Решение по делу № 33а-4128/2021 от 05.04.2021

судья 1 инстанции: Сердюк И.В. Дело №33а-4128/2021

дело 1 инстанции: №2а-853/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

05 мая 2021 года город Симферополь

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего

Кучеренко Н.В.,

судей

при секретаре

Тимофеевой А.А., Павловского Е.Г.

Налисник Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Шайдук Татьяны Ивановны к Администрации Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, заинтересованное лицо председатель Николаевского сельского совета - Глава администрации Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым Доманицкий Андрей Владимирович о признании постановления незаконным, о возложении обязанности совершить определённые действия,

по апелляционной жалобе Администрации Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым на решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 20 января 2021 года, которым административный иск удовлетворён.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Кучеренко Н.В., объяснения административного истца Шайдук Т.И., судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,

установила:

Шайдук Т.И. обратилась в Симферопольский районный суд Республики Крым с административным иском к Администрации Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, в котором, с учётом последующих изменений (л.д. 24-27), просила: признать незаконным постановление Администрации Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым от 23 сентября 2020 года №68-с «Об отказе Шайдук Татьяне Ивановне в предоставлении бесплатно в собственность земельного участка для ведения садоводства, расположенного <адрес>»; возложить на административного ответчика обязанность устранить в полном объёме допущенное нарушение прав и свобод административного истца путём повторного рассмотрения заявления о предоставлении бесплатно в собственность указанного земельного участка.

Требования мотивированы тем, что с 1985 года административный истец владеет и пользуется испрашиваемым земельным участком. 01 ноября 2012 года решением Николаевского поселкового совета Симферопольского района Автономной Республики Крым административному истцу дано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка по вышеуказанному адресу - площадью 507 кв.м. для ведения садоводства. До 18 марта 2014 года административный истец не реализовала своё право на получение бесплатно в собственность указанного земельного участка. 18 января 2016 года земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учёт с уточнением границ: кадастровый номер . После чего административный истец обратилась в Администрацию Николаевского сельского поселения с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, в соответствии с Порядком переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утверждённым Постановлением Совета Министров Республики Крым №313 от 02.09.2014. 23 сентября 2020 года Администрацией Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым вынесено постановление «Об отказе Шайдук Татьяне Ивановне в предоставлении бесплатно в собственность земельного участка для ведения садоводства, расположенного в <адрес>». Считает данное постановление незаконным, принятым в нарушение действующего законодательства. Указывает, что на момент принятия решения о предоставлении разрешения на составление проекта отвода земельного участка порядок предоставления земельных участков в собственность граждан устанавливался законодательством Украины. Решение Николаевского поселкового Совета Симферопольского района Автономной Республики Крым от 01 ноября 2012 года «О даче разрешения гр. Шайдук Татьяне Ивановне на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка для ведения садоводства в <адрес>» было принято органом местного самоуправления в пределах его полномочий и на сегодняшний день не отменено. В принятом решении указан вид разрешенного использования земельного участка - «ведение садоводства». Таким образом, рассматривая заявление о предоставлении земельного участка в собственность, администрация Николаевского сельского поселения должна была руководствоваться градостроительной документацией, действовавшей на момент вынесения решения о разрешении разработке проекта землеустройства. При несоответствии решения градостроительной документации орган местного самоуправления обязан был вынести мотивированный отказ в соответствии со статьёй 118 Земельного Кодекса Украины.

Определением Симферопольского районного суда Республики Крым от 25 ноября 2020 года к участию в административном деле в качестве заинтересованного лица привлечено должностное лицо – председатель Николаевского сельского совета - Глава администрации Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым Доманицкий А.В. (л.д. 16-19).

Решением Симферопольского районного суда Республики Крым от 20 января 2021 года административный иск Шайдук Т.И. удовлетворён: признано незаконным оспариваемое постановление с возложением на административного ответчика обязанности повторно рассмотреть заявление Шайдук Т.И. о предоставлении земельного участка в собственность.

