Решение по делу № 2-2799/2018 от 13.11.2018

Дело № 2-2799/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Тамбов 17 декабря 2018 года

Ленинский районный суд г.Тамбова в составе :

председательствующего судьи Макаровой Е.В.,

при секретаре Коллегиной А.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Корчмар Н.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в городе Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области о включении в страховой стаж периода и перерасчете пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Корчмар Н.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в городе Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области о включении в страховой стаж периода и перерасчете пенсии, указав, что имеет возраст 62 года, является получателем досрочной страховой пенсии по старости, осуществляет уход за ребенком-инвалидом, 1987г. рождения. С августа 2006г. по март 2018г. в Украине она получала досрочную трудовую пенсию с учетом общего трудового стажа и периода ухода за ребенком –инвали*** *** согласно действующим в Украине нормативным актам.

В 2017г. она прибыла с дочерью из Украины в Российскую Федерацию. 28.12.2017г. обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии по старости в связи с прибытием на новое место жительства. 09.01.2018г. после предоставления ответчику всех документов, ей предложили написать еще одно заявление, поскольку нормативными актами Украины и действовавшими в РФ (2006г) Федеральным законом РФ от 17.12.1991г. №173-ФЗ предусмотрена аналогичная пенсия.

В январе 2018г. ответчиком сделан запрос в Украину о высылке её пенсионного дела, а в апреле 2018г. пенсионное дело ответчиком получено. С 01.04.2018г. ей назначена страховая пенсия по старости с учетом общего и страхового стажа 13 лет 10 месяцев 21 день. В её страховой стаж ответчиком не включен период ухода за ребенком-инвалидом с 01.12.1991г. по 31.07.2006г. На ее обращение к ответчику получен ответ о принятом решении включить в ее страховой стаж периода ухода за ребенком - инвалидом с только с 11.10.1988г. по 30.11.1991г. ( до распада СССР) и перерасчете пенсии исходя из страхового стажа 17 лет 11 дней. Уточняя исковые требования, просила суд обязать ответчика включить в её страховой стаж период ухода за ребенком-инвалидом с 01.12.1991 по 31.07. 2006г., пересчитать досрочную страховую пенсию по старости с 01.04.2018г., взыскать судебные расходы.

Истец Корчмар Н.В. в судебное заседание не явилась, в письменном заявлении просила рассмотреть дело в её отсутствие.

Представитель истца Подольская Г.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по тем же основаниям и пояснила, что Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения предусмотрено назначение истцу, прибывшему из Украины пенсии того же вида и в том же порядке. Однако ответчик не был включил в страховой стаж истца период ухода за ребенком-инвалидом с 01 декабря 1991 года по 31 июля 2006 года, что является не законным. Пенсионный фонд не учел, что все документы относительно Корчмар должны быть приняты без легализации, о чем говорится в ст.11 Соглашения. Документы об освидетельствовании в Украине до распада СССР должны быть приняты ответчиком. Таким образом, тот вид пенсии, который был установлен Корчмар на Украине, должен быть предоставлен на территории РФ. Просила исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика Курьянова Е.Н. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, пояснив, что ребенку истца группа инвалидности была установлена в Украине. Медико-социальная экспертиза гражданина, переехавшего в Российскую Федерацию, должна проводиться в соответствии с тем законодательством, на основании которого он хочет получать пенсию. Таким образом, ребенку необходимо пройти освидетельствование на территории РФ. Спорный период не был засчитан истцу при назначении пенсии в связи с тем, что ребенок не был признан инвалидом бессрочно, а несколько раз проходил переосвидетельствование на Украине в спорный период времени. Все справки, представленные суду о подтверждении инвалидности, были со сроком действия.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам, руководствуясь при этом следующим.

Согласно ст.1 Федерального закона от 24 ноября 1995г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов Российской Федерации" инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид".

Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 3 указанного закона законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Если международным договором (соглашением) Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора (соглашения).

Российская Федерация не имеет международных соглашений, которыми установлены иные, отличные от вышеуказанных, правила признания лица инвалидами и установления группы инвалидности.

