№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес>
Курской области 13 мая 2021 года
Золотухинский районный суд Курской области в составе председательствующего Умеренковой И.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Самофаловой А.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Золотухинского района Курской области в защиту неопределенного круга лиц к администрации Свободинского сельсовета Золотухинского района Курской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности
у с т а н о в и л:
Прокурор Золотухинского района Курской области обратился в суд в защиту прав неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к администрации Свободинского сельсовета Золотухинского района Курской области о признании незаконным бездействие администрации Свободинского сельсовета Золотухинского района Курской области, выразившееся в непринятии мер к постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества трансформаторной подстанции 332.5-332.23 (4\2х400 кВа), расположенной на ул. Гагарина м. Свобода Золотухинского района Курской области, возложении на администрацию Свободинского сельсовета Золотухинского района Курской области обязанности в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу осуществить постановку на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества трансформаторной подстанции 332.5-332.23 ( 4\2х400 кВа), расположенной на ул. Гагарина м. Свобода Золотухинского района.
Свои требования обосновал тем, что в ходе проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о муниципальной собственности администрации Свободинского сельсовета Золотухинского района Курской области, установлено, что на территории данного муниципального образования находится объект электросетевого хозяйства - трансформаторная подстанция 332.5-332.23 (4\2х400 кВа), расположенная на ул. Гагарина м.Свобода на земельном участке, соединенная подземными коммуникациями со снабжающими объектами (кабельными электролиниями, проложенными в подземных траншеях, право муниципальной собственности на которую, не оформлено. Согласно информации комитета ЖКХ и ТЭК Курской области данная трансформаторная подстанция состоит на балансе муниципального образования. Отсутствие собственника данного имущества препятствует ее содержанию в технически исправном состоянии, нарушает право граждан в сфере электроэнергетики, надлежащей антитеррористической защищенности, что влечет угрозу безопасности неопределенного круга лиц.
02.03.2020 в адрес администрации Свободинского сельсовета направлено представление с требованием осуществить государственный учет данной трансформаторной подстанции, вместе с этим, до настоящего времени надлежащих мер к осуществлению государственного учета указанного недвижимого имущества не принято, требования, изложенные в представлении, не исполнены.
В судебном заседании помощник прокурора Золотухинского района Курской области Иванюк И.С. административное исковое заявление поддержал по указанным в нем основаниям.
Административный ответчик – администрация «Свободинский сельсовет», заинтересованное лицо администрация Золотухинского района, извещенные о времени и месте судебного разбирательства по правилам ст.96 КАС РФ, своего представителя в суд не направили, о причинах неявки не уведомили, не ходатайствовали об отложении судебного разбирательства.
С учётом мнения прокурора, положений ст.150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, а также решают иные вопросы местного значения.
Согласно абз. 10 ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", объекты электросетевого хозяйства - линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
Согласно п. 4.2.6 Правил устройства электроустановок (вместе с "Правилами устройства электроустановок. Седьмое издание. Раздел 4. Распределительные устройства и подстанции. Главы 4.1, 4.2"), утвержденных приказом Минэнерго РФ от 20.06.2003 N 242, трансформаторная подстанция - электроустановка, предназначенная для приема, преобразования и распределения энергии и состоящая из трансформаторов, РУ, устройств управления, технологических и вспомогательных сооружений.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
В силу части 1 статьи 49 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.
Как следует из статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами. Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты.
В силу статьи 125 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним регламентирован главой 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Так, в соответствии со ст.130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.
Согласно частям 1 и 3 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан по ходатайству правообладателя удостоверить произведенную регистрацию путем выдачи документа о зарегистрированном праве или сделке либо совершением надписи на документе, представленном для регистрации.
В соответствии с частями 6 статьи 131 ГК РФ порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество
Так согласно части 6 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии со ст.ст. 130,131,131,133.1,164 ГКРФ.
Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество (часть 2 ст. 130 ГК РФ).
В силу ст.133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.
В соответствии с ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на территории Свободинского сельсовета находится трансформаторная подстанция 332.5-332.23 ( 4\2х 400 кВа), которая имеет признаки недвижимого имущества, в частности: расположена в конкретном месте, соединена подземными коммуникациями со снабжающими объектами (кабельными электролиниями, проложенными в подземных траншеях), то есть имеет прочную связь с землей.
Земельный участок с кадастровым номером 46:07:140701:2750, на котором расположена трансформаторной подстанция 332.5-332.23 ( 4\2х 400 кВа), находятся в постоянном бессрочном пользовании администрации Свободинского сельсовета.
Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов (ОКОФ) ОК ОГЗ-2014 (СНС 2008), утвержденному приказом Росстандарта, а также Федеральному закону № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", сооружение - это результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов. Сооружения являются объектами, прочно связанными с землей (раздел "Введение" ОКОФ).
Согласно пунктам 1.1, 1.2 и 1.3 раздела III Перечня видов недвижимого и движимого имущества, входящего в состав электросетевых единых производственно-технологических комплексов, утвержденного приказом Минпромэнерго Российской Федерации от 20.06.2003 года № 242, трансформаторные подстанции, воздушные линии электропередачи (питающая линия от генерирующего источника при наличии, отходящие линии переменного и постоянного тока, распределительные электропередачи), кабельные линии электропередачи отнесены к объектам недвижимого имущества.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что трансформаторная подстанция 332.5-332.23 ( 4\2х400 кВа), расположенная на ул. Гагарина м. Свобода Золотухинского района, является объектом недвижимости, право собственности на которое в силу п.1 ст.131 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курской области, сообщил об отсутствии информации о зарегистрированных правах и обременениях на указанный объект недвижимости.
Согласно представленным сведениям администрации Золотухинского района Курской области, Комитета по управлению имуществом Курской области, ТУ Росимущества в Курской области, спорное недвижимое имущество в реестре муниципального имущества Золотухинского района, государственного имущества Курской области, реестре федерального имущества, не учтена.
В соответствии с представленным реестром муниципального имущества муниципального образования « Свободинский сельсовет», трансформаторная подстанция не значится.
Согласно п.3 ст.225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Поскольку в данном случае речь идет о постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи – трансформаторной подстанции 332.5-332.23 ( 4\2х 400 кВа), расположенной на территории муниципального образования «Свободинский сельсовет», решением данного вопроса должен заниматься орган местного самоуправления с учетом предоставленных ему федеральным законодательством полномочий.
Вместе с тем, до настоящего времени, требования закона административным ответчиком не выполнены, что свидетельствует о незаконном бездействии.
Прокурор, на основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы граждан, неопределённого круга лиц, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В силу изложенного, административные исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно пункту 19 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175,176-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 332.5-332.23(4/2░400░░░), ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░░░░░░░ ░.░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 332.5-332.23(4/2░400░░░), ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░░░░░░░ ░.░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ -18 ░░░ 2021 ░░░░.
░░░░░ ( ░░░░░░░) ░.░. ░░░░░░░░░░