16РћS0000-01-2019-000517-64
РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
город Казань 27 августа 2019 года
Верховный РЎСѓРґ Республики Татарстан РІ составе председательствующего - СЃСѓРґСЊРё Верховного РЎСѓРґР° Республики Татарстан Каминского Р.РЎ.,
при секретаре судебного заседания Галиуллиной Л.Р.,
с участием прокурора прокуратуры Республики Татарстан Карпова К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бухминой Зои Викторовны к Казанской Городской Думе Республики Татарстан о признании не действующими Правил землепользования и застройки Градостроительного устава города Казани, утвержденных решением Казанского Совета народных депутатов от 22 апреля 2004 года № 51-19, в части,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
решением Казанского Совета народных депутатов от 22 апреля 2004 года № 51-19 утверждены Правила землепользования и застройки Градостроительного устава города Казани (далее – Правила).
Указанное решение и Правила опубликованы в газете «Казанские ведомости» от 7 мая 2004 года № 102, от 6 июля 2004 года № 150-152.
Согласно карте территориальных зон градостроительных регламентов Правил расположенный в СПК «Полянка» Приволжского района города Казани земельный участок площадью 838 квадратных метров с кадастровым номером 16:50:171110:1195 находится в территориальной зоне - зона обслуживания населения (Д2).
Бухмина З.В., являющаяся собственником указанного земельного участка, обратилась в Верховный Суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействующими Правил в части установления на карте зон градостроительных регламентов в границах земельного участка с кадастровым номером 16:50:171110:1195 территориальной зоны - зона обслуживания населения (Д2).
По мнению административного истца, оспариваемые ею положения Правил противоречат статьям 3, 31, 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, устанавливающим приоритет генерального плана над правилами землепользования и застройки. Документы территориального планирования обязательны при принятии органами местного самоуправления решений, регулирующих правоотношения в области землепользования, в том числе при принятии документов градостроительного зонирования.
Административный истец указывает, что отнесение земельного участка с кадастровым номером 16:50:171110:1195 к территориальной зоне - зона обслуживания населения (Д2) нарушает ее права и законные интересы в сфере землепользования, создает препятствия в использовании спорного земельного участка в соответствии с его назначением.
В судебном заседании представитель Бухминой З.В. адвокат Миндубаев Р.Р. административное исковое заявление поддержал.
Представители Казанской РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ Думы Республики Татарстан Рбрагимова Рђ.Р“. Рё Садреев Рђ.Рђ., являющийся также представителем Управления архитектуры Рё градостроительства Рсполнительного комитета муниципального образования РіРѕСЂРѕРґР° Казани Республики Татарстан, административный РёСЃРє РЅРµ признали.
Выслушав представителей административного истца, административного ответчика, заинтересованного лица, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.
Федеральный закон от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», действовавший на момент принятия Правил, как указано в преамбуле к данному нормативному акту, в соответствии с Конституцией Российской Федерации определял роль местного самоуправления в осуществлении народовластия, правовые, экономические и финансовые основы местного самоуправления и государственные гарантии его осуществления, устанавливал общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации.
В настоящее время общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, и государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ к вопросам местного значения было отнесено регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований.
Пункт 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относит утверждение правил землепользования и застройки.
Аналогичная по своему содержанию норма закреплена в пункте 26 части 1 статьи 17 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года № 45-ЗРТ «О местном самоуправлении в Республике Татарстан», а также в пункте 26 части 1 статьи 8 Устава муниципального образования города Казани, утвержденного решением Представительного органа муниципального образования города Казани от 17 декабря 2005 года № 3-5.
В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 7 мая 1998 года № 73-ФЗ в ведении муниципальных образований в области градостроительства находится, в том числе, принятие и изменение правил застройки, иных нормативных правовых актов органов местного самоуправления в области градостроительства.
Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ в пункте 3 части 3 статьи 8 также предусматривает в числе полномочий органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности утверждение правил землепользования и застройки городских округов.
В силу статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ по вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1), которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4).
Таким же образом было определено место муниципальных правовых актов в правовой системе Российской Федерации в статье 7 Федерального закона от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ.
В соответствии с положениями статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, статьи 21 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года № 45-ЗРТ в структуру органов местного самоуправления входит представительный орган муниципального образования, которым в городском округе Казани в соответствии со статьей 5 его Устава является Казанская городская Дума.
На основании статьи 23 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года № 45-ЗРТ, статьи 28 Устава муниципального образования города Казани к компетенции Казанской городской Думы отнесено установление общеобязательных правил на территории города Казани в соответствии с законодательством.
Ранее, согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ, данными полномочиями обладал Казанский Совет народных депутатов.
Таким образом, оспариваемый нормативный акт принят Казанским Советом народных депутатов в пределах предоставленных ему вышеупомянутыми правовыми актами полномочий, с соблюдением порядка принятия данного нормативного правового акта, введения его в действие, в том числе правил опубликования.
Обращаясь к доводам административного истца о противоречии оспариваемых им положений Правил нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации, в связи с отнесением земельного участка с кадастровым номером 16:50:171110:1195 к территориальной зоне - зона обслуживания населения (Д2) вопреки положениям Генерального плана муниципального образования города Казани, суд приходит к следующему.
Пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации устанавливает, что правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
В соответствии со статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2), содержащая границы территориальных зон (часть 4).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований. Данная норма корреспондирует общему правилу, установленному частью 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, об обязательности документов территориального планирования для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Пункт 3 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяет, что к документам территориального планирования муниципальных образований относятся, в частности, генеральные планы городских округов.
РР· системного толкования положений пунктов 2, 5, 6, 7 Рё 8 статьи 1, пункта 1 части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации следует, что установление территориальных Р·РѕРЅ конкретизирует положения документов территориального планирования РІ целях установления правового режима использования земельных участков, РЅРµ изменяя РїСЂРё этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной Р·РѕРЅС‹.
В силу части 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану, в том числе в части картографического материала, которым устанавливаются территориальные зоны, является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования.
В соответствии с картой территориальных зон градостроительных регламентов Правил (статья 58) земельный участок с кадастровым номером 16:50:171110:1195 находится в территориальной зоне - зона обслуживания населения (Д2).
В соответствии со схемой функциональных зон Генерального плана муниципального образования города Казани, утвержденного решением Казанской городской Думы от 28 декабря 2007 года № 23-26, земельный участок с кадастровым номером 16:50:171110:1195 находится в функциональной зоне коллективных садов.
Таким образом, Правила в части отнесения территории, на которой расположен спорный земельный участок, к территориальной зоне - зона обслуживания населения (Д2) противоречат требованиям части 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации и положениям Генерального плана муниципального образования города Казани.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся, и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд полагает необходимым признать его недействующим в соответствующей части со дня вступления решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 – 178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Р• РЁ Р Р›:
административное исковое заявление Бухминой Зои Викторовны удовлетворить.
Признать недействующими со дня вступления настоящего решения в законную силу Правила землепользования и застройки Градостроительного устава города Казани, утвержденные решением Казанского Совета народных депутатов от 22 апреля 2004 года № 51-19, в части установления на карте зон градостроительных регламентов в границах земельного участка с кадастровым номером 16:50:171110:1195 зоны обслуживания населения (Д2).
Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию в официальном печатном издании «Сборник документов и правовых актов муниципального образования города Казани» Республики Татарстан.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Верховный Суд Российской Федерации.
РЎСѓРґСЊСЏ Р.РЎ. КаминскийСправка: решение принято СЃСѓРґРѕРј РІ окончательной форме 2 сентября 2019 РіРѕРґР°.
РЎСѓРґСЊСЏ Р.РЎ. Каминский