Не согласившись с постановленным решением, Администрацией Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым подана апелляционная жалоба, в которой просит отменить состоявшийся по делу судебный акт, постановить новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Апелляционная жалоба мотивирована тем, что решение суда первой инстанции является вынесено с нарушением норм материального и процессуального права. Так, согласно генеральному плану Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым от 06.12.2018 №1105 и Правилам землепользования и застройки Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым от 13.03.2019 №116, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне застройки малоэтажными жилыми домами, где ведение садоводства не предусмотрено. В своём заявлении Шайдук Т.И. просила предоставить ей в собственность земельный участок для ведения садоводства. Однако, в соответствии с градостроительной документацией Николаевского сельского поселения разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка. Следовательно, оспариваемое постановление соответствует статье 13 Закона Республики Крым от 31.07.2014 №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» и пункту 14 части 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации. При принятии решения суд первой инстанции не применил закон, подлежащий применению.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный истец Шайдук Т.И. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила решение суда первой инстанции без изменения.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом.

Судебная коллегия, с учётом положений части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещённых и неявившихся лиц, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.

Выслушав объяснения административного истца, исследовав материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением Николаевского поселкового совета Симферопольского района Автономной Республики Крым от 01 ноября 2012 года «О даче гр. Шайдук Татьяне Ивановне разрешения на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка для ведения садоводства, расположенного в <адрес>» административному истцу разрешено составление проекта землеустройства по отводу указанного земельного участка площадью 0,0507 га для ведения индивидуального садоводства из земель жилой и общественной застройки Николаевского поселкового совета с дальнейшей передачей в частную собственность. В соответствии с пунктом 2 указанного решения, на Шайдук Т.И. возложена обязанность предоставить проект землеустройства по отводу земельного участка на рассмотрение совета (л.д. 7).

18 января 2016 года на кадастровый учёт поставлен земельный участок площадью 507 кв.м. по вышеуказанному адресу с присвоением кадастрового номера (л.д. 8).

12 августа 2020 года административный истец обратилась в Администрацию Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым с заявлением о предоставлении в собственность данного земельного участка (л.д. 10).

Постановлением Администрации Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым от 23 сентября 2020 года №68-с «Об отказе Шайдук Татьяне Ивановне в предоставлении бесплатно в собственность земельного участка для ведения садоводства, расположенного <адрес>» административному истцу отказано в предоставлении бесплатно в собственность испрашиваемого земельного участка со ссылкой в обоснование на Генеральный план Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, утвержденный решением 85 сессии Симферопольского районного совета Республики Крым 1 созыва от 06.12.2018 №1105 и Правила землепользования и застройки Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, утверждённые решением 89 (внеочередной) сессии Симферопольского района Республики Крым 1 созыва от 13.03.2019 №1167, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне застройки малоэтажными жилыми домами (Ж-2), где ведение садоводства не предусмотрено (л.д. 11).

Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции исходил из необоснованности оспариваемого постановления.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым с выводами суда первой инстанции не соглашается, исходя из следующего.

Согласно статье 9 Конституции Российской Федерации и пункту 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утверждённым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).

Категория земель указывается в: актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с положениями части 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков.

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (пункт 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьёй 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые являются составной частью правил землепользования и застройки.

В соответствии со статьёй 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьёй 11 Земельного кодекса Российской Федерации, вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесён к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.

В правилах землепользования и застройки устанавливаются территориальные зоны и градостроительные регламенты, предусматривающие соответствующие виды разрешенного использования земельных участков.

Как следует из материалов дела, земельный участок, расположенный в пгт. Николаевка, пер. Октябрьский, 22, с кадастровым номером расположен в границах муниципального образования Николаевское сельское поселение Симферопольского района Республики Крым.

Согласно Генеральному плану Николаевского сельского поселения Симферопольского района, утверждённому решением 85 сессии Симферопольского районного совета Республики Крым I созыва от 06 декабря 2018 года №1081, на момент принятия оспариваемого решения земельный участок с кадастровым номером находился в Зоне застройки малоэтажными домами (Ж-2).

В соответствии с Правилами землепользования и застройки Николаевского сельского поселения Симферопольского района, утверждёнными решением 89 внеочередной сессии Симферопольского районного совета Республики Крым I созыва от 13 марта 2019 года №1167, на момент принятия оспариваемого решения испрашиваемый земельный участок находился также в Зоне застройки малоэтажными домами, где вид разрешенного использования – ведение садоводства (код 13.2) не предусмотрен.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона Республики Крым от 31.07.2014 №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года (далее - решение о разрешении на разработку документации), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.

Частью 6 указанной нормы права установлены основания для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, которыми являются, в том числе, предусмотренные статьёй 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением подпунктов 20 и 21 указанной статьи (пункт 1).

Пунктом 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии основания: разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.

Таким образом, оспариваемое постановление принято в соответствии с законом и предоставленными административному ответчику полномочиями.

По результатам проверки апелляционной инстанцией довода стороны административного истца относительно внесения в ПЗЗ в вышеуказанной части изменений, установлено следующее.

Действительно, в соответствии с частью 1 решения Симферопольского районного совета Республики Крым от 04 августа 2020 года №241 «О внесении изменений в решение 89 (внеочередной) сессии Симферопольского районного совета Республики Крым I созыва от 13.03.2019 №1167 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым», внесены изменения в решение Симферопольского районного совета Республики Крым от 13.03.2019 №1167 согласно приложению. Так, в статью 38 «Зона застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-2) внесены следующие изменения: в пункте 1 «Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства» столбец 1 (Код. Основные виды разрешенного использования) таблицы дополнить следующим кодом: «13.2. Ведение садоводства».

Вместе с тем, решением от 09 сентября 2020 года №280 «О внесении изменений в решение 89 (внеочередной) сессии Симферопольского районного совета Республики Крым I созыва от 13.03.2019 №1167 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым» согласно пункту 2.1.1 Приложения к указанному решению: в пункте 1 «Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства» столбец 1 (Код. Основные виды разрешенного использования) таблицы исключён код «13.2. Ведение садоводства».

Данное решение обнародовано на информационном стенде администрации Симферопольского района (первый этаж административного здания Симферопольского районного совета, расположенного по адресу: ул. Павленко, 1, г. Симферополь), размещено на официальном Портале Правительства Республики Крым на странице Симферопольского района http://simfmo.rk.gov.ru и опубликовано в официальном печатном органе муниципального образования Симферопольский район Республики Крым газете «Сельский труженик Крыма». Настоящее решение, как установлено в его содержании (пункт 4) вступает в силу со дня его опубликования в газете «Сельский труженик Крыма» (опубликовано в газете «Сельский труженик Крыма» 12.09.2020 №36 (10068)).

Таким образом, на момент принятия оспариваемого решения в Зоне застройки малоэтажными домами (Ж-2) вид разрешенного использования – ведение садоводства (код 13.2) не был предусмотрен.

Суд первой инстанции, удовлетворяя административный иск, неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для административного дела, что привело к неправильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, и что в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является основанием для отмены судебного акта в апелляционном порядке.

В связи с чем, решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 20 января 2021 года подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска Шайдук Т.И. в полном объёме, учитывая, что исковые требования о повторном рассмотрении заявления административного истца удовлетворению не подлежат как дополнительные к главному, в удовлетворении которого суд отказывает.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 177, 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,

определила:

решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 20 января 2021 года по административному делу №2а-853/2021 отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении административного иска Шайдук Татьяны Ивановны к Администрации Николаевского сельского поселения <адрес> Республики Крым о признании постановления незаконным, о возложении обязанности совершить определённые действия - отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции, через суд первой инстанции, в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий: Н.В. Кучеренко

Судьи: А.А. Тимофеева

Е.Г. Павловский

33а-4128/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Шайдук Татьяна Ивановна
Ответчики
Администрация Николаевского сельского поселения Симферопольского района РК
Другие
Председатель Николаевского сельского поселения Глава администрации Николаевского сельского поселения Симферопольского района РК Доманицкий А.В.
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Кучеренко Наталья Владимировна
Дело на сайте суда
vs.krm.sudrf.ru
05.04.2021Передача дела судье
05.05.2021Судебное заседание
11.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.05.2021Передано в экспедицию
05.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее