Копия Дело № 2-691/2024
32RS0008-01-2024-000679-70
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Дятьково 07 июня 2024 года
Дятьковский городской суд Брянской области в составе:
председательствующего судьи Чернигиной А.П.,
при секретаре Однодворцевой Е.И.,
с участием помощника прокурора Солоповой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Дятьково в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Бытошской поселковой администрации о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Дятьково обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что по результатам проведения проверки соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения, установлен факт отсутствия оценки и технического паспорта на автомобильную дорогу общего пользования местного значения по ул. Садовая д. Будочка, Дятьковского района Брянской области протяженностью 350 м., являющуюся собственностью муниципального образования «поселок Бытошь», на которое возложена обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог и организация содержания указанной автомобильной дороги в соответствии с установленными правилами, стандартами и техническими нормами, что влечет ненадлежащее выполнение обязанностей по содержанию автомобильных дорог.
Бездействие в данной сфере нарушает права граждан на безопасные условия движения по дорогам, гарантированные государством и обеспечиваемые путем выполнения законодательства РФ о безопасности дорожного движения, в связи с чем, прокурор г. Дятьково просит суд обязать Бытошскую поселковую администрацию в трехмесячный срок со дня вступления решения в законную силу провести оценку технического состояния и паспортизацию вышеуказанной автомобильной дороги.
В судебном заседании помощник прокурора Солопова А.Н исковые требования поддержала.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, просили рассмотреть дело в их отсутствие, принятие решение полагали на усмотрение суда, о чем представили письменное заявление.
Выслушав истца, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
В силу положений ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
По делу установлено, что автомобильные дороги общего пользования местного значения по ул. Садовая д. Будочка, Дятьковского района Брянской области, протяженностью 350 м является муниципальной собственностью.
Данная автомобильная дорога с твердым покрытием внесена в реестр муниципального имущества муниципального образования «Поселок Бытошь» Дятьковского района Брянской области.
В рамках проведения поверки требований действующего законодательства дорожной деятельности и безопасности дорожного движения прокуратурой г. Дятьково было установлено, что диагностика и оценка технического состояния автомобильных дорог в п. Бытошь в установленном порядке не проводится, документы технического учета дорог и дорожных сооружений не ведутся, что свидетельствует о ненадлежащем выполнении обязанностей по содержанию автомобильных дорог и создает реальную угрозу безопасности дорожного движения.
В силу положений статей 1 и 3 Федерального закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон от 10.12.1995г. №196-ФЗ) задачами данного Федерального закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий; основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Статьей 5 Федерального закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ определено, что обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством установления полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Согласно пункту 5 части 1 статьи. 15 Федерального закона от 6.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Частью 11 статьи 5 Федерального закона от 08.11.2007г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 8.11.2007г. № 257-ФЗ) установлено, что автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
Согласно статьи 34 указанного Федерального закона дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов.
В силу статьи 17 данного Федерального закона содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
В целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012г. №402 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, в силу подпункта 4 пункта 9 которой, в прочие работы по содержанию автомобильных дорог входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.
Согласно строительным нормам ВСН 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования», утвержденных Минавтодором РСФСР 05.02.1982г., все автомобильные дороги общего пользования подлежат техническому учету и паспортизации. Учет и паспортизацию проводят по каждой дороге в отдельности. Паспортизация автомобильных дорог проводится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.
Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизация проводится по каждой автомобильной дороге в отдельности.
В паспорт дорог и документы технического учета ежегодно вносятся изменения по состоянию на 1 января (п.1.2, 2.9 Типовой инструкции).
Аналогичные нормы закреплены в п.п.4.2.1, 4.2.2, 9.1 «ГОСТ 33388-2015. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации», введенного в действие Приказом Росстандарта от 31.08.2016г. № 1004-ст.
В соответствии с п.п. 4.2.2, 4.2.3 ГОСТ 33388-2015 техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги независимо от принадлежности, состояния и вида покрытия. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге или ее части. Первичный технический учет проводится на вновь построенных, реконструированных и введенных в эксплуатацию автомобильных дорогах, а также на существующих дорогах, не имеющих технических паспортов.
Согласно п. 9.1 ГОСТ 33388-2015 результатом технического учета и паспортизации является технический паспорт автомобильной дороги, который составляется на бумажном и электронном носителях Технический паспорт автомобильной дороги представляет собой документ, содержащий данные о техническом уровне и эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, полученные в результате проведения ее технического учета.
Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного приказом Минтранса России от 7.08.2020г. №288, установлено, что оценка технического состояния автомобильных дорог в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов проводится владельцами автомобильных дорог на основании результатов обследования и анализа информации о транспортно-эксплуатационных характеристиках автомобильных дорог.
В судебном заседании помощник прокурора пояснила, что Бытошской поселковой администрацией проведение оценки технического состояния и паспортизация автомобильных дорог не осуществляется, что свидетельствует о ненадлежащем выполнении обязанностей по их содержанию и создает реальную угрозу безопасности дорожного движения.
При таких обстоятельствах, с учетом вышеуказанных норм законодательства, признания иска ответчиком, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований и возложении на Бытошскую поселковую администрацию в течение года с момента вступления решения суда в законную силу вышеуказанных обязанностей.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора г. Дятьково в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Бытошской поселковой администрации о возложении обязанности, удовлетворить.
Обязать Бытошскую поселковую администрацию провести оценку технического состояния и паспортизацию автомобильной дороги общего пользования местного значения по ул. Садовая д. Будочки Дятьковского района Брянской области протяженностью 350 м. в течение года со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Брянский областной суд через Дятьковский городской суд.
Председательствующий /подпись/ А.П. Чернигина
<данные изъяты> |
Мотивированное решение суда составлено 12 июня 2024 года.