№ 2-66/2020
УИД: 52RS0039-01-2019-000958-17
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Лысково 07 февраля 2020 года
Лысковский районный суд Нижегородской области в составе
председательствующего судьи Пескова В.В.,
при секретаре судебного заседания Колумбаевой С.В.,
с участием истца Сергеевой Ю.А.,
ответчиков Сергеевой Т.М., Сергеевой Е.Н., Назаровой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сергеевой Ю. А. к Сергеевой Т. М., Сергеевой Е. Н., Назаровой О. Н. о признании договора дарения недействительным,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Сергеева Ю.А. обратилась в Лысковский районный суд Нижегородской области с иском к Сергеевой Т.М., Сергеевой Е.Н., Назаровой О.Н. о признании договора дарения недействительным, в обоснование которого указала, что по неграмотности подарила своему сыну ФИО1 жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умер. После его смерти открылось наследство, на основании которого истице досталась 1/4 доля жилого дома. Указывает, что ответчики выгоняют ее из дома, угрожают.
На основании изложенного, просит суд признать договор дарения жилого дома и земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ недействительным, признать государственную запись права собственности на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, в Едином государственном реестре права от ДД.ММ.ГГГГ №, недействительной.
В судебном заседании истец Сергеева Ю.А. исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, указанным в иске.
Ответчики Сергеева Т.М., Сергеева Е.Н., Назарова О.Н. в судебном заседании исковые требования не признали.
Выслушав истца, ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 ГК РФ, граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых, не противоречащих законодательству условий договора.
Согласно п. 1 ст. 9 ГК РФ, граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
На основании п. 2 ст. 209 ГК РФ, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Согласно п. 1 ст. 421, ст. 432 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора; договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение; договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом (п. 3 ст. 433 ГК РФ).
Согласно ст. 153 ГК РФ, действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, признаются сделками.
На основании ч. 1, 2 ст. 166 ГК РФ, сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено лицами, указанными в настоящем Кодексе. Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе применить такие последствия по собственной инициативе.
В силу ч. 1, 2 ст. 167 ГК РФ, недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствий недействительности сделки не предусмотрены законом.
В силу п. 1 ст. 572 ГК РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу, либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом. Требования к форме договора дарения недвижимого имущества, который должен быть совершен в письменной форме и подлежит государственной регистрации, определены пунктами 2, 3 ст. 574 ГК РФ.
Договор дарения недвижимого имущества и переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежат государственной регистрации (ч. 1 ст. 551 ГК РФ, ч. 3 ст. 574 ГК РФ).
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Сергеевой Ю.А. и ФИО1 был заключен договор дарения, по условиям которого Сергеева Ю.А. подарила ФИО1 в собственность жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>.
Указанные объекты недвижимости принадлежали дарителю на основании договора купли-продажи жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ (п. 4 договора), постановления от ДД.ММ.ГГГГ №, свидетельства на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ №, выданного администрацией города Лысково исполнительным комитетом Лысковского городского Совета народных депутатов Лысковского района Горьковской области (п. 3 договора). Одаряемый указанные объекты недвижимости в дар от дарителя принимает (п. 2 договора). Право собственности на жилой дом и земельный участок возникает у одаряемого с момента регистрации данного права в Лысковском отделе Управления федеральной регистрационной службы по Нижегородской области (п. 7 договора). Даритель гарантирует, что на момент совершения настоящего договора указанный жилой дом и земельный участок никому не проданы, не подарены (не обещаны быть подаренными, не пожертвованы), не заложены в споре и под запрещением и арестом не состоят и свободны от любых прав третьих лиц (п. 11 договора). На регистрационном учете состоит Сергеева Ю.А., она сохраняет право проживания и пользования указанным жилым домом. Передача жилого дома и земельного участка дарителем и принятие его одаряемым осуществляется путем передачи правоустанавливающих документов (п. 5 и п. 11 договора). Согласно пункту 10 договора, содержание ст. ст. 167, 209, 223, 288, 292, 572, 573, 574, 578 ГК РФ сторонам известно. В силу п. 13 указанного договора стороны договора подтвердили, что не лишены дееспособности, не состоят под опекой и попечительством, не страдают заболеваниями, препятствующими осознать суть настоящего договора, а также отсутствуют обязательства, вынуждающие совершить данный договор на крайне невыгодных условиях.