По смыслу приведенных правовых норм, граждане, переехавшие на постоянное место жительства в Российскую Федерацию из иных государств, имеют право на пенсионное обеспечение и меры социальной поддержки, предусмотренные Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", при условии признания их инвалидами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (за исключением граждан, инвалидность которым была установлена на территории республик, входивших в состав СССР до его распада).

На основании пункта 7 Правил признания инвалидом, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006г. N 95 в зависимости от степени выраженности стойких расстройств функций организма, возникших в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет - категория "ребенок-инвалид".

В соответствии с пунктом 11 вышеназванных Правил в случае признания гражданина инвалидом датой установления инвалидности считается день поступления в бюро заявления гражданина о проведении медико-социальной экспертизы.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 32 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.

Конституционный Суд РФ в Определении от 03 ноября 2009 года N 1365-0-0 "По запросу Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан о проверке конституционности подпункта 1 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" указал, что необходимым условием для досрочного назначения трудовой пенсии по

старости одному из родителей (опекуну) в соответствии с оспариваемым законоположением является факт признания ребенка инвалидом в установленном порядке. Для назначения досрочной трудовой пенсии одному из родителей возраст ребенка, в котором он был признан инвалидом с детства (например, после достижения ребенком 8-летнего возраста), продолжительность периода, в течение которого он был инвалидом, а также то, что на момент установления пенсии одному из родителей (опекуну) ребенок уже не является инвалидом с детства (либо умер), значения не имеют.

На основании п.6 ч.1 статьи 12 Федерального закона "О страховых пенсиях" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьёй 11 настоящего Федерального закона засчитывается период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвали*** *** ребёнком инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет.

Пунктом 34 Правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утверждённых постановлением Правительства РФ от 02 октября 2014г. N 1015 установлено, что период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, устанавливается решением органа, осуществляющего пенсионное обеспечение по месту жительства лица, за которым осуществляется уход, принимаемым на основании заявления трудоспособного лица, осуществляющего уход, по форме согласно приложению N 3 и документов, удостоверяющих факт и продолжительность нахождения на инвалидности (для инвалидов I группы и детей-инвалидов), а также возраст (для престарелых и детей-инвалидов) лица, за которым осуществляется уход.

Факт и период нахождения на инвалидности подтверждаются выпиской из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемой федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы.

Аналогичные положения содержались в ранее действующих Правилах подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002г. N 555.

В судебном заседании установлено, что истица Корчмар Н.В. с августа 2006г. по март 2018г., проживая на территории Республики Украина, получала досрочную трудовую пенсию с учетом общего трудового стажа и периода ухода за ребенком –инвали*** группы, согласно действующим в Украине нормативным актам.

В 2017г. она прибыла с дочерью из Украины на территорию РФ. 28.12. 2017г. обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в городе Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 32 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

04.05.2018г. ответчиком принято решение о назначении истцу страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 32 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с учетом общего трудового и страхового стажа 13 лет 10 месяцев 21 день по трудовой книжке,, диплому, свидетельству о рождении. При назначении пенсии не был учтен период ухода за ребенком-инвалидом, поскольку отсутствовало заявление истца о включении данного периода в общий трудовой стаж.

В связи с письменным обращением Корчмар Н.В. от 09.08.2018г. в пенсионный орган вынесено решение о включение в страховой стаж периода ухода за ребенком-инвалидом Корчмар А.В. с 11.10.1988г. по 30.11.1991г. (до распада СССР) на основании заключений на ребенка –инвалида с детства №196 от 25.08.1988г. и №268 от 17.09.1990г.

Период ухода за ребенком-инвалидом с 01.12.1991г. по 31.07.2006 г. в страховой стаж истца ответчиком не включен по причине отсутствия оснований для его включения после распада СССР.

Суд находит данный отказ ответчика неправомерным, руководствуясь следующим.

Пенсионное обеспечение граждан государств - участников Содружества Независимых Государств (СНГ) регулируется национальным законодательством, а также Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992г., участниками которого являются Российская Федерация и Республика Украина.

. Согласно статье 1 Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

В силу п. 1 ст. 6 названного Соглашения, назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.

При переселении пенсионера в пределах государств - участников указанного Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера. Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства - участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера с соблюдением условий, предусмотренных п. 3 ст. 6 названного Соглашения (ст. 7 Соглашения).

Приведенная норма ст. 7 Соглашения связывает сохранение права на пенсию в государстве нового места жительства с наличием пенсии того же вида в законодательстве государства, куда гражданин переехал на постоянное жительство.

Право на пенсию определенного вида имеют граждане при наличии всех предусмотренных законом для данного вида пенсии условий, совокупность которых является правовым основанием назначения пенсии.

Ответчиком не оспаривается, что истец Корчмар Н.В. являлась получателем пенсии на территории Украины до его переезда на постоянное место жительство в Российскую Федерацию.

Действующим российским законодательством также предусмотрено, что лица, являющиеся инвалидами, имеют право на получение страховой пенсии по инвалидности.

Заключения медицинских экспертных организаций стран ближнего зарубежья принимаются во внимание, если они выданы до распада СССР, поскольку в тот период действовал общий порядок установления группы инвалидности.

Представленными ответчику медицинскими заключениями №196 от 25.08.1988г. и №268 от 17.09.1990г., выданными медицинскими экспертными организациями СССР ребенку истицы установлена группа инвалидности категория «ребенок-инвалид» бессрочно.

Поскольку бессрочность группы инвалидности ребенку истца установлена органами СССР, то такая справка об инвалидности на территории Российской Федерации имеет силу.

Пенсия истице, установленная законодательством государств - участников Соглашения, является видом пенсионного обеспечения и подпадает под действие вышеуказанного Соглашения.

Экономический Суд СНГ, осуществляя толкование ч.1 ст.7 Соглашения, в решении от26.03.2008г..N 01-1/2-07 определил, что при переселении пенсионера в пределах государств-участников Соглашения гражданин сохраняет право на пенсию того же вида, предусмотренную законодательством по новому месту жительства (например, пенсия по возрасту, инвалидности, за выслугу лет и т.д.); выплата пенсии продолжается государством, откуда выехал пенсионер, если пенсия того же вида не предусмотрена законодательством государства нового места жительства.

Пенсия может быть отнесена к "пенсии того же вида", если законодательством государства нового постоянного места жительства пенсионера установлены такие же основания (условия) назначения данной пенсии (консультативное заключение Экономического Суда СНГ N 01-1/1-09).

Таким образом, при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения гражданин сохраняет право на пенсию того же вида, предусмотренную законодательством по новому постоянному месту жительства.

На основании изложенного, исковые требования о включении в страховой стаж периода ухода за ребенком-инвалидом с 01.12.1991г. по 31.07.2006г. и обязании ответчика пересчитать досрочную страховую пенсию по старости с 01.04.2018г. с учетом данного периода являются законными и обоснованными.

По сведениям пенсионного дела истца по 31.03.2018г. включительно истцу осуществлялась выплата трудовой пенсии в Республике Украина, поэтому суд считает необходимым обязать ответчика произвести перерасчет досрочной страховую пенсию по старости с 01.04.2018г.

В силу ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй ст.96 настоящего Кодекса.

Судом установлено, что истица понесла судебные расходы по оплате госпошлины при подаче иска в суд - 300 руб., а также расходы на составление нотариальной доверенности на представителя - 1700 руб., которые подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Корчмар Н.В. удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в городе Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области включить в страховой стаж Корчмар Н.В. период ухода за ребенком-инвалидом с 01 декабря 1991 по 31 июля 2006 и пересчитать досрочную страховую пенсию по старости с 01.04.2018г.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в городе Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области в пользу Корчмар Н.В. расходы на уплате госпошлины в сумме 300 руб. и оформлению нотариальной доверенности на представителя в размере 1700 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд через Ленинский районный суд г. Тамбова в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья Е.В. Макарова

Мотивированное решение изготовлено 21.12.2018г.

Судья Е.В. Макарова

2-2799/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Корчмар Нина Васильевна
Ответчики
УПФР в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области
Суд
Ленинский районный суд г. Тамбов
Дело на сайте суда
sud24.tmb.sudrf.ru
14.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.04.2020Передача материалов судье
14.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.04.2020Подготовка дела (собеседование)
14.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.04.2020Судебное заседание
14.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее