УИД-04RS0015-01-2024-000177-62
Решение в окончательной форме принято 25.06.2024г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 июня 2024 года пгт.Таксимо
Муйский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Замбаловой О.Н., при секретаре Тудвасевой Л.В.,
с участием представителя истца Бадмаева Д.Ю., представителя ответчика по доверенности Грынык О.А., представителя ответчика по доверенности Зверьковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-143/2024 по иску прокурора Муйского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Муйский район» о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Обращаясь в суд, прокурор Муйского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц с учетом уточнений просит возложить обязанности на администрацию муниципального образования «Муйский район» в срок до 01.09.2024 года принять меры по предоставлению общедоступного и бесплатного образования обучающимся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Усть-Муйская средняя общеобразовательная школа» в помещениях, отвечающих нормативным требованиям и обеспечивающих безопасность жизни и здоровья обучающихся и работников в срок до 01.09.2024г. Исковые требования мотивированы тем, что проведенным в 2013 году ООО «Желдорстройпроект» обследованием технического состояния 9 (девять) зданий муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Усть-Муйская средняя общеобразовательная школа» установлено их несоответствие нормам сейсмобезопасности по конструктивным схемам и состоянию несущих строительных конструкций, аварийное состояние из-за фундамента, потерявших несущую способность, несоответствие санитарным и технологическим требованиям по организации учебного процесса. Таким образом, школе требуется полная реконструкция, либо строительство новой. С указанного времени до настоящего времени обследование технического состояния зданий школы специализированной организацией не проводилось. Орган местного самоуправления должен был предвидеть соответствующую потребность в капитальном ремонте зданий, своевременно принимать меры сохранности зданий, организации предоставления общедоступного и бесплатного образования и иных условий по осуществлению ими образовательной деятельности. Несмотря на наличие заключения об аварийном состоянии зданий МБОУ «Усть-Муйская СОШ» в образовательном учреждении обучается <данные изъяты>. При этом, заключение о возможном безопасном нахождении учеников, работников образовательного учреждения, иных лиц в помещениях МБОУ «Усть-Муйская СОШ» отсутствует.
Представитель истца помощник прокурора Бадмаев Д.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме.
В судебное заседание представитель ответчика - администрации муниципального образования «Муйский район» действующая по доверенности Грынык О.А. не возражала против удовлетворений требований прокурора.
Представитель по доверенности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Усть-Муйская средняя общеобразовательная школа» Зверькова Н.А. не возражают против удовлетворения требований.
Выслушав участника процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании статьи 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
Отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование (отношения в сфере образования) регулирует Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Так, пункт 18 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ» образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.
Согласно п.19 ст.2 Закона «Об образовании» организацией, осуществляющей обучение, является юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности.
В соответствии с п.п.2, 15 ч.3 ст.28 Закона №273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.
В силу Положений, содержащихся в пункте 2 части 6 статьи 28 Закона №273-ФЗ, образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Из части 7 статьи 28 Закона № 273-ФЗ следует, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качеством образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Статьей 41 Закона №273-ФЗ предусмотрено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя: обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Так, частью 1 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2009№384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» объектом технического регулирования в настоящем Федеральном законе являются здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения), а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).
На основании пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусмотрено, что безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта (далее также - строительство) и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса. При прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора (часть 1 статьи 37 Федерального закона).
В силу статьи 7 Закона №384-ФЗ строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате: разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; разрушения всего здания, сооружения или их части; деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.
В соответствии со статьей 36 Закона №384-ФЗ безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения. Параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством РФ.
Согласно части 6, части 7 статьи 55.24, статьи 55.25 Градостроительного кодекса РФ в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений. Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.
В случае, если иное не предусмотрено федеральным законом лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.
Периодичность, состав подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию, по поддержанию надлежащего технического состояния зданий, сооружений (включая необходимые наблюдения, осмотры) должны определяться в соответствии с проектной документацией, результатами контроля за техническим состоянием зданий, сооружений, индивидуально для каждого здания, сооружения исходя из условий их строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации.
Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 №312 утверждено Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения. Данное положение является обязательным для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих реконструкцию, капитальный и текущий ремонт, техническое обслуживание зданий.
Согласно раздела 3 Положения контроль за техническим состоянием зданий и объектов следует осуществлять путем проведения систематических плановых и неплановых осмотров с использованием современных средств технической диагностики.
Статьей 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (часть 1). Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (часть 2).
В соответствии статьи 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу пункта 1 статьи 296 Гражданского кодекса РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Так, п.11 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), относится к вопросам местного значения муниципального района.
Статьей 9 Закона №273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся:
организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) (п. 1);
создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций (п. 4);
обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий (п. 5).
В соответствии Бюджетного кодекса РФ администрация муниципального образования выполняет функции финансового органа и главного распорядителя бюджетных средств в отношении подведомственных учреждений, тем самым обязано обеспечить финансирование данных учреждений.
Согласно статьи 158 Бюджетного кодекса РФ устанавливает, что главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств; ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований; осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств; вносит предложения по формированию и изменению сводной бюджетной росписи; определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями.
Судом установлено, что с 2013 года до настоящего времени обследование технического состояния зданий МБОУ «Усть-Муйская СОШ» специализированной организацией не проводилось, нарушения до настоящего времени администрацией муниципального образования «Муйский район» не устранены в полном объеме. В МБОУ «Усть-Муйская средняя общеобразовательная школа» по состоянию на 01.05.2024 обучается <данные изъяты>. Заключение о возможном безопасном нахождении учеников, работников образовательного учреждения, иных лиц в помещениях МБОУ «Усть-Муйская СОШ» отсутствует.
Согласно устава МБОУ «Усть-Муйская СОШ» - общеобразовательная школа создана в целях обеспечения реализации полномочия в сфере образования по организации предоставления начального общего основного образования, отнесенного Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ» к органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
Из пункта 1.8 Устава следует, что учредителем и собственником имущества МБОУ «Усть-Муйская средняя общеобразовательная школа» является муниципальное образование «Муйский район» в лице администрации МО «Муйский район».
Прокуратурой Муйского района по результатам проверки исполнения законодательства об образовании установлены нарушения в несоответствии здания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Усть-Муйская средняя общеобразовательная школа» техническим, санитарным нормам, нормам сейсмобезопасности по конструктивным схемам и технологическим требованиям по организации учебного процесса.
14.08.2023 года прокуратурой Муйского района Республики Бурятия внесено представление об устранении нарушений, которое рассмотрено однако, нарушения до настоящего времени не устранены.
Из ответа директора МБОУ «Усть-Муйская средняя общеобразовательная школа» Савельевой В.Н. за вх.№ 60 от 25.04.2022 г. адресованное прокурору Муйского района РБ следует, что МБОУ «Усть-Муйская средняя общеобразовательная школа» в оперативном управлении находятся 8 зданий, в их числе: 1. Школа, корпус 1 – учебные классы, год ввода в эксплуатацию - 1968г., 2. Школа, корпус 2 – учебные классы, год ввода в эксплуатацию - 1982г., 3. Школа, корпус 3 – служебно-техническое помещение, год ввода в эксплуатацию - 1960г., Школа, корпус 4 – учебные мастерские, год ввода в эксплуатацию - 1986г., 5. Школа, корпус 5 – гараж, год ввода в эксплуатацию - 2004г., 6. Котельная, год ввода в эксплуатацию -1967г., 7. Столовая, год ввода в эксплуатацию - 1960г., 8. Спортзал, год ввода в эксплуатацию - 2004г. В августе 2011г. ООО «Архстройпроект» в семи зданиях МБОУ «Усть-Муйская средняя общеобразовательная школа», кроме спортзала было проведено обследование технического состояния несущих и ограждающих конструкций существующих зданий. По результатам проведенного инженерного обследования зданий и сопоставления показателей его фактического состояния с требованиями современных норм, вывод: Согласно СП 13-102-2003 п.4.5, оценка категории технического состояния несущих конструкций фундаментов (нижние венцы) стены оцениваются как недопустимое состояние.Категория технического состояния строительных конструкций зданий и сооружений в целом характеризуются снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик при которых существует опасность для пребывания людей и сохранности оборудования. Согласно СП 31-114-2004 п.9.1.3 в зависимости от несущих конструкций зданий и сооружений, объект обследования в целом может оцениваться как непригодный к эксплуатации, когда грунт основания и несущие конструкции требуют выполнения большого объема ремонтно-восстановительных работ или усиления (реконструкции).В летний период 2022г. состоится капитальный ремонт школы (корпус 2). Ремонтные работы начнутся с 01.06.2022г., до начала нового 2022-2023 учебного года ремонт будет завершен. В 2013г. проектно-конструкторской фирмой ООО «Желдорстройпроект» были проведены обмерно-обследовательские работы на предмет безопасности эксплуатаций зданий МБОУ «Усть-Муйская средняя общеобразовательная школа», по результатам которых вынесено заключение, что по своим техническим, конструктивным и объемно-планировочным характеристикам здания корпусов не соответствуют большинству требований современных норм. Капитальный ремонт корпуса 1 нецелесообразен. Строительство школы на 60 мест (без спортзала) включено в государственную программу развития образования Республики Бурятия.
При этом заключение о возможном безопасном нахождении учеников, работников образовательного учреждения, иных лиц в помещениях МБОУ «Усть-Муйская СОШ» отсутствует.
Суд находит состоятельным довод стороны истца о том, что орган местного самоуправления должен предвидеть соответствующую потребность в капитальном ремонте зданий, своевременно принимать меры сохранности зданий, организации предоставления общедоступного и бесплатного образования и иных условий по осуществлению ими образовательной деятельности, поскольку указанные полномочия предусмотрены Статьей 9 Закона №273-ФЗ.
Кроме того, администрация муниципального образования, осуществляющая полномочия собственника муниципального имущества, как главный распорядитель бюджетных средств производит материально-техническое обеспечение деятельности муниципальных учреждений.
Прокурор обратился с настоящим исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Муйский район» в связи с необходимостью защиты прав несовершеннолетних обучающихся, которые в силу возраста не могут самостоятельно осуществлять защиту своих прав, а также неопределенного круга лиц: работников образовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих данное образовательное учреждение.
Таким образом, в связи с установленными выше обстоятельствами, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.206 ГПК РФ суд устанавливает предложенный истцом срок исполнения судебного решения - в срок до 01.04.2026 г. с момента вступления в законную силу судебного решения. Этот срок суд считает разумным и достаточным для исполнения возложенной обязанности.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Муйского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц <данные изъяты> к администрации муниципального образования «Муйский район» удовлетворить.
Возложить обязанности на администрацию муниципального образования «Муйский район» <данные изъяты> в срок до 01.09.2024 года организовать предоставление общедоступного и бесплатного образования обучающимся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Усть-Муйская средняя общеобразовательная школа» в помещениях, отвечающих нормативным требованиям и обеспечивающих безопасность жизни и здоровья обучающихся и работников.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: О.Н. Замбалова