Мировой судья судебного участка №5
Серовского судебного района
Свердловской области Мустафина Т.В. Дело №11-81/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Серов Свердловская область 2 сентября 2021 года
Серовский районный суд Свердловской области в составе председательствующего Холоденко Н.А., при секретаре судебного заседания Лучиной Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1536/2021 по иску
ООО «Компания «РИФЕЙ» к Салаватуллину Равилю Ахметовичу, Салаватуллиной Анисе Равильевне о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами,
по апелляционной жалобе ответчиков Салаватуллина Равиля Ахметовича и Салаватуллиной Анисы Равильевны на решение мирового судьи судебного участка №5 Серовского судебного района Свердловской области от 29.04.2021
с участием ответчиков Салаватуллиной А.Р. и Салаватуллина Р.А.,
установил:
ООО «Компания «РИФЕЙ» обратилось к мировому судье с иском к Салаватуллину Р.А., Салаватуллиной А.Р. о взыскании задолженности за потребленные коммунальные услуги по обращению с ТКО за период с 01.01.2019 по 30.11.2019 и с 01.01.2020 по 31.05.2020 в размере 5 339 рублей 55 копеек, пени за период с 11.02.2019 по 05.04.2020 в размере 468 рублей 18 копеек, а также судебных расходов, состоящих из уплаченной государственной пошлины в размере 400 рублей.
Решением мирового судьи судебного участка №5 Серовского судебного района Свердловской области от 29.04.2021 исковые требования ООО «Компания «РИФЕЙ» удовлетворены. С Салаватуллина Р.А. и Салаватуллиной А.Р. в пользу ООО «Компания «РИФЕЙ» солидарно взыскана задолженность за потребленные коммунальные услуги по обращению с ТКО за период с 01.01.2019 по 30.11.2019 и с 01.01.2020 по 31.05.2020 в размере 5 339 рублей 55 копеек, пени за период с 11.02.2019 по 05.04.2020 в размере 468 рублей 18 копеек, а также судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 рублей, всего 6 207 рублей 73 копейки.
Не согласившись с решением мирового судьи, ответчики подали апелляционную жалобу, в которой просят отменить решение суда 1 инстанции от 29.04.2021.
В обоснование апелляционной жалобы указали на то, что при вынесении решения существенно нарушены нормы процессуального и материального права. Суду не представлены документы, удостоверяющие статус представителя Истца и документы, удостоверяющие полномочия и статус доверителя. Предоставленная в 2019 г. ООО «Компания «РИФЕЙ» лицензия на оказание услуг в сфере обращения с ТКО в части транспортирования отходов IV класса опасности недействительна на территории Свердловской области. Следовательно, Истец не имеет права по осуществлению данной деятельности. Не представлен договор на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенный Ответчика и региональным оператором по обращению с ТКО, что нарушает ст. 131.2.5, 132.4 ГПК РФ, не представлены документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования. Имеющееся в деле доказательство, что у Истца есть договор является подложным, т.к. у Ответчика отсутствует место накопления ТКО соответствующее законодательству РФ. Не представлено Соглашение между Министерством Энергетики и ЖКХ Свердловской области и региональным оператором Компанией РИФЕЙ об организации деятельности по обращению с ТКО в Свердловской области. Не предоставлен документ, подтверждающий выдачу мешков Ответчику. В 2019 г. Ответчику не предоставлено место накопления отходов, на которое он имеет законное право выносить свои ТКО. Ничем не подтверждено, что Ответчики выносят свои ТКО в контейнера не указанные в Договоре, а также пользуются мешочным сбором ТКО. Составляющие расходов тарифа, учтенные при установлении Единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО «ООО «Компания «Рифей» на территории Свердловской области. (Скрыто включение в Единый тариф утилизационного сбора (затраты на сбор, транспортировку и обработку упаковки товаров) Плата берется дважды. При установлении или корректировке предельных тарифов в области обращения с ТКО не учитываются расходы на экологический сбор. Считается, что услуга не оказана, если договорные обязательства не выполнены или услуга была оказана некачественно. Взимание платы незаконно.
