровольного вступления индивидуальных предпринимателей в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством установлены Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее - Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. №255-ФЗ), а также Правилами уплаты страховых взносов лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2009 г. № 790.
Частью 3 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. №255-ФЗ определено, что адвокаты, индивидуальные предприниматели, члены крестьянских (фермерских) хозяйств, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями (нотариусы, занимающиеся частной практикой, иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой), члены семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в случае, если они добровольно вступили в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивают за себя страховые взносы в соответствии со статьей 4.5 Федерального закона № 255-ФЗ.
В соответствии с частью 6 статьи 4.5 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. №255-ФЗ и пунктом 6 Правил уплаты страховых взносов лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, приобретают право на получение страхового обеспечения при условии уплаты ими в соответствии с частью 4 указанной статьи страховых взносов в размере, определяемом в соответствии с частью 3 указанной статьи, за календарный год, предшествующий календарному году, в котором наступил страховой случай.
Согласно положениям части 4 статьи 4.5 Федерального закона №255-ФЗ и пункта 4 Правил уплата страховых взносов лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, производится единовременно либо по частям не позднее 31 декабря текущего года, начиная с года подачи заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Стоимость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов, установленного подпунктом 2 пункта 2 статьи 425 Налогового кодекса Российской Федерации в части страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, увеличенное в 12 раз (часть 3 статьи 4.5 Федерального закона № 255-ФЗ).
Таким образом, в целях приобретения права на получение страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, последним днем уплаты страховых взносов лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в размере, определяемом в соответствии с частью 3 статьи 4.5 Федерального закона № 255-ФЗ, является 31 декабря текущего года.
Указанная правовая позиция высказана в Письме Минтруда России от 28 ноября 2018 г. №17-0/ООГ-1613 «Об уплате страховых взносов в ФСС РФ лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».
С учетом характерных признаков указанное Письмо Минтруда России является актом, содержащим разъяснения законодательства и обладающим нормативными свойствами, поскольку содержит разъяснения относительно нормативного содержания и применения части 6 статьи 4.5 Федерального закона №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Как следует из искового заявления, истец, как физическое лицо, обратился в суд с иском о признании неправомерным отказа Государственного учреждения Тульского регионального отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в выплате пособия по временной нетрудоспособности и возложении обязанности по выплате пособия по временной нетрудоспособности по больничному листу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. То есть требования истца содержит вопрос о его праве на получение указанного пособия.
Правоотношения, связанные с выплатой отделением фонда пособий по временной нетрудоспособности непосредственно индивидуальным предпринимателям как гражданам, не относятся к сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Особое целевое назначение этих пособий не меняется от того, выплачиваются они физическим лицам со статусом индивидуального предпринимателя либо без такового статуса.
Данный спор связан с наличием у лица соответствующего статуса, но не с фактом осуществления им предпринимательской деятельности. При этом статус индивидуального предпринимателя влияет на условия выплаты пособий, но не затрагивает их правовой природы: пособия выплачиваются индивидуальному предпринимателю как гражданину.
Судом установлено, что Зверев С.С. приобрел статус индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ с присвоением ИНН №, что подтверждается уведомлением о постановке на учет физического лица в налоговом органе и выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно уведомлению о регистрации лица, добровольно вступившего в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, ИП Зверев С.С. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в Тульском региональном отделении в качестве страхователя, добровольно вступившего в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности.
Страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за 2021 год уплачены истцом ДД.ММ.ГГГГ в сумме 4 451,62 руб.
ДД.ММ.ГГГГ Зверев С.С. обратился в ГУ-Тульское региональное учреждение Фонда социального страхования РФ с заявлением о назначении и выплате пособия по временной нетрудоспособности по листку нетрудоспособности от ДД.ММ.ГГГГ № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ответу ГУ-Тульское региональное учреждение Фонда социального страхования РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, право на назначение и выплату пособия по временной нетрудоспособности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ у регионального отделения отсутствует. В вышеуказанном ответе ГУ-Тульское региональное учреждение Фонда социального страхования РФ от ДД.ММ.ГГГГ № указано, что право Зверева С.С. на получения пособия по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством наступает с ДД.ММ.ГГГГ.
Частью 5 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 255-ФЗ установлено, что назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности осуществляются на основании листка нетрудоспособности, выданного медицинской организацией в форме документа на бумажном носителе или сформированного и размещенного в информационной системе страховщика в форме электронного документа, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинским работником и медицинской организацией, в случае, если медицинская организация и страхователь являются участниками системы информационного взаимодействия по обмену сведениями в целях формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа. Для назначения и выплаты указанных пособий застрахованное лицо представляет справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей), а для назначения и выплаты указанных пособий территориальным органом страховщика - справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, и определяемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, документы, подтверждающие страховой стаж.
Так согласно электронному листку нетрудоспособности № от ДД.ММ.ГГГГ, Зверев С.С. находился на лечении в ГУЗ «Новомосковская городская клиническая больница» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч.8 ст. 4.5 Федерального закона от 29.12.2006 №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» порядок уплаты страховых взносов лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе порядок прекращения с ними правоотношений по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, определяется Правительством Российской Федерации.
В силу п. п. 6 и 7 Правил уплаты страховых взносов лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2009 № 790, страхователи приобретают право на получение страхового обеспечения при условии уплаты ими страховых взносов в соответствии с настоящими Правилами за календарный год, предшествующий календарному году, в котором наступил страховой случай.
Как установлено материалами дела, ДД.ММ.ГГГГ Зверевым С.С. были уплачены страховые взносы по добровольному социальному страхованию в сумме 4 451,62 руб., что не отрицалось в судебном заседании истцом Зверевым С.С.
Следовательно, право на получение пособия по временной нетрудоспособности возникает у Зверева С.С. с ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, Зверев С.С. зарегистрировавшись в ДД.ММ.ГГГГ в качестве страхователя, и уплатив страховые взносы по добровольному социальному страхованию ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии со статьей 4.5 Закона №255-ФЗ приобрел право на страховое обеспечение на случай временной нетрудоспособности и получение листка нетрудоспособности по тем страховым случаям, которые наступят с ДД.ММ.ГГГГ. В рассматриваемом случае страховой случай (временная нетрудоспособность) возник до ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с тем, что страховой случай (временная нетрудоспособность истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), произошел в 2021 году, как и первая уплата им страховые взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в качестве индивидуального предпринимателя, добровольно вступившего в правоотношения по обязательному социальному страхованию, в соответствии с частью 6 статьи 4.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 255-ФЗ у истца отсутствует право на получение страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности в 2021 году.
Согласно трудовой книжки Зверева С.С., а также сведениями о его трудовой деятельности, предоставляемые из информационных ресурсов Пенсионного фонда РФ, Зверев С.С. с ДД.ММ.ГГГГ (включая переводы ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ) по ДД.ММ.ГГГГ осуществлял трудовую деятельность в НАО «Первое коллекторское бюро», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществлял трудовую деятельность в АО «Альфа-Банк».
Факт работы Зверева С.С. в вышеуказанных организациях также подтверждается справками НАО «Первое коллекторское бюро» и АО «Альфа-Банк» о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений Зверева С.С., однако факт работы Зверева С.С. в данных организациях правового значения по настоящему делу не имеет, в связи с тем, что на момент нетрудоспособности Зверев С.С. не осуществлял трудовую деятельность по трудовому договору в течение пяти месяцев. Статус индивидуального предпринимателя им был получен ДД.ММ.ГГГГ.
Рассматривая требования Зверева С.С. о взыскании компенсации морального суд приходит к следующему.
В силу статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В пункте 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации перечисляются нематериальные блага, к которым относятся жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемые и непередаваемые иным способом.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", при рассмотрении требований о компенсации причиненного гражданину морального вреда необходимо учитывать, что размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального ущерба, убытков и других материальных требований. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с невозможностью продолжать активную общественную жизнь, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий, и др. (абзац второй пункта 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда").
Поскольку взыскание компенсации морального вреда является одним из видов гражданско-правовой ответственности, при разрешении спора о взыскании компенсации морального вреда с ответчика в пользу истца в соответствии со статьями 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, подлежит установлению совокупность таких обстоятельств, как: наличие вреда; причинно-следственная связь между действиями (бездействием) государственных органов либо должностных лиц этих органов и наступившими последствиями; противоправность деяния причинителя вреда (незаконные действия, бездействие государственных органов, либо должностных лиц этих органов); вина причинителя вреда.
Положения части 2 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливают, что моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
Нормами Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", не предусмотрена компенсация морального вреда.
Рассматривая исковые требования Зверева С.С. взыскании с ответчика компенсации морального вреда, приходит к обоснованному выводу о недоказанности обстоятельств, на которые истец ссылался, обосновывая исковые требования и об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований в указанной части.
В соответствии с п. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В связи с тем, что в удовлетворении исковых требований отказано, требования о взыскании расходов по оплате государственной пошлины удовлетворению также не подлежат.
Принимая во внимание вышеизложенное, исходя из положений закона, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Зверева ФИО7 к Государственному учреждению – Тульскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, Фонду социального страхования Российской Федерации о признании незаконным отказа в выплате пособия по временной нетрудоспособности, обязании выплатить пособие по временной нетрудоспособности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 9 614 руб. 70 коп., взыскании компенсации морального вреда, расходов по оплате государственной пошлины, отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено 22.11.2021
Судья: