2-1734/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 июля 2023 года Октябрьский районный суд г.Томска в составе:
председательствующего судьи Бессоновой М.В.,
при секретаре Матевосян А.В.,
с участием представителя ответчика Шальневой О.П., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске гражданское дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «УК «Солнечная» к Корнеевой Татьяне Сергеевне об обязании предоставления доступа к общему имуществу многоквартирного дома,
установил:
ООО «УК «Гарантия» обратилось в суд с иском к Корнеевой Т.С. об обязании предоставить доступ сотрудников ООО «УК «Солнечная» к общему имуществу – стоякам системы отопления и ХГВС, проходящим в санузле ..., расположенной по адресу: ..., для проведения работ, взыскать с ответчика в свою пользу расходы по уплате государственной пошлины в размере 6000 руб.
В обоснование иска указано, что истец осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: ... и в соответствии с положениями ст. 161 ЖК РФ обеспечивает благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в данном доме. Ответчик, являясь собственником ... данном доме, отказывается предоставить доступ сотрудникам ООО «УК «Солнечная» к стоякам системы отопления и ХГВС, проходящим в санузле ... для проведения реконструкции подключения полотенцесушителей в санузлах с системы отопления к системе горячего водоснабжения. Предписание истца с требованием представить доступ собственниками проигнорировано, доступ до настоящего времени не предоставлен.
Определением Октябрьского районного суда г.Томска от 24.05.2023 к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Департамент ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области Сенцова Е.Ю.
Истец, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание своего представителя не направило.
Ответчик, будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явилась.
Согласно ранее представленному отзыву исковые требования не признала, указала, что в предоставлении технического обоснования проведения реконструкции подключения полотенцесушителя как и обосновании необходимости проведения реконструкции полотенцесушителя, расположенного в ... через ... истцом, отказано. При этом ответчиком отмечено, что получить доступ к общему стояку истцу возможно и через .... Указывает также, что собрание собственников помещений по вопросу принятия решения о реконструкции многоквартирного дома, не проводилось, ответчик о нем не уведомлялась, решения общего собрания не получала, согласования реконструкции подключения полотенцесушителей, не проводилось, о том проводились ли гидростатические расчеты, какие виды реконструкции будет произведены не сообщалось. Истцом не проводится обоснования необходимости проведения реконструкции подключения полотенцесушителей в МКД, не приведено данных о согласовании проведения данных работ с ресурсоснабжающими организациями по предоставлению отопления и горячего водоснабжения МКД, не приведено сведений о согласовании временного прекращения подачи водоснабжения и отопления в МКД на время проведения работ, не приложено ни одного акта выполненных работ, не приведена смета стоимости данных работ и не указано согласовали ли собственники МКД казанную реконструкцию, требующую в последующем ремонта в каждом жилом помещении. Истцом не приведено даты и времени, когда ответчиком не был обеспечен доступ в жилое помещение, не предоставлены акты, фиксирующие данные обстоятельства, ответчику ни разу не звонили в период с февраля по март 2023 года с просьбой о допуске в жилое помещение ответчика с указанием конкретной даты и времени.
В судебном заседании представитель ответчика исковые требования не признала, пояснила, что истцу необходимо сделать реконструкцию систем отопления, для чего необходимо ломать стену. Никаких решений общего собрания жильцов дома ответчику не предоставили. Ответчик предоставила квартиру для смотра, но она была против реконструкции системы горячего водоснабжения в полотенцесушителе.
Третьи лица, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явились.
На основании ст.ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 4 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Обязанность поддерживать жилое помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме частью 4 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации возложена на собственника жилого помещения.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно пунктам 1, 2, 4 части 1.2 указанной статьи надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.
Согласно подпунктам "а", "б" и "г" пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:
соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан (пункт 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).
Осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (пункты 11, 13 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 32 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") исполнитель (юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги - абзац седьмой пункта 2 данных Правил) имеет право требовать допуска в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, для выполнения необходимых ремонтных работ и проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.
В силу подпункта "е" пункта 34 указанных Правил, потребитель обязан допускать представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора в занимаемое жилое помещение для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования в заранее согласованное с исполнителем в порядке, указанном в пункте 85 данных Правил, время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, для проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг и выполнения необходимых ремонтных работ - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.
По смыслу приведенных норм, требования по осуществлению технического обслуживания и текущего ремонта носят обязательный характер, относятся как к зданию и сооружению в целом, так и к входящим в состав таких объектов системам инженерно-технического обеспечения и их элементам, внутриквартирному оборудованию и являются неотъемлемой частью процесса эксплуатации этих систем, оборудования, обеспечивающей его безопасность. При этом техническое состояние внутриквартирного оборудования, которое должно соответствовать установленным требованиям и быть готово для предоставления коммунальных услуг, является условием предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) (подпункт "е" пункта 3 Правил N 354).
Приведенные нормы определяют порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; обеспечения выполнения требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем и предусматривают обязанность исполнителя осуществлять эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий и внутриквартирного оборудования путем осуществления периодических осмотров, для чего он имеет право требовать допуска в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение представителей исполнителя.
В судебном заседании установлено, что ответчик Корнеева Т.С. является собственником двухкомнатной квартиры, площадью 40,5 кв.м., с кадастровым номером, расположенного по адресу: ..., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 22.09.2011.
Управление многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: ...Г осуществляется управляющей организацией ООО «УК «Солнечная» (ранее ООО «Солнечная-Сервис»), что подтверждается протоколом счетной комиссии общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ...Г проведенного в форме заочного голосования от 26.10.2010, решением единственного участника ООО «Компания «Солнечная-сервис» о смене фирменного наименования юридического лица от 13.06.2018, листом записи ЕГРЮЛ от 05.12.2019.
Из представленного истцом в материалы дела предписания об обеспечении свободного доступа к общему имуществу за исх.N 362 от 03.02.2023, адресованного в адрес Корнеевой Т.С.. следует, что ООО «УК «Солнечная» уведомило Корнееву Т.С. о необходимости предоставить доступ сотрудников Управляющей организации к общему имуществу многоквартирного дома, а именно: к стоякам ХГВС, проходящих в ... по адресу: ... для проведения обследования.
Обращаясь с настоящим иском, истец указал, что действиями ответчика нарушаются требования законодательства и правах иных собственников помещений, поскольку ответчики не предоставляют доступ в квартиру для проведения необходимых ремонтных работ.
Между тем, при рассмотрении настоящего иска истцу необходимо доказать, соблюдение установленной действующим законодательством, в том числе Правилами, процедуры уведомления пользователя жилого помещения.
Так, исходя из п. 85 Правил, проверка, если для ее проведения требуется доступ в жилое или нежилое помещение потребителя, осуществляется исполнителем в следующем порядке: исполнитель направляет потребителю способом, позволяющим определить дату получения такого сообщения, или вручает под роспись письменное извещение с предложением сообщить об удобных для потребителя дате (датах) и времени допуска исполнителя для совершения проверки и разъяснением последствий бездействия потребителя или его отказа в допуске исполнителя к приборам учета (подп. "а"); потребитель обязан в течение 7 календарных дней со дня получения указанного извещения сообщить исполнителю способом, позволяющим определить дату получения такого сообщения исполнителем, об удобных для потребителя дате (датах) и времени в течение последующих 10 календарных дней, когда потребитель может обеспечить допуск исполнителя в занимаемое им жилое или нежилое помещение для проведения проверки. Если потребитель не может обеспечить допуск исполнителя в занимаемое им жилое помещение по причине временного отсутствия, то он обязан сообщить исполнителю об иных возможных дате (датах) и времени допуска для проведения проверки (подп. "б"); при невыполнении потребителем обязанности, указанной в подп. "б" настоящего пункта, исполнитель повторно направляет потребителю письменное извещение в порядке, указанном в подп. "а" настоящего пункта, а потребитель обязан в течение 7 календарных дней со дня получения такого извещения сообщить исполнителю способом, позволяющим определить дату получения такого сообщения исполнителем, информацию, указанную в подп. "б" настоящего пункта(подп. "в"); исполнитель в согласованные с потребителем в соответствии с подп. "б" или "в" настоящего пункта дату и время обязан провести проверку и составить акт проверки и передать 1 экземпляр акта потребителю. Акт проверки подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта - исполнителем и 2 незаинтересованными лицами (подп. "г"); если потребитель не ответил на повторное уведомление исполнителя либо 2 и более раза не допустил исполнителя в занимаемое им жилое или нежилое помещение в согласованные потребителем дату и время и при этом в отношении потребителя, проживающего в жилом помещении, у исполнителя отсутствует информация о его временном отсутствии в занимаемом жилом помещении, исполнитель составляет акт об отказе в допуске к прибору учета. Акт об отказе в допуске исполнителя к приборам учета, расположенным в жилом или в нежилом помещении потребителя, подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта - исполнителем и 2 незаинтересованными лицами. В акте указываются дата и время прибытия исполнителя для проведения проверки, причины отказа потребителя в допуске исполнителя к приборам учета (если потребитель заявил исполнителю о таких причинах), иные сведения, свидетельствующие о действиях (бездействии) потребителя, препятствующих исполнителю в проведении проверки. Исполнитель обязан передать 1 экземпляр акта потребителю (подп. "д"); исполнитель обязан в течение 10 дней после получения от потребителя, в отношении которого оставлен акт об отказе в допуске к прибору учета, заявления о готовности допустить исполнителя в помещение для проверки провести проверку, составить акт проверки и передать 1 экземпляр акта потребителю. Акт проверки подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта - исполнителем и 2 незаинтересованными лицами (подп. "е").
В силу подпункта "б" пункта 32 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354, исполнитель имеет право требовать допуска в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение представителей исполнителя для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, для выполнения необходимых ремонтных работ и проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.
При этом согласно подпункту "о" пункта 31 Правил исполнитель обязан согласовать с потребителем устно время доступа в занимаемое им жилое или нежилое помещение либо направить ему письменное уведомление о проведении плановых работ внутри помещения не позднее чем за 3 рабочих дня до начала проведения таких работ, в котором указать: дату и время проведения работ, вид работ и продолжительность их проведения; номер телефона, по которому потребитель вправе согласовать иную дату и время проведения работ, но не позднее 5 рабочих дней со дня получения уведомления; должность, фамилию, имя и отчество лица, ответственного за проведение работ.
Потребитель обязан допускать представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора в занимаемое жилое или нежилое помещение для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования в заранее согласованное с исполнителем в порядке, указанном в пункте 85 настоящих Правил, время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, для проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг и выполнения необходимых ремонтных работ - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время (подпункт "е" пункта 34).
По смыслу приведенных правовых норм, управляющая организация, иной исполнитель, обеспечивающие предоставление коммунальных услуг и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме вправе требовать допуска в жилое помещение, а пользователи обязаны предоставить такой допуск.
В судебном заседании установлено, что надлежащего уведомления в адрес ответчика Корнеевой Т.С.с указанием даты, времени проведения работ, вида работ, продолжительности их проведения, ООО «УК «Солнечная» не направляло.
Надлежащих доказательств обратного со стороны истца не представлено.
Как следует из искового заявления, истец пытался урегулировать данный вопрос в ходе телефонного разговора, однако, ни телефонограмма, ни распечатка телефонных переговоров истцом в материалы дела представлена не была.
Согласно пояснениям стороны ответчика в период с февраля по март 2023 года истец с просьбой о допуске в жилое помещение с указанием конкретной даты и времени к ответчику не обращался, ни уведомлений, ни предписаний ответчику не направлялось и не вручалось. Доказательств обратного истцом не представлено.
Доказательств того, что в дальнейшем истцом также были направлены в адрес ответчика уведомления о необходимости доступа в квартиру, не представлено.
Так же ООО «УК «Солнечная» не представлено доказательств необходимости ремонтных работ, реконструкции системы водоснабжения полотенцесушителя, их вида, именно в квартире ответчика. Какого-либо экспертного заключения, либо заключения специалиста также не представлено. В случае реконструкции системы водоснабжения, о чем говорит истец, управляющая компания должна предоставить техническую документацию, согласования, согласие всех собственников многоквартирного дома на реконструкции, что ответчику не было предоставлено. Истцом не доказан и факт того, что необходимость проведения ремонтных работ была необходимо в связи с аварийной ситуацией.
Таким образом, суд приходит к выводу, что истцом не представлено доказательств в подтверждение доводов о надлежащем согласовании с ответчиком доступа в жилое помещение, а также необходимости такого доступа в связи с производством ремонтных работ, следовательно, оснований для удовлетворения требований истца не имеется, поскольку отсутствуют доказательства о нарушении ответчиком требований действующего законодательства и создания препятствий к выполнению истцом возложенных на него функций, влекущим предоставление судебной защиты избранным истцом способом.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд,
решил:
В удовлетворении исковых требований общества с ограниченной ответственностью «УК «Солнечная» к Корнеевой Татьяне Сергеевне о предоставлении доступа к общему имуществу многоквартирного дома, отказать.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Томска.
Председательствующий судья: (подпись) Бессонова М.В.
Мотивированный текст решения изготовлен 28 июля 2023 года.
Подлинный документ подшит в деле 2-1734/2023 в Октябрьском районном суде г.Томска