07.06.2021 от истца ООО «Компания «РИФЕЙ» поступило возражение на апелляционную жалобу. В представленном возражении указано на то, что Доверенность №, выданная 24.11.2020 года ООО «Компания «РИФЕЙ» на имя Шишкина М.А. оформлена надлежащим образом. Лицензирование деятельности ООО «Компания «РИФЕЙ» по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». В соответствии с ч. 2 ст. 9 Закона №99-ФЗ юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, со дня, следующего за днем предоставления лицензии. С 01.01.2019 года сбор и транспортирование ТКО в <адрес> от <адрес> осуществляется региональным оператором контейнерным способом, сто сбором ТКО с имеющихся контейнерных площадок. Ближайшим местом сбора ТКО от <адрес> является контейнерная площадка, расположенная у домов №А и №А по <адрес> (в реестре мест накопления ТКО, размещенном на сайте ОМС контейнерная площадка имеет местоположение <адрес>А, идентификатор 1.361.179). Данная контейнерная площадка обслуживается региональным оператором с периодичностью сбора и транспортирования ТКО, в соответствии с нормами СанПин. Следующей, ближайшей контейнерной площадкой к потребителю, является площадка, расположенная у <адрес> сбор по адресу: <адрес> не осуществляется. ООО «Компания «РИФЕЙ» осуществляет вывоз ТКО с контейнерных площадок, которые организованы органами местного самоуправления или иными лицами, предусмотренными законодательством РФ, которые зарегистрированы и включены в реестр мест (площадок) сбора ТКО. Организация контейнерных площадок не входит в компетенцию регионального оператора. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления ТКО путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО. Реестры контейнерных площадок размещены в открытом доступе в сети Интернет, на официальном сайте администрации Серовского городского округа. Не предоставление Соглашения между Министерством Энергетики и ЖКХ <адрес> и ОО «Компания «РИФЕЙ» об организации деятельности по обращению с ТКО в <адрес> не является нарушением норм ГПК РФ, поскольку данная информация находится в свободном, общедоступном доступе в сети интернет и ее предоставление не обязательно. Между собственником помещения по адресу: <адрес> ОО «Компания «Рифей» имеются договорные отношения. Поскольку с 01.01.2019 услуга по указанному адресу оказывалась надлежащим образом, собственнику начислена плата. Оснований для перерасчета платы собственником не предоставлялось. Вопросы, связанные с установлением, изменением тарифов в сфере обращения с ТКО не входят в обязанность регионального оператора. Нормативы накопления ТКО и тарифы утверждены постановлениями РЭК Свердловской области и опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области. Доводы, изложенные ответчиком в апелляционной жалобе, считают не обоснованными и не основанными на законе.
В судебное заседание представитель истца не явился, о дате, времени и месте его проведения извещен. Вместе с этим, в соответствии со ст. ст. 14, 16 Федерального закона N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" информация о времени и месте рассмотрения жалобы была заблаговременно размещена на интернет-сайте Серовского районного суда Свердловской области.
Ответчики в судебном заседании поддержали требования и основания, изложенные в апелляционной жалобе. Подтвердили о том, что договор на оказание услуг по вывозу ТКО с какой-либо иной организации ими не заключался.
Принимая во внимание, что о дате и времени рассмотрения жалобы стороны извещены надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, определил о рассмотрении дела в отсутствии неявившихся лиц.
Заслушав объяснения ответчиков, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке ст. 327.1 ГПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанном решении установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно п.2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч.1 ст.1, ч.3 ст.11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст.ст. 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (п.3).
В силуч.2 ст. 328 ГПК РФ при рассмотрении апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из этих доводов (ст.327.1 ГПК РФ), суд не находит оснований для отмены или изменения решения мирового судьи по следующим основаниям.
При рассмотрении дела мировым судьей установлено, подтверждается письменными доказательствами о том, что собственниками жилого помещения - <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, являются Салаватуллин Р.А. и Салаватуллина А.Р., вид права: общая совместная собственность.
Правоотношения по поводу предоставления коммунальных услуг регулируются жилищным законодательством, состоящим из Жилищного кодекса РФ, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (ч. 2 ст. 5, п. 10 ч. 1 ст. 4 ЖК РФ).
В соответствии с п. 5 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
Собственник несет расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги, к которым отнесено обращение с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (пункты 3,4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно ч.2 ст.24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Согласно ч.4 ст.24.7 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон, в частности публичной, и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной (п. 2 ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации). При этом публичной офертой признается предложение, содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется (п. 2 ст. 437 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном разделом I(1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 2008 N 641" (далее - Правила обращения с ТКО).
Из содержания п. 8(4) раздела I(1) Правил следует, что основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с абз. 3, 4 п. 8(17) раздела I(1) Правил потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с п.п. 8(5) – 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном п.п. 8(8) – 8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) раздела I(1) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с п. 148(1) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в п.п. 148(4) – 148(6) настоящих Правил.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами (п. 148(2)).
Согласно п. 6 указанных Правил, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора. Такой договор может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия).
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг (абзац 2 п. 30 Правил N 354).
Фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны считается в соответствии с ч. 3 ст. 438 Гражданского кодекса Российской Федерации, как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы).
Действующее законодательство Российской Федерации предусматривает безусловную обязанность потребителя, совершившего конклюдентные действия, вносить плату за услуги, в том числе при отсутствии оформленного в письменной форме договора и платежных документов.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО носит публичный характер, и признается заключенным, в том числе, и в случае фактического потребления услуги.
В соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с ТКО от 18.05.2018, заключенным между Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области (Уполномоченный орган) и региональным оператором по обращению с ТКО – ООО «Компания «Рифей», региональный оператор обязуется обеспечить сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение ТКО в Северной зоне, указанной в п. 2 настоящего соглашения (п.1.1).
Согласно п. 2 соглашения, Зона деятельности оператора определена в соответствии с Территориальной схемой.
Описание Зоны деятельности Регионального оператора приведено в приложении № к настоящему соглашению.
Согласно Приложению № к соглашению об организации деятельности по обращению с ТКО (л.д. 75) в Зону деятельности Регионального оператора ООО «Компания «Рифей» входит Серовский городской округ.
В соответствии с агентским договором № от 15.06.2018, заключённым между ООО «Компания «Рифей» (Принципал) и ООО «Региональный информационный центр» (Агент), последнее приняло на себя обязательство в интересах Принципала организовывать свою работу и работу своих обособленных и структурных подразделений для совершения от имени и за счет Принципала в Зоне деятельности принципала в качестве регионального оператора по обращению с ТКО на территории Свердловской области в Северном АПО в части услуги по обращению с ТКО, в том числе действий по начислению стоимости услуг, проведения перерасчетов, оформления, выставления, предоставления потребителям счетов, счетов-фактур, платежных документов, платежных требований.
Из информации, размещенной на официальном сайте ООО «Компания Рифей» - rif.ecotko.ru следует, что на данном сайте опубликовано адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст типового договора, который, у истца имеется, представлен им в судебном заседании для приобщения к материалам дела.
На официальном сайте ООО «Компания Рифей» размещена информация о том, что с переходом на новую систему обращения с ТКО услуга по вывозу мусора переходит из категории жилищных в коммунальные. Размер платы за данную услугу определяется на основании нормативов таких отходов и утвержденных тарифов стоимости услуги регионального оператора, нормативы накопления ТКО для разных категорий потребителей устанавливает Министерство энергетики и ЖКХ Свердловской области. Предельный тариф для каждого регионального оператора устанавливает региональная энергетическая комиссия.
Заключение договора с региональным оператором на обращение с ТКО становится обязательным для всех граждан.
По порядку заключения договора указано, что 07.12.2018 на сайте регионального оператора размещено предложение о заключении договора на обращение с ТКО. В течение 15 рабочих дней со дня размещения такого предложения потребитель направляет региональному оператору заявку и перечень документов для заключения договора.
Также указано, что физическим лицам не обязательно заключать договор в письменной форме.
Доказательства, подтверждающие, что ответчики направляли истцу письменные документы и заявку на заключение договора, не представлено.
Между тем, в соответствии с вышеуказанными положениями законодательства, суд считает, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО между ответчиками и ООО «Компания «Рифей» был заключен на условиях типового договора, и вступил в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении данного договора на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», соответствующей коммунальной услуги.
В соответствии с ч.1 ст.61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства, признанные судом общеизвестными, не нуждаются в доказывании.
Общеизвестным фактом является то, что в результате обычной деятельности любого лица происходит образование и накопление бытовых отходов, которые данное лицо объективно вынуждено передавать для вывоза с места своего проживания для дальнейшей утилизации. Таким образом, договор на вывоз твердых коммунальных отходов между сторонами заключен и является действительным, поскольку был заключен путем совершения потребителем конклюдентных действий, направленных на присоединение к публичному договору.
Доводы ответчиков о том, что данным видом услуг они не пользуются, не могут быть приняты во внимание, поскольку у потребителя собственника жилого дома есть самостоятельная обязанность обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором, что прямо предусмотрено ч. 5 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Ответчики проживают в индивидуальном жилом доме, в процессе их жизнедеятельности образуются ТКО. В силу положений закона вывоз ТКО является обязательным, ответчики самостоятельно их не вправе утилизировать.
Факт оказания ООО "Компания "РИФЕЙ" услуг по вывозу твердых коммунальных отходов ответчиками не опровергнут. Также указанными лицами не представлено доказательств, подтверждающих, что они не пользуются площадками для сбора отходов, которые установлены на территории г. Серова, либо заключили договор на вывоз ТКО с другой специализированной организацией.
Согласно п.4 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
На основании п.3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 N 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Ответчики считают, что фактически услуга по обращению с ТКО им не оказывается, т.к. рядом с их домом отсутствует контейнерная площадка.
В ответе на судебный запрос Главы Серовского городского округа В.В.Сизикова указано о том, что в период с 01.01.2019 по 31.12.2019 у жильцов, проживающих по адресу: <адрес>, место (площадка) накопления ТКО, соответствующая санитарным нормам и правилам, отсутствовала. Собственники (наниматели) по вышеуказанному адресу в указанный период могли осуществлять ТКО на ближайшие контейнерные площадки, расположенные далее 100 метров по адресам: <адрес>А, <адрес>А. В 2020 году было проведено комиссионное обследование представителями ООВ СГО «Комитет ЭТС и ЖКХ» и МКУ «Управление капитального строительства» для определения возможности строительства контейнерной площадки твердых коммунальных отходов. По результатам обследования установлено, что в связи со сложившейся плотной жилой застройкой установить контейнерную площадку в районе <адрес>, которая будет соответствовать СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований» от 5 декабря 2019 года № 20, в настоящее время не представляется возможным.
Сам факт отсутствия мест размещения контейнеров у дома ответчиков не свидетельствует о ненадлежащем оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными услугами ответчиком, поскольку места вывоза твердых бытовых отходов определяются органом местного самоуправления, тогда как на регионального оператора возложена обязанность принимать твердые коммунальные отходы именно в местах (на площадках) накопления, определенных договором.
К аналогичному выводу пришел Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 22.10.2020 по делу N 88-16055/2020).
Относительно доводов ответчиков о том, что лицензия ООО «Компания Рифей» недействительна на территории Свердловской области, истец не вправе осуществлять свою деятельность, суд отмечает следующее.
ООО Компания "РИФЕЙ" имеет лицензию на деятельность по транспортированию отходов I - IV классов опасности от 21.08.2018 N (72)-6164-Т, выданную Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тюменской области. Лицензия Обществу предоставлена бессрочно.
Правовая основа лицензируемой деятельности определена Федеральным Законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) и Постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 N 2290 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности".
В Законе N 99-ФЗ установлено требование о необходимости включения в лицензию сведений об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности (пп. 2, 3 п. 1 ст. 15).
В силу п. 8 ст. 3 Закона N 99-ФЗ местом осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию, является объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата.
В соответствии с ч. 2 ст. 9 Закона N 99-ФЗ юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии.
Указанные положения Закона N 99-ФЗ применяются с учетом положений п. 8 ст. 3 Закона N 99-ФЗ в случае осуществления деятельности, не связанной с размещением на земельных участках (зданиях, сооружениях) объектов, предназначенных для осуществления такой деятельности.
При намерении соискателя лицензии (лицензиата) осуществлять транспортирование отходов I - IV классов опасности с использованием транспортных средств, то есть движимого имущества, привязка к месту осуществления лицензируемого вида деятельности осуществляется исходя из понятия, установленного в п. 8 ст. 3 Федерального закона N 99-ФЗ, которое в том числе определяет, что место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии.
При намерении соискателя лицензии (лицензиата) осуществлять деятельность по обращению с отходами I - IV классов опасности с использованием (перемещение) установки (мобильной и/или стационарной) для выполнения работ по утилизации или обезвреживанию на земельных участках, предназначенных для осуществления такой деятельности, соискателю лицензии (лицензиату) необходимо указывать конкретное место (адрес) осуществления лицензируемого вида деятельности с учетом положений п. 8 ст. 3 Федерального закона N 99-ФЗ.
Вышеуказанное свидетельствует, что ООО «Компания Рифей» не запрещено осуществлять деятельность по обращению с ТКО на территории Свердловской области.
Кроме того, право на осуществление данной деятельности ответчиком закреплено в Соглашении об организации деятельности по обращению с ТКО, заключенном между Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области и ООО «Компания Рифей» 18.05.2018.
Из Приложения к данному Соглашению следует, что на территории Свердловской области статус единого регионального оператора присвоен ООО "Компания "РИФЕЙ".
Иные региональные операторы деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории области не осуществляют.
Согласно п. п. в. п. 148 (11) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от дата N 354 (далее Правила предоставления коммунальных услуг), региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами приступает к предоставлению коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам и пользователям жилых помещений - со дня возникновения права собственности на жилое помещение или иного законного права пользования жилым помещением, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления. В соответствии со адрес ст. 153 адреса РФ обязанность по внесению платы за коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение.
Размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении (п. 148 (34) Правил предоставления коммунальных услуг). При отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения (п. 148 (36) Правил предоставления коммунальных услуг).
Пунктом 148 (36) Правил N 354 прямо предусмотрено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Кроме того, п. 56 (2) названных Правил также определено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Как следует из приведенного в настоящем определении правового регулирования обязанность по оплате услуги по обращению с ТКО наступает при оказании региональным оператором услуги по обращению с ТКО, независимо от наличия письменного договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Обязанность по предоставлению достоверных сведений о количестве проживающих в жилом помещении в адрес Регионального оператора законодательством закреплена за собственником такого помещения (п. 148 (25) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 1156)
Имеющаяся в деле доверенность №, выданная 24 ноября 2020 года Шишкину М.А., соответствует установленным требованиям Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Копия Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами от 18 мая 2018 года между Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области и ООО «Компания «РИФЕЙ» имеется в материалах дела (л.д.20-24), является приложением к исковому заявлению,, поданному истцом. Кроме того данное Соглашение находится в свободном доступе, в том числе на официальном сайте Истца.
Таким образом, доводы ответчиков являются необоснованными.
Решение мирового судьи является законным и обоснованным, поскольку принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, которые подлежат применению к спорным правоотношениям, в решении отражены имеющие значение для данного дела факты, подтвержденные проверенными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №5 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ 29.04.2021 ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 9 ░░░░░░░░ 2021 ░░░░
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░