Договор подписан сторонами, право собственности ФИО1 зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 33-36, 38-44).
В соответствии с копией записи акта о смерти от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 95).
Согласно ответу нотариуса Теленкова П.М., заведено наследственное дело № к имуществу ФИО1 Наследниками по закону, принявшими наследство являются: мать - Сергеева Ю.А., жена - Сергеева Т.М.; дочь - Сергеева Е.Н.; дочь - Назарова О.Н. (л.д. 68-89).
Сергеева Е.Н., Назарова О.Н. отказались от причитающейся им доли на наследство после умершего ФИО1, в пользу своей матери Сергеевой Т.М. (л.д. 72, оборот л.д. 72).
В соответствии с п. 1 ст. 178 ГК РФ сделка, совершенная под влиянием заблуждения, может быть признана судом недействительной по иску стороны, действовавшей под влиянием заблуждения, если заблуждение было настолько существенным, что эта сторона, разумно и объективно оценивая ситуацию, не совершила бы сделку, если бы знала о действительном положении дел.
Согласно п. 2 ст. 178 ГК РФ при наличии условий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, заблуждение предполагается достаточно существенным, в частности если:
1) сторона допустила очевидные оговорку, описку, опечатку и т.п.;
2) сторона заблуждается в отношении предмета сделки, в частности таких его качеств, которые в обороте рассматриваются как существенные;
3) сторона заблуждается в отношении природы сделки;
4) сторона заблуждается в отношении лица, с которым она вступает в сделку, или лица, связанного со сделкой;
5) сторона заблуждается в отношении обстоятельства, которое она упоминает в своем волеизъявлении или из наличия которого она с очевидностью для другой стороны исходит, совершая сделку.
Заблуждение относительно мотивов сделки не является достаточно существенным для признания сделки недействительной.
Пунктом 5 статьи 178 ГК РФ предусмотрено, что суд может отказать в признании сделки недействительной, если заблуждение, под влиянием которого действовала сторона сделки, было таким, что его не могло бы распознать лицо, действующее с обычной осмотрительностью и с учетом содержания сделки, сопутствующих обстоятельств и особенностей сторон.
Судом установлено, что из содержания договора дарения следует, что нотариусом дееспособность сторон проверена, содержание соответствующих статей Гражданского кодекса Российской Федерации сторонам разъяснено, стороны подтверждают, что не заблуждаются относительно существа настоящей сделки, договор подписывается ими сознательно, в своих интересах, они не находятся под влиянием тяжелых обстоятельств. Таким образом, все существенные условия заключенного между сторонами договора были изложены четко, ясно и понятно, возражений по вопросу заключения данного договора Сергеевой Ю.А. не высказывалось, она добровольно подписала указанный договор, понимая его содержание, условия и суть сделки, согласилась со всеми условиями. Доказательств того, что истец заключил договор под влиянием заблуждения, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, в материалы дела не представлено.
Поскольку истцом не представлено доказательств, достаточно и достоверно подтверждающих, что при заключении Сергеевой Ю.А. договора дарения ее волеизъявление сформировалось под влиянием заблуждения, в удовлетворении исковых требований необходимо отказать.
Довод истицы о том, что несмотря, на заключение договора дарения она продолжала проживать в спорном доме, является несостоятельным, поскольку, право Сергеевой Ю.А. на проживание в доме предусмотрено договором, кроме того, одаряемый, является сыном дарителя.
Доводы о том, что спорный договор был заключен истцом под влиянием заблуждения, ввиду её правовой неграмотности, судом отвергаются, поскольку достоверных и убедительных доказательств заблуждения истицей не представлено и судом при рассмотрении дела не установлено. Утверждение о личности истца, имеющего преклонный возраст, отсутствии другого жилья не могут служить правовым основанием для расторжения договора дарения, поскольку предусмотренных законом оснований для признания договора дарения недействительным судом не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Сергеевой Ю. А., отказать.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Лысковский районный суд Нижегородской области.
Судья: В.В. Песков